Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования
Оценка 4.8

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
28.05.2018
Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования
Обобщение опыта, Хакимьянова.docx
Обобщение опыта. Выступление на методическом совете учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 9»  Хакимьянова И.В., учитель начальных классов  Сегодня     я     хочу   рассказать   об   опыте   своей   работы:   предоставить   наработанный практический   материал,   показать   инновационные   методы,   приёмы   и   средства   обучения   и воспитания младших школьников.  Около 10 лет я посвятила свою работу поискам средств и приёмов развития у школьников устойчивых познавательных интересов. Путь был тернистым. В практике работы – формирование познавательных процессов, введение сказочных сюжетов, проведение нестандартных уроков, интегрированное   и дифференцированное обучение. Это давало и даёт свои результаты. Но практика и опыт убеждают, что такое учение имеет не совсем высокий уровень развития, так как главная цель такого педагогического процесса – запоминание определенного объема учебной информации и умение его воспроизвести. Ещё в 2006   году   пришла   к     истине   до   внедрения   СТАНДАРТОВ,   что   образование   должно подчиняться   принципу,   не   тому   ЧТО   НАДО   ЗНАТЬ   и   ЧЕМУ   УЧИТЬСЯ   В   РАМКАХ ПРОГРАММЫ, а тому, КАК НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ.     Это был год, когда я начала   обучение   и   исследование   и   эксперимент     по   внедрению   ТРИЗ­технологий   в образовательный процесс. Тогда же начала работать в творческой группе района на уровне области с кад. псих. наук, научным руководителем   ЧГПУ   Тереховой Г.В. Наша тема по самообразованию   звучала     "Формирование   опыта   творческой   деятельности   младших школьников (на основе ТРИЗ)».  Я в частности очень долго работала над проблемой "Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ". Про результаты этой деятельности я и расскажу,   а дальше поделюсь планами на будущее. Была разработана  и апробирована модель учебного процесса, в которую входит комплекс психолого­педагогических условий, позволяющий учителю совершенствовать практику такого обучения:  І. Организационно ­ деятельностные аспекты урока, основанные на  реализации принципа новизны материала. Сюда   входит   постановка   и   организация   разрешения   проблемных   ситуаций, проблемное   изложение   знаний,   а   также   использование   нетрадиционных   форм   урока (диспут, деловая игра, защита проектов, проектно­исследовательская деятельность)    2 СЛАЙД  І.   Организационно   ­   деятельностные   аспекты   урока,   основанные   на  открытие неизвестного   в   известном:  преобладание   на   уроке   учебных   заданий   творческого характера   (проведение   экспериментов,  сочинение   сказок,   рассказов,   стихотворений, загадок;  составление   страницы   энциклопедии;  решение   частично­   поисковых   задач разного уровня) 3 СЛАЙД Я   бы   сказала,   что   это   особый   путь,   по   которому   учитель   добирается   понимания материала: творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого и до   последнего   урока   по   теме;   теоретические   понятия   не   даются   в   готовом   виде,   как   это происходит   при   информационно­репродуктивном   обучении,   а   формулируются   самими учащимися через существенные признаки самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации информации, решения проблем, проведения исследований. ІІ.   Создание   условий   для   развития   учащихся,     основанные   на   использование элементов ТРИЗ в учебной деятельности  Ну, во­первыхэто «Уроки творчества» ­ обучение методам   ТРИЗ по авторским тетрадям  канд. пс. наук ЧГПУ  Г.В. Тереховой, по которым в этом году я и творческая группа района будет работать третий год. Надо сказать, что с этого всё и началось. А затем внедрение ТРИЗ­технологий в учебный процесс:  решение творческих задач на уроках чтения,  составление творческих задач по тексту произведений и решение их   с помощью противоречий.  4 СЛАЙД Придумываю для детей, и вместе сними новые изобретательские задачи. Есть   специальные   алгоритмы   по   решению   таких   задач,   но   они   очень   сложные.   Я разработала на основе их свой алгоритм, по которому мы работали с учениками. Вот пример такой задачи, составленный по стихотворению Саши Чёрного «Слон» Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс. 5 СЛАЙД    ІІІ. Обеспечение личностно­гуманных взаимоотношений между участниками учебного  процесса 1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.                                            3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.  Это и групповая работа, и работа в парах, и проектная деятельность. 6 СЛАЙД В практике работы используется  МЕТОД ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ  через  постановку проблемы и решения её с помощью методов ТРИЗ. Как форма проблемного  обсуждения применяется дискуссия. Вот некоторые примеры творческих работ по  проектированию:   7 СЛАЙД – в рамках НОУ ­  Проектно­исследовательская деятельность учащихся в  создании семейных родословных. Данный проект  выполнялся в  целях  активизации  детей  по нравственному воспитанию  в  объявленный  2008 год – Год семьи.  8  СЛАЙД – Структура проекта предполагала  выход учащихся через творческие задания на  исследовательские проблемы и развитие у детей творческого воображения. 9  СЛАЙД  ­ к уроку Окружающего мира, , 3 класс, по теме «Экологическая  безопасность» проблема звучала так…. Составь цепи загрязнения воды, воздуха, почвы, детских игрушек. Сформулируйте  проблему  решения экологической безопасности. Для этого предложите проект  разрешения данной ситуации.    В связи с отсутствием разработок специальных программ по ТРИЗ, отдельные уроки не  всегда возможны, поэтому в своей работе использую, как видите, элементы и  упражнения по ТРИЗ.     10 СЛАЙД   Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного  материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая  ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. На презентации  представлен фрагмент урока русского языка «Части речи», 3 класс по защите своих проектов  по разным частям речи.   Заканчивая   своё   выступление,     хочется   отметить,   что  педагогическое 11   СЛАЙД  творчество –  это большая и трудоёмкая работа, это то, к чему надо стремиться каждому учителю, это проявление индивидуальности учителя не только как преподавателя, но и как человека.   Чтобы   быть   творческим   учителем,   нужно   самому   много   учиться   в   условиях современности, нужно самообразовываться и самовоспитываться, ведь творчество не имеет границ.

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования
Скачать файл