Мнемотехника как средство развития связной
у детей старшего дошкольного возраста.
речи
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу
педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте
проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна
из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, как бы вбирает в себя
все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны,
словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды
речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных
рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих
рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним
из основных направлений работы является познавательное и речевое развитие,
проблемы которого особенно актуальны.
Воспитатели часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста
существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны:
1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно
построить предложение, однословные ответы.
2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.
3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.
4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать
громкость голоса и темп речи.
Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного
развития.
В дошкольном возрасте преобладает нагляднообразная память, и запоминание
носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при
развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно,
последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о
различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы
процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения
знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон
психической деятельности.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие
приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается
лучше вербального.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена
определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать
разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми,
необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы
• она была им понятна.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе
процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих
аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного
заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с
проблемами в развитии.
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в
памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологии:
• имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
• приемы запоминания индивидуализированы;
• широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
Цель технологии
Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей
информацией, изображать услышанное, читать рисунки.
Ведущая идея технологии:
Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с недостатками речевого
развития путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и
понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную
мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного
материала, развива. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков,
схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью
которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.
Перспективность технологии:
Возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами,
психологами.
В основе технологии лежат следующие принципы:
1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих
возможностей ребёнка.
2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен
пониманию ребёнка.
3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной
ценностью в процессе воспитания.
4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
задатков, возможностей детей. Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
1)мощное развитие визуального мышления;
2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование
дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы,
развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание,
наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с
использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений,
занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями
воспитанников даёт свои положительные результаты:
1. Речь детей улучшается .
2. Увеличивается круг знаний об окружающем мире.
3. Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять
свою мысль в виде предложений.
4. Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием
составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки.
5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
6. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и
обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.
7. Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в
речи товарищей.
8. Ребята активнее работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания,
наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение,
логическое и образное мышление.
9. Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и взрослыми.
Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может
использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких
результатов в развитии связной речи детей.
Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с
использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе
речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является
важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному
обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче
ему будет строить отношения в современном мире.
«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.