МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
docx
13.01.2024
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья.docx

УДК 37.13

Велижанина Наталья Владимировна

студент,

РФ, г. Тюмень,

воспитатель МАДОУ детский сад №112 г. Тюмени

 

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация. Проблема воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. К сожалению, в современной педагогической науке не уделяется достаточного внимания проблеме воспитания доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям разных национальностей. Недостаточно, на наш взгляд, разработаны условия организации данной деятельности.

Это обусловило цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности условий организации воспитания доброжелательного отношения к людям других национальностей у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования. В статье будет представлена модель организации воспитания у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к людям разных национальностей в системе дошкольного образования, в рамках нашего исследования условия понимаются как действующие элементы данной модели, обеспечивающие достижение конкретной управленческой цели.

Ключевые слова: модель, толерантность, национальность, дошкольный возраст.

 

Проектируемая в диссертации модель условно и в наиболее общем виде отражает организацию воспитания у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к людям разных национальностей в системе дошкольного образования.

Проектируемая модель (см. рис.) образована на основе взаимосвязанных блоков, каждый из которых отражает вполне конкретные свойства и характеристики организации воспитания у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. В структуре модели мы выделили пять блоков, это целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный, каждый блок характеризуется специфическими особенностями.

 

Целевой блок

Цель: создать условия для организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста

Условия организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

1.Осуществление мониторинга воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Адресная помощь родителям в организации воспитания

доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование в работе с детьми по воспитанию доброжелательного отношения к людям разных национальностей потенциала социального партнерства

 

 

 

 

 

Методологический блок

Подходы: системный, деятельностный, компетентностный

Принципы: целостности, активности и сознательности, толерантности

Содержательный блок

Доброжелательное отношение к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста – это качество личности, представляющее собой понимание и уважение этнических различий между людьми, эмпатию, признание прав и свобод любого человека (независимо от его этнической принадлежности), признание диалога как необходимого условия для конструктивного решения проблемных ситуаций или конфликтов, способность к сосуществованию с людьми других этнических групп, проявляющееся в активном отношении, общении, поведении и поступках, исключающих агрессию и доминирование

Компоненты доброжелательного отношения к людям разных национальностей

когнитивный, поведенческий, эмоциональный

Организационно-деятельностный блок

Программа организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста

1 блок.  Информационно-проектировочный

- сбор сведений;

- исследование доброжелательного отношения; 

- изучение компетенций педагогов по организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста;

- изучение       толерантного отношения родителей к людям разных национальностей;

- разработка условий организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста.

2 блок. Методический

- мероприятия по повышению компетенций педагогов в организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста,

- организация помощи родителям воспитанников по воспитанию доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста,

- блок занятий по воспитанию доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста посредством социального партнерства.

3 блок. Контрольно-аналитический

- оценка достижений и успехов;

- планирование дальнейших действий по организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста.

Формы: семинары, проблемные лекции, лекции-диалоги, практические занятия, дискуссии, семинар-круглый стол, викторины, индивидуальные и коллективные беседы, ролевые и деловые игры, диспуты, экскурсии, концерты, тематические вечера, конкурсы, спортивные и национальные праздники и др.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эмпирические

Средства: наглядные, технические

Оценочно-результативный блок

Критерии

когнитивный

поведенческий

эмоциональный

Показатели

Уровень доброжелательного отношения к людям разных национальностей

Минимальный (низкий)

Допустимый

(средний)

Оптимальный (высокий)

Результат: положительная динамика показателей доброжелательного отношения к людям разных национальностей

 

Рис. Модель организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Целевой блок модели содержит цель исследования, достижение которой способствует организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста образовательной организации. Целью является создание условий для организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методологический блок модели – это совокупность взаимосвязанных принципов исследования, подходов, требований к повышению: уровня доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста, культуры межнационального общения и приобретению опыта этнотолерантного поведения старших дошкольников, определяемых социальными и личностными потребностями.

Содержательный блок модели – это определение доброжелательного отношения к людям разных национальностей и его компоненты.

Принимая во внимание взгляды ученых на структуру доброжелательного отношения к людям разных национальностей, а также учитывая сущность доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста, мы определили основные компоненты его структуры: когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Содержание каждого компонента сформировано нами с учетом специфики воспитательного процесса и деятельности, а также требований, предъявляемых государством к личности дошкольников.

Следующий блок модели – организационно-деятельностный. Он включает в себя программу организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста, состоящую из трех блоков, характеризует блоки программы, а также организационные формы, методы, средства, обеспечивающие успешность организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста. 

Нами были выделены следующие формы организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста: семинары, проблемные лекции, лекции-диалоги, практические занятия, дискуссии, диспуты, семинар круглый стол, ролевые и деловые игры, викторины, спортивные праздники; экскурсии и т.д.

Методы организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста представляются нам следующим образом: объяснительно-иллюстративный – обеспечивает восприятие, осознание, осмысление и фиксацию в памяти педагогов, родителей, воспитанников новой информации (семинары, лекции-диалоги и т. п.); проблемного изложения – предполагает интерес  педагогов, родителей и детей к излагаемой проблеме (экскурсии, диспуты, тематические вечера и т. п.); эмпирический, посредством которого педагоги, родители и дети учатся решать проблемные задачи по предложенной проблематике (деловые и ролевые игры и др.).

К средствам организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста мы отнесли: средства наглядности, технические средства. 

Применение этой группы средств способствует организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста. 

Оценочно-результативный блок модели предусматривает осмысление, самооценку, самоанализ приобретаемого практического опыта межэтнического взаимодействия, межэтнической толерантности, поиск и анализ причин недостатков в общении с представителями иных этнических общностей, осмысление опыта межэтнического взаимодействия в поликультурной образовательной среде ДОО. Данный блок модели дает возможность определить эффективность организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста через систему критериев, показателей и уровней сформированности доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Нами выделены следующие критерии, которые определяют сформированность рассматриваемого качества: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.

На основе теоретического анализа мы выделили три уровня доброжелательного отношения к людям разных национальностей: минимальный (низкий), допустимый (средний), оптимальный (высокий).

Показанные нами блоки организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста находятся в непосредственной взаимозависимости с выделенными условиями организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста. 

Таким образом, в результате теоретических обобщений мы пришли к выводу о том, что организация воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста – это целостный процесс развития личности, основанный на усвоении знаний по проблеме межэтнической толерантности, навыков межэтнического взаимодействия с учетом выявленных нами условий, компонентов и критериев.

 

Список литературы

1.    Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.; Л.: Наука, 1966. – 302 с.

2.    Новик И. Б. О моделировании сложных систем. – М., 1965. – 336 с.

3.    Веников В. А. Теория подобия и моделирования. – 1976. – 479 с.

4.    Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). – М.: Изд‑во МГУ, 1965. – 248 с.

5.    Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 23 с.

Новикова, И. А. Культура межнационального общения как фактор профессионал


 

УДК 37.13 Велижанина Наталья

УДК 37.13 Велижанина Наталья

Осуществление мониторинга воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей

Осуществление мониторинга воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей

Целевой блок Цель: создать условия для организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста

Целевой блок Цель: создать условия для организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста

Методы организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста представляются нам следующим образом: объяснительно-иллюстративный – обеспечивает восприятие, осознание, осмысление и…

Методы организации воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста представляются нам следующим образом: объяснительно-иллюстративный – обеспечивает восприятие, осознание, осмысление и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2024