МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64
Проект
Модель тьюторского сопровождения учащихся посредством взаимодействия с ВУЗами
2021г.
Нижний Тагил
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Обоснование проекта ……………….……………………………………......3
2.Цели и задачи проекта ……………………………………………………......6
3. Анализ организационно - педагогических условий для реализации принципа индивидуализации в школе…………………………………………7
4. Предполагаемые результаты …………………………………………….13
5. Модели тьюторского сопровождения……………………………………..14
6. Этапы реализации …………………………………………………………..17
7. Содержательный блок ………………………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Большинство абитуриентов выбирают будущую профессию в последний год обучения, накануне поступления в вуз или колледж. Как правило, студент начинает понимать – его эта специальность или нет, когда он уже обучается в профессиональном образовательном учреждении. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы.
Мало кто рассказывает и показывает им, кем они могут быть во взрослой жизни. Растерянные школьники зачастую поступают на специальность, которая им не подходит и в которой они в итоге разочаровываются. В результате рынок труда переполнен малоквалифицированными и немотивированными кадрами. Исправить положение может более тесное взаимодействие школ, вузов и предприятий, а также ранняя профориентация детей.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что образование должно стать эффективным средством раскрытия способностей каждого ученика, воспитания человека-патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Современная отечественная школа, реализующая требования ФГОС, направлена на достижение нового качественного образования, на формирование и воспитание субъектов деятельности, способных к успешной социальной адаптации, жизненному самоопределению, самореализации.
Методы и формы профориентационной работы должны быть рассчитаны не на абстрактного, а на конкретного учащегося, направлены на активизацию его личности, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии.
Значимость проекта для муниципальной системы образования заключается в том, что за счёт создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальной работы с учащимися возможно:
· выходить на региональный, всероссийский уровень олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;
· созданные на базе учреждения методические наработки, механизмы тьюторского сопровождения могут быть взяты за основу, переработаны и использованы другими учреждениями;
· результаты проекта могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических работников в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, для организации профильного обучения на старшей ступени в любой школе города.
Создание в школе оптимальных условий, способствующих осуществлению особого вида педагогической деятельности, направленной на: организацию образовательного пространства, адекватного для становления индивидуальных образовательных программ учащихся; формирование у учащихся учебной и образовательной рефлексии, собственных образовательных мотивов и интересов, работу с образовательным заказом семьи.
Мы хотим, чтоб школа стала для учащихся пространством свободного выбора. Именно поэтому коллективом был разработан инновационный проект.
1. Обоснование проекта
Создание условий Модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия с ВУЗами с целью индивидуализации процесса обучения - есть шаг вперед на пути к достижению важной цели - осознанному выбору профессий.
Данная модель выявляет и фиксирует пути и способы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательном пространстве старшей школы.
Разработанная модель включает ряд компонентов:
· целевой, который может рассматриваться как общая цель: формирование готовности выпускников школы к профессиональному самоопределению
· содержательный компонент предполагает четыре варианта тьюторской деятельности, обеспечивающих формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: наставническая, диспетчерская, событийная, консалтинговая;
· организационный компонент, который определяет условия эффективности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников;
· процессуальный компонент включает этапы осуществления тьюторского сопровождения и средства педагогической коммуникации, к которым относятся методы, средства и организационные формы обучения;
· оценочно-результативный компонент предполагает разработку мониторинга индивидуальных планов учащихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности к профессиональному самоопределению.
Благодаря реализации педагогического проекта легче добиться результатов, соответствующих модели выпускника по ФГОС.
Данный проект создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Тьюторская задача сопровождения молодого таланта состоит не столько в развитии когнитивной стороны, сколько в создании ситуаций для самооценки и выбора жизненных ориентиров. Однако она трудна для реализации «в одиночку», т.к. тьютор не всегда может найти оптимальное решение в системе массового общего и профессионального образования.
В школе созданы условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способностей к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих жизненных планов и перспектив, направленные на:
- индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается предоставлением возможности самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- дальнейшая социализация обучающихся, включение их в различные формы публичных презентаций, организацией профильных проб;
- организацию пространства рефлексии в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.
Для принятия решения написания данного проекта, были учтены следующие факторы: возможности, желания, особенности психологические и востребованность в обществе.
Нижний Тагил - второй по величине город Свердловской области, крупнейший промышленный центр Урала. Основные проблемы города на сегодняшний день:
- снижение численности населения города, в том числе трудоспособного;
- ежегодный отток перспективной молодёжи, неблагоприятная экологическая обстановка, отсутствие современной системы переработки отходов, использование устаревших технологий очистки воды;
- дефицит профессиональных медицинских и инженерных кадров.
Вопросы подготовки будущих медицинских работников и инженеров для нашей школы очень актуальны. Глубокие и разносторонние теоретические знания, которые ребенок получает здесь, должны закрепляться в ходе практических занятий, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, научно-техническим творчеством. Это помогает заинтересовать школьника научными и прикладными разработками с раннего детства, что становится определяющим моментом при выборе будущей профессии. Одна из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы - выстраивание цепи непрерывного инженерного и медицинского образования «лицей-вуз-предприятие», активное участие в системе подготовки будущих кадров высокой квалификации.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов в организации образовательного процесса, в определении способов обеспечения возможности саморазвития и самообразования личности.
В школе созданы все условия для развития профильного естественно- научного образования: высокий уровень материально- технического оснащения основных образовательных программ; современные лабораторные комплексы, ориентированные на междисциплинарность естественных наук и позволяющие значительно улучшить качество учебно- исследовательской деятельности школьников; высококвалифицированные педагоги; многолетние традиции профильной химико – биологической подготовки выпускников.
В школе развита внеурочнная деятельность, не говоря о дополнительных занятиях по математике, физике, биологии. В учебный процесс привлечены преподаватели вузов. Так, мы сотрудничаем с НТИ УРФУ, ФГБЩУ ВО УГМУ, филиалом «НТИИМ» ФКП «НИО «ГБИП России». На таких занятиях школьники могут применить теоретические знания на практике и разработать конкретный проект. Преподаватели этих вузов являются руководителями научно- исследовательских проектов старшеклассников.
С разработанными проектами школьники выступают с защитой своих разработок и проектов. Благодаря этому труд ребят может быть оценен профессионалами, что очень важно для развития интереса ребенка к продолжению этой деятельности.
Считаем, что именно школа и вуз помогают ученикам сделать правильный выбор своего будущего, предоставляя информацию о разных профессиях, их востребованности на рынке труда.
Особое значение в этом вопросе для нас имеет филиалом «НТИИМ» ФКП «НИО «ГБИП России», представители которого в течении всего года организуют занятия для школьников. Такие мероприятия позволяют ребятам погрузиться в реальную студенческую жизнь. Но самое главное, в результате будущие абитуриенты могут понять, нравится ли им это или стоит продолжать поиски? При 100% поступлении наших выпускников на выбранные ими направления не все из них поступают сугубо на технические специальности.
В 2021 году на базе нашей школы запущен образовательный проект «Медицинский класс». Задача проекта – создание условий для развития профильного естественнонаучного образования, подготовка конкурентно способных выпускников- абитуриентов, максимально готовых к освоению образовательных программ высшего медицинского образования, воспитание нового поколения врачей для Нижнего Тагила и Горнозаводского округа. Обсуждается вопрос с ректором ФГБЩУ ВО УГМУ об открытии в Нижнем Тагиле филиала Уральского медицинского университета. То есть первые два курса тагильские ребята будут учиться дома – в родном городе, причем с прохождением практики в Демидовской больнице. А к третьему курсу, когда начнутся клинические кафедры, продолжить учебу в Екатеринбурге.
Данный проект создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.
Идет разработка новых, корректировка существующих основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе программа социальной (ознакомительной) практики на базе Демидовской больницы, а также формирование системы конкурсного отбора учащихся «медицинского» класса. Благодаря совместной деятельности в медицину придут мотививированные и хорошо подготовленные абитуриенты. Наша задача – сделать так, чтобы учиться было интересно и студенты получали хорошие компетенции. Наши задачи в том, чтобы учащиеся профильных 10-11-х классов почувствовали себя частью целого коллектива уже на этапе обучения в медицинских классах, подержали в руках медицинские инструменты, погрузились в процесс работы с пациентами. А самое главное - убедиться в правильности выбора профессии. В ближайшее время администрация города Нижний Тагил выйдет с предложением к губернатору – о создании в Нижнем Тагиле мощного, ресурсного, научно – образовательного центра, который станет основой подготовки кадров не только для Нижнего Тагила, Горнозаводского округа, но и для всей Свердловской области.
Есть выпускники, которые становятся студентами художественных и театральных академий или выбирают специальности, связанные с экономикой и менеджментом, — в каждом выпуске есть будущие врачи, юристы, экономисты. Школы должны предоставлять школьнику максимум выбора, показывать ему различные пути развития.
2. Цели и задачи проекта
Одной из целей совершенствования качества подготовки учащихся к жизни в современных условиях является организация тьюторского сопровождения в школе –возможность поддержания и развития у каждого воспитанника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию траектории своего профессионального самоопределения.
В этой связи можно обозначить следующие задачи, стоящие перед образовательным учреждением.
1. Разработать содержание и механизм тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся:
- цель, задачи;
- этапы тьюторского сопровождения;
- средства, формы, технологии реализации тьюторского сопровождения;
- определить конечный результат тьюторского сопровождения;
-диагностические методики, обеспечивающие мониторинг результативности тьюторского сопровождения.
2. Разработать структуру и содержание индивидуальной образовательной программы воспитанников:
- цель, задачи индивидуальной образовательной программы воспитанников;
- составляющие (разделы) индивидуальной образовательной программы воспитанников;
3. Создать условия для определения и дальнейшего развития собственных ресурсов воспитанников через:
- индивидуализацию учебного процесса;
- расширение пространства социальной деятельности;
- организацию пространства рефлексии и анализа собственной деятельности старшеклассников;
4. Апробировать модель тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы воспитанника на практике.
Особое внимание уделяется выявлению и обоснованию организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
3.Анализ организационно - педагогических условий для реализации принципа индивидуализации в школе
МБОУ СОШ №64 в числе первых начала реализацию профильного обучения. В 1991 году на базе школы были открыты классы медико-биологического профиля.
Целью создания профильных классов являлось обеспечение реализации образовательных потребностей учащихся и их родителей в условиях непрерывного образования с учетом социального заказа города и региона.
С 1991 года в школе реализуется проект «медико-биологические классы», позволяя привлекать в школу академически способных и талантливых подростков города, имеющих высокую познавательную активность и профессионально-ориентированных на специальности медицинского профиля. На сегодняшний день школа негласно имеет в городе статус и славу «медицинской», обеспечивая медико-биологическую направленность обучения за счет углубленного изучения химии и биологии, развитых связей с высшими и средними профессиональными учреждениями медицинского профиля, создания особой развивающей школьной среды.
С момента создания классов в школе существует традиция Посвящение в профильные классы- медико-биологические классы. В начале учебного года учащиеся 11 классов принимают в ряды будущих медиков вновь пришедших учеников 10 профильных классов.
За 30 лет медицинские классы окончило более 1500 выпускников. Сейчас среди них много врачей. Мы счастливы, что наши выпускники выбрали эту благородную профессию.
Успешная социализация и самореализация выпускников подтверждается тем, что по окончании высших и средних специальных учебных заведений верность профессии сохраняет от 90 до 100% из них. Все они имеют тенденцию к самообразованию, многие становятся победителями профессиональных конкурсов, получают заслуженное признание. Большинство выпускников остается работать в Уральском регионе, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Многие выросли до уровня руководителей, высококлассных специалистов и составляют элиту уральской медицины. Всех перчислить невозможно, но о некоторых хотелось бы сказать.
Выпускница из первого выпуска медклассов Хлоповских Екатерина, неонатолог Перинатального центра ЦДГБ.
Чванов Евгений, выпускник 1995 года, анестезиолог - реаниматолог областной клинической больницы №1, победитель регионального конкурса профессионального признания "Медицинский олимп" в номинации "Спасение года" за операцию по ретрансплантации печени.
Алексей Курлыкин, выпускник 1996 года, зав. отделением реанимации и интенсивной терапии городской инфекционной больницы, реаниматолог-анестезиолог, удостоен знака отличия «За заслуги пред городом Нижний Тагил» в 2020 году. Алексей в период пандемии практически не покидал «красную зону». Отмечен за вклад в развитие учреждения инфекционной больницы и повышение качества медицинского обслуживания тагильчан.
Лебедева (Рыжикова) Мария, выпускница 1996 года, главная медсестра Областной детской клинической больницы (г.Екатеринбург), инициатор реализации проекта «ИВЛ на дому» для повышения качества жизни тяжелобольных детей, находящихся на длительной респираторной поддержке в условиях реанимационных палат. Мария – талантливый руководитель, преподает в медицинском колледже, активно передает опыт молодежи.
Никешин Никита, выпускник 2003 года, сосудистый хирург 4-й городской больницы, автор уникальных операций, инициатор внедрения малотравматичных технологий по восстановлению кровотока при сужении артерий, в частности почечных. Никита – единственный хирург в городе, освоивший эту технологию, а также методику эмболизации артерий для остановки кровотечений при онкологических заболеваниях кишечника.
Сергей Райский-заведующий поликлинникой №5 г. Артемовский, сумел в короткий срок организовать работу по реализации направлений нацпроекта «Здравоохранение», большое внимание уделяет работе с кадрами, повышению профессионализма медперсонала и рациональной организации профилактической работы с населением.
Мы гордимся всеми своими выпускниками, фельдшерами, лаборантами, врачами, фармацевтами, ветеринарами и верим, что нравственные установки, предметная компетентность, полученные в школе, обеспечивают стремление к профессиональному росту, формируют неравнодушных людей.
Формирование естественно-научной грамотности, креативного мышления, глобальных и коммуникативных компетенций обеспечивается как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Кабинеты естественно-научного цикла оснащены современным оборудованием и созданы условия для работы с ним.
В 2019 году приняла участие в отборе муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение условий реализации муниципальными образовательными организациями в Свердловской области образовательных программ естественно-научного цикла профориентационной работы. Полученные средства направлены на закупку учебно-наглядного, учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования, необходимого для оснащения кабинетов естественно-научного цикла (предметные области: физика, химия) и расходных материалов для 3D-моделирования.
Учащиеся медико –биологических классов стабильно демонстрируют высокие результаты ЕГЭ по химии и биологии. Так в 2021 году наша школа подготовила 100-бальника по биологии!
Успешные результаты ЕГЭ выпускникам нашей позволяют поступить в высшие учебные заведения медицинского профиля, как в Регионе, так и за его пределами.
Федеральный проект «Современная школа» действующий в рамках нацпроекта «Образование» предполагает, что молодежь 21 века будет обладать гибкими 4-к компетенциями, которые обеспечат успешную карьеру, социализацию, умение действовать в команде. Выпускников классов с углубленным изучением биологии и химии школы 64 этот набор компетенций отличал всегда. Школа занимает третье место по области среди школ, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по биологии.
Наши ученики стремятся испытать себя и проверить свои знания, участвуя в биологических олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх. Занимают призовые места в предметных олимпиадах, НПК, турнирах конкурсах.
Школа является муниципальным ресурсным центром по методическому сопровождению процессов введения и реализации ФГОС среднего общего образования по программам среднего общего образования в профильных классах по предмету Биология.
Ежегодно учащиеся школы становятся участниками и призерами олимпиад и конкурсов по физике в рамках программы «Инженер ХХI века». В 2015 году ученик 8 класса Герасимов А. стал победителем Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills – WorldSkills Hi-Tech 2015 в г. Москва. На городской выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи учащиеся школы ежегодно занимают призовые места в разделе авиа и судомоделирование. В феврале 2019 в МБОУ СОШ № 64 совместно с МБОУ СОШ №66 и ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов» в рамках реализации программы «Уральская инженерная школа» прошел Первый городской турнир юных инженеров среди учащихся школ города 8-9 классов. По итогам турнира команда МБОУ СОШ № 64 заняла 3 место.
С 2013 года школа участвует в совместном окружном проекте «Инженер XXI века» Горнозаводского отделения Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, Нижнетагильского технологического института и представительства ассоциации выпускников УПИ – УрГУ - УрФУ. В рамках данного проекта являюсь организатором и куратором учащихся, занимающихся в центре НТТМ, созданном на базе ФКП НТИИМ. Совместная работа школы и центра позволила расширить возможности образовательного процесса в области изучения физики как базовой науки для получения инженерного образования, дальнейшего развития учащихся в области техники и ИКТ. Результат этого плодотворного сотрудничества - победы и призовые места на соревнованиях по робототехнике на городских, областных конкурсах, всероссийских соревнованиях и фестивалях.
Ежегодно выпускники школы поступают в лучшие учебные заведения страны. За последние три года выпускники МБОУ СОШ №64 продолжили образование в высших учебных заведениях. Выпускники химико-биологического класса стали студентами Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Самарского медицинского университета, Казанского федерального университета, Тюменского государственного университета. Уральского государственного медицинского университета, Уральского государственного лесотехнического университета, Уральского государственного университета путей сообщения, Нижнетагильского государственного социальнопедагогического института (ф) Российского государственного профессиональнопедагогического университета, Свердловского областного медицинского колледжа и др.
Выпускники физико-математического класса стали студентами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского химико-технологического университета, Санкт-Петербургского государственного университета Петра Великого, Санкт-Петербургского политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного технологического университета,
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургской высшей школы экономики, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Балтийского технологического университета, Балтийского педагогического университета им. Канта, Казанского федерального университета, Крымского федерального университета, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральского государственного экономического университета, Уральского государственного горного университета, Нижнетагильского технологического института (ф) Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Количество выпускников, поступивших в учреждения высшего образования и средне-профессионального по техническим и естественно-научным специальностям составляет 86%. 78% выпускников связывают свое дальнейшее обучение и трудовую деятельность с медициной.
МБОУ СОШ № 64 – инновационное учреждение с приоритетным изучением биологии, химии, физики и математики, как основ для дальнейших разработок в инженерной и медицинской сферах. Все это способствует созданию в школе нового образовательного пространства как фундамента для компетентного и продуктивного освоения учащимися разных областей знаний, расширения различных форм интеллектуальных коммуникаций, дальнейшей профилизации и активизации творческой деятельности во всех других сферах школьной и внешкольной жизнедеятельности.
Программа профориентации в школе представляет собой систему общественного и педагогического воздействия на учащихся с целью их подготовки к сознательному выбору профессии; систему учебно- воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о некоторых характеристиках профессий и умений соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами и анализировать свои возможности и способности. Основными формами профориентационной работы в МБОУ СОШ №64 являлись следующие: проведение анкетирования для изучения профессиональных планов учащихся; организация классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на получение знаний о профессиональной деятельности; встречи с людьми разных профессий; проведение экскурсий на предприятия и в организации. В течение трех последних лет ученики школы систематически и целенаправленно посещали экскурсии в музей ЕВРАЗ НТМК, НТФ ГБПОУ «Областной медицинский колледж», ГАПОУ СО НТГПК им. Н.А. Демидова, ГАПОУ СО НТГМК. Кроме того, для учащихся школы были организованы встречи с представителями ФКП НТИИМ, ГАПОУ СО НТГМК им. Е.А. и М.Е. Черепановых, ГАПОУ СО НТСК, ФГБОУ ВО УрГУПС.
В рамках проекта за работы в области баллистики и робототехники ученики 9,10 класса становились победителями на городском конкурсе научно-исследовательских проектов и призерами городской олимпиады по физике. В 2019 году учащиеся участвовали в III Открытом чемпионате юных инженеров (г. Полевской), во II городском Турнире Юных Инженеров. Участие в образовательных сменах Фонда поддержки талантливых детей и молодежи «Уральского Образовательного центра «Золотое Сечение» и Образовательного центра «Сириус» в городе Сочи позволяет осуществлять преемственность в работе с будущими инженерными кадрами.
Большое значение придаю внеурочной деятельности учащихся. Результатом являются достижения школьников по физике в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, НПК разных уровней: городская интегрированная олимпиада по физике и информатике «Физикон»: 2020г. – первое командное место в номинации «Лабораторные работы»; международная игра-конкурс «Гелиантус - естествознание для старшеклассников», 2015-2019 г.г. (призеры и победители); городской конкурс научно-исследовательских проектов по физике в рамках проекта «Инженер XXI века» - два первых места (2016,2017 г.г.); физико-математическая олимпиада МФТИ – 5 сертификатов за высокие результаты; 1 командное место в городском турнире знатоков атомной и ядерной физики (2016 г.); городской конкурс творческих работ «Физика знакомая и незнакомая» среди учащихся 6-8 классов – (ежегодно победители и призеры), II городская НПК по защитек научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов – 1 место (2020 г.), городская НПК обучающихся, направление «Научно-техническое» - 2место (2020). Ежегодно обучающиеся становятся активными участниками научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы современного естествознания», проводимой Уральским Федеральным университетом. В течение четырех лет подготовленные мной участники становились призерами и победителями командных и личных первенств в кейс – чемпионатах и круглых столах.
В 2018 году кабинет физики занял первое место в городском смотре-конкурсе «Лучшее рабочее место учителя – предметника естественно математического цикла». Расширение и совершенствование материально-технической базы кабинета позволяет осуществлять образовательный процесс на более современном уровне. Разработаны и реализуются в образовательном процессе школы методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия и социального партнерства между школами города и Политехнического института.
По итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией, наблюдается положительная динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по физике. С 2015 по 2020 года качество обучения повысилось с 42 до 46%, средний балл с 3,6 до 4,1.
Результаты Всероссийских проверочных работ показали, что обучающиеся освоили программу на базовом и повышенном уровне. Выбор физики для сдачи ЕГЭ составляет до 20% от общего количества выпускников. Результаты итоговой аттестации по физике позволили выпускникам школы поступить в технические ВУЗы Нижнего Тагила, Свердловской области, России.
МОНИТОРИНГ ПОСТУПЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 2021 года
ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2. МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСС
4. Предполагаемые результаты
Внедрение модели Модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия с ВУЗами является одним из путей решения данных противоречий, так как наличие культуры проектной и исследовательской деятельности у выпускника повышает его успешность в самоопределении и профессиональном становлении. Необходимо переосмыслять роль школы в становлении профессиональной ориентации, создании той изначальной атмосферы, в которой возникают и формируются профессиональные интересы, соответствующая мотивация к труду в определенной области, созревают жизненно важные решения, предпосылки свободного выбора путей самореализации через выстраивание индивидуальной траектории в самоопределении и сопровождении процесса самоопределения тьютором или педагогом с тьюторскими компетенциями.
Структура данной модели представляет собой систему взаимодействия субъектов образовательного процесса учреждений общего среднего (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей) и высшего образования (преподаватели, аспиранты, студенты) (см. рисунок). К реализации модели планируется привлечь социальных партнеров образовательного учреждения с целью обеспечения дополнительных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных программ.
I. Внешние результаты:
· расширение сети социального партнерства;
· повышение конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг города;
· популяризация системы дополнительного образования города;
· формирование единого интегрированного пространства общего, дополнительного высшего и профессионального образования.
II. Внутренние результаты:
1. Результаты для работы учреждения:
· изменения в учебно-воспитательной системе школы: создание Тьюторского центра.
· апробация модели тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы учащихся школы
· увеличение доли обучающихся, участвующих в олимпиадном движении школы, города, области, а также вовлеченных в социальные проекты, научно –исследовательскую деятельность.
2. Результаты для учащихся:
· учебное и раннее профессиональное самоопределение;
· формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях; умения анализировать и корректировать собственную деятельность
· приобретение опыта строительства собственной индивидуальной образовательной траектории: оформление собственных интересов; самопрезентации в различных сообществах, работы с ресурсами различного типа, работы в команде, самооценки
· формирование проектных и исследовательских компетенций;
· развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
3. Результаты для педагогов:
· рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
· рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития педагогов
4. Результаты для родителей:
· обеспечение образовательного пространства семьи;
· обеспечение социальной успешности учащихся.
В результате реализации проекта произойдет:
-Привлечение внимания общественности к проблемам и перспективам развития своего города;
-Популяризация знаний относительно дополнительных источников реализации собственных инициатив и путей их поиска;
-Привлечение внимания органов власти и других институциональных форм относительно актуальности привлечение активной и талантливой молодежи к решению социально значимых проблем общества;
- Повышение чувства собственной значимости, ответственности и патриотизма в становлении и дальнейшем развитии родного города в сознании молодежи.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития города, а быть может и благодаря реализации нашего проекта, Нижний Тагил станет городом с высоким качеством жизни, инновационной и конкурентоспособной экономикой, а также социальной средой, обеспечивающей всестороннее развитие личности.
5. Модели тьюторского сопровождения
Модель тьюторского сопровождения развития одарённого ребёнка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования позволит по-новому взглянуть на позиции субъектов образовательной деятельности - одарённого обучающегося и педагога, грамотно выстроить систему их взаимодействия, направленную на самообразование, самоопределение и самосовершенствование личности обучающегося.
Модели тьюторского сопровождения старшеклассников структурно будет иметь следующие особенности:
1. Субъектами тьюторского сопровождения все чаще выступают специалисты в той области, интерес к которой проявляет талантливый молодой человек: профессионалы, научные работники, деятели культуры, политики, духовного служения.
2. Ценностно-смысловой компонент концентрируется в поисках смысла жизни, места в жизни, выбора профессии, приобретения профессиональной идентичности с сохранением собственной индивидуальности.
3. Целевыми ориентирами тьюторства в работе со старшеклассниками становится подготовка к продолжению образования на основе выбора профессии, вхождение в профессиональное общение; помощь в социальной адаптации к новым условиям обучения, в проектировании молодым человеком индивидуального жизненного плана, жизненной стратегии.
4. Содержание тьюторского сопровождения старшеклассника может выстраиваться по образовательной траектории: «Абитуриент», «Исследователь», «Социальный конструктор», «Образ», «Выбор», «Тренинг», «Развивающая среда», «Портфолио», «Сопровождение».
5. Организационно-деятельностный компонент реализуется в виде индивидуальных образовательных технологий; индивидуального образовательного маршрута, сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, тьютор- ской службы. Широко применяются телекоммуникационные технологии, дистанционное сопровождение.
6. Аналитико-результативный элемент тьюторского сопровождения талантливого молодого человека будет варьироваться в зависимости от выбора траектории развития. Результаты сопровождения старшеклассника диагностируются статусом «абитуриент», «студент», «победитель олимпиады (соревнований, конференции..)», «лидер».
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы)
№ |
Этапы работы |
Форма работы |
Содержание деятельности |
Результат |
|
тьютор (педагог) |
тьюторант (учащийся) |
||||
1 |
Диагностика интересов учащихся |
Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа |
Подготовка материалов для диагностического исследования |
Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов |
Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности
|
2 |
Выбор темы исследования и определение гипотезы |
Тьюторская консультация |
Формирование примерного перечня тем для исследований. |
Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии. |
Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач. |
3 |
Составление плана работы по выбранной теме |
Тьюторская консультация |
Подготовка образцов различных инструкционных карт для проведения исследований |
Выбор наиболее приемлемых карт исследований, составление плана работы и графика проведения полевых и лабораторных исследований |
Создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы. Определение списка литературы для изучения и выбор методик исследования. |
4 |
Изучение материала по выбранной теме исследования |
Тьюториал |
Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, сайты и т.д.) Обеспечение доступа в Интернет (работа в информационном центре школы). |
Изучение материалов |
Создание теоретической обзорной части работы, окончательный выбор методики полевого или лабораторного исследования. |
5 |
Полевые и лабораторные исследования |
Тренинг |
Подготовка тьюторов - учащихся (если тренинг проходит с их участием). Обеспечение лабораторным оборудованием, определителями и т.п. Обеспечение соблюдения правил т/б при проведении лабораторных исследований |
Практические исследования |
Классификация и обработка получаемых данных, мониторинг. |
6 |
Самостоятельная работа по теме исследования |
Тьюторская консультация |
Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возможно возникающие проблемы (поиск научного консультанта и т.п.) |
Работа над темой исследования |
Оформление материалов исследовательской работы |
7 |
Подготовка к презентации результатов работы |
Образовательное событие
Тьюторская консультация
|
Организация рефлексии среди членов объединения
Перспективная презентация исследовательской работы |
Презентация и защита результатов выполненной работы |
Подготовка к презентации исследовательской работы в конкурсах, научных конференциях различных уровней. |
8 |
Оценка результативности проделанной работы |
Тьюторская консультация
|
Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности. |
Самоанализ |
Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения). |
6. Этапы реализации
Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы.
ПОИСКОВЫЙ
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- анализ имеющейся информации;
-сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- выполнение запланированных технологических операций;
-текущий контроль качества;
-внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
-Подготовка презентационных материалов;
-Презентация проекта;
-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
КОНТРОЛЬНЫЙ
-анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
7. Содержательный блок
Модель тьюторского сопровождения включает в себя четыре ступени, которые несколько изменяют классический порядок педагогического тьюторского сопровождения обучающихся общеобразовательной школы.
- Мотивирование и привлечение к проектно - исследовательской деятельности
- Диагностирование потребностей и приоритетов обучающих
- Непосредственное обучение и исследовательская работа
- Презентация опыта и анализ достижений
Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности.
Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающих, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения.
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса обучающихся. Учителю-тьютору важно не пропустить правильное направление индивидуальной программы ребёнка, чтобы его познавательный интерес не угас. Материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. Это напрямую связано с выбором тем исследований и проектов для учащихся.
Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Организация системной исследовательской деятельности на основе тьюторской деятельности педагога. Учитель или старший ученик оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Деятельность учащихся осуществляются по определённым этапам:
- постановка вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;
- выдвижение гипотез;
- использование различной информации для построения доказательства гипотезы;
- составление плана наблюдений или исследований;
- полевые или лабораторные исследования, классификация и обработка получаемых данных, мониторинг;
- анализ данных и оформление работы;
- презентация результатов.
Задача тьютора заключается в оказании помощи на каждом из этих этапов, в роли тьюторов здесь могут выступать более опытные члены объединения.
Четвертая ступень – использование полученного опыта исследовательской деятельности для обучения младших школьников и повышения уровня своей исследовательской компетентности, создание портфолио достижений учащихся, анализ и презентация опыта и достижений исследовательской деятельности учащихся.
Презентация опыта может быть организована разными способами:
- устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере или выполняющими групповую исследовательскую работу или проект);
Внедрение проекта
Направления деятельности |
Способы внедрения |
Тьюторское сопровождение профильной подготовки учащихся
|
Организация участия в: · образовательных событиях: «Ярмарка вакансий», «Аукцион профессий», «Экспедиция в мир профессий» · тьюториалах · тренингах «Личный профессиональный план», «Твой выбор», «В поисках призвания» , «Осознанный выбор» |
Организация встречи учащегося со специалистами, способными осуществлять предметное сопровождение. |
|
Актуализация возможностей участия в различных олимпиадах, конкурсах; |
|
Организация психологического тестирования, консультирования по темама: · Профессиональный тип личности · Матрица выбора профессии · Изучение профессиональной направленности. · Выявление мотивов выбора профессии. · Выявление самоопределения уч-ся. |
|
Задание пространства проектной или исследовательской деятельности на разнообразном предметном материале. |
|
Презентация элективных курсов. Организация осознанного выбора элективных курсов. |
|
Планирование и построение ИОП вместе с учащимися. |
|
Рефлексия реализации учащимися ИОП с осмыслением результативности и построением следующего шага. |
|
Тьюторское сопровождение одаренных детей |
Создание банка данных учащихся, проявивших способности в различных областях деятельности |
Участие в олимпиадах школьников различных уровней |
|
Выявление одаренных учащихся на ранних этапах развития |
|
Внедрение модели социального партнерства с учреждениями дополнительного образования, занимающимися развитием одаренных и талантливых обучающихся. |
|
Создание условий для развития талантливых учащихся через организацию клубов, центров, кружков и т.д. |
|
Вовлечение учащихся в обучение в очно-заочных, заочных (дистанционных школах)- (8-11 кл) |
|
Организация участия в творческих и интеллектуальных конкурсах учащихся |
|
Информационная поддержка достижений одаренных детей на сайте школы, через информационные стенды |
|
Разработка и апробация системы поощрения одаренных и способных учащихся. |
|
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся |
|
Тьюторское сопровождение детей «группы риска»
|
Формирование целевых групп детей, диагностическая работа, направленная на выявление интересов учащихся |
Проведение индивидуальных и групповых тренингов: · направленных на развитие представления о деятельности наставника-волонтера; · на сплочение целевых групп; · мотивационные; · веревочные; · проблемные. («Мой взгляд», «Школа безопасности», «Я и мой мир»,) |
|
Проведение ролевых и деловых игр «Подросток-подросток», «Подросток - взрослый» «Подросток - общество», квест – игр. |
|
Организация дискуссий: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» |
|
Групповые и индивидуальные рефлексии по результатам каждого модуля, позволяющие оценить ценность полученного опыта, определить собственную значимость |
|
Обеспечение участия детей «группы риска» в творческих конкурсах, играх, мероприятиях, позволяющих выявить и реализовать творческие и учебные способности повысить свою личностною самооценку |
|
Вовлечение учащихся «группы риска» в волонтерскую деятельность |
Значимость проекта для муниципальной системы образования заключается в том, что за счёт создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальной работы с учащимися возможно:
· выходить на региональный, всероссийский уровень олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;
· созданные на базе учреждения методические наработки, механизмы тьюторского сопровождения могут быть взяты за основу, переработаны и использованы другими учреждениями;
· результаты проекта могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических работников в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, для организации профильного обучения на старшей ступени в любой школе города.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.