Игровое логопедическое пособие «Лого - кубики» предназначено для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование речевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Отличительной особенностью данного пособия является многофункциональность и вариативность применения. В зависимости от речевых задач – меняется количество кубиков и наполнение их граней в предлагаемой детям игре (играх).
Использование приёма случайного выбора грани при бросании или передаче кубиков повышает мотивацию детей к выполнению речевых упражнений.
Игры № 4 и 5 представляют собой многозадачный речевой конструктор и могут варьироваться и дополняться в зависимости от поставленных задач.
Оборудование:
Три фетровых кубика и набор изображений к ним с прикрепленной основой из контактной ленты.
Набор изображений №1: картинки - символы упражнений артикуляционной гимнастики комплекс для свистящих, комплекс для шипящих звуков.
Набор изображений №2: черно-белые изображения (по подходящим лексическим темам или произвольный выбор). Условие выбора: изображённый предмет не должен обладать строго фиксированным признаком цвета (огурец может быть только зеленым, поэтому не подходит, чашка- бывает любого цвета, подходит)
Набор №3: цифры от 1 до 6
Набор №4: символы слов-действий
Набор №5: цветные изображения персонажей.
Набор №6: пиктограммы эмоций
Набор №7: цветные изображения со звуками Ш и С в названии, в разных позициях- в начале, конце, середине слова.
Набор №8: символы предлогов
Форма работы с пособием: индивидуальная, парная, подгрупповая.
Варианты игровых действий с кубиками:
1.Водящий (водящие) стоит в центре круга, с закрытыми глазами, в руке у негокубик, который он вращает, пока дети или педагог не скажут «Раз-два-три- стоп!»Ребенок показывает грани кубиков, на котором остановилось вращение. Дети выполняют задание.
2.Дети передают кубики по кругу, пока водящий не скажет «Стоп». Те дети, у которых в руках кубики, выполняют задания.
3.Играют парами или тройками, бросая кубики по очереди или одновременно.
4. Играют индивидуально, бросают каждый кубик по очереди, выполняют задания на выпавших гранях
№1 Зарядка для язычка
Цель: выработка четких и согласованных движений органов артикуляционного аппарата Оборудование: кубик, на грани которого прикреплены картинки - символы артикуляционных упражнений (набор №1). Ребенок бросает кубик и выполняет упражнение на «выпавшей» грани.
№2 Скажи, какой?
Цель: закрепление навыка согласования существительных, прилагательных, числительных в роде, числе и падеже.
Вариант 1.
Для игры используется кубик с цветными гранями. На гранях кубика при помощи контактной ленты прикреплены черно - белые изображения (набор №2).
Играющий бросает (получает) кубик, составляет словосочетание - существительное (предмет)+ прилагательное (цвет грани кубика):
Варианты речевых конструкций: зелёные шары, красный шарф, серая машина.
Вариант 2
Для игры используются два кубика - первый кубик с цветными гранями и черно- белыми изображениями (набор№2), и кубик с цифрами (набор№3).
Играющие бросают одновременно оба кубика, по выпавшим граням составляют короткое предложение с использованием числительного, соответствующего выпавшей цифре, прилагательного-цвета грани и существительного – предмета (предметов):
Варианты речевых конструкций: три синих машины, шесть красных чашек
№3 Скажи красиво!
Задачи:
закреплять навык согласования существительных и числительных роде, числе и падеже,
автоматизация звуков в словах.
Для игры используются кубик с гранями-цифрами (набор№3), кубик с гранями-предметами (набор №7).
Играющий составляет словосочетания - существительное+ числительное:
Варианты речевых конструкций:
две машины, три чашки ( звук Ш), одно колесо, пять кактусов ( звук С), шесть сов ( дифференциация С-Ш)
№4 Расскажи!
Задачи:
учить составлять короткую фразу по опорным картинкам,
развивать навыки самостоятельной связной речи
совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования слов в предложении.
В игре используются кубики и наборы №2, 4, 5, 7, 8
Символы слов - действий:
Карандаш - рисует, раскрашивает
Глаза - смотрит, видит
Руки и вода - моет
Рука - берет, несет, отдаёт, управляет и т.п по контексту
Облако - мечтает
Деньги- покупает, продаёт
Персонажи:
Мальчик (брат, Ваня, друг, сын и т.д.)
Девочка (сестра, Настя, подружка, дочка, внучка)
Женщина (мама, тётя, воспитатель и т.д.)Мужчина (папа, дедушка, дядя Женя..)
Кошка
Собака
Условия игры:
Вариант №1
Одновременно бросаются три кубика, по картинкам на выпавших гранях составляются предложения.
Первый кубик- персонаж
Второй кубик-действие
Третий кубик- предмет (черно- белый на цветном фоне или цветной)
Возможные варианты речевых конструкций:
Папа думает об оранжевой машине. Девочка рисует зелёную бабочку.
Вариант №2 (усложнённый).
На картинки - символы действий дополнительно наклеиваются изображения-символы настоящего, прошедшего и будущего времени ( в случайном порядке на все грани):
Яйцо - глагол необходимо будет употребить в форме прошедшего времени ( купил, нарисовал, мечтал), цыпленок- настоящего (покупает, рисует, мечтает), курица-будущего (возьмёт, нарисует, будет мечтать)
Возможные варианты речевых конструкций:
Юля увидит голубые шары. Мама мечтала о зеленой машине.
Получившиеся предложения могут носить комичный характер (кошка нарисовала синюю юбку)
Набор персонажей и предметов может быть расширен в зависимости от целей игры.
.№ 5 Придумай историю!
(по мотивам игры «Кубики историй» ( Rory`s Story Cubes)
Задачи:
учить самостоятельно придумывать и составлять простые предложений по опорным картинкам,
учить составлять сложносочиненные предложения с союзами и, а по опорным картинкам
совершенствовать навык составления простых словосочетаний с использованием предлогов.
учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
развивать воображение, навыки самостоятельной связной речи.
Вариант 1.
Используются два кубика: первый кубик - с набором картинок-персонажей (набор №5) ; второй - с набором предметов (наборы № 2 или 7). По выпавшим картинкам играющий придумывает короткое предложение.
Варианты речевых конструкций: Женщина - автобус Мама поехала на автобусе
Мужчина - колесо Механик поменял колесо.
При составлении предложений допускается употребление дополнений, местоимений, предлогов.
Вариант 2 (усложненный)
Используются три кубика: первый—персонажи (набор №5), второй - предметы ( №7 или 2), третий - предметы ( №7 или 2). Играющий составляет предложение по выпавшим картинкам, используя союзы, и, а, но.
Варианты речевых конструкций: Мальчик-лиса-вишня: Мальчик встретил лису и угостил её вишней
Девочка-шуба-машина : Аня надела шубу и поехала на машине к бабушке..
Вариант 3
Используются два кубика:
Первый кубик- персонаж или предмет ( наборы №5, №7 или 2) , второй кубик - предлог (набор №8)
Играющие придумывают и составляют предложение по выпавшим картинкам.
Варианты речевых конструкций:
Собака-через Собака прыгает через палку
Мальчик- с Ваня спрыгнул с дивана
Лиса- около Лиса стоит около пня
№6 «Узнай и расскажи»
Задачи:
расширять эмоциональный словарь,
учить согласовать существительные с прилагательными, глаголами,
учить составлять предложения с союзом «когда»,
развивать эмоциональную сферу,
учить узнавать основные эмоции в схематическом изображении
В игре используются два кубика:
Первый кубик - с персонажами ( набор №5), второй кубик- с пиктограммами эмоций (набор №6)
Ребенок по изображениям на выпавших гранях кубиков составляет короткие предложения или словосочетания.
Варианты речевых конструкций:
Женщина - радость Радостная мама. Мама радуется, когда… ей дарят цветы
Мальчик-печаль Грустный Петя. Петя грустит, когда… мама уезжает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.