Мнемотехника в развитии речи дошкольников с ТНР
(учитель-логопед Черняк Ольга Владимировна)
Развитие речи играет ведущую роль с детьми ТНР. Только владение разнообразными навыками речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, особенно на его личностном развитии.
У детей 5-6 лет развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. В речи детей наблюдаются следующие проблемы: высказывания короткие, которые состоят из фрагментов, логически не связанных между собой, отличаются непоследовательностью, содержат низкий уровень информативности.
Поэтому педагогам необходимо подобрать такие методы работы, чтобы детям было легко и интересно запоминать. Мы пробовали различные методы, но результат нам удалось добиться с помощью мнемотехнике.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последователь-
ности, закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. В дошкольном возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Столкнувшись с проблемой заучивания стихотворений к очередному празднику, я решила попробовать составить мнемотаблицы для детей старшей группы.
Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
Для запоминания стихотворения оформила его в виде карточек. Каждая карточка — целая фраза из стихотворения.
Таким образом, все стихотворение зарисовала схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили
стихотворение целиком. На начальном этапе предлагала детям готовую план –схему,
а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей
схемы.
Этапы работы по запоминанию стихотворений:
- Выразительно прочитали стихотворение (с родителем, педагогом).
- Прочитали стихотворение с опорой на схемы.
- Ответили на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
- Разобрали непонятные слова и определения.
- Прочитали отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на схему. Можно побуждать детей договаривать фразы.
- Повторили стихотворение с опорой на схему.
- Рассказали стихотворение.
Пример мнемосхем – стихотворение «Снеговик»
В результате обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.