Особенности преподавания предмета «география» в 5-6 классе в свете введения ФГОС ООО
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
Оноре де Бальзак(1799 – 1850 гг.)
В докладе международной комиссии по образованию «Образование: скрытое сокровище» под председательством Жака Делора— президента ассоциации "Наша Европа", президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке, была сформулирована система основных глобальных компетентностей. «Четыре столпа», на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть.
Учиться знать, подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать, фокусируется на практическом применении изученного материала.
Учиться жить вместе, актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и своё сообщество.
Учиться быть, акцентирует умения, необходимые индивиду для развития своего потенциала.
Никто не будет спорить с тем, что времена меняются, а значит, изменяются условия, в которых существует общество и это приводит к изменениям, в том числе и в образовании (не только нормативной его базы, но и содержательной). Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения, обобщив перечисленные выше идеи, повлёк за собой переход на новую деятельностную парадигму образования. ФГОС ООО - (утверждённый приказом МО РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.) главный нормативный документ, определяющий цели, содержание и требования к результатам обучения в основной школе. В соответствии с ним результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования могут быть личностными, метапредметными и предметными. Достижение этих результатов должно «оживить» обрисованный в стандартах «портрет» выпускника. Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, толерантный, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным в современных условиях. На основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, составлены примерные программы основного общего образования, в том числе и по географии для 5-9 классов (по всем предметным линиям учебников из федерального перечня учебников). Примерная программа конкретизирует содержание ФГОС ООО по географии; дает примерное распределение учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность изучения разделов; определяет рекомендуемый набор практических работ по основным разделам программы, является ориентиром для составления авторских и рабочих программ учителей. Также в ней заложены цели предмета, планируемые результаты в контексте требований ФГОСС ООО. Представлю результаты обучения предмету география в 5-6 классе на примере таблицы 1.
таблица 1
|
Результаты (ФГОС) |
Результаты обучения географии |
|||
1 |
Личностные результаты– это гармонично развитые социальные и нравственные чувства и качества человека [7] |
|
|||
2 |
Метапредметные результаты - это общеучебные действия и навыки, универсальные учебные действия, межпредметные умения и навыки, надпредметные умения и навыки[7]
Межпредметные умения- умения необходимые для обеспечения связей между группами предметов, умения обслуживающие два или более предмета в их взаимодействии[7]
Надпредметные умения- умения изменяющие (углубляющие, расширяющие) понимание учебных предметов[7]
|
Универсальные учебные действия (общеучебные умения) Регулятивные УУД 1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; 2. выдвигать версии решения проблемы, осознать конечный результат, выбирать из предложенных и искать вместе со взрослыми, а затем самостоятельно средства достижения цели; 3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта); 4. работая по плану сверять свои действия с целью (образцом) и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; 5. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД 1. с помощью учителя, а затем и самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) 2. умение грамотно излагать свои мысли Познавательные УУД 1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; 2. осуществлять сравнение, классификацию; 3. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственых связей; 4. создавать схематические, объёмные модели с выделением существенных характеристик объекта; 5. составлять тезисы, планы, преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); 6. вычитывать все уровни текстовой информации; 7. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Межпредметные умения 1. формировать измерительные, конструктивно технические, измерительно-технические, измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные и другие действия; 2. устанавливать причинно-следственные связи; 3. связывать между собой и обобщать предметные знания физики, химии, математики или литературы, русского и иностранных языков, истории, обществознания, для того чтобы видеть физический объект или текст в единстве его многообразных свойств и отношений. Надпредметные умения 1. Запоминать устный и письменный текст, изготавливать макеты, модели 2. Ставить вопросы и формулировать учебные задачи, проблемы, проектные задания; 3. Отвечать на вопросы и решать задачи не репродуктивного характера, формулировать гипотезы; 4. Составлять простой, сложный план, тезисы конспекты, рефераты алгоритмы; 5. Выделять главную мысль в тексте; 6. Сворачивать текст в резюме понимать и формулировать инструкции; 7. Пересказывать текст устно и излагать письменно; 8. Создавать проекты; 9. Принимать решения.
|
|||
3 |
Предметные результаты - это усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета - знаний умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Предметными результатами так же считаются виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных (типичных, частично новых и незнакомых) ситуациях; формирование научно типа мышления. |
|
Из таблицы видно, какие результаты педагог должен получить, обучая детей географии в 5-6 классах. При конструировании урока данные результаты можно конкретизировать к каждой теме урока. Конечно, во многом эти результаты будут новыми для педагога т.к. учителя привыкли получать содержательные предметные результаты, полагаясь на освоение программного минимума. Задача же предмета «География» в современных условиях – не просто излагать географические знания через построение географического содержания, а организовывать познание учеников через их самостоятельную деятельность. Беседуя с педагогами естественнонаучного цикла, на курсах повышения квалификации, о нововведениях, которые принёс с собой ФГОС ООО, можно заметить с какими переживаниями, волнениями, педагоги встречают тот стандарт основного общего образования, который теперь нормативно закреплён. Всегда привожу в таком случае слова Яна Амоса Каменского из его труда «Великая дидактика», который говорил что: «альфой и омегой школы должно быть изыскание метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились». Не есть ли это краткое, лаконичное изложение сути ФГОС ООО? Инструментом, с помощью которого можно решить эту проблему, является системно-деятельностный подход, как методологическая основа Стандарта. Технология деятельностного метода нацелена на развитие личности, следовательно, учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Получается, великий дидакт, уже в 17 веке задумывался над эффективностью обучения. Я думаю, эту цель поставленную Каменским поддержат не только учителя географии, но и другие педагоги. Не смотря на это, не могу не согласиться с мнением доктора педагогических наук, профессором М.М. Поташником и кандидатом педагогических наук М.В. Левитом, высказанном в книге «Как помочь учителю в освоении ФГОС» о том, что Стандарты очень неоднозначны, во многом противоречивы, однако, во многом и прогрессивны. Конечно же, окончательные выводы по эффективности стандарта второго поколения можно будет сделать лет через семь восемь. Психологически учителям географии нужно быть готовыми к трудностям той перестройки, которая многим предстоит. Ведь практически 57% учителей географии Сахалинской области это педагоги старше 50 лет, 52% учителей географии работают в данной области более 26 лет. И самой большой трудностью для них, в первую очередь, будет преодоление себя (своих профессиональных привычек). Критиковать стандарт и выискивать недостатки это потеря сил и энергии. Гораздо продуктивнее направить эту энергию на более тщательное изучение содержательной составляющей стандарта, определить, что каждому педагогу по силам в данный момент, а что нет.
Следующим этапом после личностной работы над собой, нужно пересмотреть перестроить в соответствии с требованиями ФГОС ООО рабочие программы по географии, для 5 класса. Здесь педагогам во многом должна помочь администрация школы (подготовив все необходимые сопроводительные документы). Кому-то придётся освоить новые средства обучения (учебники, интерактивные модели, проектные, исследовательские и информационно-коммуникационные технологии, научные школьные лаборатории, географическую информационную систему, например ГИС «Живая география» - по работе с космическими снимками, электронными картами и пр.). Ещё большей сложностью для педагога может оказаться конструирование современного урока, через который необходимо пропустить все основные требования Стандарта основного общего образования. Поэтому на следующем этапе, необходимо разобраться в принципиальных отличиях современного урока от традиционного. Ведь от качества урока, зависит реализация требований ФГОС ООО.
Перечислим некоторые признаки современного урока:
1. Урок должен быть направлен (что выражается в содержании, формах, методах, средствах) на получение личностных метапредметных, предметных результатов, более подробно прописанных в примерных программах по предмету. Урок должен проводиться на основе деятельностного подхода, то есть и учитель, и ученик являются субъектами образовательного процесса; этот подход характеризуется наличием мотива, цели, всех составляющих элементов процесса, результатов, их оценки, рефлексии.
2. Урок должен быть ориентирован на практическую значимость знаний и способов деятельности, содержание отбирается с ориентацией на формирование и развитие личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Авторитарный стиль обучения, по требованию ФГОС должен быть исключен, и учитель общается с детьми только в демократическом стиле, а потому педагогика принуждения, давления, отчуждённый способ преподавания должны быть заменены на педагогику сотрудничества.
В Стандарте нет упоминаний об уроке. Но говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроках. Сам предмет «география» в стандарте отнесён к области «Общественно-научных предметов». В стандарте написано довольно подробно, что должен обеспечить предмет география и что должен отражать. Например, обеспечить: «формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженностям к ценностям, закреплённым в конституции Российской Федерации. Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, и их влиянием на качество жизни человека и качество окружающей среды и т.д.» Именно поэтому учителям географии необходимо осуществить рефлексию своей деятельности с позиций современной парадигмы образования, осмыслить изменения в представлениях о схеме деятельности. Если раньше учитель осуществлял деятельность по схеме: «цель - мотив - способ - результат», то при реализации идей деятельностного подхода в обучении схема деятельности представляется иначе: «мотив - цель - способ - результат». Правильная мотивация, оптимальная нагрузка с исключением пассивности каждого из участников учебно-воспитательного процесса, вот важный момент хорошего старта на каждом уроке.
Сравним основные элементы урока в традиционном подходе и системно-деятельностном подходе, рассмотрев данные таблицы 2.
таблица 2
Элементы урока |
Традиционный подход |
системно-деятельностный подход |
Способ формирования мотивации учащихся |
Информирование о нужности и важности изучаемого материала, предъявление требования –«знать» |
обсуждение значимости изучения темы для учащихся, включение содержания изучаемого материала в социальный контекст, использование приёмов внутренней и внешней мотивации |
Способ ознакомления с темой урока |
Тема представляется как область знаний |
Тема представляется как познавательная задача, формулируется вместе с учителем или самостоятельно (при использовании проблемного диалога) |
Способ формулирования целей и задач урока |
информирование о целях и задачах |
стимулирование учащихся самостоятельно определять цели и задачи через организацию проблемной ситуации, поисковой деятельности |
Способ представления учебного материала |
сообщение достоверных знаний, закреплённых в параграфе учебника и уходе от нерешенных проблем |
рассмотрение явлений с разных точек зрения для стимулирования диалога, с использованием различных информационных источников |
Способы деятельности при изучении учебного материала |
Репродуктивный с преобладанием активной деятельности учителя |
поисковый, творческий с преобладанием самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся |
Способы контроля и коррекции знаний |
Контроль и коррекция учителя |
Контроль и коррекция совместно с учителем и самостоятельно с помощью эталона, через осуществление рефлексии собственной деятельности |
Способы оценивания учащихся |
ежеурочное оценивание учителем |
разделение периода обучения и момента оценивания; использование различных форм оценивания (самооценка, взаимооценка) осуществление рефлексии собственной деятельности |
Способ задавания домашних заданий |
информирование о задании для домашней работы (сообщение параграфа, страниц для чтения) |
обсуждение смысла домашней работы и выбор учащимися заданий (которые могут быть творческими, разноуровневыми, вариативными) |
Следует обратить внимание на следующие моменты в организации современного урока. В настоящее время всеобщее увлечение цифровыми средствами наглядности нередко приводит к тому, что наличие электронной презентации является едва ли не определяющим признаком современного урока. С этим трудно согласиться. Говоря о средствах обучения, необходимо иметь в виду, что наиболее важным становиться не только само средство, сколько способ его использования. Если анимация, фотография, карта, график или статистическая таблица, интерактивная доска применяются только, как средство усиления наглядности, то заявленные цели (развитие учащегося) не достигаются. Это возможно только в тех условиях, когда средство используется в качестве источника информации, в процессе решения определённых учебных задач. Например, школьники по фотографии вначале определили особенности изображённого на нём ландшафта, а потом вместе с учителем или самостоятельно, объяснили выявленные особенности, ответили на проблемный вопрос и т.д. Похожую мысль можно высказать и в отношении относительного нового средства обучения географии – космических снимков. Демонстрировать такие снимки целесообразней не как аналог карты, а учиться сравнивать одинаковые фотографии, сделанные в разное время, учиться прогнозировать, делать выводы. Подобная деятельность тогда приобретает черты исследовательской деятельности, формирует УУД.
Урок в целом и каждый его этап в частности, обладают самостоятельной логикой, соблюдение которой способствует достижение результативности. Существует множество известных для педагогов типов уроков по дидактической цели (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний); типы уроков в технологии деятельностного метода не так широко известны ( урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок контроля и коррекции знаний, урок методологической направленности). Все они отличаются по структуре. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми. Поэтому выбор типа урока, а значит и количество этапов для его реализации осуществляет учитель. Мы же рассмотрим примерную структуру урока - «открытие новых знаний».
время |
этапы |
цель |
требования |
рекомендации |
1-2 мин |
Мотивация к учебной деятельности |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). |
доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д. |
5-6 мин |
этап актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения) |
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. |
коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.; индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, географический диктант и др.; вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования. |
2-3 мин |
этап целеполагания и построение проекта выхода из затруднения |
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности |
сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. |
коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог; включение |
10-11 мин |
этап открытия нового знания (реализация построенного проекта) |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. |
учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) |
коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей, выполнение продуктивных заданий |
4-5 мин |
этап первичного закрепления (с проговариванием во внешней речи) |
Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. |
коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п. |
4-5 мин |
этап самостоятельной работы (с самопроверкой по эталону) |
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели |
учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; создание ситуации успеха; допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. |
обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; – индивидуальная деятельность. |
4-5 мин |
этап повторения и включение в систему знаний |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. |
учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем, возможна организация решений метапредметных заданий |
коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах; – возможность выбора заданий учащимися; – включение элементов проектирования. |
2-3 мин |
этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания), самооценка результатов деятельности; |
организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
беседа, самостоятельная работа; обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать ещё? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности, использование рефлексивных техник |
Следующий шаг для педагога, после того как он разобрался с особенностями проектирования современного урока, это просвещение в области технологий деятельностного типа, которые можно и нужно использовать на уроках географии. Например, технология проектной деятельности; технология проблемного обучения; технология исследовательской деятельности; технология коллективной работы; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии, технологии проблемно-диалогического обучения и т.д. Все перечисленные технологии способствуют продуктивной реализации системно-деятельностного подхода.
Наиболее эффективна в контексте системно-деятельностного подхода технология проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся может занимать как весь урок, так и его часть (учебный проект). Полноценный проект лучше прорабатывать с учащимися во внеурочное время. Итогом такой работы являются выступления учащихся на ежегодных школьных научно-практических конференциях.
Учебный проект - это и задание, для учащихся сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, как найденный ими способ решения проблемы проекта. [6] В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы, нет деятельности. Рассмотрим структуру учебного проекта по предложенной схеме
Например, при изучении темы в 5 классе «География: древняя и современная наука», на этапе актуализации знаний мы подводим ребят к затруднению из которого, обладая имеющимися знаниями, они самостоятельно не смогут выйти. Например, ребята затрудняются ответить на вопрос о составе современной географии, многие не смогут ответить о происхождении, значении термина география и т.д. На этом этапе возникает проблема, и важно показать значимость решения этой проблемы для учеников - Почему? (это важно для меня) (мотивировать их). Целью решения проблемы будет знание структуры современной науки географии, для того чтобы познакомиться с профессиями - Зачем? (мы делаем проект). Чтобы решить проблему дети рассматривают и изучают схему «Древо географических наук», возможно, изучают дополнительную информацию к уроку. Работают при этом в группах по предложенному алгоритму (более высокий уровень, когда дети могут сами предлагать пути решения и планировать действия, но этому сначала нужно научить)- Что? (для этого мы делаем), Как? (мы это можем делать). В результате они могут получить краткую характеристику отдельной профессии, например почвовед, климатолог. Либо составить логический опорный сигнал по предложенной схеме и пр. - Что получиться? (как решение проблемы).
Конечно же, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычайными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом, и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Теперь немного о технологии проблемного обучения. Или ещё её называют проблемно-диалогическое обучение. Это обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие. Проблемно-диалогическое преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью обучающихся в решении учебных проблем. Урок в технологии проблемного обучения имеет свою структуру[5]. Рассмотрим таблицу 3.
таблица 3
Этап урока |
Приёмы, используемые на уроке |
1. Постановка проблемы |
Побуждающий диалог, подводящий диалог Сообщение темы мотивирующим приёмом |
2. Поиск решения · Если проблема есть
· Если проблемы нет |
Побуждающий диалог; Подводящий диалог
Подводящий (без проблемы) диалог |
3. Продуктивные задания |
Создание опорных схем сигналов; Создание художественных образов (стихи, сказки, загадки, метафоры); Формулирование вопросов или тем уроков |
Проблемная ситуация на уроках создаётся при столкновении различных мнений учеников или учёных. Для этого классу предлагается вопрос по изучаемой теме. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Например, при изучении темы «Строение земли». Приведём гипотезу о жидком ядре в центре Земли и гипотезу об отсутствии ядра вообще. Этот приём так и называется – создание проблемной ситуации с удивлением.
Ещё одним приёмом данной технологии является – создание проблемной ситуации с затруднением. При создании такой ситуации учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. В её основе лежит одно- единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Например, при изучении темы «План местности. Условные знаки» вначале урока попросить начертить наиболее удачный маршрут на предложенном плане местности (без легенды) для пешего похода. Этот приём хорошо реализуется для определения темы урока.
Следующий способ постановки учебной проблемы – это подводящий к теме диалог. Это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. В данном случае учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения» или приведенного примера. Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает только на плохо сформулированный вопрос.
Технология исследовательской деятельности - взаимосвязана с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения. В 5 классе целесообразнее готовить к полноценной исследовательской деятельности, посредством работы над исследовательскими заданиями. В них ученики оттачивают навыки постановки темы исследования, учатся выдвигать гипотезы, учатся следовать алгоритму и разрабатывать алгоритмы работы над исследованием, используя различные методы, собирают информацию, формулируют результаты.
Применение вышеперечисленных технологий невозможно без технологии коллективной работы. Каждая группа, получая определенное задание, выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Состав группы подбирается так, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого ее члена. Количественный состав группы составляют ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Важное место в системе работы по реализации системно-деятельностного подхода занимают здоровьесберегающие технологии. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, можно использовать учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения является также использование активных методов (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия, практические работы, в том числе на местности). На состояние здоровья оказывают также большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка (но это должно гармонично вписаться в ход урока), небольшое стихотворение; все это снимает эмоциональное напряжение.
Реализации системно-деятельностного подхода способствуют элементы информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей. Например, при изучении темы «План и карта» в 5 классе интерактивные карты помогают рассмотреть свой населенный пункт, вплоть до дома. Эмоционально обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала рассказ учащихся о GPS-навигаторе в автомобилях. Уроки с использованием элементов ИКТ способствуют повышению информационной плотности урока.
Таким образом, современные педагогические технологии становятся мощным средством, позволяющим сделать интересным и значимым каждый урок, активизировать деятельность школьников, повысить уровень овладения различными компетенциями и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.
Не смотря на обилие в современных условиях различных педагогических технологий, ключевой фигурой на уроке остается учитель, его методическое мастерство, увлеченность своим предметом, понимание интересов своих учеников.
Какая же ещё трудность поджидает педагога после огромной проделанной работы, а именно, изучение нормативной базы, составление рабочих программ, выявление основных принципов проектирования современного урока, с применением педагогических технологий? Есть ещё одна сложность, о которой стоит упомянуть, это современные формы планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. «А как составлять теперь конспект урока?» «А в каком виде можно публиковать уроки?» Множество вопросов по данной тематике говорит о трудностях, которые испытывает учитель в данной сфере своей деятельности.
Формами планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся является: сценарий урока, технологическая карта урока. Зачастую учителя думают, что это одно и то же.
Сценарий урока это словесное описание этапов и хода урока.
Содержание сценария урока
1. Тема урока
2. Тип урока
3. Автор урока
4. Средства обучения (учебники, карты, рабочие тетради)
5. При написании сценария урока необходимо указать цель. Обще дидактическая цель урока (чего надо достичь) будет едина, но включать в себя познавательный (образовательный),воспитательный и развивающий аспекты.
6. Определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведёт к достижению цели. Задачи должны быть конкретными, «привязанными» к данному уроку. Задачи должны иметь такой уровень сложности, чтобы они вызвали интеллектуальное затруднение у учащихся, но одновременно были посильны для решения, путём самостоятельной поисковой или частично-поисковой деятельности.
7. Расписать результаты деятельности на уроке: личностные, метапредметные и предметные.
8. Расписать формируемые на уроке группы УУД
9. Расписать ход урока (этапы, деятельность учителя, деятельность ученика и т.д. можно в виде таблички)
10. Если перед ходом урока не указывать виды формируемых УУД, тогда их можно расписать прямо по этапам урока отдельной графой
11. Сделать при необходимости приложение с разработанными заданиями к уроку, алгоритмами, критериями оценки и самооценки учащихся и пр.
Термин технологическая карта пришёл в педагогику из технической сферы науки. Технологическая карта (на производстве) – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент и т.п. Технологическая карта урока - это обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности. [2] Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Видов технологических карт большое количество. Для примера представлю общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД (разработчики Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)
Авторы |
|
Предмет |
|
Класс |
|
Авторы УМК |
|
Тема урока |
|
Тип урока |
|
Ход урока Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятив ная |
Личностная |
||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В данной карте можно проследить формирование всех групп универсальных учебных действий. В некоторых технологических картах отсутствует графа - личностные УУД, но в предмете география в явной форме есть материал, позволяющий формировать основы гражданственности и нравственного смысла жизни человека. В технологической карте хорошо видна как деятельность ученика, так и учителя. В целях меньшего загромождения технологической карты целесообразнее делать приложения с заданиями, в начале карты не забывать, так же как и в сценарии определять цель, задачи, результаты. Таким образом, учитель вправе сам выбрать ту форму планирования учебного процесса, которая ему более удобна. И в сценарии и в технологической карте урока делается акцент на формируемые способы действий у детей.
Прочитав данную статью, педагог может быть удручён тем объёмом работы, который ему предстоит осилить, освоить. Хочется приободрить его словами французского писателя, поэта Антуана де Сент-Экзюпери: «В учении и творчестве все правила ни хороши, ни, плохи – важен результат».
Список используемой литературы
1. Городович А.М. Куратник Т.В. Анализ урока в управленческой деятельности администрации школы/ А.М. Городович, Т.В. Куратник– Мозырь: Белый ветер,2014. -154с.
2. Копотева Г.Л.,Логвинова И.М.Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование/ Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова.- Волгоград: Учитель, 2014.- 143с.
3. Крылова О.В. География. Учебно - методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации)/ О.В. Крылова–М.: Дрофа, 2012. -212с.
4. Лазарева Ж. В. Особенности трансформации содержательного компонента в начальном курсе географии 5-6 классов в соответствии с ФГОС // География в школе. - №9. – 2014. – с.44-48
5. Меркулова Т.В.Проблемно-диалогическое обучение как средство развития личности на уроках географического краеведения// География и экология в школе 21века. - №1. – 2015. – с.49-56.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта/ Н.Ю. Пахомова – М.:АРКТИ, 2013. -112с.
7. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС/Поташник М.М., Левит М.В.–М.: Педагогическое общество России, 2015. -317с.
8. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технология/ Е.Ю. Ривкин.- Волгоград: Учитель, 2013.- 183с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.