Конспект урока на тему: «Демографический портрет Земли XXI века»
Главная дидактическая цель:
Обобщить и систематизировать знания основных понятий и процессов, характеризующих население мира.
Цели урока:
1. Закрепить знания о динамике численности населения, особенностях размещения, уровне урбанизации, направлениях основных миграционных потоков.
2. Способствовать развитию умений применять основные демографические показатели для характеристики населения Земли в целом, отдельных регионов и стран; анализировать таблицы, схемы.
3. Создать условия для развития способности использования научных знаний для принятия обоснованного решения; проявления гуманных отношений в группе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Метод: частично-поисковый
Форма организации: работа в малых группах
Оборудование:
1. Политическая карта мира
2. Статистические справочники и материалы
3. Атласы
4. Раздаточный материал
- 2 -
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Оргмомент |
Оформление доски перед уроком; предлагает определить готовность к уроку; создает положительный настрой на урок. |
Проверяют оснащение рабочего места; определяют готовность к уроку; концентрируют внимание. |
2. |
Целеполагание и мотивация |
Называет тему урока и предлагает ученикам определил цели урока; создает проблемную ситуацию вопросом: Грозит ли планете перенаселение? |
Обсуждают и сообща формулируют цели урока |
3. |
Закрепление и систематизация знаний |
Организует работу малых групп и экспертов. 1. Опросник- конверт № 1 2. Подводит к выполнению за 3. Подводит к выполнению 4. Подводит итоги |
Эксперты озвучивают систему оценивания групп. Группы: 1. отвечают письменно на 2. выполняют задания по 3. Обсуждают в группах и |
4. |
Рефлексия |
Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке; оценить степень комфортности на уроке; ответить на вопросы: Что вам понравилось? Что не понравилось? Какие были затруднения? |
Дают оценку или самооценку своей деятельности и комфортности на уроке. Объясняют, что понравилось, что не понравилось. |
- 3 -
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Целеполагание и мотивация.
Сегодня нам предстоит выяснить, что будет представлять собой население Земли в ближайшем обозримом будущем. В связи с эти - попробуйте сформулировать цели данного урока.
3. Закрепление и систематизация знаний.
1) Начнем с основных понятий темы. Вашему вниманию предлагается небольшой письменный опросник. Выполните задания - конверт № 1 и сдайте его на проверку экспертам.
2) Устно озвучьте следующие понятия:
-естественный прирост
- «демографический взрыв»
- депопуляция
- миграция -демографическая политика
3)А теперь нам предстоит выяснить: Грозит ли планете перенаселение?
Для этого ознакомьтесь с заданиями инструктивной карты № 1 - конверт № 2
Инструктивная карта № 1
Пользуясь данными
статистических справочников, определите численность
населения ..... в 2025 году. Внесите их
в таблицу.
Каждая группа получает свой регион: Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия и Океания.
Сравните эти данные и определите: Какой регион будет лидировать по численности населения?
Какой будет самый малочисленный?
Объясните эти данные. Эти данные отражают картину демографической ситуации в регионах в целом. А как будет она выглядеть по отдельным странам? Выполните задания инструктивной карты №2-конверт №3.
Инструктивная карта №2 Пользуясь данными статистических справочников, определите численность
населения ..... в 2025 году. Внесите их в таблицу.
Каждой группе-своя страна: Индонезия, Китай, Индия, Бразилия, Пакистан, США.
Сравните эти данные и объясните их. Ответьте на вопросы: Какой тип воспроизводства
характерен для данной страны? Каковы его основные характеристики?
Понятно, что с увеличением численности населения увеличивается нагрузка на единицу площади. Чтобы установить насколько сильно она изменится выполните задание инструктивной карты № 3 - конверт № 4.
Инструктивная карта №3 Определите среднюю плотность населения мира. Определите плотность населения в вашем регионе в 2025 году. Ответьте на вопрос: Как можно снизить нагрузку (горизонтальную) на единицу площади? С каким процессом это будет связано?
_ 4 -
Повторим понятия: -урбанизация
- агломерация
- мегалополис
Инструктивная карта № 4
Подсчитайте, как изменится численность крупнейших городских агломераций
вашей страны. Как же быть с теми кто останется жить в селе? По всей видимости надо расширять площади освоения. А насколько? Исходя из данных о средней плотности вашей страны, подсчитайте на сколько она должна увеличить площадь освоенных земель? Где взять эти земли, если уже сейчас мы говорим о том, что все, что можно было освоить уже освоено?
Домашнее задание: Предложите свои варианты решения этой проблемы, исходя из особенностей своего региона. Ваша задача: расселить, накормить и обеспечить работой население своего региона. Проекты могут самыми фантастическими.
Но вернемся к нашему изначальному вопросу: Грозит ли планете перенаселение? Как вы ответите на него, имея добытые вами факты?
Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.