Обобщение опыта. Выступление на методическом совете учителей начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Хакимьянова И.В., учитель начальных классов
Сегодня я хочу рассказать об опыте своей работы: предоставить наработанный
практический материал, показать инновационные методы, приёмы и средства обучения и
воспитания младших школьников. Около 10 лет я посвятила свою работу поискам средств и
приёмов развития у школьников устойчивых познавательных интересов. Путь был тернистым.
В практике работы – формирование познавательных процессов, введение сказочных сюжетов,
проведение нестандартных уроков, интегрированное и дифференцированное обучение. Это
давало и даёт свои результаты. Но практика и опыт убеждают, что такое учение имеет не
совсем высокий уровень развития, так как главная цель такого педагогического процесса –
запоминание определенного объема учебной информации и умение его воспроизвести. Ещё в
2006 году пришла к истине до внедрения СТАНДАРТОВ, что образование должно
подчиняться принципу, не тому ЧТО НАДО ЗНАТЬ и ЧЕМУ УЧИТЬСЯ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ, а тому, КАК НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ. Это был год, когда я
начала обучение и исследование и эксперимент
по внедрению ТРИЗтехнологий в
образовательный процесс. Тогда же начала работать в творческой группе района на уровне
области с кад. псих. наук, научным руководителем ЧГПУ Тереховой Г.В. Наша тема по
самообразованию звучала
"Формирование опыта творческой деятельности младших
школьников (на основе ТРИЗ)». Я в частности очень долго работала над проблемой "Развитие
познавательного интереса младших школьников в процессе обучения и воспитания на основе
ТРИЗ". Про результаты этой деятельности я и расскажу, а дальше поделюсь планами на
будущее.
Была разработана и апробирована модель учебного процесса, в которую входит
комплекс психологопедагогических условий, позволяющий учителю совершенствовать
практику такого обучения:
І. Организационно деятельностные аспекты урока, основанные на реализации
принципа новизны материала.
Сюда входит постановка и организация разрешения проблемных ситуаций,
проблемное изложение знаний, а также использование нетрадиционных форм урока
(диспут, деловая игра, защита проектов, проектноисследовательская деятельность) 2
СЛАЙД
І. Организационно деятельностные аспекты урока, основанные на открытие
неизвестного в известном: преобладание на уроке учебных заданий творческого
характера (проведение экспериментов, сочинение сказок, рассказов, стихотворений,
загадок; составление страницы энциклопедии; решение частично поисковых задач
разного уровня) 3 СЛАЙДЯ бы сказала, что это особый путь, по которому учитель добирается понимания
материала: творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого и
до последнего урока по теме; теоретические понятия не даются в готовом виде, как это
происходит при информационнорепродуктивном обучении, а формулируются самими
учащимися через существенные признаки самостоятельно или с помощью учителя в процессе
анализа и систематизации информации, решения проблем, проведения исследований.
ІІ. Создание условий для развития учащихся, основанные на использование
элементов ТРИЗ в учебной деятельности
Ну, вопервыхэто «Уроки творчества» обучение методам ТРИЗ по авторским
тетрадям канд. пс. наук ЧГПУ Г.В. Тереховой, по которым в этом году я и творческая
группа района будет работать третий год. Надо сказать, что с этого всё и началось. А
затем внедрение ТРИЗтехнологий в учебный процесс: решение творческих задач на
уроках чтения, составление творческих задач по тексту произведений и решение их с
помощью противоречий. 4 СЛАЙД
Придумываю для детей, и вместе сними новые изобретательские задачи.
Есть специальные алгоритмы по решению таких задач, но они очень сложные. Я
разработала на основе их свой алгоритм, по которому мы работали с учениками.
Вот пример такой задачи, составленный по стихотворению Саши Чёрного «Слон»
Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс. 5 СЛАЙД
ІІІ. Обеспечение личностногуманных взаимоотношений между участниками учебного
процесса
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия.
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
Это и групповая работа, и работа в парах, и проектная деятельность. 6 СЛАЙД
В практике работы используется МЕТОД ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ через
постановку проблемы и решения её с помощью методов ТРИЗ. Как форма проблемного
обсуждения применяется дискуссия. Вот некоторые примеры творческих работ по
проектированию:
7 СЛАЙД – в рамках НОУ Проектноисследовательская деятельность учащихся в
создании семейных родословных. Данный проект выполнялся в целях активизации детей
по нравственному воспитанию в объявленный 2008 год – Год семьи.
8 СЛАЙД – Структура проекта предполагала выход учащихся через творческие задания на
исследовательские проблемы и развитие у детей творческого воображения.
9 СЛАЙД к уроку Окружающего мира, , 3 класс, по теме «Экологическая
безопасность» проблема звучала так….Составь цепи загрязнения воды, воздуха, почвы, детских игрушек. Сформулируйте
проблему решения экологической безопасности. Для этого предложите проект
разрешения данной ситуации.
В связи с отсутствием разработок специальных программ по ТРИЗ, отдельные уроки не
всегда возможны, поэтому в своей работе использую, как видите, элементы и
упражнения по ТРИЗ.
10 СЛАЙД Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного
материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая
ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. На презентации
представлен фрагмент урока русского языка «Части речи», 3 класс по защите своих проектов
по разным частям речи.
Заканчивая своё выступление, хочется отметить, что педагогическое
11 СЛАЙД
творчество – это большая и трудоёмкая работа, это то, к чему надо стремиться каждому
учителю, это проявление индивидуальности учителя не только как преподавателя, но и как
человека. Чтобы быть творческим учителем, нужно самому много учиться в условиях
современности, нужно самообразовываться и самовоспитываться, ведь творчество не имеет
границ.