Разработка открытого урока «Демографический портрет Земли XXI века»
Оценка 4.8

Разработка открытого урока «Демографический портрет Земли XXI века»

Оценка 4.8
docx
19.12.2023
Разработка открытого урока «Демографический портрет Земли XXI века»
разработка урока Демографическй портрет.docx

Конспект урока на тему: «Демографический портрет Земли XXI века»

 

Главная дидактическая цель: 

 Обобщить и систематизировать знания основных понятий и процессов, характеризующих население мира.

 

 

Цели урока:

 

1.  Закрепить знания о динамике численности населения, особенностях размещения, уровне урбанизации, направлениях основных миграционных потоков.

2.  Способствовать развитию умений применять основные демографические показатели для характеристики населения Земли в целом, отдельных регионов и стран; анализировать таблицы, схемы.

3.  Создать условия для развития способности использования научных знаний для принятия обоснованного решения; проявления гуманных отношений в группе.

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний

Метод:       частично-поисковый

Форма организации:        работа в малых группах

 

         Оборудование:

 

                     1.   Политическая карта мира

                       2.   Статистические справочники и материалы

                        3.   Атласы

                      4.   Раздаточный материал


- 2 -

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

Оформление доски перед уро­ком; предлагает определить готовность к уроку; создает положительный настрой на урок.

Проверяют оснащение рабочего места; определяют готовность к уроку; концентрируют внимание.

2.

Целеполагание и мотивация

Называет тему урока и предлагает ученикам определил цели урока; создает проблем­ную ситуацию вопросом: Грозит ли планете перенаселе­ние?

Обсуждают и сообща формулируют цели урока

3.

Закрепление и систематиза­ция знаний

Организует работу малых групп и экспертов.

1.    Опросник- конверт № 1

2.   Подводит к выполнению за­
даний по инструктивным
картам.

3.   Подводит к выполнению
творческого задания

4.   Подводит итоги

Эксперты озвучивают сис­тему оценивания групп. Группы:

1.  отвечают письменно на
вопросы и сдают рабо­
ту экспертам на провер­
ку.

2. выполняют задания по
инструктивным картам,
объясняют полученные
результаты, делают вы­
воды.

3. Обсуждают в группах и
предлагают свои вариан
ты решения проблемы.
Выступают с небольши­
ми отчетами.

4.

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке; оценить степень комфортности на уроке; ответить на вопро­сы: Что вам понравилось? Что не понравилось? Какие были затруднения?

Дают оценку или само­оценку своей деятельнос­ти и комфортности на уроке. Объясняют, что понравилось, что не пон­равилось.


- 3 -

Ход урока

1. Оргмомент.

2.      Целеполагание и мотивация.

Сегодня нам предстоит выяснить, что будет представлять собой население Земли в бли­жайшем обозримом будущем. В связи с эти - попробуйте сформулировать цели данного уро­ка.

3. Закрепление и систематизация знаний.

1) Начнем с основных понятий темы. Вашему вниманию предлагается небольшой письмен­ный опросник. Выполните  задания - конверт № 1 и сдайте его на проверку экспертам.

2)   Устно озвучьте следующие понятия:

-естественный прирост

-  «демографический взрыв»

-  депопуляция

-  миграция -демографическая политика

3)А теперь нам предстоит выяснить:  Грозит ли планете перенаселение?

Для этого ознакомьтесь с заданиями инструктивной карты № 1 - конверт № 2

Инструктивная карта № 1
Пользуясь данными статистических справочников, определите численность
населения .....   в 2025 году. Внесите их в таблицу.

Каждая группа получает свой регион: Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Южная Аме­рика, Австралия и Океания.

Сравните эти данные и определите: Какой регион будет лидировать по численности населения?

Какой будет самый малочисленный?

Объясните эти данные. Эти данные отражают картину демографической ситуации в регионах в целом. А как будет она выглядеть по отдельным странам? Выполните задания инструктивной карты №2-конверт №3.

Инструктивная карта №2                                     Пользуясь данными статистических справочников, определите численность

населения   .....  в 2025 году. Внесите их в таблицу.

Каждой группе-своя страна: Индонезия, Китай, Индия, Бразилия, Пакистан, США.

Сравните эти данные и объясните их. Ответьте на вопросы: Какой тип воспроизводства

характерен для данной страны? Каковы его основные характеристики?

Понятно, что с увеличением численности населения увеличивается нагрузка на единицу площа­ди. Чтобы установить насколько сильно она изменится выполните задание инструктивной кар­ты № 3 - конверт № 4.

Инструктивная карта №3                                                Определите среднюю плотность населения мира. Определите плотность на­селения в вашем регионе в 2025 году. Ответьте на вопрос: Как можно сни­зить нагрузку (горизонтальную) на единицу площади? С каким процессом это будет связано?


_ 4 -

Повторим понятия: -урбанизация

-  агломерация

-  мегалополис

Инструктивная карта № 4

Подсчитайте, как изменится численность крупнейших городских агломераций

вашей страны. Как же быть с теми кто останется жить в селе? По всей видимости надо расширять площади освоения. А насколько? Исходя из данных о средней плотности вашей страны, подсчитайте на сколько она должна увеличить площадь освоенных земель? Где взять эти земли, если уже сей­час мы говорим о том, что все, что можно было  освоить уже освоено?

Домашнее задание: Предложите свои варианты решения этой проблемы, исходя из особеннос­тей своего региона. Ваша задача: расселить, накормить и обеспечить рабо­той население своего региона. Проекты могут самыми фантастическими.

Но вернемся к нашему изначальному вопросу: Грозит ли планете перенаселение? Как вы ответите на него, имея добытые вами факты?

Подведение итогов.


 

Конспект урока на тему: «Демографический портрет

Конспект урока на тему: «Демографический портрет

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Ход урока 1. Оргмомент. 2

Ход урока 1. Оргмомент. 2

Повторим понятия : - урбанизация - агломерация - мегалополис

Повторим понятия : - урбанизация - агломерация - мегалополис
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023