Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Чернолесского
Новоселицкого района Ставропольского края
Проект
«Индивидуальный образовательный проект
«Я - исследователь».
Автор:
Донцова Валентина Алексеевна
учитель истории и обществознания.
Содержание
|
|
Стр. |
1. |
Пояснительная записка.
|
1 |
2. |
Содержание проекта.
|
2 |
3. |
Тематическое планирование.
|
4 |
4. |
Список использованной литературы.
|
9 |
|
Приложение |
|
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный образовательный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках предмета история.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, отведённого учебным планом, и будет представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Цель проекта: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы.
Задачи проекта:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
— повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика проекта.
Содержание проекта в основном сосредоточено на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС). При этом проект предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически проект построен таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного проекта предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый проект рассчитан на 68 часов. Он состоит из этапов, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования этапов выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть этапа специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов.
Третий этап нацелен на собственную поисковую, проектную, исследовательскую деятельность в относительно свободном режиме.
Проходя один этап за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Данная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «маршрутные карты» старшеклассника.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах, архивах.
Основные идеи проекта:
— единство материального мира;
— внутри - и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение проекта включает в себя учебное пособие для обучающихся «Как написать и оформить проект, исследовательскую работу».
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Содержание проекта
1 этап. Культура исследования и проектирования (6 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект и исследовательская работа. Основные понятия, применяемые в области исследования и проектирования: технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта и исследования. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания предмета история и краеведения.
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта и исследования. Процесс проектирования и исследования, и отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Жизнь для Отечества». Исследовательская работа, посвященная профессиональной деятельности генерала И.К.Яковлева (почетного жителя Новоселицкого района, уроженца села Чернолесского. Рассмотрение примера масштабного исследования от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Анализ исследовательской работы. Знакомство и обсуждение.
Раздел 1.5.Проект «Дети войны». Рассмотрение примера масштабного исследования от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Анализ проекта. Знакомство и обсуждение.
Раздел 1.6. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования, выводы.
Этап 2. Самоопределение (5 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта и исследования.
Раздел 2.1. Проекты, исследования и технологии: выбор темы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом, изучить событие.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными и исследовательскими направлениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Этап 3. Замысел проекта (6 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом и исследованием.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта и исследования.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта и исследования.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов и исследования.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Этап 4. Условия реализации проекта и исследования. (6 ч)
Раздел 4.1. Планирование действий при работе над проектом и исследованием. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта и исследования, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом и исследованием, команда, роли и функции.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами исследованием.
Этап 5. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ ( 9 ч)
Раздел 5.1. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 5.2. Дополнительные возможности улучшения проекта.
Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, выборка респондентов Возможности социальных сетей. Создание и использование видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 5.3. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Этап 6. Презентация и защита индивидуального проекта и исследования. (2ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Тематическое планирование
Индивидуальный образовательный проект рассчитан на 68 часов(34 часа в год).
Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции. Предлагаемое планирование является примерным: учитель может корректировать содержание уроков и распределение часов на изучение материала в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и сферой их интересов.
№ |
Тема |
Основное содержание |
Количество часов |
Дата |
1 этап. Культура исследования и проектирования (12 ч)
|
|
|||
1-2 |
Что такое проект и исследовательская работа? |
Понятие проекта и исследовательская работа. Происхождение понятия. Цели проекта и исследовательской работы. Проекты, оказавшие влияние на жизнь общества. |
2 |
|
3-4 |
Анализирование проекта и исследования. |
Замысел проекта и исследования. Реализация проекта и исследования. Основные признаки. Сложности понимания и осуществления и проекта исследовательской работы. |
2 |
|
5-6 |
Выдвижение идеи проекта и исследования. |
Логика работы над проектом и исследованием. Процесс проектирования и исследования, и отличие от других профессиональных занятий. Результат проекта и исследования.
|
2 |
|
7-8 |
«Жизнь для Отечества». Исследовательская работа, посвященная профессиональной деятельности генерала И.К.Яковлева (почетного жителя Новоселицкого района, уроженца села Чернолесского. |
Рассмотрение примера масштабного исследования от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Анализ исследовательской работы. Знакомство и обсуждение.
|
2 |
|
9-10 |
Проект «Дети войны». |
Рассмотрение примера масштабного исследования от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Анализ проекта. Знакомство и обсуждение.
|
2 |
|
11-12 |
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. |
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, гипотеза, метод и субъект исследования, выводы.
|
2 |
|
Этап 2. Самоопределение (10ч) |
|
|||
13-14 |
Проекты, исследования и технологии: выбор темы деятельности. |
Приоритетные направления деятельности. |
2 |
|
15-16 |
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом, изучить событие.
|
Определение позитивного образа будущего для себя и для других. |
2 |
|
17-18 |
Формируем отношение к проблемам.
|
Проблемы: научные, мировоззренческие, практические, глобальные, национальные, региональные, локальные. |
2 |
|
19-20 |
Знакомимся с проектными и исследовательскими направлениями.
|
Президентский форум «Месторождение талантов», «Машук», молодёжные программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее». |
2 |
|
21-22 |
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
|
Варианты самоопределения при выборе темы проекта и исследовательской работы: актуальность, желание осуществить изменения, стремления развития в обществе, получение новых знаний. |
2 |
|
Этап 3. Замысел проекта (12 ч)
|
|
|||
23-24 |
Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом и исследованием.
|
Понятие «проблемная ситуация». Позиция автора. |
2 |
|
25-26 |
Выдвижение и формулировка цели проекта и исследования.
|
Цель и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотношение прогноза результата проекта, исследования и идеала. Постановка цели и принятие цели. |
2 |
|
27-28 |
Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта и исследования.
|
Перевод проблемы и цели и задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов. |
2 |
|
29-30 |
Роль акции в реализации проектов и исследования.
|
Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта и исследования. Роль акции в реализации проекта и исследования. |
2 |
|
31-32 |
Ресурсы и бюджет проекта.
|
Ресурсы для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. |
2 |
|
33-34 |
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
|
Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное значение. Позиции. Мнения. |
2 |
|
Этап 4. Условия реализации проекта и исследования. (10 ч)
|
|
|||
35-36 |
Планирование действий при работе над проектом и следованием.
|
Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. |
2 |
|
37-38 |
Источники финансирования проекта. |
Освоение понятий: кредитование, бизнес-план. Собственные средства. Средства спонсоров. |
2 |
|
39-40 |
Сторонники и команда проекта и исследования, эффективность использования вклада каждого участника. |
Особенности работы команды над проектом, команда, роли и функции в проекте и исследования. |
2 |
|
41-44 |
Модели и способы управления проектами исследованием.
|
Маршрутная карта работы над проектом и исследованием. |
4 |
|
Этап 5. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ ( 20 ч)
|
|
|||
45-48 |
Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
|
Описание ситуации для постановки цели, проблемы и задач. Анализ работы. Маршрут работы. Выводы. Обзор научной литературы. |
4 |
|
49-54 |
Дополнительные возможности улучшения проекта.
|
Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования и исследования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, выборка респондентов Возможности социальных сетей. Создание и использование видеоролика для продвижения проекта. |
6 |
|
55-65 |
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
|
Выстраивание структуры текста для защиты. Тезисы выступления. Основные пункты. Наглядность, информативность выступления, умение выделить самое главное в работе. |
10 |
|
Этап 6. Презентация и защита индивидуального проекта и исследования. (3ч)
|
|
|||
66-68 |
Презентация и защита индивидуального проекта и исследования. |
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения образовательного проекта
В результате прохождения курса на уровне среднего общего образования у обучающихся будут достигнуты следующие предметные результаты:
Обучающийся научится:
— давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
— раскрывать этапы цикла проекта и исследования;
— самостоятельно применять приобретённые знания в проектной и исследовательской деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
— публично излагать результаты проектной и исследовательской работы.
Список использованной литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление /Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Антипова Н.В..Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы. М.»Просвещение»,2019.
Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2014.
9.Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
2. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy). Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
3. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцы России.рф/organizations/55619/info).
5.Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).
6. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
7. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
8. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
9. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
10. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
11. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
12. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
13. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://startupnetwork.ru/startups/).
14. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika).
15. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).
16. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990).
17. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
18. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
19. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
20. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
21. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video).
22. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
Приложение
I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:
1. Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.
2. Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).
3. Составить список использованной литературы.
4. Определить структуру работы (составить план)
5. Обосновать актуальность темы индивидуального проекта
6. Оформить введение, основную часть и заключение работы
7. Подготовить и оформить приложения
8. Оформить титульный лист
9. Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)
10. Подготовить презентацию
11. Подготовиться к защите индивидуального проекта
II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Индивидуальный проект предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.
Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана индивидуального проекта.
III. СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение
Основное содержание
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение
Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).
Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:
· Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.
· Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно исследовать эту тему, чем она значима для текущего момента, для современной ситуации».
· Определение объекта и предмета исследования.
Объект - реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя
Предмет - часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному изучению.
Пример: объект - общественное движение в России в XIX в.
Предмет - революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.
· Постановка цели.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
· Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.
Основные задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не менее трех задач.
· Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
· Историография проблемы - краткий обзор литературы и источников
· Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.
Основное содержание
Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.
Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).
В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.
Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
· не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
· при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
· каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
· при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки (приложение 3).
Заключение
Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
· основные выводы в сжатой форме;
· оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Список источников и литературы.
Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
· автор (фамилия, инициалы);
· название, подзаголовок;
· выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).
Пример: Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - Москва: Просвещение, 1997. - 384 с: ил. - ISBN 5-09-007612-Х
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
· название сборника, журнала, газеты;
· место издания и год издания (если сборник);
· год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример:
Журнал: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков // Обществознание в школе. – 1999. - №1. – С.10-16.
Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. – С. 44 – 49.
При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:
• автор, название
• вид работы (диссертация или автореферат диссертации)
• научный руководитель (в диссертации)
• место защиты диссертации
Пример:
1. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.
2. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.
Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:
• автор, название / название книги, сборника
• название сайта
• адрес (ссылка)
• указание даты обращения
Пример: Маслов Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск. Богородское краеведение [сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html (дата обращения: 01.01.2019 г.)
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.
Приложения
В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).
Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.
В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.
Шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал – полуторный; текст форматируется «по ширине».
Поле страницы: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см; отступ красной строки – 1,25 см.
Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.
Объем работы – 15 - 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.
Заголовки печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые центрируются, точка в конце заголовка не ставится.
Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.
Титульный лист содержит следующие атрибуты (Приложение 1):
· название учебного заведения;
· название работы,
· сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);
· год выполнения работы.
Титульный лист не нумеруется.
Оглавление
Это вторая страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются.
Все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.
Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница».
Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.
V. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Необходимо заранее подготовить тезисы выступления.
· Выступление должно быть кратким.
· Если вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность.
· Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов
· Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
· Будьте особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.
· Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.
· Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.
2. Выступление сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.