Конспект урока математики в 4 классе
по развитию функциональной грамотности школьников в соответсвии с требованиями ФГОС
Тема: «Решение задач»
Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи:
· Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,
- умения работать в группе,
- умения работать по алгоритму,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
· Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Планируемый результат:
Предметные: создать
условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в
ходе обучения знания для решения учебно-практических задач.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока,
отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника
и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в
речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.
Оборудование:
- компьютер,
- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, подсказки к заданию 2, листы А4),
- экран,
- презентация,
- картинка клоуна и кружочки (мячи) зеленого, желтого и красного цветов,
- цветные карандаши.
Ход урока:
Орг. момент |
Прозвенел звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, дружно тему обсуждайте, Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь урок. Садитесь, пожалуйста. |
Устный счет |
- Любая в математике работа, Не обходится без устного счёта. У доски 3 чел. решают примеры. 1) - Назовите произведение чисел 320 и 3 (960). - Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000). - Уменьшить число 600 на 3 (597). - Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40). - Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205). - Из 1000 вычесть 5 (995) - 900 разделите на 100 (9) 2) Сравни. 6 м * 60 дм 2 км * 900 м 9 м2 * 90 дм2 3 м * 20 дм 70 см * 7 м 1км2 * 1000000 м2 3) Выберите верные высказывания. Составьте из соответствующих им слогов слово. 1 м = 100 см (ЗА) 1 ∙ 0 = 1 (ПРИ) 1р. = 100 коп. (ЧА) 1 ч = 100 мин (МЕ) 9 : 9 = 1 (ДА) Р = а ∙ b (ЛЬ) (ЗАДАЧА) |
Этап мотивации к учебной деятельности. Фронтальная форма работы с элементами групповой работы |
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Решение задач) - А на какую тему будут предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку: Вот
большой и круглый дом. - Верно, ребята. - А какие цели поставим? КОНВЕРТ С ЦЕЛЯМИ - Откройте красную папку, прочитайте цели, выберите те, которые подходят к теме нашего урока. - Не забывайте о правилах работы в группе (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо). 1) Учиться слушать и слышать друг друга. 2) Познакомиться с историческими сведениями. 3) Уметь работать по алгоритму (по плану). 4) Учиться решать задачи, связанные с темой «Цирк». 5) Уметь выполнять устные и письменные вычисления. (Учащиеся выбирают цели).
- А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения) - Приглашаю вас заглянуть туда, где всё начиналось. Откройте синюю папку. Прочитайте текст.
Первый цирк появился в Древнем Риме в VII в. до н. э. Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нём тогда не было. Римский цирк был местом проведения конских скачек. Современный цирк появился в Лондоне (Англия) в XVIII в. на основе конного спорта. Его создателем был Филипп Астлей - простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Он разработал своё собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. Сначала это были конные трюки, а позже добавились акробатические этюды, выступления жонглёров, канатоходцев и клоунов. В России создателями цирка были братья Никитины. В 1873г. они открыли небольшой цирк в г.Пензе, который имел большой успех.
- Когда и где появился первый цирк? Что было в его основе? - Что узнали о создании современного цирка? Что входило в программу его выступлений? - Что узнали об истории цирка в России? Кто был его создателем? - Ребята, а какую форму имеет цирковая арена? (Круглую) - Как думаете, почему? Обсудите вопрос в группах. (Представитель от каждой группы высказывает предположения) - На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться. Цирк - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Наверное, поэтому люди любят цирк. - А вы любите цирк? Почему? (Ответы детей.) - Поэтому сегодня и посвятим наш урок решению задач, связанных с темой цирка. |
Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы |
- Познакомимся с первым заданием (Учащиеся читают текст задания)
- Семья планирует посещение цирка. - Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи) - Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость) - Вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара) - Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах. - Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку.) - У кого так же, поднимите руку. - Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда) - Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня) - Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице) - В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе) - Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей) - Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя) - Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета) - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы) - Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления) - Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях) - Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления). - Ребята, а нужны ли в повседневной жизни математические знания и умения? |
Физминутка |
- Предлагаю немного
отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу. В цирке весело нам очень, |
Этап применения изученных моделей действия. Групповая форма работы с элементами фронтальной работы |
- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание)
- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания. Алгоритм выполнения задания 2: 1) Прочитайте текст задания. 2) Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным? 3) Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания. 4) Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы. 5) Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1. 6) Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2. 7) Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3. 8) Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4. 9) Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.
Подсказки, если возникнут затруднения.
Подсказка 1 1) Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания. 2) Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания. 3) Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?
Подсказка 2 1) Сколько денег запланировано на покупку билетов? 2) Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов. 3) Узнайте цену билета.
Подсказка 3 1) Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните, в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене. 2) Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов. 3) В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене. 4) Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.
Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп. Решение: 1) 1600-300=1300(руб.) - на билеты 2) 1300:3=400(ост.100) - цена билета 3) 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды 4) Наилучшие места – желтый сектор 5) Места: 37,38,39 на 10 ряду.
- Проверим. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату? (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)
- Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…) |
Этап рефлексии Фронтальная форма работы |
- Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика) - А какая наука помогла узнать о создании цирка? (История) - Давайте подведем итог урока. - Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразу: · На уроке я узнал(а)… · Я учился … · Работая в группе, … · Я понял(а) … · У меня получилось … · Было интересно … · Было трудно … · Мне захотелось… (учащиеся высказывают предложение, выбирая начало фразы)
- Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец урока: Зеленого цвета – работа доставила мне удовольствие, Желтого цвета – у меня были ошибки в работе. Красного цвета – мне надо лучше работать. (учащиеся выбирают мяч и крепят его на доску рядом с клоуном)
- Ну, а теперь давайте возьмемся за руки, поблагодарим свою команду. Спасибо за работу каждой группе! Мы все большие молодцы! Мы справились! У нас всё получилось!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.