Обобщение опыта. Выступление на методическом совете учителей начальных классов
МБОУ «СОШ № 9» 
Хакимьянова И.В., учитель начальных классов 
Сегодня     я     хочу   рассказать   об   опыте   своей   работы:   предоставить   наработанный
практический   материал,   показать   инновационные   методы,   приёмы   и   средства   обучения   и
воспитания младших школьников.  Около 10 лет я посвятила свою работу поискам средств и
приёмов развития у школьников устойчивых познавательных интересов. Путь был тернистым.
В практике работы – формирование познавательных процессов, введение сказочных сюжетов,
проведение нестандартных уроков, интегрированное   и дифференцированное обучение. Это
давало и даёт свои результаты. Но практика и опыт убеждают, что такое учение имеет не
совсем высокий уровень развития, так как главная цель такого педагогического процесса –
запоминание определенного объема учебной информации и умение его воспроизвести. Ещё в
2006   году   пришла   к     истине   до   внедрения   СТАНДАРТОВ,   что   образование   должно
подчиняться   принципу,   не   тому   ЧТО   НАДО   ЗНАТЬ   и   ЧЕМУ   УЧИТЬСЯ   В   РАМКАХ
ПРОГРАММЫ, а тому, КАК НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ.     Это был год, когда я
начала   обучение   и   исследование   и   эксперимент  
  по   внедрению   ТРИЗтехнологий   в
образовательный процесс. Тогда же начала работать в творческой группе района на уровне
области с кад. псих. наук, научным руководителем   ЧГПУ   Тереховой Г.В. Наша тема по
самообразованию   звучала  
  "Формирование   опыта   творческой   деятельности   младших
школьников (на основе ТРИЗ)».  Я в частности очень долго работала над проблемой "Развитие
познавательного интереса младших школьников в процессе обучения и воспитания на основе
ТРИЗ". Про результаты этой деятельности я и расскажу,   а дальше поделюсь планами на
будущее.
Была разработана  и апробирована модель учебного процесса, в которую входит
комплекс психологопедагогических условий, позволяющий учителю совершенствовать
практику такого обучения: 
І. Организационно  деятельностные аспекты урока, основанные на  реализации
принципа новизны материала.
Сюда   входит   постановка   и   организация   разрешения   проблемных   ситуаций,
проблемное   изложение   знаний,   а   также   использование   нетрадиционных   форм   урока
(диспут, деловая игра, защита проектов, проектноисследовательская деятельность)    2
СЛАЙД 
І.   Организационно      деятельностные   аспекты   урока,   основанные   на  открытие
неизвестного   в   известном:  преобладание   на   уроке   учебных   заданий   творческого
характера   (проведение   экспериментов,  сочинение   сказок,   рассказов,   стихотворений,
загадок;  составление   страницы   энциклопедии;  решение   частично   поисковых   задач
разного уровня) 3 СЛАЙДЯ   бы   сказала,   что   это   особый   путь,   по   которому   учитель   добирается   понимания
материала: творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого и
до   последнего   урока   по   теме;   теоретические   понятия   не   даются   в   готовом   виде,   как   это
происходит   при   информационнорепродуктивном   обучении,   а   формулируются   самими
учащимися через существенные признаки самостоятельно или с помощью учителя в процессе
анализа и систематизации информации, решения проблем, проведения исследований.
ІІ.   Создание   условий   для   развития   учащихся,     основанные   на   использование
элементов ТРИЗ в учебной деятельности 
Ну, вопервыхэто «Уроки творчества»  обучение методам   ТРИЗ по авторским
тетрадям  канд. пс. наук ЧГПУ  Г.В. Тереховой, по которым в этом году я и творческая
группа района будет работать третий год. Надо сказать, что с этого всё и началось. А
затем внедрение ТРИЗтехнологий в учебный процесс:  решение творческих задач на
уроках чтения,  составление творческих задач по тексту произведений и решение их   с
помощью противоречий.  4 СЛАЙД
Придумываю для детей, и вместе сними новые изобретательские задачи.
Есть   специальные   алгоритмы   по   решению   таких   задач,   но   они   очень   сложные.   Я
разработала на основе их свой алгоритм, по которому мы работали с учениками.
Вот пример такой задачи, составленный по стихотворению Саши Чёрного «Слон»
Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс. 5 СЛАЙД
   ІІІ. Обеспечение личностногуманных взаимоотношений между участниками учебного 
процесса
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия.
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.                                           
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. 
Это и групповая работа, и работа в парах, и проектная деятельность. 6 СЛАЙД
В практике работы используется  МЕТОД ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ  через 
постановку проблемы и решения её с помощью методов ТРИЗ. Как форма проблемного 
обсуждения применяется дискуссия. Вот некоторые примеры творческих работ по 
проектированию:  
7 СЛАЙД – в рамках НОУ   Проектноисследовательская деятельность учащихся в 
создании семейных родословных. Данный проект  выполнялся в  целях  активизации  детей 
по нравственному воспитанию  в  объявленный  2008 год – Год семьи.
 8  СЛАЙД – Структура проекта предполагала  выход учащихся через творческие задания на 
исследовательские проблемы и развитие у детей творческого воображения.
9  СЛАЙД   к уроку Окружающего мира, , 3 класс, по теме «Экологическая 
безопасность» проблема звучала так….Составь цепи загрязнения воды, воздуха, почвы, детских игрушек. Сформулируйте 
проблему  решения экологической безопасности. Для этого предложите проект 
разрешения данной ситуации.   
В связи с отсутствием разработок специальных программ по ТРИЗ, отдельные уроки не 
всегда возможны, поэтому в своей работе использую, как видите, элементы и 
упражнения по ТРИЗ.    
10 СЛАЙД   Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного 
материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая 
ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. На презентации 
представлен фрагмент урока русского языка «Части речи», 3 класс по защите своих проектов 
по разным частям речи.
  Заканчивая   своё   выступление,     хочется   отметить,   что  педагогическое
11   СЛАЙД 
творчество –  это большая и трудоёмкая работа, это то, к чему надо стремиться каждому
учителю, это проявление индивидуальности учителя не только как преподавателя, но и как
человека.   Чтобы   быть   творческим   учителем,   нужно   самому   много   учиться   в   условиях
современности, нужно самообразовываться и самовоспитываться, ведь творчество не имеет
границ.