«Мнемотехника, как прием развития связной речи младших школьников»
Одной из основных задач обучения является формирование правильной речи. Это в свою очередь означает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой. Актуальность темы я вижу в том, что придя в школу ребенок сталкиваемся с проблемой: слабо развитой связной речью, и очень слабо развитым словарным запасом. Из – за чего дети не могут излагать свои мысли, чувствуют скованность в общении. Целью работы учителя по развитию у детей связной речи является становление коммуникативной компетентности ребенка. Именно поэтому наряду с традиционными приемами и принципами очень важно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае более эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у детей младшего школьного возраста память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают предметы, явления, события, которые близки их жизненному опыту. Поэтому для решения поставленной задачи я и выбрала мнемотехнику. Цель: научить детей грамотно и правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях, которые произошли в их жизни, опираясь на их жизненный опыт, пересказывать литературные произведения, отгадывать загадки. Задачи деятельности:
- развитие связной речи;
- развитие и обогащение словаря;
- развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;
- развивать умение пересказывать литературные тексты;
- помогать составлять план рассказа и использовать его при пересказе;
- совершенствовать умение составлять описательные рассказы о предметах.
Что же такое мнемотехника?
Развитие связной речи является одной из главных задач по развитию речи детей. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у детей усваивается лучше, использование мнемотаблиц дает возможность детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика намного облегчает детям поиск и запоминание слов.
Так что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть ораторского искусства и предназначалась для запоминания длинных речей.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развития речи. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно обсудить различные версии и отобрать наиболее удачные варианты.
Работа над составлением графического плана - схемы связного рассказа.
Ребенку предлагается чистый, шести клеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса.
Например:
- цвет.
Учащиеся называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;
- человек.
Ученик объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;
- контур отдельных деталей предмета.
Ученик должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;
- знак вопроса внутри контура предмета.
Учащиеся называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;
- рука.
Ученик рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;
- форма.
Ученик описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;
- знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы.
Учащиеся называют предмет или объект.
Этапы работы над стихотворением:
- взрослый выразительно читает стихотворение;
- говорит, что это стихотворение нужно будет выучить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение но уже с опорой на мнемотаблицу;
- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку понять основную мысль;
- выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
- читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
- ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Хочу поделиться как я использовала мнемотаблицы на занятиях с детьми по формированию связной речи.
Занятие 1.
Пересказ рассказа по теме «Зима».
1. Рассматривание мнемотаблицы.
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Чтение текста.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Ответы на вопросы по содержанию.
1. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
2. Пересказ ребенком текста своими словами.
3. Составление рассказа о весне детьми.
Занятие 2.
Составление описательного рассказа по теме «Весна наступила»
по мнемотаблицам.
1. Демонстрация опорных картинок.
2. Составление рассказа по картинкам.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Наступила весна. А в месте с ним и праздник наших бабушек и мам. Появились первые весенние цветы – подснежники. Весной солнце светит ярко. На деревьях появились листочки. Птички прилетели и поселились в своих скворечниках. Все рады весне!
В |
|
|
|
|
|
Занятие 3.
Заучивание стихотворения “Маша варежку надела”.
Маша варежку надела
-Ой, куда я пальчики дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко он попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Отгадывание мнемозагадки.
|
|
|
|
Кафтан на мне зеленый,
Сердце — как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А весь похож на мяч. (Арбуз)
Во время развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляли описательные рассказы, пересказывали рассказы, практически на любую тему. Намного быстрее с помощью мнемотаблиц заучивали стихотворения, отгадывали загадки, тем самым обогащали свой словарный запас. Считаю, что данная коррекционная работа не только способствовала развитию и совершенствованию связной речи, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности.
Использование приемов и методов мнемотехники позволило детям первоклашкам овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; развило интерес и потребность в чтении восприятии стихов, загадок.
-Учащиеся активнее стали работать на уроках. Повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
- Научились правильно оформлять свою мысль в виде предложений. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
- Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя различные конструкции.
- Появился интерес к заучиванию стихов;
- Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом, грамотнее говорить, замечать и исправлять ошибки в речи товарищей.
«Подарки осени»
Ходит |
осень |
в нашем парке. |
Дарит |
осень |
всем подарки. |
Бусы красные - |
рябине, |
фартук розовый - |
осине, |
зонтик желтый - |
тополям, |
фрукты |
осень |
дарит нам. |
«Штанишки для мишки»
Маша |
нашему малышке |
сшила |
новые штанишки. |
Сшила |
шубку, |
сшила |
шарф |
для мишутки-малыша. |
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять. |
Мы идём |
во двор гулять. |
Бабу снежную слепили. |
Птичек |
крошками |
кормили. |
С горки мы потом катались. |
А потом в снегу валялись. |
А потом домой пришли, |
суп поели, |
спать легли. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.