Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. В своей практике применяю один из приемов, который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов – это мнемотехника. Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и последовательными.
Мнемотехника на логопедических занятиях.
Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять
описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Педагогический опыт
показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет
происходит очень медленно. Поэтому в своей практике применяю один из приемов,
который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов
– это мнемотехника.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
У ребенка с нарушением речи наблюдается – недостаточный словарный запас,
несформированность грамматического строя речи, неспособность построить
монолог, плохая дикция.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной
речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,
пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать
словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, учит детей:
добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план
умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на
развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает
учащихся, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для учащихся с ОВЗ. Зрительный же образ,
сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром
рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе
позволяет интегрировать несколько образовательных областей: речевое, социально –
коммуникативное, художественно эстетическое, и познавательное развитие.
Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и
письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и
последовательными. У учащихся появилось желание пересказывать сказки, тексты,
придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни.
Также расширяется активный и пассивный словарный запас.Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения
предметов, а символы, что значительно облегчает учащимся поиск и запоминание
слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Умение ребенка точно описывать предмет способствует усовершенствованию его
речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.В своей практике использую опорные схемы для составления описательных
рассказов из интернетресурсов.