Конспект урока математики в 4 классе по развитию функциональной грамотности школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка 4.6

Конспект урока математики в 4 классе по развитию функциональной грамотности школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Оценка 4.6
Документация
docx
математика
4 кл
13.01.2024
Конспект урока математики в 4 классе  по развитию функциональной грамотности школьников                                                      в соответствии с требованиями ФГОС
konspekt_uroka_matematiki_v_4_klassa_s_elementami_funktsionalnoy_gramotnosti_.docx

 

Конспект урока математики в 4 классе

по развитию функциональной грамотности школьников                                                      в соответсвии с требованиями ФГОС

 

Тема: «Решение задач»

Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

 

Задачи:

·        Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,

-  умения работать в группе,

- умения работать по алгоритму,

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

·        Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

 

Планируемый результат:

Предметные: создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач.   
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.

Оборудование:

- компьютер,

- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, подсказки к заданию 2, листы А4),

- экран,

- презентация,

- картинка клоуна и кружочки (мячи)  зеленого, желтого и красного цветов,

- цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Орг. момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте, дружно тему обсуждайте,

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

 

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь урок. Садитесь, пожалуйста.

Устный счет

- Любая в математике работа,

  Не обходится без устного счёта.     У доски 3 чел. решают примеры.                    

1) - Назовите произведение чисел 320 и 3 (960).      

    - Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000).

    - Уменьшить число 600 на 3 (597).

    - Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40).

    - Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205).

    - Из 1000 вычесть 5 (995)

    - 900 разделите на 100 (9)                                                                                                    2) Сравни.

     6 м * 60 дм        2 км * 900 м         9 м2 * 90 дм2

     3 м * 20 дм        70 см * 7 м           1км2 * 1000000 м2

3) Выберите верные высказывания. Составьте из соответствующих им    слогов слово.

1 м = 100 см (ЗА)            1 ∙ 0 = 1 (ПРИ)          1р. = 100 коп. (ЧА)

1 ч = 100 мин (МЕ)         9 : 9 = 1 (ДА)             Р = а ∙ b (ЛЬ)

(ЗАДАЧА)

Этап мотивации к учебной деятельности.

Фронтальная форма работы с элементами групповой работы

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Решение задач)

- А на какую  тему будут предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку: 

                    Вот большой и круглый дом.
                    Ой, какое место!
                    Ведь всегда ребятам в нём
                    Очень интересно.
                    В этом доме непременно
                    Есть и звери, и арена.   (Цирк)    (Задачи будут связаны с темой «Цирк»)

- Верно, ребята.

- А какие цели поставим?  КОНВЕРТ С ЦЕЛЯМИ

- Откройте красную папку, прочитайте цели, выберите те, которые подходят к теме нашего урока.

- Не забывайте о правилах работы в группе (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо).

     1) Учиться слушать и слышать друг друга.

     2) Познакомиться с историческими сведениями.

     3) Уметь работать по алгоритму (по плану).

     4) Учиться решать задачи, связанные с темой «Цирк».

     5) Уметь выполнять устные и письменные вычисления.

(Учащиеся выбирают цели).

 

- А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Приглашаю вас заглянуть туда, где всё начиналось. Откройте синюю папку. Прочитайте текст.

 

   Первый цирк появился в Древнем Риме в VII в. до н. э. Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нём тогда не было. Римский цирк был местом проведения конских скачек. 

   Современный цирк появился в Лондоне (Англия) в XVIII в. на основе конного спорта. Его создателем был Филипп Астлей - простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Он разработал своё собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. Сначала это были конные трюки, а позже добавились акробатические этюды, выступления жонглёров, канатоходцев и клоунов.

   В России создателями цирка были братья Никитины. В 1873г. они открыли небольшой цирк в г.Пензе, который имел большой успех.

 

 

- Когда и где появился первый цирк? Что было в его основе?

- Что узнали о создании современного цирка? Что входило в программу его выступлений?

- Что узнали об истории цирка в России? Кто был его создателем?

- Ребята, а какую форму имеет цирковая арена?  (Круглую)

- Как думаете, почему? Обсудите вопрос в группах.

(Представитель от каждой группы высказывает предположения)

- На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться.

   Цирк - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Наверное, поэтому люди любят цирк.

- А вы любите цирк?  Почему? (Ответы детей.)

- Поэтому сегодня и посвятим наш урок решению задач, связанных с темой цирка.

Этап применения изученных моделей действия.

Фронтальная работа с элементами парной и  самостоятельной работы

- Познакомимся с первым заданием  (Учащиеся читают текст задания)

 

- Семья планирует посещение цирка.

- Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи)

- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)

- Вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)    

- Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.

- Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку.)

- У кого так же, поднимите руку.

- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)

- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня)

- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)

- В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)

- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)

- Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя)

- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)

- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения  помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления).

- Ребята, а нужны ли в повседневной жизни математические знания и умения?

Физминутка

- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу.           В цирке весело нам очень,
                                             Мы смеемся и хохочем.
                                             По канату мы идем,
                                             Ни за что не упадем.
                                             Мы жонглируем шарами,
                                             Их кидайте вместе с нами.
                                             На арене силачи
                                             Гири жмут, как калачи.
                                             На арену клоун рвется,
                                             Зритель весело смеется.

Этап применения изученных моделей действия.

Групповая форма работы с элементами фронтальной работы

- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание)

- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая             в группах. Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания.

Алгоритм выполнения задания 2:

1)   Прочитайте текст задания.

2)   Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?

3)   Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.

4)   Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.

5)   Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.

6)   Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.

7)   Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.

8)   Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4.

9)   Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.

 

Подсказки, если возникнут затруднения.

 

Подсказка 1

1)   Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.

2)   Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.

3)   Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?

 

Подсказка 2

1)   Сколько денег запланировано на покупку билетов?

2)   Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.

3)   Узнайте цену билета.

 

Подсказка 3

1)   Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните,  в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.

2)   Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.

3)   В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.

4)   Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.

 

     Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп.

Решение:

1)   1600-300=1300(руб.) - на билеты

2)   1300:3=400(ост.100) - цена билета

3)   400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды

4)   Наилучшие места – желтый сектор

5)   Места: 37,38,39 на 10 ряду.

 

- Проверим. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4.  Каким образом подошли к такому результату?  (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)

 

- Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…)

Этап рефлексии

Фронтальная форма работы

- Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- А какая наука помогла узнать о создании цирка? (История)

- Давайте подведем итог урока.

- Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам  фразу:

·       На уроке я узнал(а)…

·       Я учился …

·       Работая в группе, …

·       Я понял(а) …

·       У меня получилось …

·       Было интересно …

·       Было трудно …

·       Мне захотелось…

(учащиеся высказывают  предложение, выбирая начало фразы) 

 

- Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец урока: 

Зеленого цвета – работа  доставила мне удовольствие,

Желтого цвета – у меня были ошибки в работе.

Красного цвета – мне надо лучше работать.

(учащиеся выбирают мяч и крепят его на доску рядом с клоуном)

 

- Ну, а теперь давайте возьмемся за руки, поблагодарим свою команду. Спасибо за работу каждой группе! Мы все большие молодцы! Мы справились! У нас всё получилось!

 

 

 

 


 

Конспект урока математики в 4 классе по развитию функциональной грамотности школьников в соответсвии с требованиями

Конспект урока математики в 4 классе по развитию функциональной грамотности школьников в соответсвии с требованиями

Ход урока: Орг. момент

Ход урока: Орг. момент

Есть и звери, и арена. (Цирк) (Задачи будут связаны с темой «Цирк») -

Есть и звери, и арена. (Цирк) (Задачи будут связаны с темой «Цирк») -

На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях

На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях

Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость) -

Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость) -

Физминутка - Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу

Физминутка - Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу

Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания

Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания

Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами

Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами

Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач

Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2024