Программа социализации детей с ОВЗ
«Мир, в котором я живу»
Актуальность
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.
По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Важнейшими задачами по социализации детей с ОВЗ, стоящими перед школой, - это профориентационная работа, работа по усвоению ребенком модели поведения в обществе. Первый год обучения по данной программе направлен на работу по профориентации, второй год обучения на усвоение ребенком модели поведения в обществе.
I год обучения
Цель: успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи:
Формы занятий:
- беседы;
- видеоэкскурсии;
- ролевые игры;
- встречи с представителями различных профессий, экскурсии.
План работы
Блоки |
Тематика занятий |
Форма занятия |
Время проведения |
Ответственный |
«Профессии моей семьи» |
«Профессии моих родителей» |
Беседа |
Ноябрь |
Социальный педагог |
«Профессии в моей школе» |
«Кто работает в школе?» Экскурсия по школе «Работа воспитателей и учителей» |
Беседа, экскурсия |
Декабрь |
Социальный педагог, классный руководитель |
«Профессии моего села» знакомство с профессиями села |
«Хвала рукам, что пахнут хлебом». |
Беседа, видеоэкскурсия |
Февраль |
Социальный педагог |
Знакомство с профессией продавец. |
Беседа, ролевая игра, экскурсия |
Февраль, март |
Социальный педагог, классный руководитель |
|
«Хранитель культуры и добра». Знакомство с профессией, работой библиотекаря. |
Беседа, видеоэкскурсия, ролевая игра |
Март |
Социальный педагог, педагог-библиотекарь |
|
Знакомство с профессиями в животноводстве: «Моя малая ферма». |
Беседа, видеоэкскурсия |
Апрель |
Социальный педагог |
|
«В гостях у почтальона Печкина». |
Беседа, видеоэкскурсия, ролевая игра |
Апрель |
Социальный педагог |
|
«Осмотр ведет доктор Пилюлькин». |
Беседа, ролевая игра, экскурсия |
Май |
Социальный педагог, мед работник школы |
|
Итоговое занятие «Мир моих интересов» |
Игра |
Май |
Социальный педагог, педагог психолог |
Ожидаемые результаты:
- иметь представления о профессиях и особенностях труда людей родного села; - сформировать интерес к выбору будущей профессии, потребности в самоопределении; - обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми,успешно адаптироваться к жизни в социуме.
II год обучения
Цель: успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи:
1. Способствовать формированию культурного отношения к людям.
2. Расширить представления и знания учащихся об этикете, правилах хорошего тона, умении общаться.
3.Способствовать успешной социализации детей к окружающему миру.
Формы занятий:
- беседы;
- ролевые игры;
- экскурсии;
- классные часы.
План работы
Блоки |
Тематика занятий |
Форма занятия |
Время проведения |
Ответственный |
Общие вопросы этикета |
Что такое этикет? История возникновения этикета |
Беседа |
Октябрь |
Социальный педагог |
Роскошь человеческого общения. Тестирование: «Насколько вы общительны, робки, контактны?» |
Беседа |
Октябрь |
Социальный педагог |
|
«Что такое вежливость» |
Классный час |
Ноябрь |
Социальный педагог, классный руководитель |
|
Этикет в семье и с близкими родственниками |
Домашний этике Приём пищи –тоже искусство. |
Беседа, экскурсия, ролевая игра |
Декабрь |
Социальный педагог |
Сервировка стола. У вас гости. Вы в гостях |
Ролевая игра |
Январь |
Социальный педагог |
|
Хороший тон за пределами дома. |
Вы сказали: «Здравствуйте!». Культура поведения в общественных местах. |
Классный час |
Февраль |
Социальный педагог, классный руководитель |
Готовы ли вы к путешествию? Этикет в поездке. |
Классный час |
Март |
Социальный педагог, классный руководитель |
|
Народные традиции у представителей различных религий. |
Беседа, виртуальная экскурсия |
Апрель |
Социальный педагог |
|
Правила поведения в различных языковых ситуациях |
Язык –враг или друг? Разговор по телефону.
|
Беседа, ролевая игра |
Май |
Социальный педагог |
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков культурного поведения, правил хорошего тона;
- представление о достойном поведении в обществе;
- обрести уверенность в себе, навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, успешно адаптироваться к жизни в социуме.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.