Мир, в котором мы живем
Оценка 4.9

Мир, в котором мы живем

Оценка 4.9
docx
27.11.2024
Мир, в котором мы живем
Мир, в котором мы живём.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

 

ПРИНЯТО

Решением методического объединения классных руководителей

протокол от ___.___.2023

 

СОГЛАСОВАНО                                          Зам.дир. по ВР

_____________    С.В. Бахирева

___.___.2023             

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса внеурочной деятельности

«Мир, в котором мы живём»

 на 2023 – 2024 учебный год

для 1 «Г» класса

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Бакатович Диана Эдуардовна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа кружка внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живём» предназначена для 1 классов начальной школы и рассчитана на 34 занятий. Преподавание кружка «Мир, в котором мы живём» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка «Мир, в котором мы живём» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.            История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
                Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений.
   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач: 

o   образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

o   воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;

o   развивающих  - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

           Программа  кружка призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды Новосибирска.

       Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Основные принципы формирования программы:

·        Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

·        Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

·        Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

·        Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

·        Принцип результативности.

Проектируемым результатом реализации программы «Мир, в котором мы живём» является совершенствование полученных знаний и умений, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Реализация программы осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Используемые методы и технологии:

· наблюдение

· беседа

· игра

· экспериментирование

· целевая прогулка

· слушания музыки и звуков природы

· просмотр образовательных фильмов

· рассматривание и сравнение.

В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

·        осознавать ценность природы для человека

·        ориентироваться в понятиях курса

·        знать наиболее типичных представителей животного мира;

·        знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

·        понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;

·        различать неживое и живое в природе;

·        объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;

·        оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;

·        знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

·        знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

·        ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;

·        знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

·        объяснять разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

·        знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века;

·        знать различия съедобных и несъедобных грибов;

·        знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

·        различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

·        понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия

·        применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

·        оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

·        применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.

Метапредметные:

·        определять цели изучения разделов курса;

·        понимать учебную задачу занятия;

·        оценивать достижения на уроке;

·        работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

·        приводить примеры ответственного отношения к природе;

·        сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

·        осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;

·        высказывать и обосновывать предположения;

·        анализировать иллюстрации

·        знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками

·        уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса

·        предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

·        улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Личностные:

·        понимать и принимать ценность любого организма;

·        проявлять целостное восприятие окружающего мира;

·        бережно относится к окружающему миру

·        испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

·        понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

·        доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

 Ожидаемые результаты проекта.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Программа предусматривает –34 часа (1 час в неделю) в 1 классе.

1.Введение (1 час).

Теоретические знания. Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая природа.

Практическая деятельность. Подвижная игра «Живое - неживое».

2.Осень (10 часов)

Теоретические знания. Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.

Практическая деятельность. Конкурс загадок об осени и осенних явлениях. Сбор листьев для поделок.

Исследовательская деятельность. Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы.

Творческая деятельность. Рисунки «Осень», «Береза». Раскраска «Медведь». Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка». Аппликация «Синичка».

3.Зима (8 часов)

Теоретические знания. Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь

Практическая деятельность. Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы. Игра «Кто поет?». Акция «Покормите птиц». Экскурсия в школьный сад. Мозаика «Снегирь».

Исследовательская деятельность. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.

Творческая деятельность. Изготовление снежинки из бумаги. Творческий проект «Кормушка для птиц». Рисунок «Ель». Поделка из бумаги «Птичка».

4.Весна (8 часов)

Теоретические знания. Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты и охраны.

Практическая деятельность. Конкурс загадок о весне и весенних явлениях. Игра «Путешествие капельки воды». Экскурсия в школьный сад. Исследовательская деятельность.  Исследование свойств воды. Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами. Наблюдение за организмами в аквариуме.

Творческая деятельность. Поделка из бумаги «Осьминожка». Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду».

5.Лето (6 часов)

Теоретические знания. Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.

Практическая деятельность. Конкурс загадок о лете. Викторина «Явления природы». Путешествие «По страницам Красной книги».

Творческая деятельность. Раскраска «Тигр». Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет». Аппликация «Бобр».

 

 

 

 

Тематический план

 

Тема занятия

Количество

часов

Деятельность

Теория

Практика

1

Введение

1

0,5

0,5

2

Времена года. Осень

10

4

6

3

Времена года. Зима

8

2

6

4

Времена года. Весна

8

3,5

4,5

5

Времена года. Лето

6

2,5

3,5

6

Обобщение. Задание на лето

1

-

1

 

Итого

34

12,5

21,5

 

 

Тематическое планирование

 

Тема занятия

деятельность

теория

практика

Введение (1 час)

1

Экология и мы. Живая и неживая природа

Экология и мы. Законы экологии. Живая и неживая природа

Игра «Живое - неживое»

Осень (10 часов)

2

Времена года. Осень

Приметы осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени

Конкурс загадок об осени и осенних явлениях

3

Как растения готовятся к зиме. Почему опадают листья?

Сбор листьев для поделок

4

Краски осени

Рисуем осень

5

Как животные готовятся к зиме.

Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка

Поделка «Заяц»

6

Медведь – хозяин леса

Беседа о медведе

Раскраска «Медведь»

7

Шестиногие хозяева Земли

Беседа о насекомых

Поделка «Паучок»

8

Божья коровка

Беседа о божьей коровке

Поделка «Божья коровка»

9

Бабочки – летающие цветы

Беседа о бабочках

Поделка «Бабочка»

10

Синичка - сестричка

Рассказ о синичке

Аппликация «Синичка»

11

Береза – символ России

Рассказ о березе

Рисунок «Береза»

Зима (8 часов)

12

Времена года. Зима

Приметы зимы. Зимние  явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок об осени

Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы

13

Снег кружится…

Строение и условия образования снежинок

Изготовление снежинки

14

Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор»

Беседа о дятле

Игра «Кто поет?»

15

Творческая мастерская

Изготовление кормушек

16

Покормите птиц

Акция «Покормите птиц»

17

Зимние наблюдения за птицами

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки

18

Ель – лесная красавица

Беседа о ели

Рисунок «Ель»

19

Снегирь – зимняя птичка

Рассказ о снегире

Собери мозаику «Снегирь»

Весна (8 часов)

20

Времена года. Весна

Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне

Конкурс загадок о весне и весенних явлениях

21

Самое важное вещество на Земле

Беседа о значении воды в природе и жизни человека

Игра «Путешествие капельки воды».

22

Свойства воды

Беседа о свойствах воды, ее состояниях

Исследование свойств воды

23

Цепочка жизни в море

Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде

Поделка «Осьминожка»

24

В мире безмолвия

Беседа о водных обитателях. Просмотр презентации

Рисунок «Рыбка»

25

Что растет в воде

Беседа о водных растениях. Просмотр презентации

Рисунок «Озеро»

26

Берегите воду

Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты

Рисунки и листовки «Берегите воду»

27

Весенние явления  в природе

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами

Лето (6 часов)

28

Времена года. Лето

Приметы лета. Анализ поговорок о лете

Конкурс загадок о лете

29

Для чего нужен воздух

Беседа о составе воздухе и важности его для жизни на планете. Охрана воздуха.

Викторина «Явления природы»

Поделка «Самолет»

30

Красная книга. Что это такое?

Путешествие «По страницам Красной книги»

31

Амурский тигр – полосатый хищник

Беседа о тиграх, просмотр презентации

Раскраска «Тигр»

32

Лотос

Рассказ о лотосе, просмотр презентации

Поделка «Лотос»

33

Бобр - строитель

Беседа о бобрах. Просмотр презентации

Аппликация «Бобр»

Обобщение (1 час)

34

Обобщение. Задание на лето

Игра «Природа вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.   Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

2.   Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

3.   Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

4.   Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1980.

5.   Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

6.   Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.

7.   Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? М: Просвещение, 1984

8.   Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

Для реализации программы необходимо наличие:

1.   компьютерной техники для  работы с электронными учебными пособиями; применяется персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система.

2.   занятия проводятся в учебном классе общей площадью, с посадочными местами для десяти обучающихся.


 

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живём» предназначена для 1 классов начальной школы и рассчитана на 34 занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живём» предназначена для 1 классов начальной школы и рассчитана на 34 занятий

Программа кружка призвана решить следующие задачи: - расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; - углубление теоретических знаний учащихся…

Программа кружка призвана решить следующие задачи: - расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; - углубление теоретических знаний учащихся…

Реализация программы осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса

Реализация программы осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса

Метапредметные: · определять цели изучения разделов курса; · понимать учебную задачу занятия; · оценивать достижения на уроке; · работать в паре, группе, рассуждать и делать…

Метапредметные: · определять цели изучения разделов курса; · понимать учебную задачу занятия; · оценивать достижения на уроке; · работать в паре, группе, рассуждать и делать…

Личностные: · понимать и принимать ценность любого организма; · проявлять целостное восприятие окружающего мира; · бережно относится к окружающему миру · испытывать чувство ответственности за…

Личностные: · понимать и принимать ценность любого организма; · проявлять целостное восприятие окружающего мира; · бережно относится к окружающему миру · испытывать чувство ответственности за…

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа предусматривает –34 часа (1 час в неделю) в 1 классе

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа предусматривает –34 часа (1 час в неделю) в 1 классе

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Тематический план №

Тематический план №

ЗемлиБеседа о насекомыхПоделка «Паучок» 8Божья коровкаБеседа о божьей коровкеПоделка «Божья коровка» 9Бабочки – летающие цветыБеседа о бабочкахПоделка «Бабочка» 10Синичка - сестричкаРассказ о синичкеАппликация «Синичка» 11Береза…

ЗемлиБеседа о насекомыхПоделка «Паучок» 8Божья коровкаБеседа о божьей коровкеПоделка «Божья коровка» 9Бабочки – летающие цветыБеседа о бабочкахПоделка «Бабочка» 10Синичка - сестричкаРассказ о синичкеАппликация «Синичка» 11Береза…

Что растет в воде Беседа о водных растениях

Что растет в воде Беседа о водных растениях

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2024