Наймарк Елена Александровна
Заместитель директора ЧОУ ДПО «Учитель-про», ИП.
Модель тьюторства в рамках международных дебатов
«Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом.
Потом они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня».
Мартин Нимёллер
Тьюторство на дебатах международного уровня является самой сложной профессиональной обязанностью преподавателя, работающего в современном образовательном пространстве. Под тьюторством в данном случае подразумевается руководство анализом информации, приобщение к толерантности, культуре речи, следованию формату, ораторскому искусству. Поэтому, если школьники под руководством тьютора овладевают сложнейшей программой «Дебаты» и ее самыми тяжелыми форматами - Всемирным школьным форматом дебатов, научными дебатами, политическими дебатами Карда Поппера, то это хороший «старт» для того, чтобы стать толерантным, справедливым ритором.
Самый наш яркий опыт по дебатам в Санкт-Петербурге-это 4 место на международных дебатах РГПУ им. А.И. Герцена в Комарово-2007 в составе интернациональной команды. У нас также от гимназии № 144 Калининского района были следующие замечательные команды: «Мы из 144й», «Veritas», «12 в квадрате», «Би-би», «144spb», «Мы из Лесного» (резерв), «Рабочий с завода им. Карла Маркса» (резерв) или команды школы № 106 Приморского района: «Нобелевская премия» и «Своя фирма».
В ноябре 2010 года нам выпала честь от команды школы № 106 Приморского района Санкт-Петербурга и РГПУ им. А.И. Герцена поучаствовать в международном чемпионате дебатов ассоциации IDEA в Штутгарте (Германия) под названием «Евро-2010». С 6 по 12 ноября 2010 года во Всемирном формате школьных дебатов ораторы школьники и студенты из Канады, Швеции, Кореи и т.д. соревновались между собой в труднейших турнирах в разных гимназиях пригородов Штутгарта, чтобы завершить данный марафон грандиозным финалом в Спа-центре минеральных вод самого города. Наша сборная команда из России выступала достойно, на редкость сдержанно и убедительно и только из-за некоторой интеллектуальной робости и бойцовской скованности не попала в полуфинал, что является для нас редкостью. Мне довелось судить полуфинал в качестве русского судьи со стабильной мотивацией, а ведущий мировой эксперт по дебатам (сенсей многих русских и польских команд) доцент РГПУ им. А.И. Герцена С.А. Наумов судил финал.
После этого мы поставили себе цель не только повышать эффективность собственной работы, развивать познавательную деятельность в самых сложных условиях, но и пропагандировать актуальность Всемирного школьного формата. Как звучит - Всемирный школьный формат! А ведь он намного менее облегчен с точки зрения формата, чем научные дебаты с 6 спикерами и огромным научным аппаратом и политические многосложные и для непонимающего ока запутанные политические дебаты Карла Поппера. Однако они жестче по визуализации позиции, по требованию стиля структуры речи.
Данные дебаты отличаются тем, что на вопросы не даются отдельные перерывы и тем, что у команды отрицания огромный содержательный и структурный блок из двух последних речей, чего никогда не было до этого в дебатах. Это дает подлинную свободу слова, но и ужесточает рамки регламента. Мы выделили три формы подготовки к данным дебатам:) кейс из материалов; 2) реферирование имеющихся материалов в тезисный доклад со списком «поддержек» - аргументов; 3) аргументированное эссе с банком аргументов.
С кейсом все понятно и известно в любых дебатах. Кейс — это система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию. Пакет документов, в который входят аргументы, т.н. «поддержки»: факты, сведения, статистика. В состав кейса входят резолюция и определения, актуальность, философия, проект, аргументы и поддержки. Кейс, основанный на эссе — это конкретная практическая разработка представленных: проблемы, вопроса и т.д., в которой показана стратегия решения проблемной ситуации или элементы стратегии.
С эссе проще в плане объема работы, но сложнее в плане принципов композиции и декомпозиции. Итак, аргументированное эссе — это вид исследовательской работы, предполагающий сопоставление и рассмотрение различных идей по определённой проблеме, с целью формирования чёткой и обоснованной позиции. Как правило, аргументированное эссе состоит из 4-х частей и подготовительной работы. Аргументированное эссе содержит введение, актуальность, основные термины, аспекты, аргументы, выводы. Мы работаем по ФГОС, однако в эссе есть место нестандартному, творческому мышлению.
Современное эссе к дебатам требует большой подготовки. Ниже мы приводим структуру аргументированного эссе:
1. Заглавие
2. Введение
Формулировка проблемы, темы
Самое сложное - сформулировать проблему (в значении ущерб) и ее причину. Представление собственных наработок к кейсу также является самым сложным при написании эссе в технологии дебатов.
Стиль написания введения
v Эффектное внесение ясности, рассказ притчи, истории
v Научный, реальный пример
v Цитата
v Шокирующая статистика
3. Основная часть
Существует несколько способов раскрытия основной части:
Построение суждений, относительно темы
Раскрытие основных вопросов
Противопоставление своих позиций предполагаемым противоположным
4. Способы построения параграфов эссе:
Решение вопросов
Аргументация
От общего к частному
От наиболее важного к менее важному
От сильного к слабому
Аргументы заканчиваются работой с предполагаемыми контраргументами
Сопоставительный анализ очень важен для нас. Сравним с нашей памяткой научного эссе.
Научное эссе.
1) Постановка задачи. Цель выполнения работы. Актуальность. Художественное оформление проблемы. Авторская структура.
2) Состояние дел в данной области до исследования (или ссылки на литературу).
3) Метод исследования. Используемые подходы. Вывод в конце каждого абзаца, как и ссылки на источники.
4) Перечень основных полученных результатов.
5) Выводы к работе, её перспективы[i].
На наш взгляд, исключая историографию (обзор литературы) аргументированное эссе к дебатам значительно сложнее.
Данные алгоритмы написания дебатов сложнее, чем реферативный отчет - доклад. В данном текстовом материале просто разрабатывается тема и, как максимум, выражается позиция.
Очень помог опыт работы главным редактором университетской газеты РГПУ им. А.И. Герцена «Герценовский колокол», которая благодаря своему оформлению в виде приложений к «Педагогическим вестям» получила международный код ISBN, а также составление сборника научных статей с таким же международным кодом, который сейчас готовится в международном «Л-журнале». Это большой организаторский «багаж». Надо также обладать научной культурой, которую А.В. Леонтович пропагандирует, так же, как и системный подход к исследовательской деятельности в школе[ii]. Данный опыт в совокупности с высоким педагогическим мастерством дает результаты.
Рисунок 1. Дебаты: Всемирный школьный формат
Регламент выступлений во всемирном школьном формате:
Спикер |
Время выступления |
Структу ра выступления |
|
У1 – Первый спикер команды Утверждения |
8 минут |
определение основных понятий в теме и выдвижение большинства (обычно две трети) аргументов в поддержку темы |
|
О1 – Первый спикер стороны Отрицания |
8 минут |
опровержение аргументов У1 (возможно атака определений) и выдвижение большинства (обычно 2/3) своих аргументов против темы |
|
У2 – Второй спикер стороны Утверждения |
8 минут |
атака конструктивных аргументов О1 + защита атакованных аргументов О1 + выдвижение 1/3 от своих новых аргументов в поддержку темы |
|
О2 – Второй спикер стороны Отрицания |
8 минут |
атака новых аргументов У2 и частично У1, + защита атакованных аргументов О1 + выдвижение 1/3 от своих новых аргументов против темы |
|
У3 – Третий спикер стороны Утверждения |
8 минут |
атака аргументов о2 и частично о1, защита атакованных аргументов у2 и частично у1 |
|
О3 – Третий спикер стороны Отрицания |
8 минут |
атака на возражения у3 по аргументам у2 и у1, защита аргументов о2 и о1 от атак у3 |
|
О1 или О2 |
4 минуты |
Заключительное слово стороны Отрицания. Подведение итогов дебатов с точки зрения своей команды — Эффектное заключение |
|
У1 или У2 |
4 минуты |
Последнее слово стороны Утверждения. Подведение итогов дебатов с точки зрения своей команды. Эффектное заключение. |
|
Всего – не более 60 мин. |
|
СУДЕЙСТВО (критерии)
Стиль или Способ (Style) – «как вы говорите». Например, насколько спикер интересен, искренен или юмористичен.
• Содержание (Content) – «как вы объясняете, раскрываете и иллюстрируете с помощью примеров аргументы».
• Стратегия (Strategy) – построение общей линии дебатов.
Дебаты очень сложны. Сложны они, как уже говорилось, не только по формату, но и по аналитической нагрузке. Спикеры часто компенсируют недостаток профессионализма, эрудиции давлением друг на друга, а порой используя запрещенные приемы. Это не просто неэтично, а попросту недопустимо. Отсюда и такое явление, которое названо сейчас «образовательный фашизм». Пастор Мартин Нимёллер так пишет о бездействиях немцев при зверствах фашистов: «Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом. Потом они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Здесь речь идет об инфантильности образованной элиты[iii]. А если в среде дебатов такая интеллектуальная демагогия существует, если есть проявления недобросовестного поведения то технология обесценивается, лишается смысла. Когда важнейшие сферы жизни общества - образование, медицина теряют в репутации, общество заболевает. К сожалению, случаи интеллектуальных злоупотреблений в дебатах нередки, но для их избегания, надо учить школьников и студентов доброжелательности, толерантности, трудолюбию, диалогичности мышления, порядочности.
Программа дебаты для учителя и преподавателя сегодня – это возможность для раскрытия способностей, каждого участника, для обсуждений, обучение работы по кейсу, разработки проблемы, написания эссе. Это развитие критического мышления в работе с содержанием, это формирование навыков справляться с огромной массой документов. «Евро-2010» показало: мы можем не только обсуждать такие сложные темы, как «Колумб слишком рано открыл Америку», но и самое главное, становимся более доброжелательными, интеллигентными, демократичными! Мир дебатов - это открытый и очень шумный мир, где нельзя бояться быть ближе к ученику, нельзя бояться ни оппонентов, ни родителей учащихся! Поэтому тьютор от абстрагирующегося руководителя превращается в психолога-коуча, старшего друга дебатеров! Дистанция должна сохраниться, иначе учитель потеряет свой авторитет, и интеллектуальный престиж дебатов снизится, в команде будет нарастать напряженность, конфликтность. Толерантность и жизненность в коммуникациях не должны превратиться в анархию и вседозволенность, иначе это снизит дисциплину и превратит дебаты в непонятную болтовню, лингвистическое программирование друг друга. Почему мы превращаемся в коуча-психолога? Это помогает лучше нацелить учащегося с ослабленным вниманием, повышенной тревожностью и со сниженной самооценкой, острой недоброжелательностью на выполнение общих задач команды.
Благодаря психологической поддержке наших подопечных мы заглянули в самую сущность дебатов. Ведь когда культура снижена, нет порядочности, выручки друг друга, то наступает ситуация произвола. А на дебатах принято иметь твердую гражданскую позицию, умение вступаться друг за друга, защищать невинных от социальной несправедливости.
Креативность, аккуратность и душевность—вот, что главное. Как пишет ученый из СПбАППО Воронич Е.А., «транслируя образцы готового опыта, педагог закрывает каналы творческо-поисковой активности, что тормозит рост профессионального мастерства»[iv].
Надо давать задания писать эссе на дебаты в виде английских «топиков»! Вот какой творческой активности нас научили дебаты, наше изобретение – межрайонная конференция «Северная перспектива» и улучшенная модель репетиторства.
Самая главная творческая новация-это дебаты по научному докладу или эссе в скайпе. Это не просто образовательный продукт, технология, но и инструмент для воспитания самостоятельности у школьников. Безусловно такая активность оценивается. Инструкция по дистанционному обучению НИР, дебатам в Скайпе дается далее.
Модель дистанционных дебатов
1. Учитель создает в «Скайпе» (Skype) или на своем сайте атмосферу виртуального класса по технологии «Взрыв обучения» (The Learning Explosion).
Виртуальный класс для научных докладов и дебатов-это образовательная среда, созданная в виртуальном пространстве с целью совершенствования доступа к передовым практикам получения образования посредством удаленного взаимодействия студентов и преподавателей. Используются фрагменты знаний -разрозненные частички информации и знаний, полученных из множества источников. Выражается позиция, применяются разные опосредованные понятия, как из «виртуального облака», находится нравственная доминанта и справедливый компромисс.
2. В «Скайпе» создается конференция с приглашением 7 участников-1 докладчиков+6 слушателей дебатеров.
3. Сначала заслушивается докладчик, потом по его тематической области начинаются дебаты. Если дебаты во Всемирном школьном формате не готовы, то начинается дискуссия и обсуждение.
Скачано с www.znanio.ru
[i] Наймарк Е.А. Система обучения НИР по культурологии в школе, ССузе и Вузе. //Инновационные направления в научной и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Г. Смоленск 30 ноября 2015 г.Ч. 2. Смоленск. МНО «Наукосфера». ООО «Новаленсо». 2015. С. 109-111.
[ii] Городская экспериментальная площадка. Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.В. Леонтовича. М., 2008.
[iii] С. Киунн. Методическое пособие по Всемирному формату школьных дебатов. Нью-Йорк, Лондон, Амстердам. 2013.
[iv] Воронич Е.А. Построение педагогического процесса в группах различной направленности с учетом разнообразия дошкольного детства//Инновационные направления в научной и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Г. Смоленск 30 ноября 2015 г.Ч. 2. С. 50-54.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.