Предложенная Р. Кэттеллом модель может бутил лишь условно отнесенная к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три виды интеллектуальных состоятельностей: общие, парциальные и факторы операции.
Два факторы Кэттелл назвал “связанным” интеллектом и “свободным” (или “текучим”) интеллектом. Фактор “связанного интеллекта” определяется совокупностью знаний и интеллектуальных привычек личности, приобретенной в ходе социализации с раннего младенчества до конца жизни и есть мерой овладения культурой того товарищества, к что принадлежит индивид.
МОДЕЛЬ Р Б КЭТТЕЛЛА
Предложенная Р. Кэттеллом модель может бутил лишь условно отнесенная
к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три виды
интеллектуальных состоятельностей:
операции.
общие, парциальные и факторы
Два факторы Кэттелл назвал “связанным” интеллектом и “свободным”
(или “текучим”) интеллектом. Фактор “связанного интеллекта” определяется
совокупностью знаний и интеллектуальных привычек личности,
приобретенной в ходе социализации с раннего младенчества до конца жизни и
есть мерой овладения культурой того товарищества, к что принадлежит
индивид.
Фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует из
вербальным и арифметическим факторами, оказывается при решении тестов,
которые требуют навченості.
Фактор “свободн” интеллекта положительно коррелирует из фактором
“связанного” интеллекта, так как “свободный” интеллект определяет
первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, “свободный”
интеллект абсолютно независим от степени приєднаності к культуре. Его
уровень определяется общим развитием “третичных” ассоциативных зон коры
большых полушариев главного мозга, и оказывается он при решении
перцептивных задач, когда от испытанного нужно обнаружить отношения
разнообразных элементов в изображении.
Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных
сенсорных и моторных зон коры большых полушариев. Сам Кэттелл выделил
лишь один^ парциальный фактор визуализации, что оказывается при
операциях из зрительными образами. Наименее ясно понятие “факторов
операций”: Кэттелл определяют их как отдельная приобретенная привычкадля решения конкретных задач, то есть как аналог 5факторов по Спирмену,
что входят в структуру “связанного” интеллекта и включающих операции,
нужны для выполнения новых тестовых задач. Результаты исследований
развития (точнее инволюции) пізнавальних состоятельностей в онтогенезе,
на первый взгляд, несут ответственность модели Кэттелла.
Действительно, к 5060летнему веку в людей ухудшается состоятельность
к учению, падает скорость переработки новой информации, уменьшается
объем кратковременной памяти и т.д. Тем по временам интеллектуальные
фахові умения хранятся к глубокой старости.
Но результаты факторной аналитической проверки модели Кэттелла
показали, что она недостаточно обоснованная.
Показательно в этом содержании исследования Е. Е. Кузьмина и Н. И.
Милитанской. Они проявили высокую корреляцию уровня “свободного
интеллекта” по тесту Кэттелла с результатами выполнения батареи тестов
общих умственных состоятельностей, с помощью которые диагностируются
словесное мышление (фактор V по Терстоуну), числовые состоятельности
(Н), отвлеченнологическое мышление (К), пространственное мышление (5) и
техническое мышление.
По мнению авторов, фактор “свободного интеллекта” по Р. Кэттеллу несет
ответственность фактору “О” Спирмена, а первичных факторах Л. Терстоуна
несут ответственность факторамоперациям модели Кэттелла.
Можно предположить, что в походке структурного исследования
невозможно (об это гласит сам Кэттелл) целиком отделить “свободный”
интеллект от “связанного”, и они при тестировании сливаются в единый
генеральный спирменовский фактор. Тем не менее при генетическом
вековом исследовании эти подфакторы можно развести.
Уровень же развития парциальных факторов в большей мере определяется
опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Тем не менее и в ихсоставе возможно выделить как “свободный”, так и “связанный” компоненты.
Как раз различие парциальных факторов определяется не модальностью
зрительных,
а видом материала
(слуховой,
(пространственный, фізичний, числовая, языковой и т.д.) задача, которая в
тактильной
и пр.),
конечном счете подтверждает мысль о большей зависимости парциальных
факторов от уровня приєднаності к культуре (или, что точнее, от
когнитивного опыта личности).
Тем не менее Кэттелл попробовал сконструировать тест, свободный от
влияния культуры, на очень специфическом пространственногеометрическом
материале. Тест был опубликованный в 1958 году. Кэттелл разработал три
варианты этого тест:
1) для детей 48 лет и умственно отсталый взрослых;
2) две параллельные формы (А и В) для детей 812 лет и дорослих, которые
не имеют высшего образования;
3) две параллельные формы (А и В) для учнівських старших классов,
студенты и взрослых из высшим образованием.
Первый вариант тест включает 8 субтестов; 4 “свободн от влияния
культуры” и 4 діагностуючих “связанный интеллект”. На тест уделяется 22
минута. Второй и третий варианты тест составляются с 4 разнообразных
субтестов, задача в которая отличаются уровнем трудності. Час выполнения
всех задач 12,5 мин. Тест применяется в двух варіантах: с ограничением и без
ограничения часа выполнения задачи. По данная Кэттелла, надежность тест
равно 0,70,92. Корреляция результатов из даннами по шкале СтэнфордБине
равно 0,56.
Все задачи в субтестах упорядковані за уровнем сложности: от простого к
складного. Предусматривается только одно правильное решение, которое
нужно выбрать с
Ответы
высокомерничают на специальный бланк. Тест составляется с двух
предложенного множества ответов.эквивалентных частей (по 4 субтеста).
Первый вариант тест используется лишь при индивидуальном
тестировании. Второй и третий варианты можно применять в группе.