"Мир на кончиках пальцев".

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное время препровождение.
Иконка файла материала Консультация для родителей.docx
Консультация для родителей  «Мир на кончиках пальцев». В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период,  когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и  обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги –  психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее  помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве,  которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями.  Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное  времяпрепровождение. С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно  трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что  попадется на глаза. В этом возрасте ребенком правит ее величество  манипуляция. Манипуляция – это различные действия с предметами, которые  помогают маленьким исследователям узнать, изучить их свойства, а вместе с  тем постигать и себя. В результате этого важного процесса формируются  определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука  ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и  речи. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум  ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех  инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний  мозг», писал Кант. К двум годам у ребенка появляется желание все сделать самому, поэтому  часто родители слышат: «Я сам». Чем больше ребенку будет предоставлена  возможность проявить себя, тем лучше будет развиваться его мозг,  стимулироваться развитие речи, творческие способности, фантазия. Задача родителей – обеспечить детей всем необходимым для игры –  манипуляции, предложить малышам совместную с нами, взрослыми, игру –  манипуляцию. Для этого в комнате создается соответствующая предметно­ развивающая среда: формы с вкладышами, игрушки для нанизывания,  вдевания, разрезные картинки, мозаика, шнуровки, баночки с горлышком  различной толщины для вкладывания мелких предметов и т. д. Занимаясь с  ребенком манипуляцией, взрослый обязательно должен проговаривать своидействия и побуждать к этому ребенка. Задания должны приносить ребенку  радость, нельзя допускать скуку и переутомление. Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но  и расслабить всего тела. Они способны улучшить произношение многих  звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое  «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти  принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении  речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения  его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы  подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью  занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие  взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и  явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное  выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и  левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему  идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание,  выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко  учился, ловко выполнял любую работу, самую тонкую работу, ­ с раннего  детства нужно развивать его руку: пальцы и кисть. В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с  предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих  действий до автоматизма. Для этого воспитатель должен планировать работу  по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности,  совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности  детей. В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для  развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами,  самообслуживанию они могут проявить свои способности. Для развития  мелкой моторики в повседневной жизни для детей старших групп так же  создаются условия в предметно­развивающей среде. Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются  пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном  универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смыслданных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг  ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются  хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму,  развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка.  Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные  впечатления, у него развивается внимательность и способность  сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе. Такая  игровая деятельность вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Итак, сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук, пальцевой  умелости является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. «Предметно­развивающая среда для развития мелкой моторики»: 1. Ощупывать – трогать. Пособия с покрытием из материалов разной фактуры  (например, ладошки, цветочки, покрытие мехом, фланелью и т. д.) Образцы  различных материалов. 2. Закручивать – вывинчивать.  Пластмассовые бутылочки с  закручивающимися крышками, крупный пластмассовый конструктор с  гайками Пластмассовый и металлический конструктор 3. Надевать ­ нанизывать, вдевать. Пирамидки различные, цветные шнуры и  палочки для нанизывания цветных колечек и шариков, крупные бусы,  шнуровки, крупный материал для конструирования.  Мелкие бусы различной  формы, нитки для вдевания в иголку, цветные полоски для плетения,  шнуровки, природный материал для конструирования и художественного  труда, материал для вышивания, составления панно из ниток 4. Переворачивать ­ опрокидывать Баночки, коробочки, формочки, пирамидки различной формы, формочки для игр с песком.  Материал для игр с песком,  водой, различные виды конструктора. 5. Вталкивать, вынимать, пересыпать. Бутылочки, баночки с горлышком  разной ширины, мелкие предметы, семена для пересыпания, крупная мозаика.  Мелкая мозаика, природный материал для художественного труда и  конструирования, материал для игр с песком и водой.6. Вкладывать, складывать, выкладывать, накладывать. Материал для  аппликации, коробочки разной величины для вкладывания друг в друга,  книжки­ширмы, геометрические фигуры  для накладывания и вкладывания,  развивающие игры Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, разрезные картинки, кубики, матрешки Различный материал для аппликации и  конструирования из бумаги и ткани, лото, домино, пазлы, развивающие игры  Дьенеша, Воскобовича, Михайловой, палочки Кюизенера, счетный материал 7. Катать, бросать Шарики, мячики разных размеров и цветов, ворота, дуги,  мишени Различные мишени, дуги, мячи разных размеров и веса, спортивные  игры (теннис, бадминтон, серсо) 8. Работа ножницами.  Материал для аппликации и ручного труда 9 Разрывание бумаги.  Игровые задания для разрывания бумаги (например,  «покормим курочек зернышками») Бумага для аппликации способом  обрывания 10 Лепка. Глина, пластилин. Глина, пластилин, цветное тесто.