«Модель соревновательной деятельности сборной молодежной команды России по гандболу»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Широкая популярность игры в гандбол во всем мире, постоянно растущее требование к подготовке гандболистов для достижения победы на международной арене, создают необходимость изыскивать все более совершенные средства, методы обучения и тренировки. Одним из источников, который дает материал для выполнения этой задачи, является изучение соревновательной деятельности спортсменов и команд в целом. Познание этой деятельности дает возможность определить наиболее эффективные средства нападения и защиты, темп и продолжительность выполнения технико-тактических действий, количество применяемых приемов, интенсивность всего игрового процесса.
Иконка файла материала 249263.doc
1 : «МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБОРНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ ПО ГАНДБОЛУ»2 Содержание Введение……………………………………………………………………. Глава 1. Соревновательная   деятельность   команд   игровых   видов спорта………………………………………………………… 1.1 Место командных спортивных игр в классификации видов  спорта………..…………………………………………………… 1.2 Соревновательная деятельность в командных игровых видах  Стр. 3 4 4 1.3 Характеристика соревновательной деятельности гандболиста... 1.4 Методы регистрации и оценки соревновательной деятельности Задачи, методы и организация исследования………….….…. спорта……..…………………………………..…………………… 6 11 14 23 2.1. Задачи исследования……..……………………………………… 23 2.2. Методы исследования…...…...………………………………….. 23 2.3. Организация исследования……………………………………… 24 25 Результатов исследования....................................................... Показатели соревновательной деятельности гандболисток в соревнованиях Чемпионата Мира…………………………… Показатели соревновательной деятельности гандболисток в Глава 2. Глава 3. 3.1. 3.2. 3.3. соревнованиях Чемпионата Европы………………………… Показатели соревновательной деятельности гандболисток в соревнованиях Чемпионата Мира и Европы………………… Выводы……………………………………………………………………... Список литературы……………………………………................................ 25 30 36 42 443 ВВЕДЕНИЕ Гандбол   ­   интересная   и   полезная   спортивная   игра.   Она   отличается   атлетизмом   и   интересным   динамичностью, высоким   напряжением, тактическим единоборством играющих. Не случайно, что эта игра с каждым годом   завоевывает   все   большее   признание.   Одна   из   основных   причин массового развития гандбола, заключается в его общедоступности. Движения, составляющие основу этой игры, являются естественными и привычными для каждого человека. Широкая   популярность   игры   в   гандбол   во   всем   мире,   постоянно растущее требование к подготовке гандболистов для достижения победы на международной   арене,   создают   необходимость   изыскивать   все   более совершенные средства, методы обучения и тренировки. Одним из источников, который   дает   материал   для   выполнения   этой   задачи,   является   изучение соревновательной   деятельности   спортсменов   и   команд   в   целом.   Познание этой   деятельности   дает   возможность   определить   наиболее   эффективные средства   нападения   и   защиты,   темп   и   продолжительность   выполнения   количество   применяемых   приемов, технико­тактических   действий, интенсивность всего игрового процесса. Поэтому тема нашего исследования актуальна. Гипотеза исследования  состояла в том, что в соревновании разного уровня   мастерство   молодых   спортсменок­гандболисток   проявляется   по­ разному. Объектом   исследования  стала   соревновательная   деятельность гандболисток сборных команд девушек России 1996 года рождения. Предметом   исследования  –   показатели   в   соревнованиях   первенства Европы и первенства Мира.4 Цель исследования – выявить модели соревновательной деятельности команд в соревнованиях разной категории. ГЛАВА 1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНД ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА 1.1. Место командных спортивных игр в классификации видов спорта Стремление   к   упорядочению   существующего   многообразия   видов   и разновидностей   спорта   привело   ряд   отечественных   и   зарубежных исследователей к идее разработки специальных классификаций. Применение этих классификаций, указывает Ю.И. Смирнов (1991), имеет теоретическую ценность:   для   выбора   номенклатуры   единичных   показателей   определенной группы   видов   спорта,   обоснования   возможности   выбора   конкретного спортсмена   или   нескольких   спортсменов   в   качестве   модельных   аналогов, создания   систем   нормативных   документов   на   комплекс   показателей подготовленности спортсменов. B то же время, свидетельствует Л.П. Матвеев (1997) объединение изучаемых видов спорта в конкретные подгруппы в той или   иной   классификации   путем   выявления   общих   и   специфических особенностей,   характеризующих   различные   стороны   тренировочной   и соревновательной деятельности, имеют и практическую значимость, позволяя обобщать   данные   отдельных   исследований   в   развернутые   характеристики   находить   единые   методические   подходы, групп   видов   спорта, способствующие   объединению   усилий   многих   исследователей   для   решения сходных   вопросов   диагностики   и   совершенствования   подготовленности спортсменов, темы подготовки  спортивных резервов "сформировавшийся  в ходе   развития   спорта   вид   соревновательной   деятельности,   отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и5 способов   противоборства   (спортивной   техникой   и   тактикой),   регламентом состязания и критерием достигаемого результата.  Группа   игровых   видов   спорта,   считают   Ю.И.Портных   и   др.   (1986), представляет   собой   протекающие   в   рамках   правил   противоборства   двух сторон,   направленные   на   достижение   преимущества,   оцениваемого   по количеству   достижений   обусловленной   цели   игры.   В   командных   видах спортивных   игр,   соответственно,   в   качестве   противоборствующих   сторон выступают команды ­ коллективы из двух и более спортсменов­игроков. По определению   В.Н.Платонова   (1997),   спортивные   игры   ­   виды   игровых соревнований, в основу которых положены различные системы технических и тактических   приемов   и   способов   поражения   определенной   цели   ­   ворот соперника, его площадки спортивным снарядом (обычно мячом или шайбой). Е.М. Аксенов, А.А. Тер­Ованесян, И.А. Тер­Ованесян (1995) считают, что место командных спортивных игр, как группы видов спорта со своими специфическими особенностями, в той или иной классификации определяется определенными   критериями,  положенными   в   основу   такой   классификации. В.С.   Келлер   (1995),   Л.П.   Матвеев   (2000),   А.А.   Семкин   (1992)   в   качестве таковых   рассматривают   в   соответствии   с   целью   проводимого   анализа следующие   характеристики:   характер   деятельности   спортсмена,   способы достижения   спортивного   результата,   специфика   правил   соревнований, особенности   инвентаря   и   спортивных   сооружений,  требования   к   основным физиологическим показателям организма спортсменов и некоторые другие. Кроме того, и сами командные игровые виды спорта многочисленны и разнообразны,   свидетельствует   Б.Н.   Шустин   (1995),   характеризуются   и определенными   сходствами,   и   существенными   различиями,   позволяющими разрабатывать классификации уже внутри этой группы видов.  Командные игровые виды спорта различаются между собой по условно поставленной цели игры (на попадание в ворота и на отбивание мяча), по6 используемому   инвентарю   и   способам   владения   им,   по   применяемым дополнительным   средствам   передвижения   и   т.п.   Анализ   и   обобщение существующих   классификаций   приводит   к   следующим   выводам:   с   одной   наличие   целого   комплекса   специфических   особенностей, стороны, характерных для командной игровой деятельности В целом, свидетельствует о возможности и целесообразности экстраполяции результатов исследований, проведенных  на материале  одного из командных игровых  видов спорта  на другие.   Существование определенных различий внутри группы командных спортивных игр связанно со спецификой взаимоотношений между играющими, различиями в технике, тактике, а также с особенностями правил, инвентаря и способов владения им.  1.2.Соревновательная деятельность в командных игровых видах спорта Знание   особенностей   вида   спорта   имеет   большое   значение   для повышения эффективности процесса подготовки спортсменов, считают Л.Р. Айрапетьянц (1991), Ж.Б Алексеев (1998). Несмотря на то, что содержание соревновательной   деятельности   в   разных   командных   спортивных   играх характеризуется   определенными   особенностями,   этой   группе   видов   спорта закономерно   присущ   и   комплекс   общих   черт,   определяющих   специфику командно­игровой деятельности в целом.  А.В.   Радионов   (1973),   А.А.   Семкин   (1992),   Ю.И.   Портных   (1986), J.Laing  (1993)   выделяют   особенности   командных   спортивных   игр   по соревновательной   деятельности   спортсменов.   Это   переменная   мощность   и   комплексные   требования   к   двигательно­ ацикличности   работы, координационным, скоростно­силовым и другим двигательным способностям, выполнение   действий   в   условиях   непосредственной   борьбы   с   соперником,7 пространственная и временная неопределенность, требующих от спортсменов быстрой реакции.  Командные спортивные игры принадлежат к категории ситуационных видов   спорта.   Действия   спортсменов   проходят   в   сложных   условиях   Они непосредственного   контакта   с   игроками   команды­соперника. быстротечны,   развертываются   в   малые   отрезки   времени   и   в   условиях информационной неопределенности, констатируют авторы работы «Футбол» (1994).   Поэтому   решающими   факторами   их   эффективности   становятся быстрота   и   правильность   принимаемых   оперативных   решений   и своевременность их реализации. По мнению Б.Н. Шустина (1995) условиями соревновательной   деятельности   предопределен   причинно   обусловленный характер   действий   спортсменов­игровиков:   выполняемые   ими   действия основаны на сознательном выборе и использовании того игрового приема, с помощью   которого   можно   добиться   превосходства   над   противником   в конкретном игровом эпизоде. Характерной чертой соревновательной деятельности спортсменов этой группы видов спорта является невозможность точно предугадать характер, количество   и   последовательность   действий,   которые   придется   выполнять игрокам в течение матча. Это зависит от спортивно­технического мастерства противоборствующих   команд,   а   также   того   тактического   плана,   которого придерживаются  соперники во время игры, считают Ю.М. Портнов (1996), Е.М. Аксенов (1995). Соревновательная   деятельность   спортсменов   в   командных   видах спортивных   игр   складывается,   главным   образом,   из   выполнения   технико­ тактических действий и перемещений по площадке. Объем индивидуальных технико­тактических   действий,   выполняемых   за   игру   каждым   полевым игроком,   существенно   зависит   от   его   квалификации   и   во   многом определяется выполняемыми игровыми функциями.8 Как правило, большинство технико­тактических действий спортсмены­ игровики выполняют в движении. По данным J.Laing (1993) и Б.Н. Шустина (1995)   физическая   нагрузка   в   командных   игровых   видах   спорта   весьма значительна, а энергетические затраты для игр, связанных с борьбой за мяч (шайбу)   с   соперником,   нередко   сопоставимы   с   теми,   что   присущи упражнениям   на   выносливость.   Наиболее   энергетически   нагрузочны баскетбол, хоккей, гандбол и футбол: уровень обменных реакций в этих видах спортивных игр повышается по сравнению с основным в 10­15 раз. Нагрузка в командных   игровых   видах   спорта   носит   переменный   характер:   периоды большой активности чередуются с паузами малой активности, а иногда и с пассивным отдыхом. Особенно выражено это в играх с возможностью замены игроков по ходу матча, с большим количеством участников, проходящих на площадках большого размера. Л.П. Матвеев (2000), В.Н. Платонов (1995,1997) в качестве важнейшего требования называют необходимость увязывания всех элементов современной системы спортивной тренировки с закономерностями становления основных компонентов   эффективной   соревновательной   деятельности.   Именно стремление   к   обеспечению   эффективной   структуры   последней   определяет задачи   и   содержание   подготовки   спортсмена   на   всем   протяжении многолетнего спортивного совершенствования, констатирует А.А. Красников (1992).  В.Н.  Платонов  (1997)   и  Л.П.  Матвеев  (2000)   в  качестве   важнейшего требования   современной   системы   спортивной   тренировки   называют необходимость   увязывания   всех   ее   элементов   с   закономерностями становления   основных   компонентов   эффективной   соревновательной деятельности.   Именно стремление к обеспечению эффективной структуры последней определяет задачи и содержание подготовки спортсмена на всем9 протяжении   многолетнего   спортивного   совершенствования,   подтверждает А.А. Красников (1992). Соревновательная   деятельность   спортсмена   представляет   собой совокупность   его   действий   в   процессе   состязания,   объединенных (закономерно соревновательной   целью   и   объективной   логикой   складывающейся   последовательностью)   ее   реализации,   определяет   Л.П. Матвеев   (2000).   В   ее   состав   входят   соревновательные   действия   и объединяющие   их   комплексные   формы   поведения   спортсмена   в   процессе состязания. Однако сами по себе отдельные операции и действия спортсмена еще не характеризуют его соревновательную деятельность, а становятся ее компонентами только в случае объединения на основе целостной структуры. В.Н.   Платонов   (1997)   утверждает,   что   основным   фактором, определяющим   структуру   соревновательной   деятельности,   является направленность   на   достижение   наивысшего   для   данного   спортсмена (команды)   результата.   Кроме   того,   в   числе   факторов,   обусловливающих структурные   изменения   соревновательной   деятельности,   А.П.   Золотарев (1997)   называет   и   возрастные   и   квалификационные   различия.   Структура соревновательной   деятельности   анализируется   на   основе   выделения относительно   самостоятельных   ее   составляющих.   Сложность   анализа соревновательной деятельности в командных спортивных играх связана с тем, что   здесь   необходимо   учитывать   структуру   как   индивидуальных,   так   и командных действий. Особенности деятельности, свидетельствует   Ю.И.   Портных   (1986),   характерные   для   каждого   вида соревновательной   структуры     спортивной   специализации,   обусловливают   и   структуру   многолетней подготовки, а также продолжительность как всей многолетней подготовки, так и ее отдельных этапов, темпы становления мастерства. В частности, в командных игровых видах спорта, где особо важную роль играют тактическая10 зрелость   и   соревновательный   опыт,   время,   необходимое   для   достижения наивысших результатов, составляет около 10­12 лет. Одним   из   характерных   примеров   подхода   исследователей   к   анализу структуры   соревновательной   деятельности   в   командных   игровых   видах спорта являются работы М.М.Шестакова и В.М. Зубкова (1999), выполненные на материале футбола. Результаты исследования структуры соревновательной деятельности футболистов позволили автору заключить, что 1)   основным   средством   ведения   игры   в   футболе   являются   передачи мяча;  2) в игре футболисты опираются прежде всего на те действия, которые они выполняют наиболее эффективно;  3)   объем   оборонительных   действий   с   мячом   вызван   не   столько эффективностью   их   выполнения,   сколько   той   игровой   ситуацией,   которая складывается   на   игровом   поле,   когда   спортсмен,   независимо   от   умения, должен вступать в противоборство с противником за мяч.  Вместе с тем, рассматривая структурные особенности соревновательной деятельности футболистов, автор обращает внимание не только на показатели объема выполняемых технико­тактических действий, но и на выявление тех показателей, которыми в первую очередь обусловлена результативность игры команды. В этом же направлении проводился анализ структуры соревновательной деятельности   спортсменов   в   хоккее   на   траве.   Например,   Г.Г.   Удилов   с соавторами   (1999),   рассматривая   структуру   коллективных   взаимодействий хоккеисток высокой квалификации в хоккее на траве, выявили, что с ростом спортивного   мастерства   и   повышением   сбалансированности   всех   линий команды   значительно   возрастает   объем   коллективных   взаимодействий. Изучая структуру соревновательной деятельности хоккеисток, Е. Федотова11 (2000)   выявила   соотношение   основных   технико­тактических   действий, выполняемых спортсменками в хоккее на траве. Исследования,   проведенные   А.П.   Золотаревым   (1997)   на   материале футбола,   показали,   как   изменяется   структура   основных   компонентов соревновательной   деятельности   футболистов   с   возрастом   и   повышением спортивного   мастерства.   Среди   основных   изменений   ­   перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения всех разновидностей передач. Автор также указывает на важность увязывания структуры   и   содержания   многолетней   подготовки   спортивного   резерва   в футболе   с   закономерностями   становления   структуры   соревновательной деятельности   и   вскрывает   имеющиеся   несоответствия   содержательных компонентов   учебных   программ,   реального   тренировочного   процесса   и соревновательной   деятельности   на   этапах   многолетней   подготовки   юных футболистов.  Соревновательная деятельность спортсменов в игровых видах характеризуется не только выполняемыми в том или ином объеме и с той или иной   эффективностью   технико­тактическими   действиями,   но   и   их двигательной   активностью,   в   исследованиях   В.Я.   Игнатьевой   (1983),   В.М. Корягина   (1994),   Е.В.   Федотовой   (2000)   уделяется   внимание   и   изучению временной структуры матча. 1. 3.  Характеристика соревновательной деятельности гандболиста Современный   гандбол   ­   атлетическая   игра,   предъявляющая   высокие требования   к   двигательной   способности   и   функциональному   состоянию организма   спортсмена.   Дня   достижения   стабильных   результатов   в соревнованиях,   тренировочный   процесс   должен   строиться   с   тщательным   Исследования   в   условиях учетом   соревновательных   воздействий. соревнований,  представляют   значительный   интерес   для   теории   и   практики12 игры,   так   как   позволяют   получить   сведения   о   двигательной   деятельности гандболиста   и   о   динамике   функций   его   организма   непосредственно   в реальных условиях спортивной борьбы. Игра   в   гандбол   является   одним   из   важных   средств   физического   имеет   большое воспитания, образовательное и воспитательное значение. Она способствует всестороннему   оздоровления   и   активного   отдыха, физическому   развитию   занимающихся.   В   процессе   игры   происходит постоянная   и   быстрая   смена   игровых   ситуаций,   что   предъявляет   высокие требования к точности их восприятия, анализа и своевременности ответной двигательной   реакции.   А   это   ведет   к   увеличению   силы   и   подвижности нервных   процессов.   Под   влиянием   занятий   гандболом,   совершенствуется функциональное состояние вегетативной нервной системы и, таким образом, улучшается   деятельность   внутренних   органов   и   систем,   повышается приспособляемость организма к физическим нагрузкам. При   игре   в   гандбол   участникам   приходится   передвигаться   с   разной скоростью и различными способами, прыгать в высоту и длину, бросать мяч в цель с близкого, среднего и дальнего расстояния, а также с места, в движении, в прыжке и в падении, преодолевая при этом сопротивление противника. Для успешной игры необходимо развитие всего двигательного аппарата. Процесс   игры   в   гандбол   можно   рассматривать,   как   процесс   обмена информацией между участниками противоборствующих команд, проходящих в   условиях   конфликтной   ситуации.   В   гандболе   конфликтной   ситуацией, определяется возникновение трудностей восприятия, принятия решения и его   пространственных   лимитов, реализации   из­за   дефицита   времени, недостаточности   информации,   неопределенности   начала   действий   и   ряда других   причин.   Для   определения   зависимости   дефицита   времени, пространственных лимитов, недостаточности информации, неопределенности начала действия и ряда других причин.13 В.И. Тхорев (1999) для определения зависимости дефицита времени при нападении   фиксировал   время   атаки   и   темп   передачи.   При   динамике атакующих   действий   было   установлено,   что   длительность   результативной атаки в среднем 27,8 секунд, а не результативной ­ 20,1 секунды. Самыми эффективными оказались атаки с темпом 1,5 секунды на одну передачу мяча.   полученный   в   результате   изучения   соревновательной Показатель, деятельности,   должен   лечь   в   основу   моделирования   теша   тактических действий. А темп этот довольно высокий.   Двигательная   деятельность   гандболиста   в   соревнованиях характеризуется объемом и интенсивностью выполняемых игровых приемов: бега   с   различной   скоростью,   прыжков,   передач   мяча,   бросков,   ведения. Соревновательную деятельность гандболистов ученые начали изучать давно. По данным Е.И. Ивахина (1970, 1975) и В.И. Изаака (1974) гандболист за игру гандболисты совершают много бросков, перемещений по площадке, бросков, передач   мяча   и   ведений,   а   также   много   других   атакующих   и   защитных действий.   В   процессе   игры   гандболист   совершает   множество   технико­ тактических   действий,   60­65  %  из   них   он   выполняет   с   максимальной скоростью. Для воспитания необходимых гандболисту качеств, правильного планирования становления спортивной формы игрока, тренеру  необходимо знать,   какие   требования   предъявляет   игра   гандбол   к   физиологическим функциям самого спортсмена. За   последнее   время   широкое   распространение   получил   метод регистрации ЧСС для получения информации о соревновательных нагрузках. С помощью телеметрической регистрации ЧСС В.Я.Игнатьева (1983) впервые дала   количественную   оценку   интенсивности   работы   гандболиста.   Кривая динамики ЧСС в соревнованиях и учебно­тренировочных играх по гандболу носит колебательный характер, Размах колебаний пульса в календарных играх 150­190 уд/мин, в учебно­тренировочных играх ­ 150­186 уд/мин.  Выполнение14 работы   на   таком   уровне   ЧСС   вызывает   максимальную   интенсификацию процессов аэробного обмена. В.Я. Игнатьева (2008) считает, что анаэробные процессы у гандболиста во   время   игры   протекают   кратковременно,   а   поэтому   ведущим   в энергообеспечении   работы   является   фактор   аэробной   производительности. Исследуя   величины   кислородного   долга   у   представителей   различных   игр, самые   большие   его   величины   получили   у   гандболистов   высокой квалификации в пределах 17,6­30,9 литров, в то время как этот же показатель у   баскетболистов   равнялся   15   литрам,   а   у   футболистов   ­   16   литрам. Постоянно растущие требования к подготовке гандболистов экстра­класса, создают   необходимость   выявления   новых   методов   регистрации   и   оценки соревновательной деятельности гандболистов. 1.4.  Методы регистрации и оценки соревновательной деятельности Соревнование   возникло   раньше   тренировки,   а   поэтому   оно   является первичным, а тренировка – вторичным, свидетельствует   Э.А. Сейтхалилов, А.А.   Ривкин   (1984).   Вместе   с   тем   исторически   сложилось   так,   что   в спортивной науке на передний план выступили вопросы, связанные с теорией спортивной   тренировки,   иногда   без   учета   специфики   соревновательной деятельности   спортсмена.   Однако   совершенно   очевидно,   что   прежде   чем готовить   спортсмена   к   достижению   конкретного   результата,   необходимо знать   условия   протекания   борьбы,   требования   к   отдельным   функциям организма,   его   энерготраты   и   особенности   работы   нервно­мышечного аппарата   в  условиях  соревнований,  а  затем   уже,  исходя   из   этого,  строить15 процесс тренировки. Поэтому методологически оправданным к установлению и   констатации   основных   условий   и   требований   тренировочного   процесса может быть признан только такой подход, который приводит к познанию их через выявление закономерностей собственно соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, утверждает В.Е.  Гончаренко (1988). В   настоящее   время   подготовку   спортсменов   принято   считать управляемым   процессом,   цель   которого   ­   достижение   запланированного результата   в   соревнованиях.   Реализация   целевой   программы   зависит   от многих факторов, важнейшим среди которых является правильное построение тренировочной   работы,   считает   А.А.   Ривкин   с   соавторами   (1985).  Об эффективности   тренировочного   процесса   судят   также   по   результатам соревновательной   деятельности,   для   характеристики   которой   предложены различные  показатели. Однако, объективная оценка мастерства  спортсмена возможна   при   условии,   что   известны   структура   соревновательного упражнения и информативные показатели, по которым будет осуществляться контроль   индивидуальных   и   командных   технико­тактических   действий, уточняют Айрапетянц Л.Р., Годик М.А. (1991).  Повышение   мастерства   представителей   гандбола   во   многом объясняется   тем,   что   тренеры   стали   уделять   больше   внимания   контролю деятельности   спортсменов   в   соревнованиях,   к   примеру,   В.З.   Яцык   с соавторами (1086). Первые   работы   по   изучению   соревновательной   деятельности гандболистов   принадлежат   профессору   Е.И.Ивахину   (1969,1971).   По   его данным   к   особенностям   соревновательной   деятельности   в   гандболе относятся:   восприятие   информации   в   условиях   маскировки   и   сложности действий   соперника,   дефицит   пространства   и   времени   для   обработки информации и принятия решения, выполнение принятых решений в условиях активно   противоборствующего   соперника,   постоянно   усугубляющего16 экстремальность   условий.   Все   это   осложняет   для   спортсмена   выполнение специализированных действий, а для исследователя ­ анализ соревновательной деятельности.  Однако   именно   в   спортивных   играх   особенно   актуальной является проблема контроля и оценки соревновательной деятельности. В   настоящее   время   исследования   соревновательной   деятельности гандболистов ведутся, в основном, в двух направлениях: 1) получение   данных   для   создания   модели   соревновательной деятельности в условиях тренировки. 2) получение   данных   о   динамике   показателей   деятельности отдельных игроков с целью контроля эффективности их подготовки. Исследование   соревновательной   деятельности   представляет   большую сложность, чем изучение тренировочного процесса. Вместе с тем (сегодня об этом можно сказать с полной определенностью) наметились пути ее изучения. Это,   в   первую   очередь,   динамическая   биотелерадиометрия,   позволяющая получать   биологическую   информацию.   Подобные   исследования   позволяют уже   моделировать   соревновательные   нагрузки   в   условиях   тренировки, получать более разностороннее представление об изменении физиологических функций   и   двигательной   активности   спортсменов   непосредственно   в   ходе соревнований.   Подобные   исследования   на   гандболистах   впервые   были проведены   В.Я.Игнатьевой   (1982,   1983).  Её  же  работы   (2005)   по исследованию двигательной деятельности с целью моделирования в условиях тренировки содержат сведения о преодолеваемом за игру расстоянии.  В работах В.И. Изаака (1974) и В.Я.Игнатьевой (2008) определено, что показатели двигательной деятельности у гандболистов одной квалификации, но разного амплуа имеют довольно существенные различия. Наблюдения   В.З.   А.Тоуиш   (1991),   А.Я. Овчинниковой (2008)  свидетельствуют о том, что функции, выполняемые в игре, существенно влияют на технико­тактический арсенал спортсменов. В   Бабушкина   (1991),17 своей   работе   автор   исследовала   двигательную   активность   гандболисток различного игрового амплуа с целью установления степени влияния игровых функций на изучаемые параметры.  Второй   путь   изучения   соревновательной   деятельности   соотносится   с регистрцией количественных и качественных характеристик, выполняемых в ходе   технико­тактических   действий.   Такого   рода   анализ   соревновательной деятельности предпринимали К.Ф. Козлова (1972), В.Д.Фоменко (1976), С.И. Дорохов   (1982),   В.П.   Зотов   и   А.И.   Кондратьев   (1982),   Г.И.Стасюлявичус (1983), И.Е.Турчин (1984), В.В.Фойгт (1989), Л.Г. Бухтий с соавторами (1989), Л.А.Латышкевич   с   соавторами   (1989),   Анис   Гамаун   (2011).   Ими   изучался объем соревновательных действий, их результативность.  Особенно   остро   стоит   вопрос   об   оценке   индивидуального   вклада спортсмена в достижение спортивного результата. Применяются различные способы   контроля:   киносъемка,   видеомагнитофонная   запись,   экстренная стенография, протоколирование и др.  Исследователями   В.Я.Игнатьевой   (1983)   выявлены,   например, временные параметры атаки в гандболе, определены наиболее результативные из   них,   которые   длятся   5­10   секунд   и   состоят   из   3­4   передач   мяча. Хронометраж   соревнований   показал,   что   двигательную   деятельность гандболистов в календарных играх можно характеризовать как интервальную работу с чередованием активных фаз деятельности продолжительностью 5­20 секунд, с пассивными фазами ­ 5­20 секунд.  Совсем   немного   работ   посвящено   изучению   тактического   мастерства для создания критериев оценки этого вида подготовленности игроков.   Это работы В.З. Яцыка с соавторами (1986), С.П. Мироновича и А.А. Данилова (1989), О.С.Голуб и А.Г. Мавсесова (1989), И.Н. Шилягиной (1991).  Учет   соревновательной   деятельности   проводят,   используя   различные методы   записи   игровых   действий.   При   этом   специалисты   обычно18 регистрируют те моменты, которые по их мнению представляют наибольший интерес. Так, в гандболе Н.П.Клусов и Г.И.Стаселявичус (1975) записывали соревнования   посредством   символов.   Анализ   условных   обозначений позволяет   судить   о   характере   ошибок,   допущенных   игроками,   учитывать число бросков, способ и место их выполнения. Следует отметить, что такая запись дает очень поверхностное представление о действиях игрока в ходе матча и не отражает качественной стороны выполненных действий. Более   совершенным   является   графический   метод   регистрации К.Ф.Козловой   (1972)   и   С.П.   Мироновича   с   А.А.   Даниловым   (1989), осуществляемый на схеме площадки, с помощью которого можно получить наглядное представление о различных сторонах деятельности игрока во время соревнований.   Преимущество   графической   формы   записи   в   том,   что   есть возможность выявить слабые места команды и игроков не только в технике, но   и   в   тактической   подготовке.   Этот   метод   позволяет   определить   число бросков по ширине и глубине фронта атаки, а также их результативность. Эти данные   могут   служить   ориентирами   при   планировании   учебно­ тренировочного процесса. Полезность   такой   информации   несомненна,   однако   пользуясь   этим методом, исследователь лишен возможности постоянно наблюдать за ходом игры. По мнению Э.Д.Сейтхалилова и А.А.Ривкина (1984), наиболее удачным следует считать тот способ записи игровой деятельности, который отвечает двум   основным   требованиям:   не   отвлекает   внимания   записывающего   и занимает   минимум   времени.   В   этой   связи   авторы   отдают   предпочтение стенографической   записи,   в   ходе   которой   фиксируется   большинство действий, выполняемых игроком. Кроме того, такой метод помогает выявить положительные   и   отрицательные   стороны   в   технической   и   тактической подготовке игроков.19 Наиболее характерными показателями соревновательной деятельности в гандболе, зарегистрированными посредством стенографии являются: объем двигательной деятельности, число и эффективность передач и ловли мяча, выходов,   блокирований,   подстраховок   и   перехватов,   бросков   по   воротам, способ   и   место   их   выполнения,   атак   с   использованием   различных   систем нападения и защиты, и время, затраченное на их выполнение. Следовательно,   стеннограммы   позволяют   регистрировать   многие показатели   соревновательной   деятельности   гандболистов.   Интересно сравнивать   некоторые   из   них.   Например,   по   данным   А.Я.   Овчинниковой (2008)    женщины затрачивают на атаку вдвое меньше времени (13 секунд), чем   мужчины   (27,8   секунд).   Естественно,   что   продолжительность   атак отражается на их качестве. Поэтому женщины угрожают воротам соперника 61 раз, а мужчины ­ только 45. При этом у тех и у других около 90% атак   У   высококвалифицированных проходит   в   позиционном   нападении. гандболисток результативность атак быстрым прорывом составляет 49%, в позиционном нападении ­ 30%, у гандболистов соответственно 66,7 и 44,3%. Таким   образом,   результативность   выполнения   бросков   у   мужчин   при использовании атак с ходу и против организованной защиты в среднем на 15% выше, чем у женщин. Стенограммы   позволяют   получать   разнообразную   информацию   о действиях   игроков,   но   необходимость   регистрации   их   специально подготовленным   наблюдателем   и   дальнейшая   расшифровка   условных обозначений,   Методы   регистрации соревновательной   деятельности   должны   быть   сравнительно   простыми,   затрудняет   их   использование. рекомендуют   В.Я.   Игнатьева   (2005),   А.Я.   Овчинникова   (2008),   давать максимум информации в форме, удобной для последующего анализа, в том числе и на ЭВМ. Экспресс­обработка не должна занимать много времени. В20 связи с этим, наиболее предпочтительной является система записи в заранее разработанный протокол. Н.П.   Клусов   (1975)   предложил   протокол,   в   котором   должны   быть отражены   большинство   приемов,   выполненных   в   соревнованиях.   Такая информация почти не нуждается в обработке. Он рекомендует следующий перечень   игровых   действий,   которые   могут   быть   зарегистрированы   в протокольной форме: ­ положительные действия: перехваты при атаке соперников, овладение мячом в игровых ситуациях, снятие мяча с рук нападающего во время броска, блокирование с последующим перехватом, организация и участие в "отрыве", семиметровый штрафной бросок заработанный в нападении, удаление игрока соперников; ­ отрицательные действия: неточная передача  и ловля  мяча, двойное ведение,   игра   ногой,   пробежка,   остановка   "отрыва",   грубая   защита   ­ семиметровый, удаление игрока; ­ броски по воротам (результативные и нерезультативные): броски из­за линии, броски с коридора, броски с линии и семиметровой штрафной, бросок в прыжке, бросок в опоре, бросок в блок, бросок с потерей мяча. Заслуживают   внимания   также   протоколы,   предлагаемые   для   анализа соревновательной   деятельности   гандболистов   Л.А.   Латышкевичем   с соавторами (1989). По­видимому,  из   всех   перечисленных   методов   записи   игры   наиболее приемлемым   является   последний.   Однако   регистрация   большого   числа действий   создает   значительные   трудности   в   период   наблюдений, последующего   анализа   результатов.   Во   избежание   сложностей   необходимо учитывать   только   те   действия,   которые   в   наибольшей   степени   влияют   на исход   игры.   Выбору   таких   информативных   показателей   было   посвящено специальное исследование А.А. Ривкина с соавторами (1985). По результатам21   авторам   удалось   определить   20   наиболее факторного   анализа, информативных   показателей,   по   которым   целесообразно   регистрировать соревновательную деятельность в гандболе. Вопрос   оценки технико­тактического  мастерства  в  спортивных играх вообще   и   в   гандболе   в   частности,   до   настоящего   времени   остается дискуссионным.   В   тех   случаях,   когда   необходимо   проследить   динамику результатов   одного   игрока   или   сопоставить   достижения   нескольких спортсменов, использовать большое число показателей чрезвычайно сложно. Решение этой задачи, по­видимому, возможно только в том случае, если будет дана интегральная оценка технико­тактического мастерства команды в целом и каждого игрока в отдельности. Н.   П.   Клусов   (1971)   предлагает   коэффициент   полезного   действия, который   отражает   вклад   каждого   игрока   в   командные   достижения   за   I минуту. Автор предлагает игрокам начислять очки: за каждое положительное действие +1, за допущенные ошибки ­ I. Для расчета этого коэффициента необходимо   вначале   определить   разность   между   суммой   положительных   и отрицательных очков, а потом разделить ее на величину сыгранного времени. Несовершенство этого показателя заключается в том, что при его вычислении не учитывается "важность" каждого действия. Указанных недостатков лишен коэффициент эффективности, который может служить интегральной оценкой индивидуальных и командных действий в играх. До недавнего времени в практике он широко не применялся. Это было связано с тем, что не были выявлены ведущие факторы, определяющие   и успешность   выступления   в   соревнованиях,   следовательно,   а, информативные показатели технико­тактического мастерства. Решению этих вопросов было посвящено исследование, проведенное на гандболистах команды высшей лиги А.А.Новиковым и Р.А. Пилояном (1976). Работа проводилась в два этапа. На первом этапе факторный анализ позволил22 определить   информативные   показатели   технико­тактического   мастерства. Затем они получили соответствующие экспертные оценки с учетом сложности каждого действия и его значимости для игры. Второй   этап   предполагал   изучение   динамики   командного   и индивидуального   коэффициента   эффективности   и   разработку   критериев оценок для этих достижений. Известно, что для контроля результативности спортсменов   целесообразно   использовать   только   те   показатели, информативность   которых   доказана.   Исследователями   установлено,   что коэффициент   эффективности   команды   в   значительной   степени   связан   с числом очков, набранных в турах и равен 0,846 (Р<0,05). Этот факт позволяет считать   его   информативным   показателем   соревновательной   деятельности команды. Информативность индивидуальных коэффициентов эффективности, рассчитанная   путем   сопоставления   их   значений   с   экспертными   оценками, оказалась также вполне приемлемой и изменялась в пределах 0,625­0,828 (Р< 0,05).  По   методике   записи   и   анализа   соревновательной   деятельности, разработанной   В.З.   Яцыком,   В.И.   Тхоревым,   Ю.М.   Портновым   (1986), предложены   модели   соревновательной   деятельности   команды   и индивидуальные модели с показателями за I минуту игры В состав модели вошли   усредненные   данные   призеров   первенства   СССР   среди   мужских команд. По   методике   записи   соревновательной   деятельности,   разработанной В.Е.  Гончаренко (1988), ведется запись действий, каждое из которых имеет свою   оценку.   Величины   оценочных   критериев   находятся   в   прямой зависимости  от  класса  спортсменов  и  не  зависят  от  выполняемой  игровой функции   в   команде.   Эти   величины   могут   быть   выше   или   ниже   и обуславливаются   степенью   подготовленности   игроков   и   команды   в   целом, активностью   и   классом   противоборствующей   команды,   а   также   уровнем23 требований, предъявляемых тренером к своим подопечным. Основываясь на индивидуальных оценочных величинах эффективности игровой деятельности гандболистов, можно вывести оценочные нормативы для команды в целом и использовать их в процессе планирования и управления подготовкой команды к соревнованиям. Для контроля соревновательной деятельности в игровых видах спорта можно   использовать   и   технические   средства,   предлагает   Л.П.   Айрапетянц (1991).   Регистрация   игры   на   видеомагнитофон   и   обработка   видеозаписи (монтаж   пленки   с  выделением   узловых   компонентов   игры,  систематизация достоинств и недостатков) дополняет экспертную оценку тренера и позволяет объективизировать последующий анализ игры. Таким образом, анализ литературы, посвященной проблеме регистрации и   оценки   соревновательной   деятельности   гандболистов,   показал,   что   в настоящее время не существует единой точки зрения по данной проблеме, отсутствуют   данные,   касающиеся   использования   информации,   получаемой при   регистрации   игровой   деятельности,   непосредственно   в   ходе   игры,   в оперативном управлении командой.24 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования Для   решения   поставленной   цели   были   сформулированы   следующие задачи: 1. Исследовать содержание соревновательной деятельности в играх Чемпионата   Мира   сборной   молодежной   команды   девушек   1996   года рождения. 2. Исследовать содержание соревновательной деятельности в играх Чемпионата   Европы   сборной   молодежной   команды   девушек   1996   года рождения. 3. Выявить особенности применения приемов игры в соревнованиях различной квалификации. 2.2. Методы исследования Для   решения   поставленных   задач   применяли   следующие   методы исследования. 1. Изучение литературных источников. 2. Съемка и анализ соревновательной деятельности команд. 3. Обработка результатов соревновательной деятельности.  4. Математические методы. Методы математической статистики При   обработке   полученных   данных   применялись   методы математической   статистики,   рекомендуемые   для   педагогических исследований   рядом   авторов.   Определялись   следующие   параметры:   Х   ­25 среднее арифметическое,  ­ среднее квадратическое отклонение, m ­ ошибка среднего   квадратического   отклонения,   p   ­   достоверность   среднего арифметического.     Достоверность   различий   средних   определялась   по   t   ­ критерию Стьюдента. Предельно допустимым уровнем достоверности считали p  0,05.  2.3. Организация исследования На первом этапе провели изучение и подбор литературы по проблеме исследования   и   съемку   соревновательной   деятельности   сборной   команды России девушек 1996 года рождения в Польских городах Гдыне и Гданьске на Чемпионате Европы 2013. Игры снимались с трибуны на видеокамера canon legria hf r506. На   втором   этапе   провели   съемку   соревновательной   деятельности сборной команды России девушек 1996 в процессе Чемпионата Мира 2014 на трибунах в Македонских городов Скопье, Охрид и Струмица видеокамерой sony HDR­CX405 Handycam. На третьем этапе проводили обработку материала полученных данных и протоколов записи соревновательной деятельности сборной России. В исследовании приняли участие молодежные сборные команды России девушек 1996 года рождения. Данные о применении приемов в соревнованиях получили,   обработав   протоколы   записи   соревновательной   деятельности сборной России. Всего было обработано 7 игр сборной команды в Чемпионате Мира 2014 и 7 игр в Чемпионате Европы 2013. В их составе находились 42 игрока. За два года поменяли состав команды 2 гандболистки  (4%).26 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1. Показатели соревновательной деятельности гандболисток  в соревнованиях Чемпионата Мира В   таблице   1   представлены   показатели  количества   бросков, выполняемой   сборной   командой   России   девушек   1996   года   рождения   в   а   рисунок   1 соревновательной   деятельности   Чемпионата   Мира, демонстрирует соотношение разных способов броска. Таблица 1 ­ Показатели количества бросков в соревновательной деятельности сборной команды России на Чемпионате Мира Показатели Бросок хлестом в  опорном положении  Бросок хлестом в  падении  Бросок хлестом в  прыжке  Бросок толчком в  прыжке  Бросок 7 метров  хлестом в опорном  положении Всего бросков М±α М±α М±α М±α М±α M Общее количество,  n =7 88 72 206 14 29 409 Соотношен ие,  % 22 17 51 3 7 Количество бросков в одной игре 12,6±4,8 10,3±5,2 29,4±3,5 2,8±2,4 4,2±1,9 59,3 Всего   командой   гандболисток   России   было   совершено   в   играх   409 бросков.  Больше   всего   бросков  – 51%   гандболистки   выполняли   в  прыжке хлестом. В процессе семи игр они выполнили 206 бросков таким способом. В каждой игре гандболистки пользовались таким броском для поражения ворот не более 29,4 раза. В процессе всего периода соревнований броски в опорном положении хлестом   были выполнены 88 раз (22%), а хлестом в падении 72 раза (17%).27   Совсем незначительное количество бросков во всех играх   девушки применили способом толчком в прыжке (14 раз),   это составило всего 3%. Все штрафные   броски,   а   их   было   всего  29,   были   выполнены   с   позиции  7   м   в опорном положении хлестом ­ 7%. Рисунок 1 – Соотношение количества разных способов броска в соревновательной деятельности гандболисток на Чемпионате Мира  В   таблице   2   представлены  показатели  количества   передач   мяча, выполняемой   сборной   командой   России   в   соревновательной   деятельности Чемпионата Мира, а рисунок 2 демонстрирует соотношение разных способов передачи мяча.  В процессе всех игр было выполнено 4579 передач по 659,72 передачи на одну игру. Больше всего передач мяча было выполнено гандболистками в опорном положении хлестом – 66%. Значительное количество передач было выполнено хлестом в опорном положении с отскоком и в опорном положении с отскоком кистью – по 16 %. Совсем незначительное количество передач девушки производили другими способами.28 На рисунке мы не стали отображать эти малые величины, включив их в значения подобных способов передач.  Таблица 2 ­ Показатели количества передач в соревновательной деятельности сборной команды  России на Чемпионате Мира Показатели Передача хлестом  прямая в опорном  положении Передача хлестом с  отскоком в опорном положении  Передача хлестом  прямая в прыжке  Передача кистевая  прямая в опорном  положении Передача кистевая с отскоком в опорном положении  Передача толчком в  опорном положении Всего передач М±α М±α М±α М±α М±α М±α М Количество передач, всего Количество передач в одной игре Соотноше ние,  % 3011 430,14±118,38 758 26 726 9 46 108,28±39,4 4,3±2,58 103,7±46,86 1,8±1,3 11,5±11,47 4579 659,72 66 16 0,7 16 0,3 129 Рисунок 2 – Соотношение количества разных способов передачи мяча у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Мира  В   таблице   3   представлены  показатели  количества   ведения   мяча, защитных   и   ошибочных   действий  команды   России  в   соревновательной деятельности Чемпионата Мира.  Таблица 3 ­ Показатели количества ведений мяча, защитных и ошибочных действий в соревновательной деятельности сборной команды Показатели России  на Чемпионате Мира Количество в одной игре Общее количество, n =7  Ведение мяча М±α Ведение одноударное Ведение многоударное М±α M Всего ведений мяча 933 114 1047 133,29±48,65 16,29±4,61 149,58 Защитные действия Соотношение ,  % 89 11 67 10 23 69 31 25,71±10,37 4,14±1,57 8,71±4,14 38,56 9,43±3,9 4,29±2,14 13,72 Блокирование игрока Блокирования мяча Перехват Всего действий М±α М±α М±α M Ошибочные действия 180 29 61 270 Потеря мяча Пробежка Всего ошибок М±α М±α M 66 30 96 В основном гандболистки выполняли одноударное ведение мяча, за все игры 933 раз – 89% и только 11 % многоударное. Из ошибочных действий 66 раз   ­   69%   пришлось   на   потери   мяча   и   31%   составили   пробежки.   При выполнении   защитных   действий   чаще   всего   гандболистки   использовали блокирование   игрока   180   раз   –   67%,   совершили   23%   перехватов   мяча   и только в 10% случаев сумели заблокировать летящий мяч.30 Рисунки 3, 4 и 5 демонстрируют соотношение разных способов ведения  мяча, защитных действий и ошибочных действий. Рисунок 3 – Соотношение количества разных способов ведения мяча у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Мира31 Рисунок 4 – Соотношение количества защитных действий у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Мира  Рисунок 5 – Соотношение количества ошибочных действий у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Мира  3.2. Показатели соревновательной деятельности гандболисток  в Чемпионате Европы В   таблице   4   представлены   показатели  количества   бросков, выполняемой   сборной   командой   России   девушек   1996   года   рождения   в соревновательной   деятельности   Чемпионата   Европы,   а   рисунок   6 демонстрирует соотношение разных способов броска.  Больше   всего   бросков  гандболистки   выполняли   в  прыжке   хлестом  – 49%. За семь игр они выполнили 200 раз броски таким способом, а в каждой игре – не более 28,6 раз. Значительное количество бросков было выполнено хлестом в опорном положении (122 раза) – 31% и хлестом в падении (59 раз) –32 14%.   Совсем   незначительное   количество   бросков     (9   раза   во   всех   играх) девушки   применили   способом   толчком   в   прыжке   –   это   всего   2%.   Все штрафные   броски   с   позиции   7   м   были   выполнены   в   опорном   положении хлестом 18 раз ­ 4%. Таблица 4 ­ Показатели количества бросков в соревновательной деятельности сборной команды России на Чемпионате Европы Показатели Бросок хлестом в  опорном положении  Бросок хлестом в  падении  Бросок хлестом в  прыжке  Бросок толчком в  прыжке  Бросок 7 метров  хлестом в опорном  Всего бросков М±α М±α М±α М±α М±α М Общее Количество Соотношен количество,  бросков в одной n =7 122 59 200 9 18 408 игре 17,4±6,4 8,4±1,7 28,6±7,5 1,8±0,8 2,6±2,4 58,8 ие,  % 31 14 49 2 433 Рисунок 6 – Соотношение количества разных способов броска в соревновательной деятельности гандболисток на Чемпионате Европы  В   таблице   5   представлены  показатели  количества   передач   мяча, выполняемой   сборной   командой   России   девушек   1996   года   рождения   в соревновательной   деятельности   Чемпионата   Европы,   а   рисунок   7 демонстрирует соотношение разных способов передачи мяча. Таблица 5 ­ Показатели количества передач в соревновательной деятельности Чемпионата Европы у сборной команды  России Показатели Передача хлестом  прямая в опорном  положении Передача хлестом с  отскоком в опорном положении  Передача хлестом  прямая в прыжке  Передача кистевая  прямая в опорном  положении  Передача кистевая с отскоком в опорном положении Передача толчком в  опорном положении Всего передач М±α М±α М±α М±α М±α М±α М Количество передач Количество в одной игре 2965 423,57±125,12 1040 148,57±48,3 13 642 16 35 4715 1,8±0,69 91,7±21,7 4±3,2 7±4,52 646,64 Соотноше ние,  % 63 22 0,3 14 0,3 0,7 Всего в соревнованиях команда России выполнила 4715 передач, а на одну игру пришлось 646,64 передачи. Больше всего передач  мяча (423,57) было   выполнено   гандболистками   в   опорном   положении   хлестом   –   63%. Значительное количество передач (1040) было выполнено хлестом в опорном положении с отскоком – 22% и в опорном положении с отскоком кистью – по34 14   %.   Совсем   незначительное   количество   передач   девушки   производили другими способами.  На   рисунке   соотношения   разного   способа   передач   мы   не   стали отображать эти малые величины, включив их в значения подобных способов передачи. Рисунок 7 – Соотношение количества разных способов передачи мяча у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Европы  В   таблице   6   представлены  показатели  количества   ведения   мяча, защитных   и   ошибочных   действий  команды   России   девушек   1996   года рождения в соревновательной деятельности Чемпионата Европы, а рисунки 7, 8 и 9  демонстрируют соотношение этих показателей.  В процессе семи игр ведение мяча было выполнено 851 раз. В основном гандболистки выполняли одноударное ведение мяча – 87% и только   13% многоударное. При этом в одной игре гандболистки совершали ведение  более 105 раз одноударное и всего 15 раз многоударное. При   выполнении   защитных   действий   чаще   всего   гандболистки использовали блокирование игрока – 64%, совершили 26% перехватов мяча и только в 10 % случаев сумели заблокировать летящий мяч. А на одну игру пришлось 24,5 блокирования игрока и 5,6 мяча, 10,4 перехватов мяча.35 Из ошибочных действий 84% (60 раз) пришлось на потери мяча и 16% составили пробежки. Таблица 6 ­ Показатели количества ведений мяча, защитных и ошибочных действий в Чемпионате Европы у сборной команды России Показатели Общее количество,  Количество в одной игре Соотноше ние,  % n =7  Ведение мяча 741 110 851 М±α М±α M Защитные действия 172 28 73 273 М±α М±α М±α M Ошибочные действия М±α М±α M 60 11 71 Ведение одноударное Ведение многоударное Всего ведений мяча Блокирование игрока Блокирования мяча Перехват Всего действий Потеря мяча Пробежка Всего ошибок 105,85±17,9 15,7±8,7 120,55 24,57±13,56 5,6±1,2 10,4±4,69 40,57 8,57±4,3 1,8±0,4 10,37 87 13 64 10 26 84 1636 Рисунок 7 – Соотношение количества ведений у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Европы   Рисунок 8 – Соотношение количества защитных действий у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Европы37 Рисунок 9 – Соотношение количества ошибочных действий у гандболисток в соревновательной деятельности Чемпионата Европы38 3.3. Показатели соревновательной деятельности гандболисток в Чемпионате Мира и Европы В нашу задачу входило сравнение результатов соревновательной деятельности   команды   в   чемпионатах   различной   квалификации   и   с промежутком в годичный цикл подготовки. Данные применения броска представлены в таблице 7, а их соотношение на рисунке 10. Таблица 7 ­ Показатели количества бросков в соревновательной деятельности сборной команды России на Чемпионате Мира и Европы Показатели Бросок хлестом в  опорном положении  Бросок хлестом в  падении  Бросок хлестом в  прыжке  Бросок толчком в  прыжке  Бросок 7 метров  хлестом в опорном  положении Всего бросков СД  Мира СД Европы 12,6±4,8 17,4±6,4 10,3±5,2 8,4±1,7 29,4±3,5 28,6±7,5 2,8±2,4 1,8±0,8 4,2±1,9 2,6±2,4 М±α М±α М±α М±α М±α M 59,3 58,8 Разница кол­ва в 1 игре +4,8 ­1,9 ­0,8 ­1,0 ­1,6 ­0,5 t,р ˂ ˃ ˃ ˃ 0,01 0,05 0,05 0,05 ˃ 0,05 Обращает на себя внимание то, что в  Чемпионате Мира и Чемпионате Европы общее количество бросков не имеет различий. Достоверная разница ˂ ( 0,01)   наблюдается в количестве применения способа хлестом в опорном положении. Это свидетельствует о большой избирательности игроков ЧМ, т.к. таким броском легче обыграть защитника и вратаря.39 Рисунок 10 – Соотношение показателей разных способов броска в соревновательной деятельности гандболисток в ЧМ и ЧЕ Данные   применения   передачи   в   соревновательной   деятельности разных чемпионатов представлены в таблице 8, а соотношение разных способов показано на рисунке 11. Рисунок 11 ­ Соотношение показателей разных способов передачи в соревновательной деятельности гандболисток в ЧМ и ЧЕ40 Таблица 8 ­ Показатели количества передач в соревновательной деятельности Чемпионата Мира и Чемпионата Европы у сборной команды Показатели Передача хлестом  прямая в опорном  положении Передача хлестом с  отскоком в опорном положении  Передача хлестом  прямая в прыжке  Передача кистевая  прямая в опорном  положении  Передача кистевая с отскоком в опорном положении Передача толчком в  опорном положении Всего передач России  СД  Мира СД  Европы Разница, кол­во р М±α 430,14±118,38 423,57±125,12 ­6,57 М±α М±α М±α М±α М±α М 108,28±39,4 148,57±48,3 +40,29 4,3±2,58 1,8±0,69 103,7±46,86 91,7±21,7 1,8±1,3 4±3,2 11,5±11,47 659,72 7±4,52 646,64 ­2,5 ­12 +2,2 ­4,5 ­13,08 ˃ 0,05 ˂ 0,05 ˂ 0,05 ˃ 0,05 ˃ 0,05 ˃ ˃ 0,05 0,05 Общее количество передач в одной игре  в соревнованиях разного ранга   у   гандболисток   не   имело   различий   (659,7   и   646,6).   Однако   по качеству   их   действия   отличались.   В   Чемпионате   Европы   спортсменки достоверно   ( 0,05)   чаще   применяли   передачу   с   отскоком   в   опорном ˂ положении. Это более рискованная для перехвата защитниками передача, но   позволяющая   взаимодействовать   партнерам   в   значительно уплотненной ситуации игроков. В таблице 9 представлены данные применения ведений мяча,  защитных действий и совершенных ошибочных действий в чемпионатах41 разной квалификации, а соотношение разных способов применения на  рисунках 12, 13 и 14. Таблица 9 ­ Показатели количества ведения мяча, защитных и ошибочных действий в соревновательной деятельности у сборной команды России  в Чемпионатах Мира и Европы Показатели СД Мира СД Европы Разни ца кол­ва М±α Ведение одноударное Ведение многоударное М±α ± М Всего ведений мяча Ведение мяча 133,29±48,65 16,29±4,61 149,58 105,85±17,9 ­27,44 ­0,59 ­29,03 15,7±8,7 120,55 Блокирование игрока Блокирования мяча Перехват Всего действий Потеря мяча Пробежка Всего ошибок Защитные действия 25,71±10,37 4,14±1,57 8,71±4,14 М±α М±α М М±α М М М Ошибочные действия 38,56 М±α М±α М М М 9,43±3,9 4,29±2,14 13,72 24,57±13,56 5,6±1,2 10,4±4,69 40,57 8,57±4,3 1,8±0,4 10,37 ­1,14 +1,46 +1,69 +2,01 ­0,86 ­2,49 ­3,35 р ˂ ˃ 0,01 0,05 ˃ ˃ ˃ 0,05 0,05 0,05 ˃ ˂ 0,05 0,05 В играх чемпионата мира гандболистки чаще применяли одноударное ведение мяча, различия достоверны ( 0,01). Многоударное ведение, которое ˂ позволяет   передвигаться   с   мячом   по   площадке,   происходило   у   команд одинаково по частоте. Блокирование мяча и перехват мяча лучше удавались гандболисткам в играх   чемпионата   Европы,   однако   различия   показателей   не   имеют достоверных различий ( 0,05) ˃   В Чемпионате Европы команда меньше совершала ошибок с потерей мяча, чем в Чемпионате Мира, различия не достоверны ( 0,05).   А   вот ˃42 пробежек на соревнованиях более высокого ранга было совершено достоверно ˂ ( 0,05) больше. Рисунок 12 ­ Соотношение показателей разных способов ведения мяча в соревновательной деятельности гандболисток в ЧМ и ЧЕ .43 Рисунок 13 ­ Соотношение показателей разных способов защитных действий у гандболисток в соревновательной деятельности ЧМ и ЧЕ  Рисунок 14 ­ Соотношение показателей разных способов ошибочных действий у гандболисток в соревновательной деятельности ЧМ и ЧЕ На основе полученных данных составили модель соревновательной деятельности юниорской сборной команды гандболисток России Показатели Чемпионат  Мира Чемпионат Европы Бросок хлестом в опорном  положении  Передача хлестом прямая в  опорном положении Передача хлестом с отскоком в опорном положении Передача кистевая прямая в  опорном положении Ведение одноударное Ведение многоударное Блокирование игрока Блокирования мяча Перехват Потеря мяча 12,6 430,14 108,28 103,7 133,29 16,29 25,71 4,14 8,71 9,43 17,4 423,57 148,57 91,7 105,85 15,7 10,37 5,6 10,4 8,5744 Пробежка 4,29 1,8 ВЫВОДЫ 1. Сборной командой гандболисток России в Чемпионате мира было совершено   в   каждой   игре   59   бросков.   Больше   всего   бросков   –   51% гандболистки   выполняли   в   прыжке   хлестом.   В     каждой   игре   22% гандболистки пользовались броском в опорном положении хлестом, а хлестом в  падении 17%.  Совсем   незначительное  количество   бросков  во   всех   играх девушки применили способом толчком в 3%. Все штрафные броски ­ 7% были выполнены в опорном положении хлестом. 2. В процессе всех игр Чемпионата Мира было выполнено в среднем 659   передач     в   каждой   игре.   Больше   всего   –   65%   передач   мяча   было выполнено гандболистками в опорном положении хлестом,   16 % хлестом в опорном положении с отскоком и 16 % в опорном положении с отскоком кистью.  3. В   соревнованиях   Чемпионата   Мира   гандболистки   выполнили   в каждой   игре   133   раза   –   89%   одноударное   ведение   мяча   и   только     11   % многоударное. При выполнении защитных действий чаще всего гандболистки использовали блокирование игрока – 67%, совершили 23% перехватов мяча и только   в  10%   случаев   сумели   заблокировать   летящий   мяч.   Из   ошибочных действий 69% пришлось на потери мяча и 31% составили пробежки. 4. В   играх   Чемпионата   Европы   49%   бросков   гандболистки выполняли   в   прыжке   хлестом.   31%   бросков   было   выполнено   хлестом   в опорном   положении   и   14%.   хлестом   в   падении.     Совсем   незначительное количество бросков  ­ 2% девушки применили способом толчком в прыжке. Все штрафные броски с позиции 7 м были выполнены в опорном положении хлестом ­ 4%45 5. В играх Чемпионата Европы команда России выполнила  передач 888, а на одну игру пришлось 677 передачи. Больше всего передач мяча ­ 63% было выполнено гандболистками в опорном положении хлестом. 22% передач было выполнено хлестом в опорном положении с отскоком и 14 % в опорном положении кистью с отскоком.  6. В процессе семи игр Чемпионата Европы ведение мяча в одной игре   было   выполнено   105   раз.   В   основном   гандболистки   выполняли одноударное   ведение   мяча   –   87%   и   только     13%   многоударное.   При выполнении   защитных   действий   чаще   всего   гандболистки   использовали блокирование игрока – 64%, совершили 26% перехватов мяча и только в 10 % случаев   сумели   заблокировать   летящий   мяч.  Из   ошибочных   действий  84% пришлось на потери мяча и 16% составили пробежки. 7. С   соревнованиях   Чемпионата   Мира   и   Чемпионата   Европы общее количество бросков у сборной команды гандболисток России не имело достоверных различий. Достоверная разница ( 0,01) ˂  наблюдается в количестве применения способа броска хлестом в опорном положении. Это свидетельствует о большей избирательности игроков­ участников ЧМ, т.к. таким броском легче обыграть защитника и вратаря. 8. Применение передачи в соревнованиях разного ранга имеет некоторые   отличия.   В   играх   Чемпионата   Европы   гандболистки   чаще использовали передвчу с отскоком от площадки, рискуя перехватом мяча. В Чемпионате  Мира достоверно превосходили более надежные прямые передачи. 9. ˂ В   играх   чемпионата   мира   гандболистки   чаще   применяют Блокирование одноударное ведение мяча ( 0,01), не рискуя перехватом мяча.  мяча и перехват мяча лучше удавались гандболисткам в играх чемпионата Европы, однако различия показателей не достоверны ( 0,05). ˃46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айрапетянц,   Л.Р.,   Годик   М.А.   Спортивные   игры   /   Л.Р. Айрапетянц, М.А. Годик. ­ Ташкент: Изд­во Ибн Сины,1991. ­ 156 с. 2. Аксенов,   Е.М.   Совершенствование   тактического   мастерства   / Е.М. Аксенов, А.А. Тер­Ованесян, И.А. Тер­Ованесян // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С.124­136. 3. Алексеев,   Ж.Б.   Особенности   интеллектуальной   деятельности   в спортивных   играх   /   Ж.Б.Алексеев,   Л.К.   Серова   //   Теория   и   практика физ.культуры.­1998. ­ №8.­ С.63. 4. Ализар,   Т.А.   Индивидуализация   подготовки   гандболисток вратарей высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук; Ализар Татьяна Адамовна. ­ М., РГУФКСМиТ, 2011. ­ 20с. 5. Бабушкин,   В.З.   Специализация   в   спортивных   играх   /   В.З. Бабушкин.­ Киев: Здоровья,1991.­164с.  6. Бухтий,   Динамика   регистрируемых   показателей соревновательной   деятельности   гандболисток   в   различных   фазах   Л.Г. специфического   биологического   ритма   женщины   /   Л.Г.   Бухтий,   А.Р. Радзиевский, А.В. Паневин //Управление подготовкой спортсменов высокой квалификации   в   спортивных   играх:   Сб.науч.трудов.­Киев:   КГИФК,   1989.­ С.81­90. 7.   А. Гамаун,   Эффективность   атакующих   действий   в соревновательной   деятельности   гандболистов:  Автореф.   дис.   ...   канд.   пед. наук; Гамаун Абдель. ­ М.,РГУФКСМиТ, 2010.­25с. 8. Голуб, О.С. Анализ результатов выступления детско­юношеских команд по гандболу / О.С. Голуб, А.Г. Мовсесов // Спортивные и подвижные игры   в   современном   физкультурном   движении:   Матер,науч.­практич.47 конференции,   посвященной   70­летию   образования   БССР   и   Компартии Белоруссии .­Шнек : БГОИЖ, 1989 .­С. 96­98. 9. Гончаренко, В.Е.  Методики комплексной оценки эффективности игровой деятельности / В.Е. Гончаренко //Теория и практика физ.культуры.­ 1988.­№8.­ С.42­44. 10. Дорохов,   С.И.   Частота   применения   различных   бросков   мяча   в ворота   в   гандболе   игроками   команд   различной   квалификации   /   С.И. Дорохов   //   Научные   основы   физ.воспитания   и   спорта:   Сборник   научных трудов. ­ Л.:ГДОИФК, I982.­ C.119­120. 11. Золотарев,     А.П.   Возможности   организации   содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе //Теория и практика физ.культуры.­1997. ­ №2.­ С.42. 12. Зотов,   В.П.   Моделирование   подготовки   гандболистов   высокой квалификации / В.П.Зотов, А.И.Кондратьев. ­ Киев: Здоровья, 1982. ­ 128с. 13. Ивахин,   Е.И,   и   др.   К   вопросу   изучения   игровой   деятельности гандболиста,­ Киев, 1969,­43с. 14. Ивахин, Е.И. Гандбол: Сборник науч.трудов / Е.И.Ивахин, Л.Н. Хомутов, Л.А. Латышкевич // Киевский гос,ин­т физ.культуры. ­ Киев,1971.­ 93с. 15. Игнатьева,   В.Я.   Гандбол.   Учебное   пособие   для   ин­тов   физ. Культуры / В.Я. Игнатьева. ­ М.: Физкультура и спорт,1983.­ 200с. 16. Игнатьева В.Я. гандбол. Учебник для ин­тов физ. культуры / В.Я. Игнатьева. – М., Физическая культура, 2008.­ 375 с. 17. Игнатьева,   В.Я.   Подготовка   гандболистов   на   этапе   высшего спортивного мастерства / В.Я. Игнатьева и др. – М., Физическая культура, 2005. – 200с.48 18. Игнатьева,   В.Я.   Оценка   соревновательной   и   тренировочной двигательной деятельности гандболистов высших разрядов: Автореф. дис. ... канд.пед.наук; Игнатьева Валентина Яковлевна. ­ М., ГЦОЛИФК, 1983.­23с. 19. Изаак,   В.И.   Оценка   уровня   технической   подготовленности гандболистов   по   результатам   исследования   их   игровой   деятельности //Матер.1У   республиканской   науч.конф.   и   УШ   пед.   чтений   по   вопросам физ.воспитания детей и молодежи.­Ташкент,1974.­Вып.2.­С.17­22. 20. Келлер,     В.С.   Соревновательная   деятельность   в   системе спортивной   подготовки   /   В.С.   Келлер   //   Современная   система   спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С.41­50. 21. Клусов, Н.П. Тренировка гандболиста /Сост. Н.П. Клусов. ­ М.: Физкультура и спорт, 1975. ­ 208с. 22. Козлова,   Характеристика   игровой   деятельности гандболисток / К.Ф. Козлова // Сборник по вопросам высшего спортивного   К.Ф. мастерства. ­ Л., 1972. ­ C.44­50. 23. Корягин, В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболист   тов:   Автореф.   дис.   …   доктора   пед.   наук;   Корягин   Виктор Михайлович. – М., ВНИИФК, 1994. – 50 с. 24. Красников, А.А. Соревновательная деятельность и ее структура / Методологические аспекты теории спорта; Сб. научных статей / Каз. ИФК. – Алма­Ата, 1992. – С. 33­41. 25. Латышкевич,   Л.А.  Анализ   соревновательной   деятельности женских клубных команд в Чемпионате СССР по гандболу 1985­1988 г.г. / Л.А. Латышкевич, Л.Г.Бухтий, А.В. Паневин //Спортивные и подвижные игры в современном физкультурном движении.  ­ Минск: БГОМФК,1989. ­ С.103­ 104. 26. Латышкевич,   Л.А.   Техническая   и   тактическая   подготовка гандболистов / Л.А. Латышкевич, Л.Р. Маневич. ­ Киев: 3доров•я,1981. ­ 176с.49 27. Латышкевич,   Л.А.   Гандбол.   /   Л.А.Латышкевич,   И.Е.Турчин, Л.Р.Маневич. ­ Киев: Высш.школа. Головное изд­во, 1988. ­ 199с. 28. Латышкевич,   Л.А.   Современные   тенденции   развития   клубного мужского гандбола / Л.А. Латышкевич, В.В. Фойгт, Ф.Л. Лебедь //Спортивные и   подвижные   игры   в   современном   физкультурном   движении.   ­   Минск: БГОИФК, 1989. – С.105­106. 29. Макаров,   Ю.М.   Текущий   контроль   как   основа   управления подготовкой   квалифицированных   гандболистов   /   Ю.М.   Макаров   // Программирование   учебно­тренировочного   процесса   в   спортивных   играх: Сборник науч.трудов. ­ Л.: ГДОИФК,1988. ­С.28­37. 30. Матвеев,   Л.П.   Модельно­целевой   подход     к   построению спортивной подготовки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ.культуры, 2000. ­ №2.­ С.28­37. ­ №3. – С.28­37 31. Матвеев,   Л.П.   Спортивная   ориентация   и   постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена: учебное пособие. М.,РГАФК, 1995. – 39 с. 32. Миронович,   С.П.   Современные   тенденции   развития   мужского гандбола / С.П. Миронович, А.А. Данилов //Спортивные и подвижные игры в современном спортивном движении. ­ Минск: ЕГОМФК,1989.­С.108­109. 33. Новиков,   А.А.   Некоторые   пути   повышения   эффективности спортивной   науки   /   А.А.   Новиков,   Р.А.   Пилоян   //Теория   и   практика физической культуры. – 1976. ­ №2. ­ С.44­48. 34. Овчинникова А.Я. Построение подготовки гандболисток высокой квалификации   на   основе   контроля   соревновательной   деятельности: Автореф.дис. ... канд. пед. наук; Овчинникова Алия Якубовна; М., РГСУ. ­ 25с.50 35. Платонов,   В.Н.   Общая   теория   подготвки   спортсменов   в олимпийском спорта / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с. 36.   Платонов,   В.Н.   Основные   стороны   спортивной   тренировки   и структуры   подготовленности   спортсменов   //   Современная   система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С. 80­92. 37. Портнов   Ю.М. ­ соревновательным процессом в спортивных играх. – М.:  VIR  Print, 1995, ­   Основы   управления   тренировочно   200с. 38. Портных,   Ю.И.   Спортивные   игры   и   методика   преподавания: Учебник для пед фак. ин­тов физ. культуры. – М., Физкультура и спорт, 1986. ­320 с.  39. Ривкин,   А.А.   Подготовка   гандболиста.   Методическое   пособие /А.А.Ривкин, Э.А. Сейтхалилов, В.И. Изаак и др. ­ Ташкент: Медицина, 1985.­ 156с. 40. Сейтхалилов,   Э.А.   Гандболист   в   игре   и   на   тренировке   / Сейтхалилов Э.А., Ривкин А.А.  ­ Ташкент: Медицина,1984.  ­ 95с. 41. Семкин,   А.А.   Физиологическая   характеристика   различных   по структуре движения видов спорта. / А.А. Семкин. – Минск: Полымя, 1992. – 190 с. 42. Стасюлявичус,   Г.И.   Изменение   показателей   эффективности игровой деятельности в зависимости от использования различных программ тренировочных   воздействий:   Автореф.дис.   ...   канд.пед.наук;   Стасюлявичус Гинта.; ­ Киев, 1983. ­ 23 с. 43.   И.Е. Турчин,   Оптимизация   тренировочного   процесса гандболисток высокой квалификации на заключительном этапе подготовки к основным соревнованиям: Автореф. дис. ... канд. пед. наук; Турчин Игорь Евдокимович. ­ Киев,1984.­24с.51 44. Тхорев,   В.И.   Пути   повышения   эффективности   индивидуальных тактических действий гандболистов в нападении: Автореф.дис. ... канд. пед. наук; Тхорев Василий Иванович. ­ Л., 1984. ­ 22с. 45. Тхорев, В.И.          Автореф.   дис.  ...   доктора   пед.   наук;   Тхорев Василий Иванович. ­ Л., 1999. ­ 42с. 46. Удилов Г.Г. Технология комплектования женских команд высшей квалификации по хоккею на траве: Автореф.дис. ... канд.пед.наук; Удилов Григорий Григорьевич; ­ Малаховка, 1999. ­ 23 с. 47. Федотова   Е.В.   Сравнительный   анализ   игровой   двигательной активности высококвалифицированных хоккеисток на траве разных игровых амплуа // на пути к сиднею; Сб. науч. Трудов / Под ред. Прилуцкого П.М. и др. – Минск, НИИ ФКиС, 2000. – вып. 2. – С.129­131. 48. Фойгт, В.В. Структура атакующей деятельности и ее влияние на результативность нападения против организованной защиты в гандболе / В.В. Фойгт   //Спортивные   и   подвижные   игры   в   современном   физкультурном движении. ­ Минск: БГОИФК, I989.­С.111­112. 49. Фоменко,   В.Д.   Исследование   некоторых   путей   повышения эффективности атакующих действий у гандболистов высокой квалификации: Автореф. дис ... канд. пед. наук; Фоменко Виктор Дмитриевич. ­ Л.,1972. ­ 21с. 50. Футбол: Система нормативных шкал для оценки индивидуальных и   общекомандных   показателей   соревновательной   деятельности квалифицированных   спортсменов:   учеб.­метод.   пособие   /   КГАФК.   – Краснодар, 1994. – 35 с. 51. Шелягина,   И.Н.  Контроль   и   совершенствование   тактической подготовки  квалифицированных  гандболистов:   Автореф. дис. ...  канд. пед. нау; Шелягина Ирина Николаевна. ­ М.,ВНИИФК, 1991. ­ 21с.52 52. Шестаков,   М   П.   Моделирование   тактической   подготовки   в спортивных   играх   /   М.П.   Шестаков,   В.М.   Зубков   //   Моделирование спортивной   деятельности   в   исскуственно   созданной   среде   (стенды, тренажеры, имитаторы). – М.: ФОН, 1999. – С.162­165.  53. Шустин,   Б.Н.   Модельные   характеристики   соревновательной деятельности // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С.50­73.  54. Яцек,   В.З.   Соревновательные   модели   гандболистов   высокого класса / В.З. Яцык, В.И. Тхорев, Ю.М. Портнов // Теория и практика физ. культуры.  ­ 1986. ­ №8. ­ С. 11­13.  55. Laing, J. Gross training for hockey. Sports сoach. Vol: 16,3 (Juli/Sept) 1993.p 39­42.53 Исполнитель выпускной  квалификационной работы студент РГУФКСМиТ  _________________________ Серегин А.М. Научный руководитель ________________________ Игнатьева В.Я. Зав. кафедрой ТиМ гандбола  ___________________ Жийяр М.В. Дата защиты    «      » ______________2015 год Оценка за работу _____________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии ________________________