Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ
Оценка 5

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Оценка 5
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
21.01.2019
Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ
В работе рассматривается проблем ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, комплекс основных характеристик ранней помощи, разновидность ранней помощи детей с ОВЗ, действия по реализации цели и задачи, а также указаны планируемые результаты. Рассматривается роль родителей в образовании детей
Итоговая работа Лебедева ЛМ.docx
Общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация профессиональных консультантов» (ООО «Межрегиональный институт дополнительного образования») Программа повышения квалификации  « Технологии психолого­педагогической реабилитации в системе образования» ИТОГОВАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  НА ТЕМУ:  «Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы Сысертского городского округа»  Автор работы:  Лебедева Любовь Михайловна 2 Екатеринбург – 2018 Содержание Введение ……………………………………………………………………3 1. Комплекс основных характеристик ………………………………….. 6 2. Разновидность ранней помощи детям с ОВЗ в МАУ ДО ЦВР СГО .8 3.  Действия по реализации цели и задач………………………………13 4. Планируемые результаты …………………………………………….15 Заключение …………………………………………………………….. .16 Список использованных источников ………………………………… 19 3 Введение Проблема   ранней   комплексной   помощи   детям   с   ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее   время   чрезвычайно   актуальной   в   области   образования   и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. В последние   годы   в   Российской   Федерации   сохраняются   негативные   тенденции   в динамике состояния здоровья детей. При условии раннего выявления (не позднее 4– 6­месячного   возраста   ребенка)   и   организации   адекватного   медико­психолого­ педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам. То есть ранняя систематическая помощь   помогает   добиться   поразительных   результатов.   В   настоящее   время   в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в до­ 6 школьном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых   нарушений.   При   этом   оказывается   упущенным   сензитивный   (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка. Развитие службы ранней помощи сократит число детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем   образовательном   потоке.   Именно   те   дети   успешны   в   инклюзии,   которые прошли   раннюю   коррекционно­развивающую   помощь   с   рождения,   а   не   только   в детском   саду,   могут   успешно   обучаться   в   обычной   школе,   дружить   со   своими сверстниками, быть «как все». И это происходит при условии, что в течение первых 4 месяцев  жизни  выявляются   отклонения  двигательного, психического,  речевого   и социального развития. Тяжелая патология видна сразу  и медикам, и родителям. Чудеса   компенсации   возможны   только   в   первые   годы   жизни,   когда   мозг удивительно пластичен, его развитие еще не завершено и малыш обладает большими потенциальными компенсаторными возможностями развития. Цель:  создание   модели   условий   для   инклюзивного   образования   ЦВР   детей   – инвалидов   и   детей   с   ОВЗ   через   развитие   материально   –   технической   базы учреждения. Задачи проекта: 5 ₋ обеспечение   максимально   полного   охвата   детей   ­   инвалидов   и     детей   с ограниченными возможностями здоровья г. Сысерти  качественным и доступным дополнительного   образованием,   в   соответствии   с   их   психофизическими возможностями; ₋ повышение   качества   педагогических   и   социально­психологических   условий, позволяющих обучающимся особой категории овладеть навыками социализации;  ₋ организация   и   проведение   психолого   –   педагогической     помощи   семьям обучающихся; ₋ создание   комфортного   социально­психологического   климата   в   коллективе   деятельности, обучающихся,   способствующего   успешности   в   творческой   адекватной самооценке; ₋ внедрение   новых     и   корректировка   имеющихся   развивающих   программ   для работы с детьми­инвалидами и детей с ОВЗ в ЦВР; ₋ увеличение доли числа детей особой категории, вовлечённых в образовательную и досуговую деятельность в ЦВР; ₋ увеличение   результативности   участия   детей   –   инвалидов   и   детей   с ограниченными возможностями, обучающихся в ЦВР, в различных проектах по самореализации и социализации детей; ₋ приобретение учебно­методического комплекса и соответствующее техническое оснащение для работы  и пребывания  детей данной категории в ЦВР. ­  просвещение  и  обучение родителей. Поэтому  специальный  педагог  и психолог должны убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно­развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде   всего   это   касается   родителей,   воспитывающих   детей   с   тяжелыми нарушениями развития. В этом случае важно организовать «сеть взаимодействия» между такой семьей и специалистами разных учреждений и ведомств. Семья играет ведущую   роль   и   несет   основную   ответственность   за   процесс   и   результаты 6 коррекционно­развивающей   работы   с   ребенком.   Именно   родители   являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же –   равноправные   партнеры   специалистов   в   реализации   намеченных   перспектив   и оценке результативности. ­   разработка   теоретико­методологических   подходов   и   принципов   построения базовой   модели   системы   раннего   выявления   и   комплексной   помощи   детям   с отклонениями в развитии. 1. Комплекс основных характеристик  Вопросы   оказания   коррекционной   помощи   детям   с   ОВЗ   отражены   в действующих   Федеральных   государственных   требованиях   (ФГТ),   в   которых 7 обращается внимание на то, что эффективность социализации детей с ОВЗ, в том числе   и   детей   раннего   возраста,   в   значительной   степени   определяется адекватностью   выбора   условий,   целей,   задач,   средств   и   методических   приемов работы с ними в условиях общественного и семейного воспитания. Кроме того, в последние годы во  многих городах Российской Федерации действуют различные организационные   формы   дошкольных   образовательных   учреждений,   в   которых оказывается ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям (группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, лекотеки, консультационные пункты, центры игровой поддержки). Несколько раз в неделю «проблемные» дети приходят на занятия с логопедом, дефектологом, психологом, воспитателем.   Некоторые   врачи   (педиатры   и   даже   неврологи)   не   понимают важности   проведения   психолого­педагогической,   а   не   только   лечебно­ восстановительной работы по коррекции нарушенных функций.               По Закону «Об образовании» у нас любой ребенок имеет право на массовое образование.  Вопрос   проведения   занятий   дополнительного   образования   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   является   актуальным   и   жизненно необходимым. Дополнительное образование предоставляет возможность семьям с детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   на   социализацию   детей   в окружающее   общество,   вырабатывает   у   них   раскрепощенность   в   общении   и развивает их творчество, формирует разнообразные умения, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям.  Ранняя  помощь  в  центре  внешкольной  работы  предполагает  формирование   овладение   основами   творческой ценностных   эстетических   ориентиров, деятельности,   дает   возможность   каждому   ребенку   реально   открывать   для   себя волшебный мир декоративно­прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В некоторых случаях это помогает ребенку найти для себя смысл жизни. В этом ее педагогическая целесообразность. 8 Программа разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской   Федерации»   №   273   от   29.12.2012г.;  ФЗ   «О   дополнительном образовании»   (01.01.2002г.);  Федеральные   государственные   образовательные стандарты (ФГОС); Государственную программу РФ "Развитие образования 2013­ 2020 гг."; порядок организации и осуществления образовательной деятельности по (29.08.2013г.) дополнительным общеобразовательным     программам   «Развитие системы образования   в Свердловской области до   2020   года»;  закон   об образовании   в   Свердловской   области   (15.07.2013г.);  устав   муниципального автономного   учреждения   дополнительного   образования   «Центр   внешкольной работы Сысертского городского округа»; правила внутреннего распорядка МАУ ДО ЦВР СГО; образовательную программу МАУ ДО ЦВР СГО. 9 2. Разновидность ранней помощи детям с ОВЗ в МАУ ДО ЦВР СГО Подход   к   детям   с   ОВЗ   должен   быть   уникальным   и   иметь   многогранные (междисциплинарные)   знания   в   области   специальной   педагогики,   специальной психологии,   олигофренопедагогики,   логопедии,   медицинской   и   социальной реабилитации.   Главная   направленность   деятельности   Служб   ранней   помощи   – комплексный   междисциплинарный   подход   к   образованию,   социализации   и реабилитации   детей   с  ОВЗ.  Необходимо   объединение   усилий   всех   специалистов (медиков,   специальных   педагогов,  психологов,  социальных   работников),  которые должны   быть   направлены   не   на   подмену   семьи,   а   на   развитие   ее   собственного потенциала.   Ранняя   помощь   предполагает   широкий   спектр   долгосрочных   услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. Основными направлениями работы Служб ранней помощи являются:   •   Детальное   обследование   новорожденных   неонатологом,   неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.  • Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии.  • Направление в соответствующую территориальную службу ранней помощи. •   Ранняя   диагностика   отклонений   по   основным   «линиям   развития» (двигательному, актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.    познавательному,   речевому,   социальному);   определение • Разработка индивидуальной программы развития.  •   Медицинская   реабилитация   (неврологическая,   психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).  •   Психолого­педагогическая   работа   в   условиях   семьи   и   специально организованной   среды,   отвечающая   особым   образовательным   потребностям ребенка. 10 •   Психологическая   поддержка   семьи;   периодическое   консультирование семьи.  •   Координация   деятельности   всех   социальных   служб   в   оказании   полного комплекса   услуг   ребенку   и   семье   при   реализации   индивидуальной   программы развития.  •   Динамическое   наблюдение   за   ходом   дальнейшего   психофизического   и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев) Обязательным   условием   является   раннее   включение   родителей   ребенка   с отклонениями в развитии в коррекционноразвивающий процесс. Первые годы жизни ребенка – самый Система здравоохранения Система социальной защиты Система образования     значимый   период   для   развития   потенциала   семьи,   воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Раннее   детство   –   уникальная   пора   в   жизни   каждого   человека,   когда формируется его здоровье, происходит развитие личности. В то же время это годы, когда   имеющиеся   социальные   и   эмоциональные   проблемы   могут   привести   к тяжелым последствиям в молодости и взрослой жизни.  При   работе   с   семьями,   где   есть   ребенок   с   ограниченными   возможностями здоровья в дополнительном образовании необходимо подключать психологическую помощь.   Психологическое   обеспечение  программы   включает   в   себя   следующие компоненты: ­создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; ­побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности; ­применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. В настоящее время   в   ЦВР   не   сформированы   достаточные   условия,   позволяющие   любому 11 ребёнку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свое право на дополнительное образование. Среди   многочисленных   проблем,   с   которыми   сталкиваются   дети   с ограниченными возможностями здоровья и их родители, на первый план выступают две   наиболее   значимые.   Первая   и   основная   ­   отношение   окружающих:   у большинства,   как   детской,   так   и   взрослой   части   населения   не   сформировано восприятие инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового   человека,   путь   развития.   Вторая   же   является   и   государственной,   и общественной   проблемой   ­   невозможность   получить   необходимое   образование детьми­инвалидами. В   этом   отношении   очень   важно   использовать   потенциал   системы дополнительного   образования.  Именно   дополнительное   образование   практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы,     развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно­эстетической и другими видами деятельности. В процессе   такого   образования   неисчерпаемы   возможности   переживания   каждым ребенком   ситуации   успеха,   что   благотворно   сказывается   на   повышении   его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать   о   другом   человеке,   помогать   ему,   видеть   в   нем   равноценного   и равноправного партнера. В   многоплановой   деятельности   учреждения   дополнительного   образования детей  должны реализовываться  его  специфические  возможности  для социальной адаптации   детей­инвалидов,   их   личностной   ориентации   и   направленности   на повышение   уровня   собственной   социальной   активности   ­   через   обеспечение необходимых   условий   для   воспитания   и   самореализации   в   коллективной творческой   деятельности,   расширения   круга   общения,   социальных   связей   и 12 интеграции в естественную здоровую среду. Знания и умения, полученные в системе дополнительного   образования,   могут   в   дальнейшей   жизни   таких   детей   быть   не только досугом, но и способствовать профессиональному самоопределению. Центр   внешкольной   работы   имеет   опыт   работы   с   детьми­инвалидами   на условиях   полной   и   частичной   инклюзии,   индивидуальной   образовательной деятельности.   Для   решения   данных   задач   запланирован   проект   «Возможности ограничены, способности безграничны». 13 3. Действия по реализации цели и задач: Подготовительный этап: 1. Нормативно­правовое обеспечение: 1.1. Изучение нормативных документов; 1.2. Изучение позитивного опыта работы учреждений дополнительного образования  в регионах; 1.3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту. 2. Рекламная деятельность; изучение спроса на программы дополнительного  образования среди родителей детей­инвалидов и детей с ОВЗ г.Сысерть (через  сотрудничество с социальными партнерами) 3. Создание рабочей группы из числа педагогов дополнительного образования,  педагогов­организаторов и педагога­психолога ЦВР для работы по проекту. Практический этап: 1. Организация   учебных   занятий   с   детьми   –   инвалидами   и   детьми   с   ОВЗ   по программам   дополнительного   образования:   «Особый   ребенок»,   «Мультстудия «ЦВРик».  2. Реализация культурно ­ досуговых мероприятий с семьями с детьми ­ инвалидами и детьми с ОВЗ в деятельности клуба «Надежда». 3. Формирование   системы   работы   педагога   ­   психолога   с   семьями,   имеющими ребенка­инвалида и детей с ОВЗ. 4. Индивидуальные   работа   педагога   –   психолога   с   детьми   особой   категории   по приобретенному комплекту «Курс развития творческого мышления» (авт. Ю.Б. Гатанов). 5. Внедрение   в   учебно   –   воспитательный   процесс   программно­методическими 14 материалов   по   инклюзивным   программам   технического оснащения данного направления   с   использованием   полученного Заключительный (обобщающий этап): 1. Анализ сложившейся Модели инклюзивного образования в ЦВР. 2. Анализ изменений   в   Центре   в   рамках   формирования   Модели   инклюзивного образования.  3. Мониторинг удовлетворенности оказываемых услуг в данном направлении среди всех участников данной Модели инклюзивного образования в ЦВР. 4. Сравнение количественных показателей обучающихся детей – инвалидов и детей с ОВЗ по годам. 15 4. Планируемые результаты: ₋ увеличение количества обучающихся данной категории в ЦВР; ₋ создание различных вариантов продвижения ребенка – инвалида и ребенка  с ОВЗ от одного образовательного результата к другому; ₋ обновление   содержания   реализуемых   программ   в   ЦВР,   адаптивность   к проблемам   детей   инвалидов   и   детей   с   ОВЗ,   с   целью   их   благополучной   и продуктивной интеграции в социум; ₋ положительная   динамика   удовлетворенности     спроса   родителей   детей   – инвалидов   и   детей   с   ОВЗ   г.   Сысерти   на   получение   услуг   дополнительного образования; ₋ обеспечение   программно­методическими   материалами   педагогов,   работающих по инклюзивным программам и техническое оснащение данного направления. 16 Заключение В Центре накоплен достаточный опыт по работе с семьями, имеющими детей – инвалидов и детей с ОВЗ.  Это в первую очередь деятельность клуба «Надежда», который существует в ЦВР с 2004 года и объединяет 42 семьи. Работа клуба призвана сплотить родителей, имеющих   особых   детей,   оказать   моральную   поддержку,   через   выходы   на совместные   праздники,   концерты,   творческие   мастер   ­   классы   и  материальную, через   активное   привлечение   спонсоров   и   благотворителей   (так,   например,     на протяжении   4   лет,   благодаря   такой   работе     4   человека   ­   дети   ­   инвалиды занимались     бесплатно   иппотерапией   на   базе   конно   –   туристического   клуба «Серебряное копытце» п. Асбест, руководитель Скляр Н.В.). Ежегодно, в декабре проходит   традиционная   благотворительная   новогодняя   елка,   представление   для которой  готовят  сами  педагоги  ЦВР,  а  подарки ­ сладкие  конфетные  сюрпризы предоставляют ООО «СтройСити» ­ директор Чермянинов А.А, а ИП Сурина Г.Ю. – большие мягкие игрушки.  В июле в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе ЦВР проходит традиционная, с момента основания клуба, летняя оздоровительная смена для детей – инвалидов и   детей с ограниченными возможностями здоровья, где оздоравливаются от 10 до 15 детей.  Также   на   протяжении   10   лет   в   Центре   работает   творческое   объединение «Особый   ребенок»   по   обучению   декоративно   –   прикладному   творчеству.   Дети активно принимают участие в различного уровня конкурсах, фестивалях, выставках 17 и  ярмарках. Так  дети инвалиды  и дети  с ОВЗ  принимают участие  в  ежегодном районном конкурсе  «Мы все можем» и не раз становились  его дипломантами  и победителями 1 место. В 2017 году в районном конкурсе «Волшебная шапочка», заняли 2 и 3 места. Конкурс рисунков «Всех на выборы зовем» 2016­2017 учебный год   –   1   место.   В   2017­18   учебном   году   8   обучающихся   данного   объединения приняли участие в региональном   фестивале ­ конкурсе творчества и спорта   для детей и подростков с ОВЗ «Звездный микс» в г. Н.Тагил и получили диплом «Приз зрительских   симпатий».  Два   года   подряд   дети   принимают   участие   в  акции  «Не рубите   елочку»,   где   становились   победителями,   получали   призы   зрительских  XXV симпатий,   наградой   в   акции   был   поход   в   парк   «Бажовские   места». международный конкурс «Талантливые дети» ­ диплом лауреата. Студия мультипликации получила диплом лауреата XIV областного конкурса «Камертон» в номинации «Кино­ и видеофильмы», диплом победителя 1 степени в первом   всероссийском   конкурсе,   проходящем   в   формате   ФМВДК   «Таланты России».     Международный   конкурс   «Искорка»   диплом   победителя   1   место. Всероссийский конкурс «КиноЛетопись:Дети» ­ диплом участника. Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья совместно с педагогом участвовали в ярмарках: в ГЦД к Новому году «Золотой друг» в 2017 г. и «Золотой петух» в 2016 г., «Идем гулять, Сысерть – Масленица», в ГЦД «8 марта» в 2017   и   2018   годах,   «Идем   гулять,   Сысерть   –   27   июня   Троица»,   «День   города Сысерти» в 2017 и 2018 годах. Принимали   участие   в   благотворительных   акциях   по   сбору   пластиковых отходов, созданию открыток для пожилых педагогов ко дню «Пожилого человека» и ветеранов ВОВ ко дню «9 мая».  Ведется активная работа по вовлечению таких детей в конкурсное движение всех уровней. 18 ЦВР   продолжает   проводить   данную   работу   и   развивать   ее,   исходя   из имеющихся возможностей. Для реализации ранней помощи детяс с ОВЗ в 2019 году Центр внешкольной работы планирует приобрести дополнительное и специальное оборудование. Инвалидность   у   детей   означает   ограничение   жизнедеятельности,   что способствует   социальной   дезадаптации,   которая   обусловлена   нарушениями   в развитии,   затруднениями   в   самообслуживании,   общении,   обучении,   овладении   в будущем профессиональными навыками.  Система   психологического   сопровождения   в   ЦВР   должна   быть   подчинена основному   требованию   ­   коррекции,   ослаблению   дефектов   развития   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья,   а   также   развитию   личности   детей­ инвалидов в целом.  Для   эффективной   работы   педагога   –   психолога   ЦВР   необходимо использование следующего оборудования и методического материала: 1. Сенсорный   уголок.  В  работе   с  детьми­инвалидами   и   детьми   с   ОВЗ   сеансы   с элементами   сенсорного   уголка   благоприятно   воздействуют   на   различные функции   центральной   нервной   системы   у   детей   с   неврозами,   задержками психомоторного и речевого развития, резидуально ­ органическими поражениями ЦНС,   аутизмом   и   аутическими   расстройствами,   детским   церебральным параличом   и   двигательными   нарушениями   другой   этиологии,   нарушениями зрения и слуха. Решает следующие коррекционные задачи: ₋ уменьшает тревожность, успокаивает; ₋ способствует активизации органов чувств; ₋ снижает уровень нервных расстройств; ₋ улучшает внимание и память; 19 ₋ помогает бороться со страхами; ₋ устраняет агрессию; ₋ пробуждает интерес к познанию; ₋ улучшает сон; ₋ активизирует творческий потенциал. 2. Стол   с   песком.   При   работе   с   кинетическим   песком   дети   раскрывают   свою   развивают индивидуальность, разрешают  психологические   затруднения, способность осознавать свои желания и возможность их реализации.  корректно поставленных целях педагогом ­ психологом, такие игровые занятия При имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство  безопасности, так как песочный мир – это мир   под   контролем.   Именно   поэтому   можно   использовать   песочницу   в   развивающих и обучающих занятиях.  3. Занятия в  «Особый   ребенок»   и   «Мультстудии   «ЦВРик» призваны на социо­культурную реабилитацию детей с ОВЗ, развитие творческих объединениях  способностей   через   обеспечение   эмоционально   –   образного   восприятия действительности,   развитие   эстетических   чувств   и   представлений,   образного мышления   и   воображения.   Занятия   в   объединениях   «Особый   ребенок»   и «ЦВРиК»  не даёт детям инвалидам и детям с ОВЗ “уйти в виртуальный мир”, учит   видеть   красоту   реального   мира.  Занятия   по   программе   проходят   в микрогруппах   с   учетом  индивидуальных   возможностей   и   интересов   каждого ребенка.   4.   Индивидуальные   занятия   с   педагогом   –   психологом   в   рамках   Курса   развития  творческого   мышления   предназначены   для   развития   следующих творческих мыслительных  способностей:  беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке. Считаем, что данная работа с педагогом  – 20 психологом   усилит   обучающий   эффект   и   будет   способствовать   системному творческого мышления как основы будущего профессионального развитию  успеха и личного благополучия детей­инвалидов и детей с ОВЗ.  Список используемых источников 1. Нарциссова С.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: Издательство МНЭПУ. – 2017. – 185 с.  2. Дементьева   Н.Ф.   Доступная   среда   жизнедеятельности   и   технические средства   реабилитации   детей   с   ограниченными   возможностями.   М., Курск, 1999. ­ 64 с.  3. Душина   Н.В.   Проблемы   работы   с   семьями,   имеющими   детей   с ограниченными   возможностями   //   II   межрегиональная   научно­ практическая   конференция   "Теория   и   практика   комплексной реабилитации инвалидов". ­ Чита, 2004. ­ 42 с. 4. «Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет». И.Г. Коваль ­ Харьков «Клуб семейного досуга», 2010 г. 5. «Учебно­методическое пособие: Рельефные картины». И.А. Лыкова ­ Москва «Цветной мир», 2015 г.

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ

Модель реализации услуг ранней помощи детям с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2019