Семинар «Педагогические технологии и методики как необходимое условие развития академического художественного образования» г.Енисейск
Тема доклада: «Игра – как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Подготовила: преподаватель высшей категории изобразительного искусства МБУДО
«Детской школы искусств с.Верхнепашино»
Потёмкина Галина Юрьевна
2018г
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский
Основу заданий составляет рисование. Обосновано это тем, что именно через него ребенок способен полноценно познать окружающий мир. Рисование приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному видению. Рисование учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить, чувствовать и сочувствовать, воспитывает доброе отношение к окружающим. Поэтому задания, о которых ведется речь, рассчитаны на всех без исключения детей, у которых есть желание творить, фантазировать, проявлять свое «Я» в рисунках.
Цель заданий-упражнений, включенных в программу, – формирование творческого начала, расширение личностных горизонтов ребенка, развитие наблюдательности и творческого воображения, овладение художественными знаниями и навыками, которые группируются вокруг понятий линия, форма, симметрия, асимметрия, ритм, пропорции, негатив, позитив, композиция и т.д.
Типизация
форм уроков
:
1. Уроки в форме соревнований, игр:
• КВН,
• ролевая игра,
• викторина,
• турнир,
• эстафета,
• деловая игра,
• конкурс шпаргалок.
2. Уроки, основанные на развитии творческих особенностей:
• урок предложения,
• урок-поручения,
• урок - путешествие,
• урок - загадки.
• урок – беседы
3. Уроки, напоминающие публичные формы общения:
• пресс-конференция,
• бенефис,
• аукцион,
• конгресс,
• презентация,
4. Уроки, ориентированные на фантазию, воображение:
• урок-сказка,
• урок-сюрприз,
• встреча с инопланетянами.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности по проведению
• общественно-культурных мероприятий:
• гостиная,
• персональная выставка
• репортаж
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений:
• урок-суд,
• ученый совет,
• следствие ведут знатоки,
• справочное бюро.
7. Перенесение в рамки урока традиционных форм:
• клуб знатоков,
• «Счастливый случай»,
• спектакль,
8. Интегрированные уроки.
9. Уроки, основанные на аналитических методах, используемых в общественной
практике:
• урок-исследование,
• мозговая атака,
• урок-рецензия.
Сегодня
я хочу более конкретно разобрать уроки с использованием дидактических игр
основанных на развитие творческих способностей:
• игры - предположения,
• игры - поручения,
• игры - путешествие,
• игры – загадки,
• игры – беседы.
1. Игры – предположения
Когда дети впервые приходят в класс, убеждённые в том, что рисовать они уже умеют, как сказали им папы и мамы, и товарищи по школе. И не надо их переубеждать! Надо потихоньку добавлять им новые знания. Первое занятие я начинаю с игры – знакомство с их именами. Есть интересные игры
например:
«Стилизованный шрифт» , «Первая буква моего имени»,
«На что похожа буква?»
Цель: предложить детям подумать, на какие предметы похожа первая буква его имени, и составить композицию, подчиняя детали главному изображению образа буквы.
Цель:
Задачи урока:
3.Игра: «Волшебные овалы»
предложить детям вспомнить, какие предметы похожи на овал; закрепить умения свободно и легко рисовать различные овалы; когда дети нарисуют несколько овалов, предложить им добавить к овалам детали, чтобы получились различные предметы.
4.Игра: «Бабочка из цифр»
предложить детям нарисовать бабочку, начиная с осевой линии, цифрами;
5. Дидактическая игра
"Волшебный круг"
(цветовой круг)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах
6.Игра: « Эмоции»
Среди творческих заданий в этом цикле уроков может использоваться изображение при помощи красок таких базовых эмоций и состояний, как грусть, усталость, печаль, гнев, легкость, радость, надежда, ожидание, предвкушение, вдохновение, удивление, озарение, любовь и т.д.
Игры-поручения.
(назовите, запомните, придумайте, составьте, угадайте)
Игра «Калейдоскоп».
Назовите цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного лепестка на другой.
Игра «Составь схему»
Данная игра служит подготовительной платформой для восприятия портретной живописи
После рассказа о том, что обозначают разные части схем, дети учатся составлять какое-либо лицо, используя их и объясняя то, что обозначает та или иная часть
Дидактическая игра "Придумай портрет"
Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям
По анималистическому жанру
игра "Нарисуй силуэт животного"
Цель игры: Учить по силуэту узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили. Нарисовать своего животного по силуэту.
Игра: «Весёлые кляксы» Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.
Игра “Подбери узор”.
Цель: закреплять умение
узнавать и отличать орнаменты игрушек разных народных промыслов.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать орнамент.
Игра «Филворд»
Найди в клеточках названия жанров изобразительного искусства (передвигаться можно в любом направлении, только не по диагонали)
м |
а |
р |
и |
н |
а |
и |
н |
т |
н |
б |
п |
и |
ф |
о |
л |
о |
г |
и |
е |
а |
а |
е |
м |
й |
и |
к |
с |
е |
ч |
р |
т |
т |
й |
ж |
т |
р |
о |
п |
р |
е |
ь |
ю |
а |
з |
а |
р |
в |
о |
т |
р |
о |
м |
р |
л |
и |
т |
е |
о |
й |
о |
т |
й |
ы |
н |
ь |
й |
б |
ы |
т |
и |
р |
с |
и |
л |
а |
д |
и |
к |
с |
е |
ч |
к |
и |
й |
и |
м |
у |
е |
л |
б |
и |
б |
с |
е |
ч |
с |
и |
щ |
й |
с |
к |
и |
й |
й |
и |
и |
т |
н |
а |
Если ты правильно вычеркнешь название видов, то не зачеркнутыми останутся буквы. Из них составь спрятанное слово. Поговорка: «Дорогу осилит…»
Упражнение «Составь натюрморт»
Дидактическая задача: формировать композиционные навыки: умение выделять главное, осуществить смысловую взаимосвязь всех элементов композиции;
Игра «Повтори натюрморт»
Дидактическая задача:
Развивать наблюдательность и зрительную память
Игры-путешествия.
Представь, что ты стал героем этой картины, что она ожила, что ты слышишь и видишь, расскажи, что тебя окружает, какое у тебя настроение, какая вокруг тебя обстановка.(Напиши письмо маме, другу, учителю)
Цель: Умение эмоционально, образно высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа
Например: Здравствуй, мама, доехал я хорошо. У нас здесь настоящая осень. Сейчас сижу я на опушке леса и пишу тебе письмо, внизу протекает голубая речка и в ней отражаются тоненькие берёзки с золотой листвой. Грустно здесь …и очень красиво, как на картине Левитана…и тд.
Игра «Найди ошибку»
Учитель в рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибки в описании картины. Перед началом игры детям дается установка - смотреть, слушать внимательно, т.к. в рассказе учителя будут ошибки
Игра «Выставка картин»., «Репортаж»
ребята придумывают рассказ от имени экскурсовода по плану:
-Почему эти произведения размещены таким образом? (общая тема, например, лето; либо , жанр, например, натюрморт, портрет, пейзаж)
Правила
звание «лучший экскурсовод» получает ребенок, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.
Игра «Аукцион»
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» (лоты) репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. За время игры меняются роли и продавцов, и покупателей.
Игры-загадки.
Ребусы:
Отгадав ребусы, вы узнаете предметы, которыми рисуют художники
Игра «Что, где, когда?»
Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»?
«Божьей ладонью» крестьяне называли стол
Игры-беседы (игры-диалоги).
Дети учатся рассуждать, высказывать своё мнение.
Укажите название репродукции и соотнесите с автором.
Соотнесите жанр искусства и репродукцию.
Натюрморт портрет Пейзаж
Соотнесите представителей искусства и эпоху:
а. Средние века а. Э. Неизвестный
б. Новое время б. Леонардо да Винчи
в.Современность в. Сальвадор Дали
Вывод:
Цель игр предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М. : Просвещение, 2012.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. В. Макарова. – М. : Просвещение, 2013.
3. Хворостов А.С. «Декоративно – прикладное искусство в школе» - М., 1988 г.
4.Кузин В.С. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство» - М.: Дрофа, 2001 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.