Статья на тему "Анималистика как литературный жанр"

  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • Семинары
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о том, как анималистский жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и отражает наблюдательность и любовь к природе, к животным. В самом общем виде анимализм рассматривается как направление в искусстве, связанное с описанием животного мира. Применительно к художественной литературе можно говорить о нескольких манифестациях анимализма.
Иконка файла материала Статья анималистика.docx
АНИМАЛИСТИКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР Давлетханова Д.А. В мировой анималистской литературе можно встретить многочисленные образы   прирученных   человеком   и   разделяющих   его   быт   и   труд   домашних животных,   описания   диких   животных,   мотивы   преклонения   перед   зверем, идеи   братства   человека   и   животного,   представления   о   животных   как наблюдателях   и   судьях   человеческой   жизни   (А.   Пушкин,   Дж.   Лондон).   В фольклоре и художественной литературе образы животных присутствовали всегда, но особое многообразие мотивов, сюжетов, типов стало характерным для анималистской литературы в XX веке, когда анималистика стала своего рода ареной философских раздумий и рассуждений о мире природы, человека и животного в нем. Анималистский жанр или анималистика, а иногда также анимализм (от лат. animal – животное) – изображение животных в живописи, скульптуре и литературе. Анималистский жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала  и   отражает   наблюдательность   и   любовь   к   природе,  к   животным.  В самом общем виде анимализм рассматривается как направление в искусстве, связанное с описанием животного мира. Термин анимализм по отношению к искусству   впервые   был   употреблен   в   1831   году,   когда   трое   молодых французских скульпторов – А.Л. Бари, К. Фратен и А. Жуйонне – выставили в Парижском художественном салоне небольшие фигурки животных [2]. Термин   «анимализм»   следует   отличать   от   термина   «стиль   дикой природы»   (от   английского   wildnature   arts),   который   подразумевает реалистичное, но лишь скульптурное или живописное изображение животных. В   научной   литературе   также   встречается   термин   «фурри­искусство»   (от английского   furry   art),   то   есть   художественные   работы,   темой   которых являются человекообразные существа с чертами животных. Применительно   к   художественной   литературе   можно   говорить   о нескольких манифестациях анимализма:  а)   классический   натурализм.   В   задачу   классического   натуралиста   не входит упоминание о людях, животный мир у него выступает как совершенная и самодостаточная категория (Э. Сеттон­Томпсон);  б) эмпатический натурализм. Эмпатический натурализм – это попытка примерить на себя восприятие объекта (Ричард Дэвид Бах);  в) сравнительная антропология. При очеловечивании качеств различных животных   пафос   произведения   направлен   на   то,   чтобы   показать,   59   чтоживотные настолько похожи на людей, что людям есть чему у них поучиться (М. Горький);  г)   сентиментальная   анималистика.   Фактически,   это   –   беспредметный поиск   элементов   чего­то   знакомого   и   родного:   воспоминания   детства   о любимой   собаке   во   дворе,   и   кличка­то   которой   уже   давно   забыта,   но воспоминание   о   которой   является   составляющей   того   прошлого,   которое приятно воссоздать и увековечить ещё раз в литературном произведении (О. Перовская, Э. Успенский);  д) басни (И.А. Крылов);  е) литературная анималистская сказка (Р. Киплинг).  Перечисленные   проявления   анимализма   переплетены   и   почти   всегда бытуют вместе, в границах одного произведения.  Особое внимание к изображению животного мира проявляется у А.И. Куприна.   Этому   посвящены   его   рассказы   –   «Изумруд»,   «Белый   пудель», «Собачье   счастье»,   «Слоновая   прогулка»,   «Медведь»   [1].   Изображение животных   у   Куприна   служит   своеобразным   художественным   средством выражения социально­обличительного содержания; не только на человеке, но и на животном сказывается пагубное воздействие буржуазной цивилизации. В одноименном   рассказе   прекрасный   конь   Изумруд   становится   жертвой людских   интриг:   он   гибнет   от   коварной   руки   человека   –   конкурента   его хозяина. В рассказе «Собачье счастье» говорится, как пойнтер Джек попадает в   руки   собачника   и   гибнет   на   живодерне.   Данная,   несколько   упрощенная, прямолинейная схема, сводится к мысли: вся прелесть жизни в природе, в ее естественном течении.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:  1.Куприн, А. И. Собрание сочинений: В 6 т. [Текст] / А. И. Куприн; [Сост. и вступ. ст. С. И. Чупринин]. – М.: Художественная литература, 1991. – 521 с.  2. Литературный портал «Точка зрения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lito.ru (дата обращения: 16.04.2014).