Конспект урока математики в 4 классе по развитию функциональной грамотности школьников в соответствии с требованиями ФГОС

  • Документация
  • docx
  • 13.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_uroka_matematiki_v_4_klassa_s_elementami_funktsionalnoy_gramotnosti_.docx

 

Конспект урока математики в 4 классе

по развитию функциональной грамотности школьников                                                      в соответсвии с требованиями ФГОС

 

Тема: «Решение задач»

Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

 

Задачи:

·        Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,

-  умения работать в группе,

- умения работать по алгоритму,

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

·        Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

 

Планируемый результат:

Предметные: создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач.   
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.

Оборудование:

- компьютер,

- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, подсказки к заданию 2, листы А4),

- экран,

- презентация,

- картинка клоуна и кружочки (мячи)  зеленого, желтого и красного цветов,

- цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Орг. момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте, дружно тему обсуждайте,

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

 

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь урок. Садитесь, пожалуйста.

Устный счет

- Любая в математике работа,

  Не обходится без устного счёта.     У доски 3 чел. решают примеры.                    

1) - Назовите произведение чисел 320 и 3 (960).      

    - Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000).

    - Уменьшить число 600 на 3 (597).

    - Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40).

    - Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205).

    - Из 1000 вычесть 5 (995)

    - 900 разделите на 100 (9)                                                                                                    2) Сравни.

     6 м * 60 дм        2 км * 900 м         9 м2 * 90 дм2

     3 м * 20 дм        70 см * 7 м           1км2 * 1000000 м2

3) Выберите верные высказывания. Составьте из соответствующих им    слогов слово.

1 м = 100 см (ЗА)            1 ∙ 0 = 1 (ПРИ)          1р. = 100 коп. (ЧА)

1 ч = 100 мин (МЕ)         9 : 9 = 1 (ДА)             Р = а ∙ b (ЛЬ)

(ЗАДАЧА)

Этап мотивации к учебной деятельности.

Фронтальная форма работы с элементами групповой работы

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Решение задач)

- А на какую  тему будут предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку: 

                    Вот большой и круглый дом.
                    Ой, какое место!
                    Ведь всегда ребятам в нём
                    Очень интересно.
                    В этом доме непременно
                    Есть и звери, и арена.   (Цирк)    (Задачи будут связаны с темой «Цирк»)

- Верно, ребята.

- А какие цели поставим?  КОНВЕРТ С ЦЕЛЯМИ

- Откройте красную папку, прочитайте цели, выберите те, которые подходят к теме нашего урока.

- Не забывайте о правилах работы в группе (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо).

     1) Учиться слушать и слышать друг друга.

     2) Познакомиться с историческими сведениями.

     3) Уметь работать по алгоритму (по плану).

     4) Учиться решать задачи, связанные с темой «Цирк».

     5) Уметь выполнять устные и письменные вычисления.

(Учащиеся выбирают цели).

 

- А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Приглашаю вас заглянуть туда, где всё начиналось. Откройте синюю папку. Прочитайте текст.

 

   Первый цирк появился в Древнем Риме в VII в. до н. э. Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нём тогда не было. Римский цирк был местом проведения конских скачек. 

   Современный цирк появился в Лондоне (Англия) в XVIII в. на основе конного спорта. Его создателем был Филипп Астлей - простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Он разработал своё собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. Сначала это были конные трюки, а позже добавились акробатические этюды, выступления жонглёров, канатоходцев и клоунов.

   В России создателями цирка были братья Никитины. В 1873г. они открыли небольшой цирк в г.Пензе, который имел большой успех.

 

 

- Когда и где появился первый цирк? Что было в его основе?

- Что узнали о создании современного цирка? Что входило в программу его выступлений?

- Что узнали об истории цирка в России? Кто был его создателем?

- Ребята, а какую форму имеет цирковая арена?  (Круглую)

- Как думаете, почему? Обсудите вопрос в группах.

(Представитель от каждой группы высказывает предположения)

- На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться.

   Цирк - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Наверное, поэтому люди любят цирк.

- А вы любите цирк?  Почему? (Ответы детей.)

- Поэтому сегодня и посвятим наш урок решению задач, связанных с темой цирка.

Этап применения изученных моделей действия.

Фронтальная работа с элементами парной и  самостоятельной работы

- Познакомимся с первым заданием  (Учащиеся читают текст задания)

 

- Семья планирует посещение цирка.

- Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи)

- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)

- Вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)    

- Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.

- Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку.)

- У кого так же, поднимите руку.

- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)

- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня)

- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)

- В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)

- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)

- Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя)

- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)

- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения  помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления).

- Ребята, а нужны ли в повседневной жизни математические знания и умения?

Физминутка

- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу.           В цирке весело нам очень,
                                             Мы смеемся и хохочем.
                                             По канату мы идем,
                                             Ни за что не упадем.
                                             Мы жонглируем шарами,
                                             Их кидайте вместе с нами.
                                             На арене силачи
                                             Гири жмут, как калачи.
                                             На арену клоун рвется,
                                             Зритель весело смеется.

Этап применения изученных моделей действия.

Групповая форма работы с элементами фронтальной работы

- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание)

- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая             в группах. Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания.

Алгоритм выполнения задания 2:

1)   Прочитайте текст задания.

2)   Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?

3)   Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.

4)   Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.

5)   Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.

6)   Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.

7)   Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.

8)   Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4.

9)   Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.

 

Подсказки, если возникнут затруднения.

 

Подсказка 1

1)   Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.

2)   Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.

3)   Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?

 

Подсказка 2

1)   Сколько денег запланировано на покупку билетов?

2)   Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.

3)   Узнайте цену билета.

 

Подсказка 3

1)   Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните,  в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.

2)   Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.

3)   В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.

4)   Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.

 

     Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп.

Решение:

1)   1600-300=1300(руб.) - на билеты

2)   1300:3=400(ост.100) - цена билета

3)   400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды

4)   Наилучшие места – желтый сектор

5)   Места: 37,38,39 на 10 ряду.

 

- Проверим. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4.  Каким образом подошли к такому результату?  (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)

 

- Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…)

Этап рефлексии

Фронтальная форма работы

- Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- А какая наука помогла узнать о создании цирка? (История)

- Давайте подведем итог урока.

- Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам  фразу:

·       На уроке я узнал(а)…

·       Я учился …

·       Работая в группе, …

·       Я понял(а) …

·       У меня получилось …

·       Было интересно …

·       Было трудно …

·       Мне захотелось…

(учащиеся высказывают  предложение, выбирая начало фразы) 

 

- Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец урока: 

Зеленого цвета – работа  доставила мне удовольствие,

Желтого цвета – у меня были ошибки в работе.

Красного цвета – мне надо лучше работать.

(учащиеся выбирают мяч и крепят его на доску рядом с клоуном)

 

- Ну, а теперь давайте возьмемся за руки, поблагодарим свою команду. Спасибо за работу каждой группе! Мы все большие молодцы! Мы справились! У нас всё получилось!

 

 

 

 


 

Посмотрите также