Модель мотивационной структуры человека и ее компоненты.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модель состоит из двух основных блоков, каждый из которых в свою очередь делится на ряд взаимосвязанных элементов. Первый блок отражает исходную мотивацию, возникающую на уровне организма, второй – личностный уровень мотивации, в основе которого лежит мотив как интегральный, целостный способ побуждения и регуляции деятельности человека. В этих двух блоках представлен процесс мотивации, реализующийся в различных формах активности: на уровне организма в форме инстинкта, эмоции, потребности; на уровне личности – в форме мотива. Мотивация, как процесс побуждения и системы побудителей, в значительной мере зависит от внешней среды, от ее действия на человека. На рисунке №3 видно, что внешняя среда представляет собой с позиции мотивации совокупность определенных раздражителей воздействующих на человека. В соответствии с учением о функциональных системах] к этим раздражителям относятся ключевые, обстановочные и пусковые факторы, на основе воздействия которых и возникают мотивационные возбуждения. Ключевые раздражители
Иконка файла материала Модель мотивационной структуры человека и ее компоненты.doc
Модель мотивационной структуры человека и ее компоненты.        Модель состоит из двух основных блоков, каждый из которых в свою очередь делится на ряд взаимосвязанных элементов. Первый блок отражает исходную   мотивацию,   возникающую   на   уровне   организма,   второй   – личностный   уровень   мотивации,   в   основе   которого   лежит   мотив   как интегральный,   целостный   способ   побуждения   и   регуляции   деятельности человека.   В   этих   двух   блоках   представлен   процесс   мотивации, реализующийся   в   различных   формах   активности:   на   уровне   организма   в форме   инстинкта,   эмоции,   потребности;   на   уровне   личности   –   в   форме мотива.   Мотивация,   как   процесс   побуждения   и   системы   побудителей,   в значительной мере зависит от внешней среды, от ее действия на человека. На рисунке №3 видно, что внешняя среда представляет собой с позиции мотивации   совокупность   определенных   раздражителей   воздействующих   на человека.   В   соответствии   с   учением   о   функциональных   системах]   к   этим раздражителям относятся ключевые, обстановочные и пусковые факторы, на основе воздействия которых и возникают мотивационные возбуждения. Ключевые   раздражители   характеризуются   своим   соответствием потребности, влечению, инстинкту. Это соответствие, как правило, является врожденным.   Свойства   ключевых   раздражителей   способны   удовлетворять влечения   и   потребности,   вызывая   повышенную   чувствительность   к   себе организма, при этом возникает избирательность к этим  раздражителям. Обстановочные   раздражители   представляют   собой   условия,   при которых   происходит   удовлетворение   потребности.   В   качестве   таких раздражителей   может   выступать   время,   конкретная   обстановка,   в   которой человек осуществляет деятельность или реализует акты поведения. Известно, что   человек   часто   привыкает   к   тем   или   иным   внешним   условиям деятельности, возникновение которых вызывает у него к ним определенное мотивационное отношение. И, наконец, пусковые раздражители являются теми факторами, иначе говоря, “командами”, которые как бы дают разрешение на удовлетворение потребности.   Они   активизируют   аппарат   мотивационного   возбуждения. Например, прозвенел звонок и начинается невольное оживление аудитории. Все   эти   раздражители   являются   необходимыми   условиями   для превращения мотивационного возбуждения в действия или деятельность. Они направляют процесс удовлетворения потребностей и влечений. Без них  не   могут   развертываться   последующие   явления   мотивационного   цикла, например,   формирования   адекватных   целей   и   в   целом   самого   мотива. Структура   ключевых,   обстановочных   и   пусковых   раздражителей складывается   у   человека   и   животного   в   процессе   жизнедеятельности   и обучения. Они выражаются в виде приобретенного индивидуального опыта.Однако же значительная роль в зарождении и становлении мотивации как направленного побуждения к деятельности принадлежит потребностям и влечениям.   Именно   потребность   как   источник   первоначальной   активности человека порождает поиск необходимых раздражителей, особенно ключевых, мобилизуя   память   и   весь   приобретенный   и   врожденный   опыт.   На   базе потребностного состояния и воздействующей внешней среды анализируется акцептор действия, в котором запрограммированы и ключевые раздражители, то   есть   те   свойства   внешнего   мира,   которые   способны   удовлетворить потребность или влечение, и врожденный и приобретенный опыт. Благодаря акцептору   действия   становится   возможным   целенаправленное   поведение   у человека и животного. На   этом   этапе,   когда   актуализировалась   потребность,   пришел   в   действие акцептор,  возникло   направленное   побуждение,  детерминированное   внешней средой, можно сказать образовалась мотивация первого уровня.Рис 3У   человека   в   зависимости   от   внешней   среды   и   интенсивности потребности этот уровень мотивации может реализоваться в импульсивном поведении. Как известно, такое поведение слабо контролируется сознанием. Оно   интенсивно,   обладает   инстинктивными   проявлениями   и   похоже   на аффектную   реакцию.   Можно   сказать,   что   на   этом   уровне   у   человека отсутствует мотив, как наиболее сложное личностное образование. Поведение или действие совершается на базе той мотивации, которая непосредственно возникает   из   инстинкта,   влечения,   потребности   или   эмоции.   В     сущности, такая   мотивация   представляет   собой   мотивационную   функцию   этих инициаторов.   Эта   мотивация,   говоря   словами   Б.Ф.   Ломова   [32,   c.   206], диктует людям поведение “с такой же властностью, как и сила тяготения – движения физических тел”. (Б.Ф. Ломов эти слова относил не к мотивации, а к потребности, однако, на наш взгляд, они точно выражают особенность и первичной мотивации).         Ниже   мы   рассмотрим   особенности   исходной   (первичной)   мотивации, которая присуща не только человеку, но и животным, выделим ее основные виды   и   отношения   с   потребностью,   влечением,   другими   элементарными побудителями. А сейчас есть необходимость обратить внимание на важное методологическое   положение   о   единстве   внешнего   (среды)   и   внутреннего (мотивации,   то   есть   психического),   которое   развивается   в   отечественной психологии.       Значительное   внимание   раскрытию   сути   взаимосвязи   внутреннего   и   внешнего было уделено В.Н. Мясищевым [39], c. 70­78, c.4] и Б.Г. Ананьевым. В.Н.   Мясищева   к   этому   побудил   тот   факт,   что   в   психологии   изучение внутреннего длительное время избегалось. Видимо, это явилось следствием неправильного использования идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной   деятельности   (1974г),   [45],   c.365].   Верные   положения   учения     о единстве   организма   и   окружающей   среды,   о   внешней   обусловленности биологического   и   психического   в   действительности,   как   отмечал   В.Н. Мясищев,   превратились   в   физиологизм   при   изучении   тех   или   иных психических явлений. Более того, во многих случаях попытки проникнуть в сущность внутреннего рассматривались как “душок идеализма”.     В.Н.   Мясищев   отвергает   такой   подход,   высказывает   мнение   о необходимости рассматривать внешнее и внутреннее в единстве. “Внутреннее, ­   пишет   он,   ­   есть   перешедшее   внутрь   или   усвоенное   внешнее”.   Значит   и потребность, и мотивация, как и внутренний компонент, есть по существу психическое   отражение   внешнего   воздействия,   отражение   нужды   в необходимых условиях. Таким образом, потребность выражает связь  объективного и субъективного, отражает внутреннее состояние организма и мозга,   в   которых,   в   свою   очередь,   отражается   воздействие   внешних объективных   явлений   и   предметов.   Это   отражение   не   зеркально,   а   в психологическом   понимании   отражение   преобразовательное,   преломленное через   внутренние   свойства   организма,   психики,   личности.   Все   действия,вызванные   внутренней   потребностью,   обусловлены   связью   внешних воздействий с внутренним состоянием.         Б.Г.   Ананьев,   определяя   потребность   как   внутреннее   требование   к определенным условиям внешней среды, тоже стремиться подчеркнуть, что возникновение явления потребности нельзя понимать как явление спонтанное, как   явление   независящее   от   внешних   условий.   Под   внутренними требованиями   к   внешним   предметам   и   условиям,   указывает   Б.Г.   Ананьев, надо понимать психическое отражение этих предметов и условий.         Мотивация   является   активным   процессом,   который   идет   навстречу воздействиям извне. Она непосредственно противостоит у человека внешнему через его поведение и деятельность.     Здесь важно заметить, что ни потребность, ни влечение, эмоция, ни мотив прямо   не   побуждают   и   не   регулируют   деятельность.   Реализация   их происходит через мотивацию, которая является последней инстанцией перед поведением   человека   и   животного.   В   мотивации   происходит   согласование внешних воздействий, ключевых, обстановочных, пусковых раздражителей с внутренним   состоянием   человека,   с   его   потребностями   и   другими психическими образованиями, что составляет приобретенный и врожденный опыт.         Мотивация   –   это   целесообразное   побуждение.   Оно   возникает   из потребности, влечения, инстинкта, эмоции и даже стимула путем соотнесения внешнего и внутреннего. В ней предвосхищается будущее личности, если идет речь о высшем уровне ее. В этом случае мотивация является предпосылкой и обязательным условием для возникновения волевого поведения.     Таким образом, мотивация как термин может употребляться в следующих значениях: это внутренняя причина поведения и деятельности, определенная совокупность   мотивов   и   других   побудителей   активности   человека   или животного,   или   просто   внутреннее   побуждение   к   поведению   или деятельности.        Итак, мотивация рассматривается в системно­динамической модели как сложная   функциональная   система,   которая   характеризуется   следующими особенностями:   1)   как   сложная   система,   она   состоит   из   компонентов   и структур.   То   есть   имеет   определенное   содержание   и   внутреннюю организацию; 2) мотивация не является статическим образованием, а имеет процессуальную   развертку,   функциональную   динамику   по   всему   ходу осуществления   деятельности   –   существуют   мотивационные   циклы,   звенья, этапы; 3) мотивация сама является элементом более сложной метосистемы – деятельности, из анализа механизмов которой и можно вывести ее сущность; 4)   мотивация   –   функциональная   система,   в   которой   аффективные   и когнитивные   процессы   находятся   во   внутреннем   единстве   и   во   взаимном опосредствовании;   5)   мотивация   –   это   “психическая   система”   [Л.С.Выготский],   то   есть   особый   вид   психических   процессов,   регулирующих деятельность.