«Игра – как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Оценка 4.7

«Игра – как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
04.03.2018
«Игра – как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
В своей педагогической деятельности я использую нестандартные уроки. Нестандартные уроки-это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их: увлечь творчеством, заинтерисовать обыденным, оживить скучное, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки с применением игр-это всегда праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, не бояться высказывать свое мнение по той или иной картине, вступать в дискуссию.«Игра – как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
доклад игра на уроках изо Word.docx

Семинар «Педагогические технологии и методики как необходимое условие развития академического художественного образования» г.Енисейск

 

Тема доклада: «Игра – как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Подготовила: преподаватель высшей категории изобразительного искусства МБУДО

«Детской  школы искусств с.Верхнепашино»

Потёмкина Галина Юрьевна

 

 

2018г

 «Духовная жизнь ребенка полноценна 

лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

                                     фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

Основу заданий составляет рисование. Обосновано это тем, что именно через него ребенок способен полноценно познать окружающий мир. Рисование приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному видению. Рисование учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить, чувствовать и сочувствовать, воспитывает доброе отношение к окружающим. Поэтому задания, о которых ведется речь, рассчитаны на всех без исключения детей, у которых есть желание творить, фантазировать, проявлять свое «Я» в рисунках.

Цель заданий-упражнений, включенных в программу, – формирование творческого начала, расширение личностных горизонтов ребенка, развитие наблюдательности и творческого воображения, овладение художественными знаниями и навыками, которые группируются вокруг понятий линия, форма, симметрия, асимметрия, ритм, пропорции, негатив, позитив, композиция и т.д.

Типизация форм уроков :
1. Уроки в форме соревнований, игр:
• КВН,
• ролевая игра,
• викторина,
• турнир,
• эстафета,
• деловая игра,
• конкурс шпаргалок.
2. Уроки, основанные на развитии творческих особенностей:
• урок предложения,
• урок-поручения,
• урок - путешествие,
• урок - загадки.

• урок – беседы
3. Уроки, напоминающие публичные формы общения:
• пресс-конференция,
• бенефис,
• аукцион,
• конгресс,
• презентация,
4. Уроки, ориентированные на фантазию, воображение:
• урок-сказка,
• урок-сюрприз,
• встреча с инопланетянами.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности по проведению
• общественно-культурных мероприятий: 
• гостиная,
• персональная выставка
• репортаж


6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений:
• урок-суд,
• ученый совет,
• следствие ведут знатоки,
• справочное бюро.
7. Перенесение в рамки урока традиционных форм:
• клуб знатоков,
• «Счастливый случай»,
• спектакль,
8. Интегрированные уроки.
9. Уроки, основанные на аналитических методах, используемых в общественной практике:
• урок-исследование,
• мозговая атака,
• урок-рецензия.

Сегодня я хочу более конкретно разобрать уроки с использованием дидактических игр основанных на развитие творческих способностей:
• игры - предположения,
• игры - поручения,
• игры  - путешествие,
• игры – загадки,

• игры – беседы.

1.    Игры – предположения

Когда дети впервые приходят в класс, убеждённые в том,  что рисовать они уже умеют,  как сказали им папы и мамы, и товарищи по школе. И не надо их переубеждать! Надо потихоньку добавлять им новые знания. Первое занятие я начинаю с игры – знакомство с их именами. Есть интересные игры

 например:

«Стилизованный шрифт» , «Первая буква моего имени»,

«На что похожа буква?»

 

img1img2

Цель: предложить детям подумать, на какие предметы похожа первая буква его имени, и составить композицию, подчиняя детали главному изображению образа буквы.

 

2.    Игра: “Дом-буква”

Цель:

  • Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции средствами архитектуры и дизайна.

Задачи урока:

  • Скомпоновать элементы в картинной плоскости ограниченного пространства и добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов.
  • Добиться качественного графического исполнения работы с использованием разнообразных художественных приемов и средств художественного выражения (фломастеры, цветные карандаши, мелки). Создание своей творческой работы.

3.Игра: «Волшебные овалы»

предложить детям вспомнить, какие предметы похожи на овал; закрепить умения свободно и легко рисовать различные овалы; когда дети нарисуют несколько овалов, предложить им добавить к овалам детали, чтобы получились различные предметы.

4.Игра: «Бабочка из цифр»

предложить детям нарисовать бабочку, начиная с осевой линии, цифрами;

5. Дидактическая игра "Волшебный круг"
(цветовой круг)

43ed6a5af6

 

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах

6.Игра: « Эмоции»

Среди творческих заданий в этом цикле уроков может использоваться изображение при помощи красок таких базовых эмоций и состояний, как грусть, усталость, печаль, гнев, легкость, радость, надежда, ожидание, предвкушение, вдохновение, удивление, озарение, любовь и т.д. 

 

926169-57b65bd4ef39ba76926176-786796af29dd4794PICT0014

Игры-поручения.

(назовите, запомните, придумайте, составьте, угадайте)

Игра «Калейдоскоп».

 Назовите цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного лепестка на другой.

сканирование0082

 

Игра «Составь схему»

Данная игра служит подготовительной платформой для восприятия портретной живописи                    

После рассказа о том, что обозначают разные части схем, дети учатся составлять какое-либо лицо, используя их и объясняя то, что обозначает та или иная часть

 

Дидактическая игра "Придумай портрет"

Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям

 

 

По анималистическому жанру

игра "Нарисуй силуэт животного"

Цель игры: Учить по силуэту узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили. Нарисовать своего животного по силуэту.

image006сканирование0080

Игра: «Весёлые кляксы» Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.

Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.

PICT0011

Игра “Подбери узор”.

Цель: закреплять умение узнавать и отличать орнаменты игрушек разных народных промыслов.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать орнамент.

Scan0015Scan0015

Игра «Филворд»

Найди в клеточках названия жанров изобразительного искусства (передвигаться можно в любом направлении, только не по диагонали)                                              

тень1  

м

а

р

и

н

а

и

н

т

н

б

п

и

ф

о

л

о

г

и

е

а

а

е

м

й

и

к

с

е

ч

р

т

т

й

ж

т

р

о

п

р

е

ь

ю

Богоматерь Владимирскаяа

з

а

р

в

о

т

р

о

м

р

л

и

т

е

о

й

о

т

й

ы

н

ь

й

б

ы

т

и

р

с

и

л

а

д

и

к

с

е

ч

к

и

й

и

м

Кузнецов_Натюрморт Утроу

е

л

б

и

б

с

е

ч

с

и

щ

й

с

к

и

й

й

и

и

т

н

а

   Если ты правильно вычеркнешь название видов, то не зачеркнутыми останутся буквы. Из них составь спрятанное слово. Поговорка: «Дорогу осилит…»

Айвазовский _Приближение бури,Верещагин_Шипка-Шейново Грабарь_Иней Врубель_Демон
Рисунок 3
Суриков_Боярыня Морозова Кустодиев_Масленица
 

 

 

 

 


Упражнение «Составь натюрморт»

Дидактическая задача: формировать композиционные навыки: умение выделять главное, осуществить смысловую взаимосвязь всех элементов композиции;

Игра «Повтори натюрморт»

Дидактическая задача:

Развивать наблюдательность и зрительную память

Игры-путешествия.

Представь, что ты стал героем этой картины, что она ожила, что ты слышишь и видишь, расскажи,  что тебя окружает, какое у тебя настроение, какая вокруг тебя обстановка.(Напиши письмо маме, другу, учителю)

Цель:      Умение эмоционально, образно высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа

Image886

 

Например: Здравствуй, мама, доехал я хорошо. У нас здесь настоящая осень. Сейчас сижу я на опушке леса и пишу тебе письмо, внизу протекает голубая речка и в ней отражаются тоненькие берёзки с золотой листвой. Грустно здесь …и очень красиво, как на картине Левитана…и тд.

 

Игра «Найди ошибку»

     Учитель в рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибки в описании картины. Перед началом игры детям дается установка - смотреть, слушать внимательно, т.к. в рассказе учителя будут ошибки

Игра «Выставка картин»., «Репортаж»

ребята придумывают рассказ от имени экскурсовода по плану:

-Почему эти произведения размещены таким образом? (общая тема, например, лето; либо , жанр, например, натюрморт, портрет, пейзаж)

Правила

звание «лучший экскурсовод» получает ребенок, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.

Игра «Аукцион»

       Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» (лоты) репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. За время игры меняются роли и продавцов, и покупателей.

96Рисунок20

Игры-загадки.

Ребусы: 

Отгадав ребусы, вы узнаете предметы, которыми рисуют художники

image008image014

 

Игра «Что, где, когда?»

Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»?

«Божьей ладонью» крестьяне называли стол

 

Игры-беседы (игры-диалоги).

Дети учатся рассуждать, высказывать своё мнение.

31

Укажите название репродукции и соотнесите с автором.

11

11

11

 

 

Соотнесите  жанр искусства и репродукцию.

1Рисунок11

     Натюрморт    портрет        Пейзаж

Соотнесите  представителей искусства и эпоху:

 

а. Средние века         а. Э. Неизвестный

б. Новое время          б. Леонардо да  Винчи

в.Современность       в. Сальвадор Дали    

 

 

 

Вывод:

 

Цель игр предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом

 

1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учебник  для  общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2012.

2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся  общеобразоват.  учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. В. Макарова. – М. : Просвещение, 2013.

3. Хворостов А.С. «Декоративно – прикладное искусство в школе» - М., 1988 г.

4.Кузин В.С. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство» - М.: Дрофа, 2001 г.

 


 

Семинар «Педагогические технологии и методики как необходимое условие развития академического художественного образования» г

Семинар «Педагогические технологии и методики как необходимое условие развития академического художественного образования» г

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений: • урок-суд, • ученый совет, • следствие ведут знатоки, • справочное бюро

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений: • урок-суд, • ученый совет, • следствие ведут знатоки, • справочное бюро

Цель: предложить детям подумать, на какие предметы похожа первая буква его имени, и составить композицию, подчиняя детали главному изображению образа буквы

Цель: предложить детям подумать, на какие предметы похожа первая буква его имени, и составить композицию, подчиняя детали главному изображению образа буквы

Игры-поручения. (назовите, запомните, придумайте, составьте, угадайте)

Игры-поручения. (назовите, запомните, придумайте, составьте, угадайте)

По анималистическому жанру игра "Нарисуй силуэт животного"

По анималистическому жанру игра "Нарисуй силуэт животного"

Игра «Филворд» Найди в клеточках названия жанров изобразительного искусства (передвигаться можно в любом направлении, только не по диагонали) м а р и н а и…

Игра «Филворд» Найди в клеточках названия жанров изобразительного искусства (передвигаться можно в любом направлении, только не по диагонали) м а р и н а и…

Упражнение «Составь натюрморт»

Упражнение «Составь натюрморт»

Грустно здесь …и очень красиво, как на картине

Грустно здесь …и очень красиво, как на картине

Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-беседы (игры-диалоги).

Соотнесите жанр искусства и репродукцию

Соотнесите жанр искусства и репродукцию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018