Тема «Страна городов».
Цели: Образовательные:
сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде;
познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
Воспитательные:
воспитывать любовь к истории родной страны;
Развивающие:
развивать устную речь, воображение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.
2. Проверка домашнего задания
· Опрос учащихся по вопросам:
· Как было организовано управление в Древней Руси?
· За какие заслуги мы чтим князя Владимира?
· В чём значение принятия Русью христианства?
2) Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси» (слайды 1-10). Работы собрать.
3. Работа над новым материалом
Учитель: Нам уже известно, как жили
древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки
славян-землепашцев.
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали
строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для
строительства крепостей?
Учащиеся: Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.
Учитель: Да, крепость строили в том месте,
где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны,
не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался
остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий
земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко
друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти
преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности
можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости стали называть городами,
от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками.
Кто такие купцы и ремесленники?
Учащиеся: Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек , который занимается своим делом, ремеслом.
Учитель: Отправляемся в путешествие по
Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение
Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране. (Слайд
11)
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория,
постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было
через городские Золотые ворота. (Слайд 12)
Учитель: (Слайд 13) Софийский
собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен
Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион
так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах,
лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от
востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов
образовывали композицию , группируясь вокруг самого большого купола –
тринадцатого. (Слайд 14)
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на
горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его
избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен
поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом,
серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового
Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась
резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились
государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская
рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана
одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском
соборе в мраморном саркофаге.
Физкультминутка
Мы город построить поможем,
Стены зданий по кирпичику сложим,
Лопатой клумбы покопаем покопаем,
Цветов насажаем,
Мост поднимем, фонари повесим,
А потом себе похлопаем:
МОЛОДЦЫ какие!
(Учащиеся имитируют движения за учителем)
Учитель:Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода) Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47) .
Учащиеся отвечают.
Учитель: (Слайд 15)
Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов , что у
Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил
после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в
начале реки Волхов.
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. (Слайд 16) От
незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу
возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов,
обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля
блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским.
Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.
Чтение статьи учебника стр. 48-52.
Учитель: В 1054 году умер князь Ярослав
Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и
сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава
Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был
Долгоруким.
С его именем связана одна легенда.
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу.
Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком
перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И
вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и
лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один
разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе,
великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый
град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина
Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град
новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?
Ученики: Город Москва.
Учитель: (Слайд 18) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.
Чтение статьи учебника стр. 53-57.
4. Закрепление изученного
1) Беседа по вопросам. (Слайды 19, 20, 21)
2) Дидактическая игра «Имена, прозвища, даты» (Слайд 22)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.