МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:
«ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ». 8 класс.
Вводимые обозначения:
БЗ – базовая задача,
ЗЗ – знакомая задача,
МЗ- модифицированная задача,
НЗ- незнакомая задача.
Шаблон матрицы разноуровневых учебных заданий
Уровень |
Подуровень |
БЗ1 Уравнения с одинаковыми знаменателями |
БЗ2 Уравнения с разными знаменателями, не имеющие одинаковых множителей |
БЗ3 Уравнения с разными знаменателями, имеющие одинаковые множители |
БЗ4 Уравнения вида , где - многочлены,
|
БЗ5 Применение дробно-рациональных уравнений к решению текстовых задач |
Базовый уровень |
ЗЗ |
БУ-БЗ1-ЗЗ |
БУ-БЗ2-ЗЗ |
БУ-БЗ3-ЗЗ |
БУ-БЗ4-ЗЗ |
БУ-БЗ5-ЗЗ1, БУ-БЗ5-ЗЗ2, БУ-БЗ5-ЗЗ3 |
МЗ |
БУ-БЗ1-МЗ |
БУ-БЗ2-МЗ |
БУ-БЗ3-МЗ1, БУ-БЗ3-МЗ2, БУ-БЗ3-МЗ3 |
БУ-БЗ4-МЗ |
БУ-БЗ5-МЗ1, БУ-БЗ5-МЗ2, БУ-БЗ5-МЗ3 |
|
НЗ |
БУ-БЗ1-НЗ1, БУ-БЗ1-НЗ2 |
БУ-БЗ2-НЗ |
БУ-БЗ3-НЗ |
БУ-БЗ4-НЗ |
БУ-БЗ5-НЗ |
|
Продвинутый уровень |
ЗЗ |
ПУ-БЗ1-ЗЗ |
ПУ-БЗ2-ЗЗ |
ПУ-БЗ3- ЗЗ1, ПУ-БЗ3- ЗЗ2, ПУ-БЗ3- ЗЗ3, ПУ-БЗ3- ЗЗ4, ПУ-БЗ3- ЗЗ5, ПУ-БЗ3- ЗЗ6 |
ПУ-БЗ4-ЗЗ |
ПУ-БЗ5-ЗЗ1, ПУ-БЗ5-ЗЗ2, |
МЗ |
ПУ-БЗ1-МЗ |
ПУ-БЗ2-МЗ |
ПУ-БЗ3-МЗ1, ПУ-БЗ3-МЗ2, ПУ-БЗ3-МЗ3, ПУ-БЗ3-МЗ4 |
ПУ-БЗ4-МЗ |
ПУ-БЗ5-МЗ1, ПУ-БЗ5-МЗ2 |
|
НЗ |
ПУ-БЗ1-НЗ |
ПУ-БЗ2-НЗ |
ПУ-БЗ3-НЗ1, ПУ-БЗ3-НЗ2, ПУ-БЗ3-НЗ3, ПУ-БЗ3- НЗ4 |
ПУ-БЗ4-НЗ |
ПУ-БЗ5-НЗ1, ПУ-БЗ5-НЗ2, ПУ-БЗ5-НЗ3, ПУ-БЗ5-НЗ4 |
Перечень заданий базового уровня
БЗ1 Уравнения с одинаковыми знаменателями
БУ-БЗ1-ЗЗ Решите уравнение:
Ответ: -1; 1,5.
БУ-БЗ1-МЗ Решите уравнение:
Ответ: -3.
БУ-БЗ1-НЗ1 Укажите промежуток, которому принадлежит сумма корней уравнения:
1) [0;4]; 3) (- ∞; - 4];
2) 4)
Ответ:3)
БУ-БЗ1-НЗ2 При каких значениях ч значение дробей и являются противоположными числами?
Ответ: при х = -8 выполняется требуемое условие.
БЗ2 Уравнения с разными знаменателями, не имеющие одинаковых множителей
БУ-БЗ2-ЗЗ Решите уравнение:
Ответ: - 5; - 1,5.
БУ-БЗ2-МЗ Решите уравнение:
Ответ: 1;
БУ-БЗ2-НЗ Найдите среднее арифметическое корней уравнения:
1) – 24; 2) 248;
3) 26; 4) 24.
Ответ: 4)
БЗ3 Уравнения с разными знаменателями, имеющие одинаковые множители
БУ-БЗ3-ЗЗ Решите уравнение:
Ответ: 3
БУ-БЗ3-МЗ1 Решите уравнение:
Ответ: 7.
БУ-БЗ3-МЗ2 Решите уравнение:
Ответ: -3.
БУ-БЗ3-МЗ3 Решите уравнение:
Ответ: 3.
БУ-БЗ3-НЗ При каких значениях a разность дробей и равна их произведению?
Ответ: при а = 4 и а = - 4
БЗ4 Уравнения вида , где - многочлены,
БУ-БЗ4-ЗЗ При каких значениях аргумента x равны соответствующие значения функций и .
Ответ: при х = -1 и х = 5
БУ-БЗ4-МЗ Найдите координаты точек пересечения графиков функций и .
Ответ: координаты точек пересечения (1,5; 0) и (1; 1).
БУ-БЗ4-НЗ Решите уравнение:
Ответ:
БЗ5 Применение дробно-рациональных уравнений к решению текстовых задач
БУ-БЗ5-ЗЗ1 Автобус проехал половину 240 км трассы по расписанию. На середине пути он сделал остановку на 20
минут, и чтобы приехать в конечный пункт вовремя, увеличил скорость на 4 км/ч. Найдите первоначальную
скорость автобуса.
Ответ:36 км/ч.
БУ-БЗ5-ЗЗ2 Моторная лодка прошла по течению 70 км. За тоже время она может пройти против течения 30 км. Найдите
скорость течения, если скорость лодки в стоячей воде 10 км/.
Ответ:4 км/ч.
БУ-БЗ5-ЗЗ3 Пароход, отчалив от пристани А, спустился вниз по течению реки на 60 км, до устья впадающего в реку
протока, и поднялся вверх про протоку (против течения) на 20 км до пристани В. Весь путь от А до В пароход
прошел за 7 часов. Скорость течения реки и скорость течения протока равны 1 км/ч. Найти собственную
скорость течения парохода.
Ответ:11 км/ч.
БУ-БЗ5-МЗ1 Мотоциклист проехал от села до озера 60 км. На обратном пути он уменьшил скорость на 10 км/ч поэтому
израсходовал времени на 0,3 ч больше. Сколько времени затратил мотоциклист на обратный путь?
Ответ: время движения от озера до села 1,5 ч.
БУ-БЗ5-МЗ2 Автобус – экспресс отправился от автовокзала в аэропорт, находящийся на расстоянии 40 км. Через 10
минут вслед за автобусом выехал опоздавший пассажир на такси. Скорость такси на 20 км/ч больше скорости
автобуса. Найти скорость автобуса и скорость такси, если в аэропорт они прибыли одновременно.
Ответ: скорость движения автобуса 60 км/ч, а скорость движения такси 80 км/ч.
БУ-БЗ5-МЗ3 Со станции А вышел в 5 ч утра почтовый поезд по направлению к станции В, отстоящей от А на 1080 км. В
8ч утра вышел со станции В по направлению к А скорый поезд, который проходил в час на 15 км больше, чем
почтовый поезд. Когда встретились поезда, если их встреча произошла на середине пути между А и В?
Ответ: поезда встретились через 9 часов после выхода скорого поезда, т. е. в 17:00 ч.
БУ-БЗ5-НЗ Расстояние между станциями А и В равно 120 км. В полночь из А в В отправляется поезд. В 3 ч той же
ночью из А в В отправляется другой поезд, проходящий в час на 10 км больше первого. Второй поезд прибывает в В на 2 ч позже первого. В котором часу второй поезд прибыл в В?
Ответ: поезд прибыл в В в 6 часов.
Перечень заданий продвинутого уровня
БЗ1 Уравнения с одинаковыми знаменателями
ПУ-БЗ1-ЗЗ При каких значениях а уравнение: имеет один корень?
Ответ: при a= 3; a=5.
ПУ-БЗ1-МЗ Решите уравнение:
Ответ: а, при а ≠ - 3, а ≠ 4.
ПУ-БЗ1-НЗ Решите уравнение:
Ответ: - 4; 4.
БЗ2 Уравнения с разными знаменателями, не имеющие одинаковых множителей
ПУ-БЗ2-ЗЗ Решите уравнение:
Ответ: - 3;1.
ПУ-БЗ2-МЗ Решите уравнение:
Ответ:0; - 3.
ПУ-БЗ2-НЗ Решите уравнение:
Ответ: 2; 1.
БЗ3 Уравнения с разными знаменателями, имеющие одинаковые множители
ПУ-БЗ3- ЗЗ1 Решите уравнение:
Ответ:; .
ПУ-БЗ3- ЗЗ2 Решите уравнение:
Ответ: - 2,2; 6.
ПУ-БЗ3- ЗЗ3 Решите уравнение:
Ответ: - 3; 3.
ПУ-БЗ3- ЗЗ4 Решите уравнение:
Ответ: - 1; 1.
ПУ-БЗ3- ЗЗ5 Решите уравнение:
Ответ: действительных корней нет.
ПУ-БЗ3- ЗЗ6 Решите уравнение:
Ответ:;
ПУ-БЗ3-МЗ1 Решить уравнение:
Ответ:
ПУ-БЗ3-МЗ2 Решить уравнение:
Ответ: 2; 9.
ПУ-БЗ3-МЗ3 Решить уравнение:
Ответ: - 3; 4.
ПУ-БЗ3-МЗ4 Решить уравнение:
Ответ: 3.
ПУ-БЗ3-НЗ1 Найдите среднее геометрическое корней уравнения
Ответ: 0.
ПУ-БЗ3-НЗ2 Найдите среднее геометрическое корней уравнения
Ответ:
ПУ-БЗ3-НЗ3 При каких значениях переменной разность дробей и равна дроби ?
Ответ: при х = - 4 и х = - 5 выполняется исходное условие.
ПУ-БЗ3- НЗ4 Найдите все целые значения параметра a , при которых выполняется равенство:
Ответ: a=1
БЗ4 Уравнения вида ,где - многочлены,
ПУ-БЗ4-ЗЗ Решите уравнение:
Ответ: - 4; - 2; - 1; 1.
ПУ-БЗ4-МЗ Решите уравнение:
Ответ: - 2; 1.
ПУ-БЗ4-НЗ Решите уравнение:
Ответ: - 1,2.
БЗ5 Применение дробно-рациональных уравнений к решению текстовых задач
ПУ-БЗ5-ЗЗ1 Расстояние по реке между пристанями равно 21 км. Отправляясь от одной пристани к другой, катер
возвращается обратно через 4 ч, затрачивая из этого времени 30 минут на стоянку. Найдите собственную
скорость катера, если скорость течения реки равна 2,5 км/ч.
Ответ: собственная скорость катера 12,5 км/ч.
ПУ-БЗ5-ЗЗ2 Плот проплывает по течению 60 км на 5 ч быстрее, чем такое же расстояние проходит моторная лодка
против течения. Найдите скорость лодки по течению, если ее скорость в стоячей воде 10 км/ч.
Ответ: скорость движения лодки по течению реки 16 км/ч.
ПУ-БЗ5-МЗ1 С двух станций А и В, отстоящих друг от друга на 400 км, навстречу друг другу идут два поезда. Если бы
поезд со станции А вышел на 1 ч раньше другого, то встреча их произошла бы на середине пути. Если же они
выйдут одновременно, то через 4 ч расстояние между ними будет равно 40 км. Определить скорость поездов.
Ответ: скорость поезда, движущегося из А в В , составляет 40 км/ч, а скорость поезда , движущегося из В в А,
составляет 50 км/ч.
ПУ-БЗ5-МЗ2 Два автомобиля выезжают навстречу друг другу, один из А в В, другой из В в А. После встречи один из
них находится в пути еще 2 часа, а другой 9/8 часа. Определите скорости автомобилей, если расстояние между А и В равно 210 км.
Ответ:60 км/ч, 80 км/ч.
ПУ-БЗ5-НЗ1 Из города А в город В выехал автомобиль. Одновременно с ним из пункта С, расположенного между А и В,
в город А выехал второй автомобиль. Первый прибыл в В одновременно с прибытием второго в А. Затем
автомобили выехали одновременно навстречу друг другу, встретились в пункте Д и одновременно прибыли
первый в А, а второй в В. Каждый автомобиль ехал со своей постоянной скоростью, но второй сделал
остановку на пути от С к А, а первый – остановку той же продолжительности на пути от В к Д. Найти
расстояние между С и Д, если известно, что расстояние от А до С равно 270 км, а расстояние от С до В равно
180 км.
Ответ: расстояние между С и Д составляет20 км.
ПУ-БЗ5-НЗ2 Два туриста вышли из А в В одновременно, причем первый каждый километр пути проходил на 5 минут
быстрее второго. Первый , пройдя, пятую часть пути, вернулся в А, пробыл 10 минут, снова пошел в пункт В.
При этом в В оба туриста пришли одновременно. Каково расстояние от А до В, если второй турист прошел его
за 2,5 часа?
Ответ: расстояние от А до В составляет10 км.
ПУ-БЗ5-НЗ3 Парусник и пароход одновременно вышли из порта А и должны прибыть в порт Д. Парусник, двигаясь с
постоянной скоростью, прибыл в порт Д, пройдя путь равный 1200 км. Пароход заходил в порты В и С, причем до порта В, расположенного от А на расстоянии 480 км, он плыл со скоростью, вдвое большей скорости парусника. Затем он увеличил свою скорость на 4 км/ч и прошел путь между портами В и С, равный 1420 км, и далее путь между портами С и Д, равный 1460 км. На стоянки в портах С и В он затратил одни сутки. В порт Д пароход прибыл на двое суток позднее парусника. Если бы пароход плыл из порта А до порта В с той же скоростью, что и из порта В до порта Д, то он прибыл бы в порт Д на 1 сутки 20 часов позднее парусника. Найти скорость парусника.
Ответ: скорость парусника 10 км/ч..
ПУ-БЗ5-НЗ4 От пристани А к пристани В, расположенной ниже по течению реки, отправился катер. Одновременно с ним из В в А (против течения) вышла моторная лодка. Дойдя до В , катер, не задерживаясь в В, повернул обратно и прибыл в А одновременно с моторной лодкой. Скорость течения реки равна 3 км/ч. Найти собственные скорости катера и моторной лодки, если известно, что у катера она была на 2 км/ч больше, чем у моторной лодки.
Ответ: скорость лодки 7 км/ч, а скорость катера 9 км/ч..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.