Мнемотехника на логопедических занятиях

  • Памятки
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. В своей практике применяю один из приемов, который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов – это мнемотехника. Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и последовательными.
Иконка файла материала мнемотехника.doc
Мнемотехника на логопедических занятиях.       Учить учащихся  с ограниченными возможностями здоровья составлять  описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Педагогический опыт  показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет  происходит очень медленно. Поэтому в своей практике применяю один из приемов,  который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов – это мнемотехника.        Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и  увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.  Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи  решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал  усваивается лучше вербального.     У ребенка с нарушением речи наблюдается – недостаточный словарный запас,  несформированность грамматического строя речи, неспособность построить  монолог, плохая дикция.       Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной  речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.     Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать  словарь по определённой лексической теме.      При использовании в своей работе наглядное моделирование, учит детей:  ­ добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план  умственных действий, речевого высказывания; ­ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; ­ применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на  развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.        Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает  учащихся, превращает занятие в игру.     Этот метод наиболее эффективен для учащихся с ОВЗ. Зрительный же образ,  сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром  рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.        В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе  позволяет интегрировать несколько образовательных областей: речевое, социально – коммуникативное, художественно­ эстетическое, и познавательное развитие.         Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и  письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и  последовательными.  У учащихся появилось желание пересказывать сказки, тексты,  придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни.  Также  расширяется активный и пассивный словарный запас.Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения  предметов, а символы, что значительно облегчает учащимся поиск и запоминание  слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.          Умение ребенка точно описывать предмет способствует усовершенствованию его  речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.В своей практике использую опорные схемы для составления описательных  рассказов из интернет­ресурсов.