МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_________А.Н. Хаирова
«___» _________ 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.05. Психология общения
специальность 35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05. Психология общения
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08. Электрификация и автоматизация хозяйства, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2020 №657.
Разработчик: Козицкая О.И., преподаватель первой квалификационной категории, общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин.
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой методической комиссии
общеобразовательных и
социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № ___ от «___» ______ 2021 г.
Председатель ___________ Нечипорук Ю.А.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в состав общегуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- адекватно воспринимать вербально-невербальную, продуктивную-рецептивную информацию:
- анализировать ситуации общения;
- быть способными к диалогу как способу взаимоотношения с партнером, использовать различные приемы влияния на него при взаимодействии;
- выражать и обосновывать свою позицию по различным вопросам, уметь убеждающее воздействовать при общении;
- свободно владеть языком, уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- вести беседу, соблюдать правила речевого этикета;
- преодолевать барьеры в общении, не допускать конфликтных ситуаций;
- повышать работоспособность с помощью приемов снятия психического напряжения и повышения жизненного тонуса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- базовые понятия психологии общения;
- основные подходы в изучении проблемы общения;
- специфику коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения;
- механизмы понимания и познания в общении;
- функции и характеристики обратной связи в общении;
- основные стратегии межличностного взаимодействия;
- основные механизмы воздействия на партнера по общению;
- причины и факторы затрудненного общения.
- обладать общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лекции |
20 |
практические занятия |
16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
Подготовка сообщений, докладов, конспекта, выполнение презентаций, индивидуальных заданий, составление графиков, таблиц, схем. |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Психология общения» |
||||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды |
|
Раздел 1 Структура, функции и средства общения |
14 |
|
||
Тема 1.1. Структура и средства общения |
Содержание учебного материала. |
4 |
|
|
1 |
Структура и средства общения. Невербальные средства общения. |
|||
2 |
Речевые средства общения. Позы, жесты, мимика. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнить упражнения «Двенадцать «Я», «Согласие» Изучение информационного материала (приемы эффективного общения по Д.Карнеги). |
2 |
|
||
Тема 1.2 Позиции, стили общения |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Особенности коммуникативного процесса. Виды социальных взаимодействий. Позиции взаимодействия в русле транзактного анализа. |
|||
2 |
Техники и приемы эффективного слушания. Способы повышения эффективности общения. |
|||
Практическое занятие Тест «КОС». Формирование навыков социального взаимодействия. Тренинг коммуникативных умений и навыков. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение информационного материала (по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам.»). Решение ситуационных задач по преодолению барьеров в общении. |
2 |
|
||
Раздел 2. Условия и технологии эффективной коммуникации |
8 |
|
||
Тема 2.1. Механизмы восприятия |
Содержание учебного материала. |
2 |
|
|
1 |
Механизмы межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. Влияние установки на межличностное восприятие. |
|||
Практическое занятие 4. Тренинг «Учимся взаимопониманию». Эмоции и чувства в общении. Развитие навыков саморегуляции. Отработка навыков убеждения. |
2 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Составление заявления, автобиографии. |
2 |
|
||
Тема 2.2. Психологические защиты |
Содержание учебного материала. |
2 |
|
|
1 |
Психологические защиты. Барьеры в общении. |
|||
Раздел 3. Конструктивное преодоление конфликтов |
8 |
|
||
Тема 3.1. Виды конфликтов. Управление конфликтами |
Содержание учебного материала. |
4 |
|
|
1 |
Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Функции конфликта. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. |
|||
2 |
Динамика конфликтов. Методы управления конфликтами. Способы разрешения конфликтов. |
|||
Практическое занятие Анализ конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтных ситуаций. |
2 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Влияние темперамента на уровень конфликтности. |
2 |
|
||
Раздел 4. Психология семейных отношений |
2 |
|
||
Тема 4.1. Психологические аспекты семейных отношений |
Содержание учебного материала. |
2 |
|
|
1 |
Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи. Стили семейного воспитания. Интимные отношения. |
|||
Раздел 5. Психология малых групп и коллективов |
6 |
|
||
Тема 5.1. Коллектив и личность |
Содержание учебного материала. |
2 |
|
|
1 |
Коллектив и личность. Лидерство. Конформизм. |
|||
Практическое занятие Развитие навыков уверенного отказа. |
2 |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить информация «Психология групп» |
2 |
|
||
Раздел 6. Деловое общение |
8 |
|
||
Тема 6.1. Деловая беседа Психологические особенности публичного выступления |
Практическое занятие Тренинг навыков делового общения. Подготовка и проведение делового совещания. Формирование навыков ведения переговоров. Правила успешных переговоров. Публичное выступление. Типичные ошибки при подготовке к выступлению. Факторы, повышающие эффективность выступления. |
4 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Особенности и виды делового общения. Деловая беседа: виды, этапы подготовки и проведения. Деловое совещание. Основные виды. Успешность проведения совещания. Переговоры: функции и методы. Разработать план публичного выступления |
4 |
|
||
Раздел 7. Профориентация |
6 |
|
||
Тема 7.1. Профессиональное самоопределение Проектирование профессионального жизненного пути |
Практическое занятие Проектирование профессионального жизненного пути. Профессиональное самоопределение Требования профессии к человеку. Профессиональные интересы и склонности. |
4 |
4 |
|
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к дифференцированному зачету. |
2 |
|
||
Всего |
52 |
|
Основная учебная литература:
1. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: учебник / М.Ю. Коговаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016.
2. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
3. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
Дополнительная учебная литература:
1. Виговская, М.Е. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и К, 2016.
2. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php - Педагогическая библиотека
2. http://psychology.net.ru/ - База профессиональных данных «Мир психологии»
4.2.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- наглядные и электронные пособия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.