МОДЕЛЬ Р Б КЭТТЕЛЛА

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предложенная Р. Кэттеллом модель может бутил лишь условно отнесенная к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три виды интеллектуальных состоятельностей: общие, парциальные и факторы операции. Два факторы Кэттелл назвал “связанным” интеллектом и “свободным” (или “текучим”) интеллектом. Фактор “связанного интеллекта” определяется совокупностью знаний и интеллектуальных привычек личности, приобретенной в ходе социализации с раннего младенчества до конца жизни и есть мерой овладения культурой того товарищества, к что принадлежит индивид.
Иконка файла материала МОДЕЛЬ Р Б КЭТТЕЛЛА.doc
МОДЕЛЬ Р  Б  КЭТТЕЛЛА Предложенная Р. Кэттеллом модель может бутил лишь условно отнесенная к   группе   иерархических   априорных   моделей.   Он   выделяет   три   виды интеллектуальных   состоятельностей: операции.  общие,   парциальные   и   факторы Два   факторы   Кэттелл   назвал   “связанным”   интеллектом   и   “свободным” (или “текучим”) интеллектом. Фактор “связанного интеллекта” определяется совокупностью   знаний   и   интеллектуальных   привычек   личности, приобретенной в ходе социализации с раннего младенчества до конца жизни и есть  мерой   овладения   культурой   того  товарищества,   к   что  принадлежит индивид. Фактор   связанного   интеллекта   тесно   положительно  коррелирует  из вербальным и арифметическим факторами, оказывается при решении тестов, которые требуют навченості. Фактор   “свободн”   интеллекта   положительно  коррелирует  из   фактором “связанного”   интеллекта,   так   как   “свободный”   интеллект   определяет первичное  накопление  знаний.   С   точки   зрения     Кэттелла,   “свободный” интеллект   абсолютно   независим   от   степени  приєднаності  к   культуре.   Его уровень определяется общим развитием “третичных” ассоциативных зон коры большых  полушариев  главного  мозга,   и  оказывается  он   при  решении перцептивных   задач,   когда   от  испытанного  нужно  обнаружить  отношения разнообразных элементов в изображении. Парциальные   факторы   определяются  уровнем  развития  отдельных сенсорных и моторных зон коры большых полушариев. Сам Кэттелл выделил лишь   один^   парциальный   фактор   ­   визуализации,   ­   что  оказывается  при операциях   из   зрительными  образами.  Наименее  ясно   понятие   “факторов­ операций”: Кэттелл определяют их как  отдельная  приобретенная  привычкадля решения конкретных задач, то есть  как аналог 5­факторов по Спирмену, что входят в структуру “связанного” интеллекта и  включающих  операции, нужны   для  выполнения  новых   тестовых  задач.  Результаты  исследований развития (точнее ­  инволюции)  пізнавальних  состоятельностей в онтогенезе, на первый взгляд, несут ответственность модели Кэттелла. Действительно, к 50­60­летнему веку в людей ухудшается состоятельность к  учению,   падает  скорость  переработки   новой   информации,  уменьшается объем кратковременной памяти и т.д. Тем по временам интеллектуальные фахові умения хранятся к глубокой старости. Но  результаты  факторной  аналитической   проверки   модели   Кэттелла показали, что она недостаточно обоснованная. Показательно  в  этом  содержании  исследования  Е.  Е.  Кузьмина   и  Н.  И. Мили­танской.   Они  проявили  высокую   корреляцию  уровня  “свободного интеллекта” по  тесту  Кэттелла с  результатами  выполнения  батареи тестов общих  умственных  состоятельностей, с помощью которые диагностируются словесное   мышление   (фактор   V   по  Терстоуну),   числовые   состоятельности (Н), отвлеченно­логическое мышление (К), пространственное мышление (5) и техническое мышление. По мнению авторов, фактор “свободного интеллекта” по Р. Кэттеллу несет ответственность фактору “О” Спирмена, а первичных факторах Л. Терстоуна несут ответственность факторам­операциям модели Кэттелла. Можно   предположить,   что   в   походке   структурного  исследования невозможно (об это  гласит  сам Кэттелл) целиком  отделить  “свободный” интеллект от “связанного”, и они при тестировании сливаются в  единый генеральный  спирменовский  фактор.   Тем   не   менее   при   генетическом вековом исследовании эти под­факторы можно развести. Уровень же развития парциальных факторов в большей мере определяется опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Тем не менее и в ихсоставе возможно выделить как “свободный”, так и “связанный” компоненты. Как раз различие парциальных факторов определяется не модальностью   зрительных,   а   видом   материала (слуховой, (пространственный,  фізичний, числовая,  языковой  и т.д.)  задача, которая в  тактильной  и   пр.), конечном  счете  подтверждает  мысль  о   большей   зависимости   парциальных факторов   от  уровня  приєднаності  к   культуре   (или,   что   точнее,   от когнитивного опыта личности). Тем   не   менее   Кэттелл  попробовал  сконструировать   тест,  свободный  от влияния культуры, на очень специфическом пространственно­геометрическом материале. Тест  был  опубликованный в 1958 году. Кэттелл разработал три варианты этого тест: 1) для детей 4­8 лет и умственно отсталый взрослых; 2) две параллельные формы (А и В) для детей 8­12 лет и дорослих, которые не имеют высшего образования; 3)   две   параллельные   формы   (А   и   В)   для  учнівських  старших   классов, студенты и взрослых из высшим образованием. Первый   вариант   тест   включает   8  субтестов;   4   “свободн  от  влияния культуры” и 4  діагностуючих  “связанный интеллект”. На тест уделяется 22 минута.   Второй   и   третий   варианты   тест  составляются  с   4  разнообразных субтестов, задача в которая отличаются уровнем трудності. Час выполнения всех задач 12,5 мин. Тест применяется в двух варіантах: с ограничением и без ограничения  часа  выполнения  задачи. По данная Кэттелла, надежность тест равно 0,7­0,92. Корреляция результатов из даннами по шкале Стэнфорд­Бине равно 0,56. Все задачи в субтестах упорядковані за уровнем сложности: от простого к складного.  Предусматривается  только   одно   правильное  решение,   которое нужно   выбрать   с   Ответы высокомерничают  на  специальный  бланк.   Тест  составляется  с  двух  предложенного  множества   ответов.эквивалентных частей (по 4 субтеста). Первый   вариант   тест   используется   лишь   при   индивидуальном тестировании. Второй и третий варианты можно применять в группе.