Хакимьянова Ирина Викторовна, учитель начальных
классов МБОУ «СОШ №9»
І. Организационно деятельностные
Реализация принципа новизны материала:
аспекты урока
Постановка и организация Использование нетрадиционных форм урока
разрешения проблемных ситуаций, (диспут, деловая игра, конференции, защита проектов)
проблемное изложение знаний
І. Организационно деятельностные
аспекты урока
Открытие неизвестного в известном:
преобладание на уроке учебных заданий творческого
характера.
(проведение экспериментов)
(сочинение сказок, рассказов, стихотворений, загадок)
(составление страницы энциклопедии)
ІІ. Создание условий для развития
субъектной позиции учеников
Развитие активности учащихся в учебной
деятельности с использованием элементов ТРИЗ.
«Уроки творчества»
по ТРИЗ
Решение творческих задач на уроках чтения
Составление творческих задач по тексту произведений
и решение их с помощью противоречий
Составление творческой задачи
Настоящий слон живой сидит в клетке, зоопарке.
«Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
Алгоритм решения противоречий:
1. Определите проблемную систему.
Слону скучно в зоопарке.
2. Определите функцию системы
(чтобы решить проблему)
Дать потаскать брёвна
3. Противоположное значение этой
функции (чтобы решить проблему)
Не давать брёвна
4. Система должна выполнить
«проблемную» функцию для того,
чтобы…..
и должна выполнить «новую» функцию
для того, чтобы……
5. Идеальное решение проблемы
система выполняет обе функции при
малых затратах.
Дать потаскать брёвна для того, чтобы не
качал головой, чтобы не было скучно.
Не давать брёвна, это
небезопасно.
………………………………
ІІІ. Обеспечение личностногуманных
взаимоотношений между участниками
учебного процесса
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе
учебного взаимодействия.
работе друг друга..
2. Создание благоприятного психологического климата на
уроке.
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в
Проектноисследовательская
деятельность учащихся в создании
семейных родословных
Проектная деятельность с детьми с
использованием приёмов ТРИЗ
Проект «Дом будущего»
«Дом на волнах»
Домик «Облачко»
«Домшапка»
«Дом–цветок»
«Спиральнебоскрёб»
«Универсальный дом»
Проектная деятельность с детьми с
использованием приёмов ТРИЗ
Проект «Экологическая безопасность»
Проект «Экологическая безопасность»
Метод проектов на уроках русского
языка
Урок
• это лаборатория мысли, радости открытия, а не проверка
знаний, умений и навыков.
• многообразие видов и методов деятельности, а не
штампованный путь от домашнего задания к изучению
новой темы.
• это организация успеха, выявление непохожести каждого,
а не поиск виновных, ленивых, деление детей на
успевающих и неуспевающих.
• это атмосфера доброжелательности, уважения, доверия, а
не атмосфера подозрения, вины и скованности.
• это взаимопонимание и сотрудничество, когда не только
учитель заинтересован в успехе своих детей, но и дети
заинтересованы в успехе учителя.