Модель учебного процесса для учащихся начального общего образования

  • Работа в классе
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обобщение опыта, Хакимьянова.docx
Обобщение опыта. Выступление на методическом совете учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 9»  Хакимьянова И.В., учитель начальных классов  Сегодня     я     хочу   рассказать   об   опыте   своей   работы:   предоставить   наработанный практический   материал,   показать   инновационные   методы,   приёмы   и   средства   обучения   и воспитания младших школьников.  Около 10 лет я посвятила свою работу поискам средств и приёмов развития у школьников устойчивых познавательных интересов. Путь был тернистым. В практике работы – формирование познавательных процессов, введение сказочных сюжетов, проведение нестандартных уроков, интегрированное   и дифференцированное обучение. Это давало и даёт свои результаты. Но практика и опыт убеждают, что такое учение имеет не совсем высокий уровень развития, так как главная цель такого педагогического процесса – запоминание определенного объема учебной информации и умение его воспроизвести. Ещё в 2006   году   пришла   к     истине   до   внедрения   СТАНДАРТОВ,   что   образование   должно подчиняться   принципу,   не   тому   ЧТО   НАДО   ЗНАТЬ   и   ЧЕМУ   УЧИТЬСЯ   В   РАМКАХ ПРОГРАММЫ, а тому, КАК НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ.     Это был год, когда я начала   обучение   и   исследование   и   эксперимент     по   внедрению   ТРИЗ­технологий   в образовательный процесс. Тогда же начала работать в творческой группе района на уровне области с кад. псих. наук, научным руководителем   ЧГПУ   Тереховой Г.В. Наша тема по самообразованию   звучала     "Формирование   опыта   творческой   деятельности   младших школьников (на основе ТРИЗ)».  Я в частности очень долго работала над проблемой "Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ". Про результаты этой деятельности я и расскажу,   а дальше поделюсь планами на будущее. Была разработана  и апробирована модель учебного процесса, в которую входит комплекс психолого­педагогических условий, позволяющий учителю совершенствовать практику такого обучения:  І. Организационно ­ деятельностные аспекты урока, основанные на  реализации принципа новизны материала. Сюда   входит   постановка   и   организация   разрешения   проблемных   ситуаций, проблемное   изложение   знаний,   а   также   использование   нетрадиционных   форм   урока (диспут, деловая игра, защита проектов, проектно­исследовательская деятельность)    2 СЛАЙД  І.   Организационно   ­   деятельностные   аспекты   урока,   основанные   на  открытие неизвестного   в   известном:  преобладание   на   уроке   учебных   заданий   творческого характера   (проведение   экспериментов,  сочинение   сказок,   рассказов,   стихотворений, загадок;  составление   страницы   энциклопедии;  решение   частично­   поисковых   задач разного уровня) 3 СЛАЙДЯ   бы   сказала,   что   это   особый   путь,   по   которому   учитель   добирается   понимания материала: творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого и до   последнего   урока   по   теме;   теоретические   понятия   не   даются   в   готовом   виде,   как   это происходит   при   информационно­репродуктивном   обучении,   а   формулируются   самими учащимися через существенные признаки самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации информации, решения проблем, проведения исследований. ІІ.   Создание   условий   для   развития   учащихся,     основанные   на   использование элементов ТРИЗ в учебной деятельности  Ну, во­первыхэто «Уроки творчества» ­ обучение методам   ТРИЗ по авторским тетрадям  канд. пс. наук ЧГПУ  Г.В. Тереховой, по которым в этом году я и творческая группа района будет работать третий год. Надо сказать, что с этого всё и началось. А затем внедрение ТРИЗ­технологий в учебный процесс:  решение творческих задач на уроках чтения,  составление творческих задач по тексту произведений и решение их   с помощью противоречий.  4 СЛАЙД Придумываю для детей, и вместе сними новые изобретательские задачи. Есть   специальные   алгоритмы   по   решению   таких   задач,   но   они   очень   сложные.   Я разработала на основе их свой алгоритм, по которому мы работали с учениками. Вот пример такой задачи, составленный по стихотворению Саши Чёрного «Слон» Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс. 5 СЛАЙД    ІІІ. Обеспечение личностно­гуманных взаимоотношений между участниками учебного  процесса 1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.                                            3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.  Это и групповая работа, и работа в парах, и проектная деятельность. 6 СЛАЙД В практике работы используется  МЕТОД ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ  через  постановку проблемы и решения её с помощью методов ТРИЗ. Как форма проблемного  обсуждения применяется дискуссия. Вот некоторые примеры творческих работ по  проектированию:   7 СЛАЙД – в рамках НОУ ­  Проектно­исследовательская деятельность учащихся в  создании семейных родословных. Данный проект  выполнялся в  целях  активизации  детей  по нравственному воспитанию  в  объявленный  2008 год – Год семьи.  8  СЛАЙД – Структура проекта предполагала  выход учащихся через творческие задания на  исследовательские проблемы и развитие у детей творческого воображения. 9  СЛАЙД  ­ к уроку Окружающего мира, , 3 класс, по теме «Экологическая  безопасность» проблема звучала так….Составь цепи загрязнения воды, воздуха, почвы, детских игрушек. Сформулируйте  проблему  решения экологической безопасности. Для этого предложите проект  разрешения данной ситуации.    В связи с отсутствием разработок специальных программ по ТРИЗ, отдельные уроки не  всегда возможны, поэтому в своей работе использую, как видите, элементы и  упражнения по ТРИЗ.     10 СЛАЙД   Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного  материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая  ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. На презентации  представлен фрагмент урока русского языка «Части речи», 3 класс по защите своих проектов  по разным частям речи.   Заканчивая   своё   выступление,     хочется   отметить,   что  педагогическое 11   СЛАЙД  творчество –  это большая и трудоёмкая работа, это то, к чему надо стремиться каждому учителю, это проявление индивидуальности учителя не только как преподавателя, но и как человека.   Чтобы   быть   творческим   учителем,   нужно   самому   много   учиться   в   условиях современности, нужно самообразовываться и самовоспитываться, ведь творчество не имеет границ.