Урок-лекция по теме «Понятие многогранника. Призма»
Тип урока: урок-лекция
Учебная задача: В совместной деятельности с учащимися вести понятие многогранника, его элементов, понятие выпуклого и невыпуклого многогранника, доказать свойства и теорему Эйлера для выпуклого многогранника, определение призмы, прямой призмы, правильной призмы, доказать свойства призмы, вывести формулу нахождения площади полной поверхности призмы.
В результате урока ученик
Знает
- понятие многогранника, его элементов
- Понятие выпуклого и невыпуклого многогранника
-Свойства выпуклого многогранника
- определения призмы, высоты призмы, прямой, наклонной и правильной призм, площади полной и боковой поверхностей
- свойство боковых ребер призмы
- свойства прямой и правильной призмы
- Формулировку и доказательство теоремы Эйлера
- Формулы нахождения площади боковой и полной поверхности призмы
Умеет
- отличать выпуклые и невыпуклые многогранники
- указывать элементы многогранника
- доказывать свойства выпуклого многогранника
- строить призмы разных видов
- выделять у призмы соответствующие элементы
- формулировать и доказывать свойства прямой и правильной призм
- доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы
Понимает
- аналогию между многоугольником и многогранником, видами многоугольника и многогранника: выпуклым и невыпуклым
- что у прямой призмы боковые ребра перпендикулярны к основаниям
- что у наклонной призмы боковые ребра не перпендикулярны к основаниям
- что прямая призма является правильной, если в ее основании правильный многогранник
Учебные действия, формируемые на уроке:
· Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
· Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
· Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
· Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Метод обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ
Форма обучения: фронтальная
Средства обучения: презентация, традиционные,канва-таблица
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочный этап – 8мин
Содержательный этап – 35мин
Рефлексивно-оценочный этап – 2мин
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||||||
Мотивационно – ориентировочный этап |
||||||||||||||
Актуализация: (Предваряющее домашнее задание: повторить определения многоугольника, выпуклого и невыпуклого многоугольников.) |
||||||||||||||
- На партах у учащихся лежат модели геометрических фигур
|
||||||||||||||
Учитель: На какие две группы можно их разделить?
- выберите из моделей плоских фигур многоугольники, назовите их номера - выберите из многоугольников выпуклые многоугольники, назовите их номера
|
Ученики: плоские(1-6)и объемные(7-22)
Многоугольники: 2,4,5,6
Выпуклые:2,6 |
|||||||||||||
- Какой многоугольник называется выпуклым?
- Посмотрите на модели объёмных тел. На какие две группы их можно разбить?
Фигуры 1 группы имеют специальное название – многогранники |
- Выпуклым называется многоугольник, все точки которого лежат по одну сторону от любой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
1 группа: состоят их многоугольников – 8, 9, 11-22 2 группа: не состоят из многоугольников – 7,10
|
|||||||||||||
Мотивация - Многогранные формы окружают нас повсюду. Почти все сооружения, возведённые человеком, от древнеегипетских пирамид до современных небоскребов, имеют форму многогранников. Многогранные формы встречаются у многих минералов.Благодаря изяществу своих форм, многогранники вошли в искусство, живопись, скульптуру.
|
||||||||||||||
Учебная задача урока:Сегодня на уроке необходимоизучить понятие многогранника.
|
||||||||||||||
Содержательный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником. - Многоугольники, из которых составлен многогранник, называют гранями. - Стороны граней называют ребрами многоугольника - Концы ребер называют вершинами многоугольника - Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю многогранника.
Многогранники аналогичны многоугольникам. Поэтому они также могут быть выпуклыми и невыпуклыми Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани, в противном случае он не выпуклый. -Выберете из предложенных фигур выпуклые многогранники |
- 8, 9,11,13,14, 16, 17,18, 21, 22
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Ребят, как думаете, какими многоугольниками являются грани выпуклого многогранника?
-Откуда это следует?
-Правильно, запишем теорему: все грани выпуклого многогранника являются выпуклыми многоугольниками.
- Рассмотрим плоские углы при некоторой вершине выпуклого многогранника. «Разрежем» многогранник вдоль ребер.Развернем все грани с этой общей вершиной так, чтобы они оказались расположенными в одной плоскости. Что мы тогдаможем сказать про сумму всех плоских углов при вершине? Она меньше какой градусной меры?
-Правильно, запишем еще одну теорему: В выпуклом многограннике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше .
Далее запишем, что является сечением многогранника. Плоскость, по обе стороны от которой имеются точки многогранника, называется секущей плоскостью, а общая часть многогранника и секущей плоскости – сечением многогранника.
Нужно отметить, что существует взаимосвязь между числом граней, ребер и вершим многогранника. Теорема Эйлера: В любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2. Давайте проверим эту теорему на известных вам многогранниках
-Вернемся к моделям выделенных вами выпуклых многогранников. Разбейте их на группы.
- Рассмотрим подробнее 1 группу многогранников. У таких многогранников есть специальное название – призма. В жизни вы встречаетесь с разными формамипризм.
Давайте попробуем изобразить призму. 1. Изображаем многоугольник . 2. Из каждой вершины многоугольника проводим прямые, попарно параллельные, и откладываем на них равные отрезки . 3. Соединяем вершины отрезками, получаем многоугольник, равный исходному. Выделим невидимые ребраштриховыми линиями.
-Итак, мы получили призму. Скажите, какой многогранник называется призмой?
- Равные многоугольники и призмы, а параллелограммы – боковыми гранями. Отрезки называются боковыми ребрами призмы.
Свойство: Боковые ребра призмы равны и параллельны. Доказательство: - Какие фигуры представляют собой боковые грани призмы? -Чем являются боковые ребра в этих параллелограммах? -Какой вывод можно сделать?
-В зависимости от фигуры, лежащей в основании, призма имеет соответствующее название. Если в основании лежит треугольник – треугольная, если четырехугольник – четырехугольная и т.д. -С какими призмами вы уже знакомы?
-Как и в некоторых многоугольниках, так и в призме вводится понятие высоты. Высотой в призме называется перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания
-Сколько высот можно провести в призме? Как связаны все высоты призмы и почему?
-Ребят, обратимся к нашим моделям. На какие 2 группы вы можете разбить ранее выделенные нами призмы?
-Итак, все призмы разбираются на наклонные и прямые.
- Прямой называется призма, боковые ребра которой перпендикулярны плоскости основания. В противном случае призма называется наклонной.
Свойства прямой призмы: 1. Высота призмы равна боковому ребру. 2. Боковые грани перпендикулярны к основаниям. 3. Боковые грани – прямоугольники. 4. Углы основания являются линейными углами соответствующих двугранных углов при боковых рёбрах. Доказательство: 1. - Чем является высота в призме? - Как расположены боковые ребра в прямой призме?
- Верно ли тогда 1 свойство? 2. По определению прямой призмы боковые ребра как расположены относительно оснований? - Боковые грани содержат боковые рёбра? Как они тогда расположены по отношению к основаниям?
3. Чем являются боковые грани в призме? - Но у прямой призмы боковые ребра, являющиеся сторонами боковых граней, перпендикулярны к основаниям. Какие тогда по виду боковые грани? 4. Что называется линейным углом двугранного угла?
-Что следует из перпендикулярности боковых ребер основанию призмы?
-То есть чем являются ребра основания призмы?
- Иногда в основании прямой призмы лежит правильный многоугольник. Такую призму тогда называют правильной.
- Сформулируйте определение правильной призмы?
Свойства правильной призмы: 1. 1. Боковые грани – равные прямоугольники. 2. 2. Двугранные углы при боковых рёбрах равны. Доказательство: 1. Чем являются основания правильной призмы? Как связаны их стороны? - Какой вывод можно тогда сделать про боковые грани правильной призмы?
2. Чем являются основания правильной призмы? Как связаны их углы? - Какой вывод можно тогда сделать про двугранные углы при боковых ребрах правильной призмы?
- Площадью полной поверхности призмы называется сумма площадей всех её граней: . Площадью боковой поверхности призмы является сумма площадей всех ее боковых граней. Для прямой призмы справедлива следующая теорема: Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы:. Дано: - прямая призма Доказать: Доказательство: Рассмотрим на примере треугольной призмы, для остальных случаев доказательство аналогично.
-Что является площадью боковой поверхности призмы? -Чем являются боковые грани прямой призмы?
-Запишите площади боковых граней. -Чем являются , в призме? -Сложите площади боковых граней. Как можно преобразовать выражение? №220 Основанием прямого параллелепипеда является ромб с диагоналями 10 см и 24 см, а высота параллелепипеда равна 10 см. Найдите большую диагональ параллелепипеда Дано:ABCDA1B1C1D1 – прямой параллелпипед,ABCD– ромб, АС=10 см, BD= 24 см,hпарал.=10 см Найти: большую диагональ параллелепипеда
Прямой параллелепипед – параллелепипед, у которого боковые ребра перпендикулярны к плоскости основания, а в основании лежит параллелограмм.
|
(выпуклыми)
(из определения выпуклого многоугольника)
Ученики записывают теорему в канву-таблицу.
(меньше 360°)
Ученики записывают теорему в канву-таблицу
Ученики записывают теорему в канву-таблицу
1 группа - многогранники, у которых в параллельных плоскостях лежат равные многоугольники, а остальные все грани параллелограммы -8, 14, 16, 17, 21. 2 группа – многогранники, у которых есть вершина, в которую приходят ребра из каждой другой вершины- 9, 13, 22. 3 группа –другие выпуклые многогранники –11, 15, 18
(Призма – это многогранник, состоящий из двух равных n-угольников, расположенных в параллельных плоскостях, и из n параллелограммов).
-
параллелограммы
Противоположными сторонами
- боковые ребра равны и параллельны по определению и признакам параллелограмма.
(параллелепипед, куб – четырехугольные призмы)
(бесконечно много) Высоты призмы между собой равны по свойству отрезков параллельных прямых, расположенных между параллельными плоскостями.
- Первая группа – призмы, у которых боковые ребра наклонены к основанию под острым углом - 8,14,17 Вторая группа – призмы, у которых боковые ребра образуют с основанием прямой угол- 16, 21.
Ученики записываю свойства в канву- таблицу
Из определений прямой призмы и высоты призмы, боковые ребра перпендикулярны к основанию и являются высотой в призме. Да, верно
-боковые ребра перпендикулярны к плоскости основания. - да - Тогда по признаку перпендикулярности плоскостей боковые грани перпендикулярны основаниям. -параллелограммами
-прямоугольники, т.к. углы прямые и противоположные стороны равны -2 перпендикуляра из разных плоскостей двугранного угла к общему ребру.
-то, что ребра перпендикулярны каждому ребру основания
-лучами линейных углов двугранных углов.
(Правильной называется прямая призма, основаниями которой являются правильные многоугольники.) Ученики записывают свойства в канву- таблицу
Правильные многоугольники
Стороны между собой равны Боковые грани – равные прямоугольники, т.к. противоположные стороны прямоугольника равны.
Правильные многоугольники Углы равны
Равные, т.к. углы между смежными сторонами
(сумма площадей всех ее боковых граней)
(прямоугольниками)
( (высотой-h)
Решение:
1. В параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 4 диагонали: AC1, A1C,BD1, B1D. 2. Т.к. ABCDA1B1C1D1 – прямой параллелпипед, то AA1C1C и BDD1B1 - прямоугольники, тогда AC1=A1C, BD1=B1D, так как являются диагоналями прямоугольников AA1C1C и BDD1B1 3. AA1 = DD1 –перпендикуляры к плоскости (ADC), BD>AC, тогда BD1>A1C как сами наклонные. 4. Т.к. ABCDA1B1C1D1– прямой параллелепипед, то DD1= hпарал.=10 см 5. Рассмотрим DBD1-прямоугольный:BD1= см Ответ: 26 см
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Итак, какова была цель урока?
- Достигли мы цели?
- Как мы её достигли? Какие многогранники изучили?
|
-изучить понятие многогранника.
-Да
- Выпуклые и невыпуклые. -. Призма – это многогранник, состоящий из двух равных многоугольников и , расположенных в параллельных плоскостях, и n параллелограммов Призма бывает правильной, прямой, наклонной.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: §1, п.27, п. 29-30, учить записи в тетради и канве-таблице №219, №223 №219 В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 12 см и 5 см. Диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол в 45. Найдите боковое ребро параллелепипеда. Дано: –прямоугольныйпараллелепипед. см BC=5 см
Найти: Решение: 1) Т.к. –прямоугольный параллелепипед, то 2) D- прямоугольный: ÐC=90°, ÐA=45°ÞÞ Ответ: 13 см
№223. Через два противолежащих ребра куба проведено сечение, площадь которого равна 64. Найдите ребро куба и его диагональ. Дано: –куб, =64 Найти:AB,C Решение: 1. Так как –куб, =,, (ABC), то 2. = 64, AC – диагональ квадрата ABCD, AC=AB и, значит == 64 3. Так как –куб, то см Ответ: AB=8 cм, см
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Незаполненная канва-таблица
Тема урока: …………….. |
||
Многогранник – это…,составленнаяиз …и ограничивающая некоторое … ….. |
||
Виды многогранников: |
||
…
|
…
|
|
… , соединяющий… вершины, … одной грани, называется диагональю многогранника. |
||
Теорема: Все грани выпуклого многогранника являются … …. |
||
Теорема: Сумма всех … углов при … вершине меньше…. |
||
Призма – это …, состоящий из двух …… и , расположенных в… плоскостях, и n… ребра - , грани - , 2 основания - Боковые грани-…………………….. Боковые ребра -……………………….. Высота-……………………………… |
||
Свойство:Боковые ребра призмы ... и …. |
||
Виды призм:
|
||
... Если боковые… призмы ... к основаниям, то призма называется ... Свойства: 1. Высота ... призмы … ее …. ребру. 2. Боковые … перпендикулярны к ….. 3. Боковые грани – ….. 4. Углы основания являются …. углами соответствующих ….. углов при боковых …... |
...
Если боковые … призмы …. к основаниям, то призма называется ... |
|
Если в … прямой призмы лежит … многоугольник, тогда такую призму называют …. Свойства: 1. У ... призмы … боковые … – … прямоугольники 2. ….. углы при …. рёбрах равны.
|
Площадь полной поверхности призмы - … площадей … граней. Формула: Площадь боковой поверхности призмы -… площадей всех ее … граней. |
|
Теорема: В прямой призме площадь боковой поверхности ....... |
||
Заполненная канва-таблица
Тема урока:Многогранник. Призма |
||
Многогранник – это поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело. |
||
Виды многогранников: |
||
Выпуклые
|
Невыпуклые
|
|
Отрезок, соединяющий2 вершины, не принадлежащиеодной грани, называется диагональю многогранника. |
||
Теорема: Все грани выпуклого многогранника являются выпуклыми многогранниками. |
||
Теорема: Сумма всех плоских углов при каждой вершине меньше 360°. |
||
Призма – это многогранник, состоящий из двух равных многоугольников и , расположенных в параллельных плоскостях, и nпараллелограммов 2 основания - Боковые грани - Боковые ребра - Высота - |
||
Свойство:Боковые ребра призмы равны и параллельны |
||
Виды призм: |
||
Прямая Если боковыеребра призмы перпендикулярны к основаниям, то призма называется прямой. Свойства: 5. Высота прямой призмы равна ее боковому ребру. 6. Боковые грани перпендикулярны к основаниям. 7. Боковые грани – прямоугольники. 8. Углы основания являются линейными углами соответствующих двугранных углов при боковых рёбрах.
|
Наклонная
Если боковые ребра призмы не перпендикулярны к основаниям, то призма называется наклонной. |
|
Если в основании прямой призмы лежит правильный многоугольник, тогда такую призму называют правильной. Свойства: 3. У правильнойпризмывсе боковые грани–равныепрямоугольники 4. Двугранные углы при боковых рёбрах равны.
|
Площадь полной поверхности призмы –сумма площадей всех ее граней. Формула:. Площадь боковой поверхности призмы -… площадей всех ее боковых граней. |
|
Теорема: В прямой призме площадь боковой поверхности равна . |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.