Мои педагогические находки в проведении воспитательного занятия.
Добрый день уважаемые коллеги. Я не буду лукавить, стать воспитателем, я никогда не мечтала, но когда мне предложили работать с детьми, я согласилась. Я работаю в школе - интернат второй год. Мне трудно, и очень интересно. На мне лежит большая ответственность за жизнь и развитие обучающихся. Как вести себя? Показать, что я очень строгая тетя, и меня попробуй ослушаться? Нет!!! У меня так не получается. С детьми я чувствую себя иначе. Они для меня -друзья, младшие коллеги. Я отношусь к ним уважительно, серьезно воспринимаю их проблемы, стараюсь заслужить у них доверие и уважение.
Цель своей педагогической деятельности считаю создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного потенциала.
Сразу замечу, что все о чем я расскажу, не является моим «изобретением», все уже придумали до меня, многое является результатом заимствованного опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации.
Я стараюсь делать все возможное на занятиях для благополучного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребят, что их мнение важно, к ним прислушиваются, их уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.
При планировании непрерывной образовательной деятельности, мною учитывается принцип доступности содержания. Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций. В наше время методики воспитания детей, их образования, развития, льются как из рога изобилия. Их просто огромное количество.
Главной своей задачей в работе, считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации обучающихся, которые бы позволили максимально использовать индивидуальные возможности каждого из обучающихся, создать ситуацию успеха. Я ненавязчиво увлекаю обучающихся образовательной деятельностью, вместе с ними включаюсь в поиск и решение проблем. Стараюсь создать ситуацию, что я не « над учащимися», а «я рядом с ними». Принимаю позицию не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «давайте вместе узнаем, как и почему…», «… а как вы думаете?»
Основная работа- это контакт воспитателя и обучающихся, в ходе которых производится разбор конкретных жизненных ситуаций, это помогает помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила. Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающим людям, осознания человеческой жизни, а также развивать волевые качества обучающихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Такие формы и методы мне помогают ближе узнать внутренний мир обучающихся, их отношение к реальной деятельности. Такие контакты позволяют обучающимся раскрыть себя.
И чтобы этого добиться, я применяю следующие методы воспитательной работы: убеждение, стимулирование поведения и действий.
Метод убеждения- главным образом обращен к сознанию личности. Поэтому метод убеждения, я применяю в своей работе, когда рассматриваем какую-либо ситуацию и применяю такие методы как : беседа, рассказ, объяснение, пример. Этот метод позволяет мне изменить сознание обучающихся.
Я проводила различные занятия по здоровьесберегающим технологиям, например: «Не сломай судьбу свою», «Коктейль здоровья», «Алкоголь -Наркотики-Преступления», «Скажи наркотикам – НЕТ». Цель этих занятий формирование негативных отношений к употреблению алкоголя и табака, а также расширение и закрепление знаний о вредных последствиях употребления алкоголя и наркотиков на организм человека.
Провожу «Загадки для ума», «Логические развлечения», «Перевертыши», применяю вопросы из самых разных областей, при ответе на которые требуется проявить не только знания, но также смекалку и находчивость.
В непрерывной образовательной деятельности прослеживается смена видов деятельности, проведение физминутки, свободное перемещение в пространстве, смена поз. В своей работе приоритет отдаю игровым формам занятий. Игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся и их индивидуальных возможностей.
Не открою секрет, что игра действительно является ведущим видом деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Игра необходима для сохранения интереса и для снижения психических и физических перегрузок, и я стараюсь чтобы она была интересной и захватывающей. Дети с легкой умственной отсталостью, очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькие поражения , с ними не надо злоупотреблять разного вида порицаниями. Они чрезмерно подвижны, у них повышенная утомляемость, а это значит, что не нужно их перегружать беседами, однообразными заданиями, надо чаще менять виды деятельности, предоставляя обучающимся возможность достичь результата самим. В проведении игрового процесса я стараюсь использовать методы обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости и активности; «Пойми меня!» «С миру по нитке»
- использование поисковых вопросов; «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей», «Все работы хороши, выбирай на вкус».
- создание проблемных ситуаций; «Путешествие по стране Законию»
В начале занятий, я стала создавать проблемные ситуации, которые способствуют развитию воображения, творческого мышления, инициативности и самостоятельности обучающихся. Стараюсь начать занятие с притчи или рассказа, в которых проигрывается та или иная ситуация. Цель игровой проблемной ситуации- определить отношение обучающихся к чему-либо, приобрести опыт через игру.
Говоря о моих методических находках в проведении воспитательных занятий, хочется отметить, что использование вышеперечисленных методов и примеров дает свои результаты. Ребята стали более открыты, любознательны, рассудительны. Активность обучающихся выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Умение обсудить и об этом сказать вслух. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные предпосылки связной речи: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственную связь.
И как говорится «Дорога жизни длинная, дел впереди много…». Я надеюсь, что впереди у меня интересная педагогическая жизнь, что не будет разочарований и я никогда не пожалею о выбранном мною пути. Как говорил В.А. Сухомлинский, «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания». Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.