«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.9

«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
родителям
Детсад
18.05.2019
«Мнемотехника как средство развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений работы является познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны. Воспитатели часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны: 1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы. 2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас. 3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная. 4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи. Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: • модель должна отображать обобщённый образ предмета; • раскрывать существенное в объекте; • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы • она была им понятна. Данная технология имеет: 1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. 2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; 3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. Отличительные особенности технологии: • имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; • приемы запоминания индивидуализированы; • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; Цель технологии - Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей информацией, изображать услышанное, читать рисунки. Ведущая идея технологии: - Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с недостатками речевого развития путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, развива. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти. Перспективность технологии: Возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами. В основе технологии лежат следующие принципы: 1. Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка. 2. Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка. 3. Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания. 4. Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей. Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: 1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты: 1. Речь детей улучшается . 2. Увеличивается круг знаний об окружающем мире. 3. Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений. 4. Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки. 5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек. 6. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе. 7. Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей. 8. Ребята активнее работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания, наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое и образное мышление. 9. Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и взрослыми. Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией. Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей. Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2019