Мастер-класс.
1. Притча.
ПРИТЧА О ЗАМКЕ
ОДНАЖДЫ ЦАРЬ РЕШИЛ выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному дверному замку и сказал: " Кто откроет, тот и будет первым помощником". Никто не притронулся даже к замку. Лишь один подошёл и толкнул замок, который легко открылся. Он не был закрыт на ключ. На что царь сказал:
"Ты получишь эту должность, потому что полагается не только на то,что видишь и слышишь, но и надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку!"
Мораль?
Не бойся полагаться на себя, на свою интуицию и делать попытку снова и снова! Это касается всего! Это может послужить хорошим примером и стимулом каждому ученику в проектной деятельности.
2. Вступление.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Формированию подобных навыков и способствует работа над проектами. Хочется отметить, что ребята с удовольствием занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Они с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы.
Важно поддерживать интерес детей и научить правильному подходу к этому творческому виду деятельности.
Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и мы надеемся, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое для своей педагогической работы.
Работа в малых группах
Предлагаю дополнить предложения и выяснить, для чего же нужна проектно-исследовательская деятельность в современной школе.
Проектно – исследовательская деятельность:
• учит_____________________________________________________________________________________;
• раскрывает________________________________________________________________________________;
• повышает_________________________________________________________________________________;
• помогает__________________________________________________________________________________;
• развивает__________________________________________________________________________________.
Вывод: Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? _________________
3. Проектная деятельность является частью самостоятельной творческой работы учащихся.
Начало любого исследования, любой проектной работы – это выбор темы работы.
Для многих учеников выбор проблемы и темы проекта - задачи не из легких. Как им помочь? Тема проекта выбирается после того, как определена проблема, с которой ученик будет работать. Несомненно, выбор проблемы и темы - за учеником. Только в этом случае для него работа над проектом будет интересна, а значит, будет иметь индивидуальную значимость как минимум и коллективную - как максимум.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Анкетирование участников мастер-класса. (Приложение1)
Попробуем ответить на следующие вопросы:
• Что мне интересно больше всего? ___________________________________________________________________
• Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? ___________________________________________________
• Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?________________
• Какие школьные дисциплины увлекают меня больше других? ______________________________________
• Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? ________________________________________
• Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? ____________________________________________________
4. Итак, выбор проблемы сделан . Определив проблему, выбрать тему не составит труда.
Задание.
1 группа Определите тему исследования относительно данной проблемы .
«В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца.».
2. группа
Перед вами известный всем -( снег, камень, песок, сахар)
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему проектной или исследовательской работы (обсуждаем)
Интересующие темы |
Самые интересные |
Самые интересные |
Самые интересные |
Самые интересные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Вы выбрали направление, в котором будете двигаться по проекту. Вы определились с темой проекта Как правильно сформулировать тему проекта?
Требования к выбору темы исследования
1. Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и востребована в будущем.
2. Тема должна быть актуальной.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
4. Тема может содержать спорный момент.
Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» «Компьютеры – за и против».
5. Тема должна быть конкретна.
6. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.
Например: «Когда звонят колокола…» (Особенности инфразвукового звучания колоколов).
7. Недопустимо использовать сокращения и аббревиатуру.
8. В теме должен отражаться ожидаемый результат исследования, а не указания на сам процесс.
9.Формулировка должна быть ясной по форме, по возможности краткой, лексически грамотной.
А закончить наш мастер-класс мы бы хотели Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить мастер-класс . Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.