Муниципальный этап
Всероссийского конкурса “Учитель года”, “Молодой педагог” Конкурсное задание «Образовательный проект»
« ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно- следственные связи ...
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ...»
В.А. Сухомлинский
Авторы:
Жиркова Валентина Васильевна, МСОШ им. В.П.Ларионова
Иванова Ольга Иннокентьевна, Батаринская СОШ
Игнатьев Геннадий Юрьевич, Бютейдяхская СОШ
Куприянов Николай Васильевич, Нахаринская СОШ
Михайлова Нарыйа Алексеевна, Маттинская СОШ
Сосина Евгения Иннокентьевна, Хоробутская СОШ
Мегино-Кангаласский район, 2017 г.
Год Экологии в Российской Федерации, несомненно, дал толчок к тому, что многие социальные институты, общественные организации, органы местного самоуправления обратили внимание к вопросам и проблемам окружающей среды, в том числе и сфера образования. Распоряжением Администрации МР “Мегино-Кангаласский улус” от 15 сентября 2008 года № 757 “О создании комиссии по экологическому образованию и просвещению населения” была создана улусная межведомственная комиссия по экологическому образованию и просвещению населения. 1 декабря 2016 года вышло Постановление Главы МР “Мегино-Кангаласский район” Старостина Н.П. об утверждении муниципальной целевой программы “Охрана окружающей среды в МР “Мегино-Кангаласский улус” на 2017-2021 гг.” Одним из задач этого Проекта является усовершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения улуса с привлечением образовательных, муниципальных и государственных, общественных структур.
В условиях открытого образования перед каждой образовательной организацией открывается возможность сделать образование более доступным, качественным, привлечь к решению проблем образования общественность.
Миссия проекта: Развивать школу как комплекс, координирующий свои усилия с научными, общеобразовательными, природоохранными, культурно-просветительскими и другими учреждениями района.
Гипотеза создания центра школьного экологического образования состоит в том, что решение поставленной цели возможно при создании школы как комплекса, координирующего свои усилия с научными, общеобразовательными, культурно-просветительскими и другими учреждениями района.
Целью создания школьного центра экологического образования является создание условий для непрерывного экологического образования детей, развития экологической культуры личности и общества, через формирование практического опыта природопользования. Задачи:
- создание условий для предметной и метапредметной интеграции урочной и внеурочной деятельности, поддержание и развитие познавательной мотивации и личностных компетенций учащихся.
- формирование у учащихся умений учиться как базисной способности саморазвития и самоорганизации;
- развитие у учащихся мотивации к исследовательской, предпринимательской и общественной деятельности, поддерживать активность учащихся.
- создание учащимся условий для реализации их творческих способностей в процессе поисковой, исследовательской и творческой деятельности, для их морально–физического и интеллектуального развития;
- формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
- воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
- формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
- подготовка конкурентоспособных выпускников, для обеспечения устойчивого социального развития региона;
Этапы проекта
1 этап – осмысление и теоретическое обоснование проблемы;
2 этап – создание условий для эффективного функционирования школьного центра экологического образования и нормативно-правовой базы;
3 этап – «доведение» школьного центра экологического образования до состояния устойчивого функционирования и развития.
Структурно-функциональная модель системы школьного экологического образования “Экомир”
Основные направления работы школьного центра экологического образования “Экомир”
Направление |
“Мой дом - Моя малая Родина” |
“Active Life” |
Цели |
Организация краеведческих маршрутов по изучению экологического состояния и посильной экстренной помощи, для развития экстремального туризма и активного отдыха. |
Развитие и обучение волонтерскому движению в образовательных учреждениях для создания потенциала молодежного добровольчества. Апробация новых форм организации занятости детей для развития познавательной деятельности Формирование волонтерских отрядов из числа школьников по направлениям: Отряд «Социологи». Отряд «Аналитики». Отряд «PR-инициатива». Отряд «Юристы». Отряд «Исследователи». |
Мероприятия |
велопробеги, , посещение всем классом памятных мест - проект класса. Турслеты; Волонтерские работы по очистке территории; |
экскурсии Конкурсы: плакаты на тему сохранения природы, ЗОЖ, КВН, фотоколлаж, спорт.соревнования, видеоролики, показ фильмов, мини-проекты, “Из отходов в доход”, песни, сайт, волонтерские, |
|
|
благотворительные и пропагандистские мероприятия |
||
Деятельность учащихся |
На территории Мегино-Кангаласского улуса (района) находятся уникальные особо охраняемые природные территории как, озеро «Абалаах», «Муустаах аартык», ресурсный резерват «Тамма» которые войдут в маршруты экспедиций. Учащиеся по ходу экспедиции будут исследовать экологическое состояние территори, сделают анализ почв… с помощью переносной лаборатории. планируется маршрут по заречным районам нашей Республики. Учащиеся будут заниматься изучением экологического состояния и уборкой территории на самой красивой реке Якутии Амга. для развития экстремального туризма и активизации отдыха планируется маршрут восхождение на горы Томпонского улуса, где учащиеся проверят свою сноровки, волю, выносливость. немаловажным является изучение промышленных районов Республики. Так по маршруту до золотоносной реки Алдан учащиеся изучат экологическое состояния и уборка территории золотоносной реки Алдан, Алданского района - противоречием для учащихся станет развитие промышленности, инфраструктуры Республики, ее будущее развитие и охрана природы своей Родины, поэтому в рамках данного маршрута учащиеся создадут проект “”, научатся ... Исследовательская работа волонтерская работа пропагандистские мероприятия полевые лабораторные опыты изучение флоры и фауны краеведческое исследование |
- просветительские и работы, коучинги и тренинги; - пропаганда ЗОЖ; - распространения опыта Данная траектория поможет сохранению естественной среды, традиционных деятельности и уклада жизни народов Севера и усилит экологическому населения. Создание отрядов даст эффективность быстрого результата по проблемам экологической повысит ответственность знания школьников.
|
в
в
и |
волонтерские
работе по природной форм коренных работу по просвещению волонтерских получении актуальным работы, уровень |
Социальное партнерство |
общеобразовательные организации улуса, комитеты по охране природы Управление образованием МКр |
Управление культуры. Управление по делам молодежи и семьи. СМИ |
||
|
Майинская ЦРБ
|
Управление социальной защиты |
||
Результат |
В результате проекта планируется приобщение учащихся школ к проблеме экологического состояния отдельных районов Якутии; популяризация силами школьников и молодежи важности охраны окружающей среды среди населения Республики. Изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
|
Направления |
Экология Души |
Летние экспедиционные школы |
Цели |
возрождение духовно- нравственных традиций народа, приобщение учащихся к народной культуре, формирование экоцентрического мышления. |
Создание полевого учебного заведения краткосрочного действия, в котором обучаются школьники из разных населенных пунктов улуса, а преподают приглашенные «учителя года». |
Мероприятия |
● эко-тренинги ● экологическое питание ● живой уголок ● неформальные уроки ● просмотр познавательных видео; ● творческие мастерские ● клубы по интересам |
● творческие и интеллектуальные мастерские ● полевые лаборатории ● коллективно-творческие мероприятия ● тренинговые тропы ● защита проектов ● Конкурсы «Лучший исследователь», «Лучший проект» ● “Золотая ручка” |
Деятельность учащихся |
Прибытие в духовно-созидательное состояние. возрождение понятия целостности мира |
интеграционное образование по направлению Экология |
Социальное партнерство |
Олонхо дьиэтэ Управление по физической культуре Центр здоровья Управление по делам молодежи и семьи. Майинская ЦРБ |
общеобразовательные организации улуса, комитеты по охране природы Санэпидемнадзор Клуб УГРСЯ |
Результат |
- - - - |
способствовать обогащению содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы с учетом идей духовно-нравственного воспитания; повышать духовно-нравственную культуру родителей учащихся, расширять их знания о проблемах подрастающего поколения; формировать у учащихся представление о духовно-ориентированно й семьи; способствовать самовыражению учащихся. |
1) ежедневные полевые мастерские лучших учителей Якутии и России для школьников и педагогов. Цель модуля - в полевых условиях реализовать авторские разработки учителей в различных областях наук, провести интенсивный курс обучения школьников различных регионов Якутии и улуса по прикладным экологическим, естественнонаучным, литературоведческим, краеведческим программам, веревочному курсу и курсу выживания в условиях дикой природы, выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, геологических особенностей территории, минеральных и водных ресурсов, почв, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения экспедиции 2) ежедневные выездные образовательные модули «Экспедиционные исследования» и «Экспедиционные практики» для учащихся и педагогов, во взаимодействии со специалистами муниципальных организаций по охране природы и направленные на знакомство в интерактивной форме с географией и историей, «Экспедиционные исследования» перед участниками будут поставлены задачи по стратиграфическому, палеографическому, минералогическому обследованию геологических |
|
|
природы , определению ряда физических, географических параметров среды, измерению недоступных расстояний и т.д. Модуль «Экспедиционные практики» будет организован аналогично студенческим научным практикам и направлен на решение практико-ориентированных научных задач с целью изучения…. |
Модель выпускника образовательной системы
“Экомир”
1. Районное управление образования- координирует образовательную политику в районе (в улусе), поддерживает инновационные подходы к экологическому образованию, пропагандирует и распространяет передовой опыт школьного центра экологического образования “Экосистема”
2. Комитет по экологическому надзору - проводит стратегию и тактику экологического образования и просвещения населения, участвует в финансирование(?) работы по экологическому образованию, осуществляет помощь оценке качества окружающей среды в районе
3. Отдел по делам молодежи- способствует организации и проведении экологически ориентированного досуга и занятия спортом
4. Средства массовой информации - осуществляют пропаганду экологических идей, освещают работу школьного центра экологического образования “Экосистема”, подготавливают и публикуют (транслируют) материалы экологического характера
5. Организации санэпидемнадзора - осуществляют методическую и организационную помощь в оценке состояния окружающей среды.
6. Организации здравоохранения - изучают состояния здоровья учащихся; составляют материалы по корректировке учебно-воспитательного процесса, осуществляют скрининг заболеваемости, мониторинг уровня и динамики развития учащихся и других факторов в их взаимосвязи с экологической ситуацией в районе (в наслегах).
7. Предприятия спонсоры - оказывают поддержку и помощь финансированием, оборудованием, литературой, транспортом, помещениями для проведения занятий и т.д.
8. Общественные организации - оказывают содействие в учебно-воспитательной и пропагандистской работе (в том числе и взрослого населения?)
9. Учреждения культуры (библиотеки и др) - способствуют развитию общей культуры учащихся, одним из элементов которой является экологическая культура
10.Образовательные учреждения (ССУЗы, ВУЗы и др) - оказывают методическую помощь учителям, участвуют в профориентационной работе для учащихся, предоставляют лаборатории для проведения лабораторно-практических занятий; проводят день открытых дверей для учащихся школы - центра экологического образования “Экосистема”
11.Учреждения дополнительного образования- осуществляют руководство и помощь школе во внешкольной работе. Привлекают в работе кружков экологического и др. направлений, олимпиадах, выставках, конкурсах и конференциях
12.
Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. А если будет грязной душа - то будет грязной экология нашей планеты. В таких условиях перед школой стоит важная задача - воспитать не только образованного выскококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды. Чтобы решить эту задачу , должны направлять усилия на возрождение духовных, нравственных традиций народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического мышления. В современной школе учитель должен воспитать через свой предмет у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, ответственность за себя и за природу. Все это позволяет задуматься, что все в этом мире находится в гармонии и единстве.
Active Life - это
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.