Авторская программа для учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка)
Содержание программы элективного курса «Мир искусства»
1. Пояснительная записка
• концепция (основная идея) программы;
• обоснованность;
• цели, задачи, основные принципы;
• планируемые результаты;
• структура программы;
2. Учебно-тематический план
3. Содержание занятий.
4. Методы и формы реализации программы.
5. Критерии успешности занятий .
6. Система оценки достижений учащихся.
7. Способы проверки результатов освоения программы.
8. Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение.
9. Условия, необходимые для решения поставленных задач.
10. Знания и умения в процессе изучения курса программы.
11. Список используемой литературы для учителя и учащихся.
12. Заключение.
Мир искусства.doc
Авторская программа "Мир искусства" для учащихся 9х классов (предпрофильная подготовка)
Содержание программы элективного курса «Мир искусства»
1. Пояснительная записка
концепция (основная идея) программы;
обоснованность;
цели, задачи, основные принципы;
планируемые результаты;
структура программы;
2. Учебнотематический план
3. Содержание занятий.
4. Методы и формы реализации программы.
5. Критерии успешности занятий .
6. Система оценки достижений учащихся.
7. Способы проверки результатов освоения программы.
8. Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение.
9. Условия, необходимые для решения поставленных задач.
10. Знания и умения в процессе изучения курса программы.
11. Список используемой литературы для учителя и учащихся.
12. Заключение.
«Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства,
которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.»
Д. РЕЙНОЛЬДС
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Мир искусства» разработана для обеспечения предпрофильной подготовки
учащихся 9 классов общеобразовательного учреждения к обучению по художественнопедагогическому
направлению гуманитарного профиля. По функциональному предназначению – учебнопознавательной, по
времени реализации – полугодичной.
Концепция (основная идея) программы – осознание мирового значения искусства, изменения мира силами
искусства.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости,
чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Получить краткое
художественное образование, ознакомиться с видами искусства, прикоснуться к духовным наследиям
предыдущих поколений, ориентироваться в многообразии направлений искусства
Она позволяет получить краткое художественное образование, ознакомиться с видами искусства,
прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ориентироваться в многообразии направлений
искусства. Программа курса призвана обеспечить предпрофильную подготовку девятиклассников по
художественногуманитарному направлению.
Данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению
выбора художественнопедагогической профессии для профильного обучения в старших классах. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества педагога искусства, которые рассматриваются с
точки зрения развития следующих способностей: Содержание элективного курса реализуется по принципам
последовательности и системности. Оно включает три раздела: "Искусство вокруг нас", "Художественное
образование", «Внеурочная творческая практическая деятельность».
В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания
базовых программ основной школы по изобразительному искусству, программ факультативных курсов по
мировой художественной культуре, традиционной народной культуре и пр., с другой – осознание особенностей
художественнопедагогической профессии школьного учителя.
Предполагается, что девятиклассники имеют опыт эмоциональноценностного восприятия произведений
искусства, опыт художественнотворческой деятельности и, собственные впечатления от художественно
педагогической деятельности учителей музыки и изобразительного искусства, литературы. Большое значение
имеет развитие собственного отношения обучающихся, и самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни
людей, на особенности художественного образования, на специфику профессии школьного педагога искусства.
Элективный курс повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы художественно
педагогического направления гуманитарного профиля.
Программа включает новые для учащихся знания (стили, направления, дизайн, синтетические виды искусства),
не содержащие в базовых программах.
Некоторые темы программы (синтетические виды искусства)можно включить в базовые программы по
изоискусству, литературе, как модуль в решении задач по предпрофильной подготовке в школах
художественно – эстетического направления.
Цели, задачи, основные принципы:
Цель элективного курса – формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно
педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомления с видами и способами
деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профессиональной подготовки учителя
музыки или изобразительного искусства.
формирование целостного представления о роли искусства в культурно историческом процессе
развития человечества, развитие личности в духовнонравственном плане, приобщение к национальным
культурным наследиям
раскрытие творческих способностей школьника его мышления и познавательной деятельности
Задачи курса:
Повысить интерес учащихся к художественнопедагогическому направлению
Способствовать развитию способностей, помочь ученику освоить выбранное направление на
повышенном уровне
Создать условия для положительной мотивации к выбору будущей профессии художественно
педагогического направления.
Планируемые результаты
При изучении курса предполагается развить следующие способности учащихся:
Развить мыслительную деятельность при восприятии произведений искусства
Способность обучающихся восприятия искусства
Способность различать национальную принадлежность произведений искусства
Способность выявления функции искусства на примере художественных произведений
Способность формирования собственного отношения к жизни
Владение языком изобразительного искусства, как средством общечеловеческого общения Способность умений организовать собственную художественную творческую деятельность:
изоискусства, скульптуры, дизайна, выставочная деятельность.
Программа будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора
художественнопедагогической профессии, так же происходит ориентация на профессиональные качества
педагога искусства. В процессе реализации курса происходит углубление и расширение базовых программ по
ИЗО, музыке, мировой художественной культуре, учащиеся знакомятся с особенностями художественно
педагогической профессии.
Предполагается, что по мере изучения курса у учащихся происходит развитие собственного отношения
обучающихся к произведениям искусства, взгляда на роль искусства в жизни людей, адекватное восприятие
произведений искусства. Учащиеся 9 классов имеют опыт эмоционального восприятия произведений
искусства от художественнопедагогической деятельности учителей музыки, изобразительного искусства,
литературы.
Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации
учебного процесса по курсу программы.
Разделы и темы курса построены в тесном взаимодействии по принципу последовательности и
систематичности, от простого к сложному и развиваются по трем линиям:
1. От эмоционального отклика на школьные занятия искусством – к осознанию необходимости их
педагогической организации.
2. От самостоятельного опыта общения с произведениями искусства (вне школы) – к педагогически
направленному опыту организации этого процесса (школьные занятия),
3. От роли ученика (ведомого) – к роли учителя (ведущего за собой).
Практически на каждом уроке происходит общение учитель – ученик учитель, в форме дискуссий,
последовательного усвоения знаний, опираясь на знания предыдущего урока, иначе невозможно научить
учащихся размышлять, сопоставлять, анализировать, высказывать свое мнение, делать выводы и поэтому
учебный материал дети помнят и легко восстанавливают в памяти.
Диалектическая логика восхождения к профессии заключается в установлении соответствия между темами
программы, их художественнопедагогическим замыслом, психологопедагогической основой и задачами
профессиональной ориентации обучающихся, решаемыми в рамках каждой темы. Программа дает
возможность проведение эвристических проб (поисково –исследовательская деятельность произведений
искусства), например, как произведение искусства способствует «выпрямлению», возрождению человека,
«очеловечиванию»,становлению его характера, его осознанному отношению к миру, т.е. искусство
способствует возрождению красоты, изменению и спасению мира.
Методы и формы реализации содержания элективного курса "Мир искусства»"
Содержание курса реализуется на основе следующих методов: обобщения, проблемнопоискового, проектного
метода, что оптимизирует процесс «движения в профессию», помогает формировать самостоятельные взгляды
на профессию, способствует осознанному ее восприятию
Уроки проводятся в форме лекций, диспутов, бесед, круглого стола, экскурсий, т.е. предполагаются и
внеурочные виды деятельности: посещение музеев, музыкальной, художественной школы г.Нижнекамска,
посещение уроков музыки, ИЗО, проведение фрагментов урока, моделирование школьных ситуаций и
разрешение их учащимися и т.д.. "Мир искусства» – динамичный курс с яркой практикоориентированной
направленностью, о чем свидетельствуют разнообразные виды и формы проведения занятий. Предлагается два
вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных занятий: посещение, театра, художественной
выставки и пр.; посещение урока музыки или изобразительного искусства в одном из классов основной школы;
внеурочный практикум (проведение фрагмента урока музыки или изобразительного искусства в основной
школе); внеурочная художественнотворческая деятельность. Благодаря частой смене видов деятельности
школьники смогут заняться художественным творчеством по интересам, вне зависимости от имеющихся у них специальных умений, а также попробовать себя в роли учителя музыки или изобразительного искусства.
Уроки проводятся в следующих формах: проблемнопоисковой деятельности с моделированием учебных
ситуации, семинара, свободной дискуссии, круглого стола с использованием презентаций, аудио и
видеозаписей.
На занятиях круглого стола предполагается присутствие художников, музыкантов, студентов учебных
заведений. В процессе круглого стола учащиеся демонстрируют полученные знания, круглый стол завершает
элективный курс «Мир искусства».
Реферат, тестирование, которыми завершается изучение курса, являются формой отчетности
девятиклассников. Реферат имеет практикоориентированный характер и включает в себя размышления
школьников при опоре на сведения, полученные на занятиях, литературные источники, рекомендуемые
преподавателем, а также на конкретные примеры из художественнопедагогической практики.
Критериями успешности занятий по элективному курсу являются:
степень развития интереса к профессии;
степень проявления способностей к художественнопедагогической деятельности (разработка
фрагмента урока)
степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений о процессе и результате
художественнопедагогической деятельности.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в
процессе работы, собеседований с ними, исследовательской работы по произведениям искусства, разработки
фрагмента урока и проба в практической деятельности, а также выполнения реферата на одну из
предложенных тем.).
«Искусством очеловечивать»
"Искусство – как международный язык".
"Непреходящая сила искусства»
"Профессия – учительхудожник".
Система оценки достижений учащихся
знакомство с истоками произведения искусства;
умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
продолжение работы по исследованию произведений.
Ожидаемый результат состоит в положительной динамике развития личности школьника, его воображения,
способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям, участие в конкурсах,
фестивалях, во Всероссийских олимпиадах по МХК
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
конкурсов;
выставок (в школе, посёлке, ДОУ).
Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение
Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и принадлежности. Для педагога:
таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
ТСО, мультимедийные оборудования (ноутбук, диапроектор, интерактивная доска);
материал по истории искусств;
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
художественнографические материалы.
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы необходим учитель по специальности –учитель изобразительного искусства
в средней школе или преподаватель художественной школы.
Финансовое обеспечение
Программа реализовывается за счет часов, отведенных на кружковые занятия в школе, или за счет часов от
центра детского творчества.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
обеспечение материальнотехнической базой;
посещение профессиональных театров, экскурсии, встречи с интересными людьми;
взаимное общение детей из различных художественных коллективов города;
участие в конкурсах, олимпиадах;
возможность реализовать свой интерес к художественнопедагогическому направлению;
готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего
В процессе изучения курса учащиеся должны
знать:
Виды и жанры искусства.
Основы изобразительной грамоты.
Структуру урока искусства.
Сведения о разных народных промыслах.
Имена великих мастеров искусства.
Предназначение искусства.
О профессиях художественного направления.
уметь:
Осмыслить место искусства в жизни человека.
Создавать проекты – импровизации, структуру уроков ИЗО.
Выражать своё личное отношение к произведениям искусства.
Создавать презентации.
Заниматься проектной деятельностью.
Дополнительная литература, цифровые образовательные ресурсы для учителя и учащихся необходимые
в процессе изучения предпрофильного курса «Мир искусства».
1. Б.М. Неменский «Мудрость красоты», программа «Изоискусство и худ. труд». – М., «Просвещение»,
1987.
2. Н.М. Сокольникова «Основы живописи». – Обнинск, «Титул», 1996.
3. М. Сокольникова «Основы композиции». – Обнинск, «Титул». 1996.
4. Т.А. Копцева «Формирование образного восприятия». – М., 1990. 5. Е.И. Коротеева «Искусство и ты». – М., «Просвещение», 1997.
6. Журнал « Изобразительное искусство в школе». – М., 2005, №5,7.
7. Журнал «Юный художник». 1988. 1995 № 3,4.5,
8. Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М., 1997.
9. Т. Копцева «Формирование образного восприятия цвета у школьников». – М., 1990.
10. Г. Беда «Основы изобразительной грамоты» – М., «Просвещение», 1985.
11. Н. Никанорова « Наглядные пособия для занятий изоискусством». – М., 1998.
12. Ю. Хижняк «Как прекрасен этот мир». – М., 1986.
13. Цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники по видам искусства.
14. Г.И. Данилова (МХК 10 кл., 11 кл.), Москва «Дрофа», 2008.
15. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы».
16. ЦОР «Шедевры мирового изобразительного искусства».
17. Ю.А.Солодовников «Человек в МХК».
18. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003.
19. Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика:
Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
20. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Дневник музыкальных размышлений. – М.: Дрофа, 2001.
21. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. – М.: Дрофа, 2001 2002.
22. Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М.: Владос, 2001.
23. Розмари, Бартон. Атлас чудес света. – Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995.
24. Страшное С.Л. Русская поэзия XX века. – М.: Просвещение, 2001.
25. Творогов О.В. Древнерусская литература. Хрестоматия для 59 классов. – М.: Просвещение, 1998.
26. Твоя профессиональная карьера / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.
27. ЦОР «Энциклопедия зарубежного классического искусства».
Заключение.
С первых занятий по программе важно использовать интерес детей к изобразительному искусству, развивать
их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической
деятельности, на уроке. Первые занятия красоты и добра, знакомство с творческим наследием великих
художников, могут остаться в памяти школьника на всю жизнь.
Бережное отношение учителя к ученику, как к равноправному собеседнику, к его умениям высказывать свое
мнение, делать выводы, обобщать, сопоставлять, анализировать – вот основные слагаемые успеха, и поэтому
учебный материал дети помнят и легко восстанавливают в памяти.
Теоретическая значимость программы в том, что в ней представлено обоснование и возможности
осуществления грамотной организации работы учителя на занятиях.
Практическая значимость программы – в разработке методических рекомендаций по начальному освоению
школьниками основ профессии «учитель – художник».
"Мир искусства"
"Мир искусства"
"Мир искусства"
"Мир искусства"
"Мир искусства"
"Мир искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.