«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.9

«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
родителям
Детсад
18.05.2019
«Мнемотехника как средство развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста»
мнемотехника - что это.docx
Мнемотехника как средство развития связной у детей старшего дошкольного возраста. речи Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу  педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте  проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна  из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь,  как бы вбирает в себя  все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны,  словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды  речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных  рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих  рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений  работы является  познавательное и речевое развитие,  проблемы которого особенно актуальны. Воспитатели часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста  существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны: 1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно  построить предложение, однословные ответы. 2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас. 3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная. 4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать  громкость голоса и темп речи.           Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного  развития.           В дошкольном возрасте преобладает наглядно­образная память, и запоминание  носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при  развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно,  последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о  различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы  процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.    формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения  знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон  психической деятельности. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и  увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие  приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них  решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается  лучше вербального. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена  определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно  сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом  воспроизведении.           Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми,  необходимо только придерживаться следующих требований: • модель должна отображать обобщённый образ предмета; • раскрывать существенное в объекте; • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы • она была им понятна.           Данная технология имеет: 1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе  процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих  аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с  проблемами в развитии. 2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в  памяти поступившую информацию; 3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.           Отличительные особенности технологии: •        имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; •        приемы запоминания индивидуализированы; •        широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;           Цель технологии ­ Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей  информацией, изображать услышанное, читать рисунки.           Ведущая идея технологии: ­ Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с недостатками речевого  развития путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и  понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную  мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного  материала, развива. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью  которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.           Перспективность технологии: Возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами,  психологами.  В основе технологии лежат следующие принципы: 1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих  возможностей ребёнка. 2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен  пониманию ребёнка. 3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной  ценностью в процессе воспитания. 4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей,  задатков, возможностей детей. Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:  1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);  3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.  Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование  дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы,  развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.           Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с  использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений,  занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями  воспитанников даёт свои положительные результаты: 1. Речь детей улучшается . 2. Увеличивается круг знаний об окружающем мире. 3. Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять  свою мысль в виде предложений. 4. Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием  составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки. 5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. 6. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и  обогащается до уровня необходимого ребенку в школе. 7. Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в  речи товарищей. 8. Ребята активнее работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания,  наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение,  логическое и образное мышление. 9. Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и взрослыми. Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией.           Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может  использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких  результатов в развитии связной речи детей.           Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе  речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является  важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному  обучению.           Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития  личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои  мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче  ему будет строить отношения в современном мире.

«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Мнемотехника как средство развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста»

«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Мнемотехника как средство развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста»

«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Мнемотехника как средство развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2019