Ч. Спирмен возгорался проблемами состоятельностей (математических, литературных и иных). При тестировании он проявил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятие, тесно связано: как правило, лица, которые успешно выполняют тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на иные познавательные состоятельности, и наоборот, испытанные, что показывают низкий результат, плохо взыскиваются с многих тестов.
МОДЕЛЬ Ч СПИРМЕНА
Ч. Спирмен
состоятельностей
(математических, литературных и иных). При опрацюванні даннов
возгорался проблемами фахових
тестирования он проявил, что результаты выполнения многих тестов,
направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания,
восприятие, тесно связано: как правило, лица, которые успешно выполняют
тесты на мышление, столь же успешно ссправляются и с тестами на иные
пізнавальні состоятельности, и наоборот, испытанные, что показывают
Спирмен
низкий результат, плохо взыскиваются с мног^ тестов.
предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1)
какой общий фактор, общая состоятельность, 2) фактор, специфический
для данной деятельности. Следовательно, при выполнении тестов успех
решения зависит от уровня развития в испытанного общей состоятельности
(генерального 0фактора) и соответствующей специальной состоятельности
(5фактора). В своих соображениях Ч. Спирмен использовал политическую
метафору. Множество состоятельностей он предъявлял как множество
людей члены товарищества. В товариществе состоятельностей может
царствовать анархия состоятельности никак не связаны и не
скоординированные один с одним. Может господствовать “олигархия”
успешность
главных
состоятельностей (как потом полагала оппонент Спирмена Л. Терстоун).
деятельности детерминируют несколько
Вконце концов , в царстве состоятельностей может править “монарх” 0
фактор, которое подчиненные 8факторы.
Спирмен, объясняя корреляцию результатов разнообразных измерительных
процедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод
факторного анализа матриц интеркорреляций для обнаружения этого
латентного генерального фактора. 0фактор определяется как общая“умственная энергия”, что в равной мере наделенные люди, но что в той или
иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.
Исследование соотношении общих и специфических факторов при решении
разнообразных задач позволили Спирмену установить, что роль 0фактора
максимальная при решении сложных математических задач и задач на
понятийное мышления и минимальная при выполнении сенсомоторных
Общий фактор поистине спрятан (патентный). Максимально
действия.
вплывая на действии, которые протекают в внутреннему “умственном плане”,
он минимально оказывается в непосредственных взаимодействиях индивида с
объектами окружающей среды.
С теории Спирмена вытекает ряд важных следствий. Вопервых, единое,
что объединяет успешность решения самих разнообразных тестов, это
фактор общей умственной энергии. Вовторых, корреляции результатов
выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны
быть положительными. Втретьих, для тестирования фактора “ОВ” лучше
всего применять задачи на обнаружение абстрактных отношений.
Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена
привело к созданию иерархической модели: кроме факторов “ОВ” и “5” он
арифметических и
выделил критериальный
лингвистическ (вербальных) состоятельностей. Эти состоятельности
уровень механичных,
(Спирмен их назвал “групповыми факторами интеллекта”) заняли
промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта за уровнем их
обобщенности.
Со временем многие авторы старались интерпретировать 0фактор в
традиционных психологических сроках. На роль общего фактора мог
претендовать психический процесс, что оказывается в любом виде
психической активности: главными претендентами были внимание (гипотеза
Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует 0факторкак скорость переработки информации центральной нервной системой. Он
установил чрезвычайно высокие положительные корреляции между IQ,
обусловленным по высокоскоростным тестам интеллекта (вчастности , тестам
самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабельностью вызванных
потенциалов мозга, а также минимальным по временам, которые необходимо
человеку для угадывания простого изображения (при тахистоскопическом
предъявлении). Тем не менее гипотеза “скорости переработки информации
мозгом” не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументы. Тесты
интеллекта, применяемые у такого рода исследованиях, включают тільки
задачи различного уровня трудності р закрытым ответом. Испытанный
долженой выбрать за определенный час один правильный ответ с множества
и
предложенных.
Оценка эффективности определяется
скоростью
правильностью выполнения задачи.
Кроме тестов Айзенка для измерения фактора “ОВ” применяются и иные
тесты, в частности “Прогрессивные матрицы”, пр предложенные Равеном в
1936 году, а также тесты интеллекта Кэттелла.