Статья на тему "Анималистика как литературный жанр"
Оценка 4.7
Исследовательские работы +4
docx
изобразительное искусство +1
11 кл +1
28.04.2017
Статья о том, как анималистский жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и отражает наблюдательность и любовь к природе, к животным. В самом общем виде анимализм рассматривается как направление в искусстве, связанное с описанием животного мира. Применительно к художественной литературе можно говорить о нескольких манифестациях анимализма.
Статья анималистика.docx
АНИМАЛИСТИКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Давлетханова Д.А.
В мировой анималистской литературе можно встретить многочисленные
образы прирученных человеком и разделяющих его быт и труд домашних
животных, описания диких животных, мотивы преклонения перед зверем,
идеи братства человека и животного, представления о животных как
наблюдателях и судьях человеческой жизни (А. Пушкин, Дж. Лондон). В
фольклоре и художественной литературе образы животных присутствовали
всегда, но особое многообразие мотивов, сюжетов, типов стало характерным
для анималистской литературы в XX веке, когда анималистика стала своего
рода ареной философских раздумий и рассуждений о мире природы, человека
и животного в нем. Анималистский жанр или анималистика, а иногда также
анимализм (от лат. animal – животное) – изображение животных в живописи,
скульптуре и литературе.
Анималистский жанр сочетает естественнонаучные и художественные
начала и отражает наблюдательность и любовь к природе, к животным. В
самом общем виде анимализм рассматривается как направление в искусстве,
связанное с описанием животного мира. Термин анимализм по отношению к
искусству впервые был употреблен в 1831 году, когда трое молодых
французских скульпторов – А.Л. Бари, К. Фратен и А. Жуйонне – выставили в
Парижском художественном салоне небольшие фигурки животных [2].
Термин «анимализм» следует отличать от термина «стиль дикой
природы» (от английского wildnature arts), который подразумевает
реалистичное, но лишь скульптурное или живописное изображение животных.
В научной литературе также встречается термин «фурриискусство» (от
английского furry art), то есть художественные работы, темой которых
являются человекообразные существа с чертами животных.
Применительно к художественной литературе можно говорить о
нескольких манифестациях анимализма:
а) классический натурализм. В задачу классического натуралиста не
входит упоминание о людях, животный мир у него выступает как совершенная
и самодостаточная категория (Э. СеттонТомпсон);
б) эмпатический натурализм. Эмпатический натурализм – это попытка
примерить на себя восприятие объекта (Ричард Дэвид Бах);
в) сравнительная антропология. При очеловечивании качеств различных
животных пафос произведения направлен на то, чтобы показать, 59 что животные настолько похожи на людей, что людям есть чему у них поучиться
(М. Горький);
г) сентиментальная анималистика. Фактически, это – беспредметный
поиск элементов чегото знакомого и родного: воспоминания детства о
любимой собаке во дворе, и кличкато которой уже давно забыта, но
воспоминание о которой является составляющей того прошлого, которое
приятно воссоздать и увековечить ещё раз в литературном произведении (О.
Перовская, Э. Успенский);
д) басни (И.А. Крылов);
е) литературная анималистская сказка (Р. Киплинг).
Перечисленные проявления анимализма переплетены и почти всегда
бытуют вместе, в границах одного произведения.
Особое внимание к изображению животного мира проявляется у А.И.
Куприна. Этому посвящены его рассказы – «Изумруд», «Белый пудель»,
«Собачье счастье», «Слоновая прогулка», «Медведь» [1]. Изображение
животных у Куприна служит своеобразным художественным средством
выражения социальнообличительного содержания; не только на человеке, но
и на животном сказывается пагубное воздействие буржуазной цивилизации. В
одноименном рассказе прекрасный конь Изумруд становится жертвой
людских интриг: он гибнет от коварной руки человека – конкурента его
хозяина. В рассказе «Собачье счастье» говорится, как пойнтер Джек попадает
в руки собачника и гибнет на живодерне. Данная, несколько упрощенная,
прямолинейная схема, сводится к мысли: вся прелесть жизни в природе, в ее
естественном течении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Куприн, А. И. Собрание сочинений: В 6 т. [Текст] / А. И. Куприн;
[Сост. и вступ. ст. С. И. Чупринин]. – М.: Художественная литература, 1991. –
521 с.
2. Литературный портал «Точка зрения» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.lito.ru (дата обращения: 16.04.2014).
Статья на тему "Анималистика как литературный жанр"
Статья на тему "Анималистика как литературный жанр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.