Мнемотехника в развитии речи дошкольников с ТНР.

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мнемотехника в развитии связной речи детей с ТНР.docx

Мнемотехника в развитии речи дошкольников с ТНР

       (учитель-логопед Черняк Ольга Владимировна)

    Развитие речи играет ведущую роль с детьми ТНР. Только владение разнообразными навыками речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, особенно на его личностном развитии.

    У детей 5-6 лет развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

    Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. В речи детей наблюдаются следующие проблемы: высказывания короткие, которые состоят из фрагментов, логически не связанных между собой, отличаются непоследовательностью, содержат низкий уровень информативности.

   Поэтому педагогам необходимо подобрать такие методы работы, чтобы детям было легко и интересно запоминать. Мы пробовали различные методы, но результат нам удалось добиться с помощью мнемотехнике.

    Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образызапоминание (соединение двух образов), запоминание последователь-

    ностизакрепление в памяти.

   Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. В дошкольном возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

    Столкнувшись с проблемой заучивания стихотворений к очередному празднику, я решила попробовать составить мнемотаблицы для детей старшей группы.  

    Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

   Для запоминания стихотворения оформила его в виде карточек. Каждая карточка — целая фраза из стихотворения.

   Таким образом, все стихотворение зарисовала схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагала детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

    Этапы работы по запоминанию стихотворений:

- Выразительно прочитали стихотворение (с родителем, педагогом).

- Прочитали стихотворение с опорой на схемы.

- Ответили на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

- Разобрали непонятные слова и определения.

- Прочитали отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на схему. Можно побуждать детей договаривать фразы.

- Повторили стихотворение с опорой на схему.

- Рассказали стихотворение.

Пример мнемосхем – стихотворение «Снеговик»

СНЕГОВИК
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В результате обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.