Модель состоит из двух основных блоков, каждый из которых в свою очередь делится на ряд взаимосвязанных элементов. Первый блок отражает исходную мотивацию, возникающую на уровне организма, второй – личностный уровень мотивации, в основе которого лежит мотив как интегральный, целостный способ побуждения и регуляции деятельности человека. В этих двух блоках представлен процесс мотивации, реализующийся в различных формах активности: на уровне организма в форме инстинкта, эмоции, потребности; на уровне личности – в форме мотива. Мотивация, как процесс побуждения и системы побудителей, в значительной мере зависит от внешней среды, от ее действия на человека.
На рисунке №3 видно, что внешняя среда представляет собой с позиции мотивации совокупность определенных раздражителей воздействующих на человека. В соответствии с учением о функциональных системах] к этим раздражителям относятся ключевые, обстановочные и пусковые факторы, на основе воздействия которых и возникают мотивационные возбуждения.
Ключевые раздражители
Модель мотивационной структуры человека и ее компоненты.
Модель состоит из двух основных блоков, каждый из которых в свою
очередь делится на ряд взаимосвязанных элементов. Первый блок отражает
исходную мотивацию, возникающую на уровне организма, второй –
личностный уровень мотивации, в основе которого лежит мотив как
интегральный, целостный способ побуждения и регуляции деятельности
человека. В этих двух блоках представлен процесс мотивации,
реализующийся в различных формах активности: на уровне организма в
форме инстинкта, эмоции, потребности; на уровне личности – в форме
мотива. Мотивация, как процесс побуждения и системы побудителей, в
значительной мере зависит от внешней среды, от ее действия на человека.
На рисунке №3 видно, что внешняя среда представляет собой с позиции
мотивации совокупность определенных раздражителей воздействующих на
человека. В соответствии с учением о функциональных системах] к этим
раздражителям относятся ключевые, обстановочные и пусковые факторы, на
основе воздействия которых и возникают мотивационные возбуждения.
Ключевые раздражители характеризуются своим соответствием
потребности, влечению, инстинкту. Это соответствие, как правило, является
врожденным. Свойства ключевых раздражителей способны удовлетворять
влечения и потребности, вызывая повышенную чувствительность к себе
организма, при этом возникает избирательность к этим раздражителям.
Обстановочные раздражители представляют собой условия, при
которых происходит удовлетворение потребности. В качестве таких
раздражителей может выступать время, конкретная обстановка, в которой
человек осуществляет деятельность или реализует акты поведения. Известно,
что человек часто привыкает к тем или иным внешним условиям
деятельности, возникновение которых вызывает у него к ним определенное
мотивационное отношение.
И, наконец, пусковые раздражители являются теми факторами, иначе
говоря, “командами”, которые как бы дают разрешение на удовлетворение
потребности. Они активизируют аппарат мотивационного возбуждения.
Например, прозвенел звонок и начинается невольное оживление аудитории.
Все эти раздражители являются необходимыми условиями для
превращения мотивационного возбуждения в действия или деятельность. Они
направляют процесс удовлетворения потребностей и влечений. Без них
не могут развертываться последующие явления мотивационного цикла,
например, формирования адекватных целей и в целом самого мотива.
Структура ключевых, обстановочных и пусковых раздражителей
складывается у человека и животного в процессе жизнедеятельности и
обучения. Они выражаются в виде приобретенного индивидуального опыта.Однако же значительная роль в зарождении и становлении мотивации
как направленного побуждения к деятельности принадлежит потребностям и
влечениям. Именно потребность как источник первоначальной активности
человека порождает поиск необходимых раздражителей, особенно ключевых,
мобилизуя память и весь приобретенный и врожденный опыт. На базе
потребностного состояния и воздействующей внешней среды анализируется
акцептор действия, в котором запрограммированы и ключевые раздражители,
то есть те свойства внешнего мира, которые способны удовлетворить
потребность или влечение, и врожденный и приобретенный опыт. Благодаря
акцептору действия становится возможным целенаправленное поведение у
человека и животного.
На этом этапе, когда актуализировалась потребность, пришел в действие
акцептор, возникло направленное побуждение, детерминированное внешней
средой, можно сказать образовалась мотивация первого уровня.Рис 3У человека в зависимости от внешней среды и интенсивности
потребности этот уровень мотивации может реализоваться в импульсивном
поведении. Как известно, такое поведение слабо контролируется сознанием.
Оно интенсивно, обладает инстинктивными проявлениями и похоже на
аффектную реакцию. Можно сказать, что на этом уровне у человека
отсутствует мотив, как наиболее сложное личностное образование. Поведение
или действие совершается на базе той мотивации, которая непосредственно
возникает из инстинкта, влечения, потребности или эмоции. В сущности,
такая мотивация представляет собой мотивационную функцию этих
инициаторов. Эта мотивация, говоря словами Б.Ф. Ломова [32, c. 206],
диктует людям поведение “с такой же властностью, как и сила тяготения –
движения физических тел”. (Б.Ф. Ломов эти слова относил не к мотивации, а
к потребности, однако, на наш взгляд, они точно выражают особенность и
первичной мотивации).
Ниже мы рассмотрим особенности исходной (первичной) мотивации,
которая присуща не только человеку, но и животным, выделим ее основные
виды и отношения с потребностью, влечением, другими элементарными
побудителями. А сейчас есть необходимость обратить внимание на важное
методологическое положение о единстве внешнего (среды) и внутреннего
(мотивации, то есть психического), которое развивается в отечественной
психологии.
Значительное внимание раскрытию сути взаимосвязи внутреннего и
внешнего было уделено В.Н. Мясищевым [39], c. 7078, c.4] и Б.Г. Ананьевым.
В.Н. Мясищева к этому побудил тот факт, что в психологии изучение
внутреннего длительное время избегалось. Видимо, это явилось следствием
неправильного использования идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей
нервной деятельности (1974г), [45], c.365]. Верные положения учения о
единстве организма и окружающей среды, о внешней обусловленности
биологического и психического в действительности, как отмечал В.Н.
Мясищев, превратились в физиологизм при изучении тех или иных
психических явлений. Более того, во многих случаях попытки проникнуть в
сущность внутреннего рассматривались как “душок идеализма”.
В.Н. Мясищев отвергает такой подход, высказывает мнение о
необходимости рассматривать внешнее и внутреннее в единстве. “Внутреннее,
пишет он, есть перешедшее внутрь или усвоенное внешнее”. Значит и
потребность, и мотивация, как и внутренний компонент, есть по существу
психическое отражение внешнего воздействия, отражение нужды в
необходимых условиях. Таким образом, потребность выражает связь
объективного и субъективного, отражает внутреннее состояние организма и
мозга, в которых, в свою очередь, отражается воздействие внешних
объективных явлений и предметов. Это отражение не зеркально, а в
психологическом понимании отражение преобразовательное, преломленное
через внутренние свойства организма, психики, личности. Все действия,вызванные внутренней потребностью, обусловлены связью внешних
воздействий с внутренним состоянием.
Б.Г. Ананьев, определяя потребность как внутреннее требование к
определенным условиям внешней среды, тоже стремиться подчеркнуть, что
возникновение явления потребности нельзя понимать как явление спонтанное,
как явление независящее от внешних условий. Под внутренними
требованиями к внешним предметам и условиям, указывает Б.Г. Ананьев,
надо понимать психическое отражение этих предметов и условий.
Мотивация является активным процессом, который идет навстречу
воздействиям извне. Она непосредственно противостоит у человека внешнему
через его поведение и деятельность.
Здесь важно заметить, что ни потребность, ни влечение, эмоция, ни мотив
прямо не побуждают и не регулируют деятельность. Реализация их
происходит через мотивацию, которая является последней инстанцией перед
поведением человека и животного. В мотивации происходит согласование
внешних воздействий, ключевых, обстановочных, пусковых раздражителей с
внутренним состоянием человека, с его потребностями и другими
психическими образованиями, что составляет приобретенный и врожденный
опыт.
Мотивация – это целесообразное побуждение. Оно возникает из
потребности, влечения, инстинкта, эмоции и даже стимула путем соотнесения
внешнего и внутреннего. В ней предвосхищается будущее личности, если идет
речь о высшем уровне ее. В этом случае мотивация является предпосылкой и
обязательным условием для возникновения волевого поведения.
Таким образом, мотивация как термин может употребляться в следующих
значениях: это внутренняя причина поведения и деятельности, определенная
совокупность мотивов и других побудителей активности человека или
животного, или просто внутреннее побуждение к поведению или
деятельности.
Итак, мотивация рассматривается в системнодинамической модели как
сложная функциональная система, которая характеризуется следующими
особенностями: 1) как сложная система, она состоит из компонентов и
структур. То есть имеет определенное содержание и внутреннюю
организацию; 2) мотивация не является статическим образованием, а имеет
процессуальную развертку, функциональную динамику по всему ходу
осуществления деятельности – существуют мотивационные циклы, звенья,
этапы; 3) мотивация сама является элементом более сложной метосистемы –
деятельности, из анализа механизмов которой и можно вывести ее сущность;
4) мотивация – функциональная система, в которой аффективные и
когнитивные процессы находятся во внутреннем единстве и во взаимном
опосредствовании; 5) мотивация – это “психическая система” [Л.С.Выготский], то есть особый вид психических процессов, регулирующих
деятельность.