Мнемотехника как эффективный приём развития речи младших школьников

  • docx
  • 12.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мнемотехника как эффективный приём развития речи младших школьников..docx

 

 

 

 

 «Мнемотехника, как прием развития связной речи младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Одной из основных задач обучения является формирование правильной речи. Это в свою очередь означает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой. Актуальность темы я вижу в том, что придя в школу ребенок сталкиваемся с проблемой: слабо развитой связной речью, и очень слабо развитым словарным запасом. Из – за чего дети не могут излагать свои мысли, чувствуют скованность в общении. Целью работы учителя по развитию у детей связной речи является становление коммуникативной компетентности ребенка. Именно поэтому наряду с традиционными приемами и принципами очень важно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае более эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у детей младшего школьного возраста память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают предметы, явления, события, которые близки их жизненному опыту. Поэтому для решения поставленной задачи я и выбрала мнемотехнику. Цель: научить детей грамотно и правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях, которые произошли в их жизни, опираясь на их жизненный опыт, пересказывать литературные произведения, отгадывать загадки. Задачи деятельности:    

развитие связной речи; 

- развитие и обогащение словаря;                                                          

- развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;

- развивать умение пересказывать литературные тексты;

- помогать составлять план рассказа и использовать его при пересказе;

- совершенствовать умение составлять описательные рассказы о предметах.

 

 

 

Что же такое мнемотехника?

         Развитие связной речи является одной из главных задач по развитию речи детей. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у детей усваивается лучше, использование мнемотаблиц дает возможность детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика намного облегчает детям поиск и запоминание слов.

        Так что же такое мнемотехника?

        Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».            

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть ораторского искусства и предназначалась для запоминания длинных речей.

        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развития речи. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.                     

        Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.     

        Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно обсудить различные версии и отобрать наиболее удачные варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа над составлением графического плана - схемы связного рассказа.

          Ребенку предлагается чистый, шести клеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса.

         Например:

     - цвет.

Учащиеся называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;

     - человек.

Ученик объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;

     - контур отдельных деталей предмета.

Ученик должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;

    - знак вопроса внутри контура предмета.

Учащиеся называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;

    - рука.

Ученик рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;

   - форма.

Ученик описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;

    - знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы.

Учащиеся называют предмет или объект.

 

  Этапы работы над стихотворением:

- взрослый выразительно читает стихотворение;

- говорит, что это стихотворение нужно будет выучить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение но уже с опорой на мнемотаблицу;

- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку понять основную мысль;

- выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

- читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

- ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

        В руки овощи берем,          

            Овощи на стол кладем.
              Лук, морковка, кабачок,           

            Помидор, горох, лучок.

 

 

Хочу поделиться как я использовала мнемотаблицы на занятиях с детьми по формированию связной речи.

Занятие 1.

Пересказ рассказа по теме «Зима».

1. Рассматривание мнемотаблицы.

3

 

 

 

 

 

 

2.Чтение текста.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Ответы на вопросы по содержанию.

1.           Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

2.           Пересказ ребенком текста своими словами.

3.           Составление рассказа о весне детьми.

 

Занятие 2.

Составление описательного рассказа по теме «Весна наступила»

по мнемотаблицам.

1.     Демонстрация опорных картинок.

2.     Составление рассказа по картинкам.

3.     Воспроизведение таблицы по памяти.

Наступила весна. А в месте с ним и праздник наших бабушек и мам. Появились первые весенние цветы – подснежники.  Весной солнце светит ярко. На деревьях появились листочки. Птички прилетели и поселились в своих скворечниках. Все рады весне!

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Занятие 3.

Заучивание стихотворения “Маша варежку надела”.

Маша варежку надела

-Ой, куда я пальчики дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко он попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

 

 

 

 

 

 

4.     Отгадывание мнемозагадки.

Кафтан на мне зеленый,

Сердце — как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А весь похож на мяч.   (Арбуз)

 

 

 

 

 

         Во время развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляли описательные рассказы, пересказывали рассказы, практически на любую тему. Намного быстрее с помощью мнемотаблиц заучивали стихотворения, отгадывали загадки, тем самым обогащали свой словарный запас. Считаю, что данная коррекционная работа не только способствовала развитию и совершенствованию связной речи, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности.                                                   

  Использование приемов и методов мнемотехники позволило детям первоклашкам овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; развило интерес и потребность в чтении восприятии стихов, загадок.

  -Учащиеся активнее стали работать на уроках. Повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

- Научились правильно оформлять свою мысль в виде предложений. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

- Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя различные конструкции.                                                                                            

 - Появился интерес к заучиванию стихов;

- Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом, грамотнее говорить, замечать и исправлять ошибки в речи товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

«Подарки осени»

 

1

 

 

Ходит

осень

в нашем парке.

Дарит

осень

всем подарки.

Бусы красные -

рябине,

фартук розовый -

осине,

зонтик желтый -

тополям,

фрукты

осень

дарит нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Штанишки для мишки»

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маша

нашему малышке

сшила

новые штанишки.

Сшила

шубку,

сшила

шарф

для мишутки-малыша.

 

 

 

«Зимняя прогулка»

 

зимняя прогулка

 

 

 

 

Раз, два, три,

четыре, пять.

Мы идём

во двор гулять.

Бабу снежную

слепили.

Птичек

крошками

кормили.

С горки мы потом

катались.

А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли,

суп поели,

спать легли.