МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую при¬роду механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче про¬тиворечий между творцом и проблемной ситуацией. Творческие задачи можно разделить на два класса: ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер- ного использования осознаваемых способов, приемов.
Иконка файла материала МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА.doc
МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА Фазы творческого процесса отражают структурно­уровневую природу механизма  творчества.  Целесообразно  говорить  о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра  осуществляется в зависимости от уровня (степени)  содержащихся в этой задаче  противоречий между творцом и  проблемной ситуацией. Творческие задачи можно разделить на два класса: ТЗ1 ­ задачи, которые могут быть решены посредством планомер­ ного использования осознаваемых способов, приемов. ТЗ2 ­ решаются в результате "развязывания"   противоречий  неосознаваемых в начале решения.  Обязательным признаком задач  ТЗ2 является наличие их  компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех  этапов, в результате реализации  которых  получается  творческий результат, определяется как цикл творческого  процесса и может рассматриваться как технология живого  творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¬ ¦  Логический анализ   +_­¬ L­­­­­­­­­ T­­­­­­­­­­­­­  ¦ ¦ _ ¦ ¦ ­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­¬  ¦ ­­Ў+ Интуитивное решение  +­­­¦  L­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­­­ ¦ ¦ ¦  ­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­¬ L­­+ Вербализация  решения +_­¬  ¦ _ L­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­­­  ¦ ¦ ¦ _ ¦ ­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­¬  ¦ ¦ Формализация  решения +­­­ L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОГО ТВОРЧЕСТВА Анализ интеллектуальной деятельности мозга,  направленный  на раскрытие механизмов реализации этих функций,  дает  возможность сформировать мысленную  (ментальную)  модель  технологии  живого творчества. На Рис.1 представлена модель живого творчества,  описание и назначение элементов которой дается ниже: 1 ­ Целевая мотивация, реализующая фынкции зарождения и созре­ вания  идеи  и  одновременно определяет  требования к результату разрешения проблемной ситуации. По левому каналу реализуется фу­ нкция целевой мотивации, по правому ­ деятельностной.  Централь­ ный канал ­ отвечает за описание и раскрытие постановки задачи.  2 ­ Осмысление проблемной ситуации. 3 ­ Деятельностная мотивация зарождения и созревания идеи, оп­ ределяющая, как можно достигнуть требуемого результата. 4 ­ Мысленное или ментальное генерирование идей по целям твор­ ческой задачи. Генерация ментальных моделей целей,  направленная на разрешение проблемных ситуаций. 5 ­ Мысленное генерирование ментальной модели творческой зада­ чи. 6 ­ Генерирование ментальной модели, способов и условий дости­ жения результата. 7 ­ Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта целей. 8 ­ Анализ, оценка, выбор  предпочтительного  варианта  модели творческой задачи. 9 ­ Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта идеи реа­ лизиции цели.  10 ­ Описание и постановка творческой задачи.