«Проблемное обучение как метод организации учебных занятий»
Оценка 5

«Проблемное обучение как метод организации учебных занятий»

Оценка 5
Педсоветы
docx
преподавание
10 кл—11 кл
29.05.2024
«Проблемное обучение как метод организации учебных занятий»
стаьтья проблемное (1).docx

Клячева А.В.

«Проблемное обучение как метод организации учебных занятий»

 

                  Мышление начинается с проблемной ситуации
                                                                                                     С.Л. Рубинштейн.

 

Основным признаком современного образования является проблемное обучение, когда педагог, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению образовательных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.

Профессиональный деловой мир сегодня остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях молодых специалистов. В связи с этим реализация компетентного подхода зависит от образовательной ситуации, в которой живет и развивается ребенок, а также от его индивидуального стиля познавательной деятельности. Именно поэтому возрастает роль проблемно-поисковой деятельности обучающихся на занятиях, которая приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза и т.д.

Развитие коммуникативных компетентностей у обучающихся может проводиться не только с учебно-воспитательной, но и познавательной или научной целями (кружковая работа, проведение конференций и литературных вечеров, а также индивидуальная работа по подготовке к олимпиадам и конкурсам разного уровня).

Проблемное обучение предполагает, что студент становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, в процессе совместной деятельности при максимальной самостоятельности обучающегося и направленном руководстве преподавателя. Для этого используются групповая работа, работа в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики и т.п.

Несмотря на постоянные изменения образовательных программ, формирование интеллектуальной деятельности обучающихся остается одной из  основных общеобразовательных и воспитательных задач. Ведь интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки будущего специалиста. И именно от умения преподавателя организовать познавательную деятельность зависит степень интереса к учебе, уровень знаний, способность и готовность к саморазвитию, а значит и  интеллектуальные достижения обучающегося.

Положительными моментами проблемного обучения являются активизация развивающего потенциала обучения; самостоятельная поисковая деятельность; высокий познавательный уровень; межсубъектные отношения; личностная включенность всех участников в процесс обучения; практическая направленность процесса обучения.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия; нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к предмету; воспитание всесторонне развитой личности, ориентирующейся в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей учащихся; создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков; формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков; развитие навыков контроля и самоконтроля, умений самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий: выявление проблемы, формулирование, поиск решения; решение.

Правила создания проблемных ситуаций:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям и уровню подготовки студентов. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

5. Наиболее трудную проблемную ситуацию преподаватель направляет путем указания причин невыполнения данного практического задания или невозможности объяснения студентом тех или других фактов.

Например, студентам дается следующее задание: Определить литературный источник возникновения фразеологизма:

- блоху подковать (Н.С. Лесков «Левша»);

- человек в футляре (А.П. Чехов «Человек в футляре»);

- на деревню дедушке (А.П. Чехов «Ванька»);

- темное  царство (А.Н. Островский «Гроза»);

- быть или не быть (У. Шекспир «Гамлет»);

- рыцарь печального образа (М. Сервантес «Дон-Кихот»).

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1) как тема занятия;

2) как несовпадающий с темой занятия вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой занятия.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах занятий: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие нового знания.

«Открытие» нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на занятии: создание проблемной ситуации, подводящий диалог, сообщение учителем темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения русскому языку можно использовать на занятиях русского языка следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности.

Методы проблемного обсуждения предполагают сочетание устного изложения материала преподавателем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение студентов к поставленному вопросу, их жизненный опыт, знания, полученные вне колледжа. Формы учебных занятий, реализующих проблемный метод:

На основе дискуссионной деятельности:

-       семинары (индивидуальная работа);

- структурированные дискуссии (групповая работа);

- проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

На основе исследовательской деятельности:

-       практические занятия (коллективная работа);

- исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Традиционные занятия с новыми аспектами:

- урок-лекция;

- урок-семинар;

- урок решения задач;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия;

- урок-консультация;

- урок-зачет и т.д.                          

Нестандартные уроки:

- урок-аукцион;

- урок-пресс-конференция;

- урок-защита диссертации;

- урок-суд;

- урок-посвящение.

Проблемная ситуация создаётся такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

1)      разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный;

2)        правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?

Сущность такого приёма как лингвистический эксперимент заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помогает обучающимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, поставить сочетание «порядковое числительное + существительное» в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определённый падеж. Например, нет 97 (рисунок), к 132 (рисунок).

Методы проблемного обучения направлены на разностороннее развитие обучающихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обеспечивает увеличение объема знаний, умений, навыков у обучающихся; углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности; новый уровень познавательных потребностей учения; новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.

На занятиях русского языка анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Например, при повторении темы «Имя числительное», рассматривая  лексическое  значение числительного одиннадцать, работу можно начать с морфемного анализа. Затем проанализированные части слова объединяются и делается вывод, что в данном случае лексическое значение слова складывается из значений составляющих его морфем. Это индуктивный путь познания, обеспечивающий большую активность аудитории.

Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса педагог может использовать:                  

1.    Самостоятельную работу: студенты самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге обучающиеся самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний: тесты, диктанты разных видов.

2.    Приемы сравнения: а) сравнения межвидовые, межродовые, например, глагол и прилагательное, буква и звук, приставка и корень; б) придумать аналогичные задания; в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания, создание лингвистических сказок; г) найти в группе понятий, слов лишнее.

3.    Самоконтроль: а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным; б) проверь себя и товарища; в) оцени свой ответ.

Хотелось бы отметить, что в рамках реализации одного из приведенных выше элементов проблемного обучения (исследовательского) студентам колледжа можно предложить следующее задание:

- исследование по выявлению слов-паразитов в речи сверстников - «Слова-паразиты в речи молодежи» (с использованием личностно-ориентированного подхода);

-  исследование по употреблению в речи молодежи XXI века устойчивых выражений, в ходе которого будет обнаружено, что чаще всего молодые люди используют их в искаженном виде с негативным оттенком. В связи с этим в колледже возможно проведение ряда мероприятий по предупреждению и устранению фразеологизмов сленгового характера из речи студентов: диспут «Правильно ли мы говорим?», лингвистический конкурс «Золотые слова», литературная гостиная «Искусство звучащего слова», выпуск стенгазеты «Словесная живопись», оформление стенда «Забота о русской речи».

Также исследовательский (проблемный) метод обучения активно и эффективно применяется при работе студентов над рефератами.

Одной из форм реализации технологии проблемного обучения на занятиях русского языка и литературы является тестирование, которое позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику знаний и получить наглядную картину успеваемости. Кроме того, тестовая форма активизирует деятельность студентов, существенно экономит учебное время. Тесты привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений студента по кон­кретному предмету, но также могут выявить уро­вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по­строения учебной задачи, сравнивать правиль­ный и неправильный ответы и т.п. Тестовую форму контроля можно применять как при фронтальной проверке знаний, так и при индивидуальной работе с обучающимися.

 Применяются тесты-задания разного типа: с выбором ответа, в форме «вопрос-ответ», поиск «лишнего» варианта, определение общего для нескольких языковых явлений. Задания носят не только контролирующий, но и занимательный, творческий характер, предоставляющий студентам возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разной степени трудности.

Также эффективны и тестовые задания на установление правильной последовательности действий. Это более сложный тип задания в тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности слов или выражений. Они помогают формировать у обучающихся алгоритмическое мышление, знание и умение. Задания этой формы полезны как в качестве средства контроля знаний, так и в качестве средства обучения. Инструкции к заданиям этой формы имеют вид: УПОРЯДОЧИТЕ: или УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения на занятиях и во внеурочной деятельности усиливает мотивацию учебной деятельности студентов, активизирует их познавательную активность, способствует реализации интеллектуального потенциала и личностной направленности учебного процесса.

Хочется отметить, что эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую,  нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Преподавателю следует помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему.

Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать студентам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

 

Литература

1.   Богданов И. В.,  Лазарев С. В., Ануфриенко С. С., Чмыхова Е. В., Усольцева И. В., Калинина Н. В.  Педагогика и психология//Лекции. – РУДН, 2011.

2.   Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 304 с.

3.   Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – Москва, 1993. – 89с.

4.   Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников//Школьные технологии. – Москва, 2004. – №2. – с.43-84.

5.   Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1. 

6.   Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2005. - 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).


 

Скачано с www.znanio.ru

Клячева А.В. «Проблемное обучение как метод организации учебных занятий»

Клячева А.В. «Проблемное обучение как метод организации учебных занятий»

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания,…

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания,…

В последнем задании запланировано «затруднение»

В последнем задании запланировано «затруднение»

К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант

К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант

Искусство звучащего слова», выпуск стенгазеты «Словесная живопись», оформление стенда «Забота о русской речи»

Искусство звучащего слова», выпуск стенгазеты «Словесная живопись», оформление стенда «Забота о русской речи»

Литература 1. Богданов

Литература 1. Богданов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2024