МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОДО.
Е.Д.Ромашова,
высшая квалификационная категория,
заведующий МДОУ «Центр развития ребёнка «Романица»
с. Карагаш, Слободзейский район
Важной задачей ОДО при введении Государственного образовательного стандарта становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.
На сегодняшний день, в связи с введением Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ОДО стоит особо актуально. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает следующие требования к предметно — развивающей среде ОДО: она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ООП. Пространство для образовательной деятельности должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе различным игровым, спортивным, и др.;
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
− наличие в ОДО или группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов (часто используемых в качестве предметов-заместителей в детской игре), пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
− наличие в ОДО или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; − периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
− доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
− свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Важно, чтобы предметная среда стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ОДО необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды. Пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств. [1, c. 9]
К настоящему времени в дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.).
Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в ОДО, работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции.
Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового. [6, c. 167]
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства. Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в нашем детском саду мы стараемся создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических). [5, c. 45]
Групповая комната является основным помещением ОДО, так как в ней проходит почти вся жизнь детей. Правильному размещению оборудования, особенно в групповой универсального назначения помогает зонирование в соответствии с процессами еды, образовательной деятельности, игры и т.д.
Модульные игровые зоны в группах необходимо устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
Предметно-игровая среда в современных ОДО должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.
Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых — организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада.
Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника.
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т. д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.
При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ОДО. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. [4. c. 53]
При формировании игрового пространства необходимо: − избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; − создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз — рука»), роста и предметного мира взрослых; − исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами. [7. c. 567]
Модульная мебель для детей дошкольного возраста может состоять из нескольких модулей. Все элементы очень хорошо комбинируются друг с другом, перемещаются, раздвигаются.
Подкатные полки и тумбы снабжены колёсами и могут занимать различное положение в модульных группах. Модули предназначены для сюжетно-ролевых игр, моделирования и разграничения игрового пространства группы.
Модульная мебель для детей старшего дошкольного возраста полифукциональна и мобильна, легко трансформируется и складывается. Её отличают универсальность, соразмерность, сомаштабность. Старшие дошкольники уже могут самостоятельно передвигать её, изменять назначение модуля в соответствии со своими интересами и желаниями. Отдельные элементы модулей оснащены сквозными отверстиями для крепления кукол, декораций, съёмных штор, шнуров для плетения и др. все модули оборудованы колёсиками, что обеспечивает их лёгкую перемещаемость.
Модули универсальные. С учётом гендерного подхода один и тот же модуль может использоваться по – разному: например, девочки организуют сюжетно-ролевую игру «Ателье», а мальчики – «Автосервис» или «Конструкторское бюро». Организуя самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность в лаборатории, дети легко оборудуют рабочее место, используя любой модуль. Возможность расширения рабочей поверхности, дополнительные столешницы и полки позволяют проводить опыты и эксперименты парами, тройками, подгруппами, передвигать модуль в любое место в группе. Целесообразно использовать модульную мебель при организации продуктивной деятельности и выставок детского творчества.
Любой модуль может менять своё назначение в зависимости от решения задач тематического планирования, замыслов детей и педагогов и предоставляет ребёнку возможность моделировать пространство по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами и желаниями, основанными на свободном выборе деятельности.
Например, модуль «Универсальная ширма» служит для выделения свободного пространства и позволяет сделать его невидимым, камерным. За ширмой расположены диванчики, мягкие модули.
Ширма предназначена для театральной, моделирующей, продуктивной деятельности, может служить для разграничения пространства и создания уголка уединения.
Универсальная модульная ширма состоит из трёх частей и включает в себя:
1-я секция – фланелеграф для театральной и моделирующей деятельности; доска для рисования мелом, маркерами, фломастерами и др.;
2-я секция – сцена для кукольного, настольного театра, оснащены легко убирающимся занавесом-сценой; откидная столешница для настольного театра, декораций. Внутри секция оборудована креплениями для кукол, костюмов, масок;
3-я секция – по всему периметру секции имеются отверстия, в которые дети самостоятельно вставляют ленточки, шнуры и закрепляют на них свои рисунки, различные фото, тематические иллюстрации, оформляют выставку.
Особый интерес представляет использование универсальной ширмы для выставочной деятельности – дети могут оформлять для родителей выставки поделок, художественного конструирования, рисунков в нетрадиционной технике, коллажей фотографий по итогам групповых мероприятий. Ширма легко выкатывается в раздевалку или в любое другое место.
Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Библиографический список
1. Абузярова Л. А. Предметно — развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду. 2009. № 6.
2. Венгер Л. А., Запорожец А. В. Гуманизация дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 5–7.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2006. № 6.
4. Захарова Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка. Предметно-пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей / Под ред. Н. А. Коротковой. — М.: Линка-Пресс, 2010. — 96 с.
5. Новоселова С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад: от А до Я. 2003. № 6. С. 43–48.
6. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М.: Просвещение, 1993. - 216 с.
7. Синяпкина Е. И. Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС // Молодой ученый. 2016. №14. С. 566-569.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.