"Исследовательский азарт" система технологических и методических решений
Оценка 4.8

"Исследовательский азарт" система технологических и методических решений

Оценка 4.8
docx
18.12.2023
"Исследовательский азарт" система технологических и методических решений
Исследовательский азарт» система технологических и методических решений.docx

Тема: «Исследовательский азарт»: система технологических и методических решений, направленных на формирование познавательного интереса к исследованиям

(на предмете «Окружающий мир»)

С внедрением ФГОС НОО появляется проблема обеспечения новых подходов  к организации образовательного  процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования. 

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности  современных школьников.

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.

Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.

В начальной школе исследовательскую деятельность чаще всего развивается на уроках окружающего мира.

               Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

Методы и приёмы мотивации детей

моя система

система коллег, примеры из иптернета

Создание проблемной ситуации, споры

Рассмотрение привычных знакомых явлений под необычным углом («чужими глазами»).

 Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или  лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Тема: «Круговорот воды» (3класс). Детям

предлагают представить себя Снежинкой. Нужно описать все происходящие с ней события.

Создание ситуации успеха (на уроках стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, ставлю достижимые цели, стараюсь «обезболить» неудачи детей, использую групповую и парную работу, приёмы «Благодарим за..,», «Кто сегодня самый активный?» )

Приём «Удивляй» сообщение невероятных удивительных фактов по изученной теме. Примеры. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа.

Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним

таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и

прочные зонты.

Анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта детей (здоровый образ жизни, школа первой помощи, гигиена ).

Приём «Привлекательная цель»

Перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная цель, при достижении

которой они выполняют то учебное действие, которое планирует учитель.

Пример. Тема: «Свойства воды» ( 3класс).Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства

воды. Перед учениками я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных

морозов лопаются водопроводные трубы.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение

длительного отрезка времени.

Поиск истины разными путями, в том числе заведомо ложными.

Приём «Тексты с ошибками» при изучении некоторых тем, например, «Природные зоны». Детям предлагается найти и исправить ошибки в тексте. Данный приём развивает внимание, наблюдательность, материал повторяется в увлекательной форме.

 

Приём «Отсроченная отгадка».

1 вариант. В начале урока задаю классу загадку (излагаю удивительный факт), отгадка к

которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: «Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

Исследовательские опыты на уроках (три состояния воды).

При изучении тем, связанных с экологией, можно использовать экологические сказки, целью которых является – дать точную, научно – достоверную информацию.

Примеры названий экологических сказок:

• «Путешествие капельки» (о круговороте воды в природе).

• «Без растений жизнь невозможна. А почему?» (о роли растений в жизни человека).

• «Чьи цветы лучше?» (о временах года).

• «Сказка о листьях - крылатках» (о размножении растений).

• «Кто главнее?» (о полезных ископаемых).

Приём «Задай вопрос» Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.)

-Это круглое?

Это красное? Это сочное? Это сладкое?

Вопрос направляет исследовательскую работу мозга ребенка, на поиск ответа.

       

Опыты. Опыт №1. Какой формы вода? Как ведет себя вода, когда ее помещают в сосуды, имеющие разную форму? Выяснить это поможет этот опыт. Для его проведения понадобится прозрачный кувшин, высокий стакан, тарелка и табурет или стол. Поочередно переливая воду из емкости в емкости, а затем просто разлив часть воды на поверхность стола или табурета, дети увидят, что вода, как и всякая жидкость, не имеет формы, а принимает форму сосуда, в который ее погружают или растекается по поверхности, если ее разлили.

Опыт №2. Природное совершенство — кристаллы Здесь понадобиться емкость (стакан, чашка, баночка), вода, шерстяная нить и поваренная соль.

Воду для эксперимента лучше брать теплую, чтобы лучше растворялась соль. Соли нужно много. Так много, чтобы при ее растворении с сосуде с водой, она начала давать осадок и перестала растворяться. В этот раствор нужно погрузить шерстяную ниточку (за ворсинки кристаллам легче будет цепляться), хотя тонкую проволоку или ветку тоже можно использовать. Через 3-5 дней нить будет покрыта чудесными соляными кристаллами. Этот эксперимент покажет, что такое кристаллы, откуда они берутся, каковы их свойства.

Опыт №3. Чудо-крышка. С помощью одного лишь стакана воды и листика бумаги можно провести ошеломительный эксперимент. Наверняка 99% людей на вопрос: «Что случится, если стакан с водой перевернуть?» ответят однозначно: «Он прольется». Придется юным исследователям доказывать обратное, правда, для подстраховки прежде чем переворачивать стакан, нужно накрыть его листом бумаги. Итак, стакан воды накрыть листом бумаги. Теперь резко перевернуть его, поддерживая листок. Можно убирать руку — бумага и вода никуда не денутся! Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.

 

Исследовательские проекты «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Русская деревня», «Эмоции людей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсии 1 класс:

Тема: Изменения в природе

 Цель: формирование умения у учащихся наблюдать за изменениями в природе зимой

Тема: Ранняя весна

Цель: формирование умения у учащихся видеть отличия живой и неживой природы, происходящих ранней весной

Тема: Весеннее пробуждение природы

Цель:формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период

 

Приём «Гид – экскурсовод». При посещении детьми интересных мест, дети делают фотографии и делятся информацией с одноклассниками. (Коняев Сергей познакомил ребят с селом Верхний Ландех – родина братьев Дубининых. Изобрели керосин).

 

Музейный урок — это урок в музее  с применением интерактивных технологий (Третьяковская картинная галерея).

Виртуальные экскурсии (Московский Кремль, путешествия в Грецию, Китай, Иерусалим).

Экскурсии на природу, экскурсии по изучению культурного наследия города и области (в театры и музеи Фурманова и Ивановской области).

 


 

Тема: «Исследовательский азарт»: система технологических и методических решений, направленных на формирование познавательного интереса к исследованиям (на предмете «Окружающий мир»)

Тема: «Исследовательский азарт»: система технологических и методических решений, направленных на формирование познавательного интереса к исследованиям (на предмете «Окружающий мир»)

Создание ситуации успеха (на уроках стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, ставлю достижимые цели, стараюсь «обезболить» неудачи детей, использую групповую и парную работу, приёмы «Благодарим за

Создание ситуации успеха (на уроках стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, ставлю достижимые цели, стараюсь «обезболить» неудачи детей, использую групповую и парную работу, приёмы «Благодарим за

Опыт №2 . Природное совершенство — кристаллы

Опыт №2 . Природное совершенство — кристаллы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023