Урок "Состав и строение белков" Биология, 10 класс
Оценка 4.6

Урок "Состав и строение белков" Биология, 10 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология +1
10 кл—11 кл
09.06.2020
Урок "Состав и строение белков" Биология, 10 класс
Белки – важная форма существования жизни на планете Земля. Именно благодаря строению и функциям белков можно говорить о проявлении жизни на молекулярном уровне. Материал урока позволяет рассмотреть особенности состава и строения белковых молекул как природных биополимеров.
СОСТАВ И СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ .docx

БЕЛКИ

Открытый урок по биологии 10 класс

 

Белки – важная форма существования жизни на планете Земля. Именно благодаря строению и функциям белков  можно говорить о проявлении жизни на молекулярном уровне. Материал урока позволяет рассмотреть особенности состава и строения белковых молекул как природных биополимеров.

 

МЕЩЕРЯКОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

11.10.2019

 


 

МБОУ «Фруктовская СОШ»

Предмет      БИОЛОГИЯ                   Класс  10             Учитель           МЕЩЕРЯКОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА        Дата  11.10.2019

Тема урока              СОСТАВ И СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ

Планируемые результаты

Предметные: познакомиться с составом и строением белковых молекул, характеризовать состав и строение белков.

Метапредметные: определять тему и цель урока; выделять главное, развивать аналитические способности, делать выводы, осуществлять самоконтроль.

Личностные: развитие способности связывать теоретический материал с практикой жизни.   

Решаемые учебные проблемы: создание условий для изучения состава и структуры белков .    

Основные понятия урока: аминокислоты, пептидная связь, белки (протеины и протеиды), полипептид, структура белка первичная, вторичная, третичная и четвертичная; денатурация и ренатурация белков.                          

Вид используемых на уроке оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, видеоматериал по строению белков, карточки с познавательными задачами; таблица «Состав и строение белков»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

обучающихся

1.Актуализация знаний

Экспресс-проверка (устное тестирование) по теме «Углеводы. Липиды»

Учитель зачитывает вопросы, заслушивает ответы обучающихся

Отвечают на вопросы «Верно - не верно»

1.К моносахаридам относится крахмал (-)

2.Фруктоза является полисахаридом (-)

3.Жиры образуют основу всех клеточных мембран (+)

4.При расщеплении 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии (+)

5.Моносахара – вещества с приятным вкусом, хорошо растворяются в воде (+)

6.Макромолекуля, состоящая из мономеров, называется полимером (+)

7.Воски на поверхности листьев и плодов у растений, перьев и шерсти у животных притягивают воду (-)

8.Основная функция углеводов в клетке – энергетическая и запасающая (+)

9.Гликоген – растительный крахмал (-)

10.В растениях из глюкозы синтезируется крахмал (+)

2.Создание проблемной ситуации

Каждое органическое вещество является важным для клетки. Углеводы обеспечивают клетку энергией, липиды – обязательный компонент всех клеток.  А для чего нужны белки?

Давая определение жизни, Ф. Энгельс  сказал: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Почему белки так важны живым организмам?

 

 

 

Выполняют разнообразные функции.

3. Целеполагание

Известно, что  свойства определяются строением. Думаю, вы догадались, что мы будем изучать состав и строение белков

Тема урока

Цель: познакомиться с составом и строением белков

4. «Открытие» нового знания

Предлагаю видеоролик «Белки». Ваша задача: делать краткие записи при просмотре учебного видео для дальнейшего обсуждения

 

Обучающиеся делают краткие записи, которые будут использовать при обсуждении, осмысление и запоминание информации

5. Первичное закрепление

Объединим информацию видеоурока и материал учебника (п. 9, с. 28-29)

·         Белки – высокомолекулярные органические вещества, состоящие из мономеров – остатков ɑ-аминокислот

·         Аминокислоты – органические амфотерные соединения, состоящие из аминогруппы и карбоксильной группы и радикалов

·         АК связаны прочной пептидной связью (разновидность ковалентной), при образовании которой выделяется молекула воды.

·         АК заменимые и незаменимые; 20 АК обозначают тремя буквами

·         Белки простые (протеины – состоят из АК) и белки сложные (протеиды – содержат АК, связанные с небелковыми компонентами: липидами, углеводами, металлами – липопротеиды, гликопротеиды, металлопротеиды)

·         Структура белков:

Первичная – цепь из последовательности остатков  АК, связанных пептидной связью.

Англ. биохимик Сэнгер Фредерик, наш современник  разработал методы исследования первичной структуры белка

Вторичная – спираль, прошитая водородными связями между  –СО-  и  –NH-  (большинство белков) и складчатый слой.

Третичная – трёхмерная укладка в пространстве в виде глобулы, связанной  дисульфидными мостиками, эфирными и ионными связями между радикалами АК (антитела, гормоны, структурные и двигательные белки, коллаген, ферменты)

·         Четвертичная – конформация из нескольких глобул (гемоглобин крови, содержащий атомы железа)

·         Связи, поддерживающие в пространстве вторичную, третичную и четвертичную структуры белка слабее пептидной связи в первичной структуре,  под действием внешних факторов подвергаются денатурации – разрушению природной структуры белка и потерей способности выполнять биологические функции. Денатурация обратимая и необратимая.

·         Ренатурация – восстановление при кратковременном воздействии внешних факторов, не затронувших первичную структуру.

 

 

 

Аминогруппа, карбоксильная группа

 

Рис. 1.4 (с. 28)

 

Приложение 4, с. 122

с. 28

 

 

Рис. 1,5. Уровни организации молекулы белка. (с. 29)

Фотография на с. 29

 

Рис. 1,5 (с.29)

 

Рис. 1,5 (с. 29)

 

 

 

 

 

с. 29-30

6. Подведение итогов

Разбор биологических задач

1.       «Биологические бусы» - Посмотрите на бусы и коробочку. Абстрагируясь от этих предметов, предположите, какую аналогию с органическим миром можно провести?

2.       Мозг – тоже белок. При попадании в организм этанола клетки мозга отмирают. Почему?

3.       Наши волосы – чистый белок. О чём могут свидетельствовать выпадение волос, расслаивание ногтевых пластинок, высыпания на коже?

4.       Что такое подагра?

5.       Переизбыток белков – одна из причин развития остеопороза. Организм может переработать определённое количество белка. Остатки он перерабатывает, используя для этого кальций из костей.

6.       Паутина, которую плетёт паук, содержит жидкий белок, превращающийся в эластичную нить

 

Бусы – белковая молекула с первичной структурой. Коробочка – клетка. Белок в клетке укладывается , используя вторичную, третичную структуры. (Так создаются открытия)

Под действием этилового спирта белок денатурирует. Денатурация в этом случае необратимая.

Одни из признаков недостатка белка в организме.

 

Воспаление мелких суставов из-за отложения солей мочевой кислоты. Её вызывает избыток белка в рационе.

 

Скрепка на с. 30

7. Домашнее задание.

Рефлексия

Д/З : п.9 (с. 28-29), вопросы с. 31 – устно

Рефлексия

·         Чем вам запомнился урок?

·         С каким настроением вы уходите с урока?

·         Насколько сложным был учебный материал?

 

УРОК ОКОНЧЕН. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Записывают д/з.

Принимают участие в обсуждении вопросов.

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Заяц Р. Г. Биология. Полный курс средней школы в таблицах и схемах. – Минск: Принтбук, 2018. – 448 стр. (Государственная итоговая аттестация).

2.      Ионцева А. Ю. Биология в схемах и таблицах. М.: Экссмо, 2013. – 352 с. – (Наглядно и доступно).

3.      Сухорукова Л. Н. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2019. – 127, [1] с.: ил. – (Сферы).


 

4.      Скачано с www.znanio.ru

Урок "Состав и строение белков" Биология, 10 класс

Урок "Состав и строение белков" Биология, 10 класс

МБОУ «Фруктовская СОШ» Предмет

МБОУ «Фруктовская СОШ» Предмет

Создание проблемной ситуации Каждое органическое вещество является важным для клетки

Создание проблемной ситуации Каждое органическое вещество является важным для клетки

АК, связанных пептидной связью

АК, связанных пептидной связью

Подведение итогов Разбор биологических задач 1

Подведение итогов Разбор биологических задач 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020