Мир животных: рыбы
Оценка 4.9

Мир животных: рыбы

Оценка 4.9
docx
19.12.2023
Мир животных: рыбы
рыбы конспект 2 класс.docx

 

 

 

урок

окружающего мира

во 2 классе

«Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание»

 

 

 

 

Учитель  начальных классов

МБОУ Климовская СОШ №1

                   Сквазникова Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пгт Климово

2023 г.

 

 

 

 

 

Цель: формирование у учащихся представлений о рыбах как особой

группе животных.

Задачи:

·        создать условия для усвоения отличительных признаков рыб, особенностей их строения в связи с жизнью в воде;

·        научить различать наиболее распространенных рыб

·        способствовать осознанию учащимися роли рыб в природе и для человека, необходимости поддерживать чистоту воды в водоемах

а также бережного отношения к этой группе животных;

·        развивать умения описывать объекты природы, устанавливать

причинно-следственные связи в системе «особенности строения -образ жизни».

 

Цели урока (предметные):

Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения;

- развивать умение детей работать с рабочими листами

- расширение кругозора детей.

Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;

-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

Воспитывающие: – воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру, бережное отношение к природе, любовь к Родине.

 

 

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 

Оборудование: рабочий лист ученика, компьютер, проектор, электронная презентация, Толковый словарь, Красная книга, выставка книг, раздаточный и наглядный материал.

 

 

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- Друзья мои! Я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки. Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Мы очень рады этому. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте подарим им свои улыбки. Присаживайтесь!

- Хочу пожелать вам удачи. Очень надеюсь, что на этом уроке вы получите новые знания и он принесет нам радость и удовлетворение.

 

2. Актуализация знаний.(Слайд 1) - Звуки природы

- Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето, светит яркое солнышко, поют птички. И мы с вами оказались на зеленой лужайке.

- Я предлагаю вам отгадать загадки.

(Слайд 2 - )

 

1)Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.(Бабочка)

 

2)Он рогатый и усатый,

 Многоногий и крылатый,

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый…(Жук)

 

3) Я поменьше, чем пчела,

А зовут меня … (Оса)

 

4)Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит .(Комар)

 

5) Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

 

 

 

6) Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ...  (Божья коровка)

 

-Как можно назвать одним словом всех этих перечисленных животных? (Это насекомые)

- Кто такие насекомые? (Насекомые -это животные, у которых 6 ног).

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)

 - Правильно, зимой все насекомые спрятались в земле и под корой деревьев.

 

-Приготовьтесь к графическому диктанту.

Листки у вас на столах. Вам понадобятся 2 цветных карандаша: красного и зелёного цвета

O – зеленый цвет – согласны с высказыванием,

O – красный цвет – не согласны.

 

 -  Слушайте внимательно вопросы и рисуйте правильно кружочки:

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4. Божья коровка спасает смородину от тли? (да)

5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

6. У бабочки 6 крыльев? (нет)

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

- Попишите листочки и положите на край парты.

 

-Сейчас я проверю вашу внимательность, на сколько хорошо вы научились разбираться в насекомых. Я буду называть животных, когда вы услышите названия насекомых, хлопайте в ладоши, а когда я назову животное, которое не относится к насекомым-  топайте.

 

Бабочка, шмель, комар, стрекоза,

Муха, паук, кузнечик, оса.

Лебедь, медведь, пчела, соловей,

Дятел, медведка, клещ, воробей.

 

 

3. Постановка учебной задачи.

Ребята, скажите, чего на Земле больше: воды или суши?

- Назовите, кто живет в воде, отгадав загадку и решив ребус:

 

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть – не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

 

- Какие особенности животного отмечены в загадке?

- О каких «крыльях» идет речь?

- Подумайте и скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока?(рыбы)-вывешиваю тему на доску

- Какие задачи мы поставим себе для урока?

- узнаем отличительные особенности рыб;

- как рыбы приспособились жить в воде;

- чем они питаются;

- заботится ли государство об охране рыб.

 

- Сегодня  мы  все будем ИХТИОЛОГАМИ. Будем работать в трёх исследовательских центрах, первый- центр исследования строения рыб, второй-центр исследования рыб по образу жизни, третий- центр исследования способов питания

-Кто-нибудь из вас знает кто такие ихтиологи?

-Посмотрим определение в толковом словаре.

 

ИХТИОЛОГИ-учёные, которые исследуют рыб и благодаря исследованиям получают новые знания.

 

-На протяжении урока мы будем пополнять копилку наших знаний.

 

4. Усвоение новых знаний

-А сейчас мы начнём работу в наших исследовательских центрах

1 центр будет заниматься строением рыб

Ваша задача:

1)Прочитать информацию, которую я вам дала.

2)По прочитанной информации составить на рабочих листах схему строения рыб

3)Соотнести название части тела рыбы с её функцией

4)Кратко рассказать своим одноклассникам о строении рыб

 

Строение рыбы.

Все рыбы – водные животные с обтекаемой форой тела. Это помогает им быстро двигаться в воде.

Тело состоит – из ГОЛОВЫ, ТУЛОВИЩА и ХВОСТА. Вместо парных конечностей – ПЛАВНИКИ. Для движения рыбы используют – ХВОСТОВОЙ ПЛАВНИК, для выравнивания тела и поворотов – СПИННОЙ, ГРУДНЫЕ И БРЮШНЫЕ ПЛАВНИКИ.

Дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи ЖАБР. Период размножения рыб называется НЕРЕСТОМ.

 

Хвостовой плавник – эту часть тела рыба использует для движения

Спинной, грудные и брюшные плавники- эту часть тела рыба использует для поворота и выравнивания тела

Жабры – при помощи этой части тела рыба дышит под водой растворённым кислородом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски   ученик прикрепляет названия частей строения рыбы и называет функции.

 

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? (Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

 

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй.

Зачем она?

(Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.)

 

5. Физкультминутка.

 

6. Продолжение работы по теме урока.

 

2 центр будет заниматься исследованием рыб по образу жизни

 

- Как вы думаете, почему рыбы называются речными?

- Почему рыб называют морскими?

1)    Прочитать информацию про морских рыб.

Дети читают с рабочего листа

По месту обитания рыбы делятся на:

1.     Пресноводных (живут только в пресной воде: реки, озёра, ручьи.)

К пресноводным относятся: карась, окунь, щука, сом, ёрш, карп, лещ, судак. Эти рыбы обитают в водоёмах нашей страны.

1.     2.  Морские (живут только в солёной воде: моря, океаны)

К морским рыбам относятся: фугу, камбала, скумбрия, палтус, морской ёрш, минтай, треска, горбуша, акула, кит.

 

 

 

Просмотр слайдов

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Окунь, судак, лещ, сом, ёрш, щука, карп, карась)

 

Игра "Поймай рыбку" На партах лежит конверт с картинкамирыб. Дети работают по вариантам: 1в.- ловит пресноводных рыб: карась, окунь, щука, сом, ёрш.

2 в. - морских рыб: камбала, скумбрия, акула, ёж, скат.

 

Два человека работает у доски.

Проверяем коллективно.

 

3 центр будет исследовать рыб по способу питания

Ваша задача:

1)Прочитать информацию о способе питания рыб

По способу питания рыбы делятся на 3 группы:

 

1- растительноядные

Они питаются водорослями и живут в наших реках и озёрах: толстолобик, белый амур

2 - хищные

Они охотятся на мелких рыб, водных насекомых, рачков червей: сом, щука.

3 - всеядные

Они питаются и растениями, и животными: плотва, карась.

 

-Ребята, что произойдёт, если на планете исчезнут рыбы?(исчезнут и те звери, и птицы, которые питаются рыбой)

- Как можно заботится о рыбах?

Охрана рыб:(карточки появляются постепенно, после ответа учащихся) На доску прикрепляются таблички:

1)Запрет на ловлю сетями

2)Забота о чистоте водоёмов

3)Красная книга

4)Запрет на ловлю во время нереста

 

-Ребята, кто знает, что означает Красная книга? Для чего она нужна? (для того, чтобы знать, какие животные находятся на грани исчезновения; чтобы охранять этих животных и растения)

-В Красную книгу занесены: СТЕРЛЯДЬ, ФОРЕЛЬ, АТЛАНТИЧЕСКИЙ ЛОСОСЬ СЕМГА

 

Работа с выставкой книг

-Интересные дополнительные сведения о рыбах вы можете прочитать в энциклопедиях (Обращаю внимание на выставку книг).

 

Дети читают «Это интересно!»

Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на маленьких рыбешек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусенка или утенка. Но еще одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространиться болезням.

Горбуша – рыба-путешественница. Пока растет – плавает по морям. Но когда придет время откладывать икру, горбуша изо всех сил устремится в речку, где когда-то родилась сама. Долог и труден ее путь – через водопады, мели и перекаты, порой ползком на брюхе добирается рыба до родной протоки или ручья. Прибудет на место, выроет на дне ямку, отложит икру, а сама, обессиленная, погибнет. Мальки горбуши, когда появятся из икринок, скатятся по реке в океан.

7. Игротека «Знатоки рыб».Дети объясняют пословицы: СЛАЙД

1. Игра «Пословицы, поговорки, приметы о рыбах».

Ÿ Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.

Ÿ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ÿ Нем как рыба.

Ÿ Как рыба в воде.

Ÿ Рыбы выпрыгивают из воды – перед дождем.

Ÿ Не учи рыбу плавать.

8.Закрепление новых знаний

-Сейчас я посмотрю, насколько внимательны вы были на уроке. В рабочих листах вы увидите тест. Укажите галочкой верный вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Информирование о домашнем задании

-Дома вы должны будете прочитать тексты с рабочего листа и выполнить творческое задание: найти загадки о рыбе. По желанию приготовить сообщение о необычных рыбах, которые обитают в реках и морях. можно об аквариумных рыбках.

10. Выставление оценок.

11.Подведение итогов

-Ребята, скажите, что мы хотели узнать о рыбах?(строение, где живут, как питаются)

- Что узнали? 

- Какие рыбы встречаются в наших водоёмах? (сом, карась, щука, лещ и т.д.)

-На протяжении урока, мы свами в копилку собирали знания, посмотрите, какие мы молодцы! Как много знаний мы собрали!

12. Рефлексия

-У меня есть аквариум, но там как думаете, кого не хватает?(Рыбок)

-У каждого из вас на столе лежит по 3 рыбки, вы должны запустить в аквариум:

зелёную рыбку-если на уроке вам было интересно, и вы узнали для себя много нового,

жёлтую рыбку-  если на уроке вам было что-то непонятно,

розовую рыбку-если ничего не запомнили

 

Вы отлично поработали, спасибо за урок!

 

 


 

Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание»

Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание»

Цель: формирование у учащихся представлений о рыбах как особой группе животных

Цель: формирование у учащихся представлений о рыбах как особой группе животных

Оборудование: рабочий лист ученика, компьютер, проектор, электронная презентация,

Оборудование: рабочий лист ученика, компьютер, проектор, электронная презентация,

Тлей проворно поедает, Так растения спасает

Тлей проворно поедает, Так растения спасает

И виляю хвостиком. По земле не хожу,

И виляю хвостиком. По земле не хожу,

Спинной, грудные и брюшные плавники - эту часть тела рыба использует для поворота и выравнивания тела

Спинной, грудные и брюшные плавники - эту часть тела рыба использует для поворота и выравнивания тела

Просмотр слайдов Работа в парах

Просмотр слайдов Работа в парах

Красная книга 4) Запрет на ловлю во время нереста -Ребята, кто знает, что означает

Красная книга 4) Запрет на ловлю во время нереста -Ребята, кто знает, что означает

Информирование о домашнем задании -Дома вы должны будете прочитать тексты с рабочего листа и выполнить творческое задание: найти загадки о рыбе

Информирование о домашнем задании -Дома вы должны будете прочитать тексты с рабочего листа и выполнить творческое задание: найти загадки о рыбе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023