Моделирование воспитательной системы в профессиональном образовательном учреждении

  • ppt
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моделирование воспитательной системы в профессиональном образовательном учреждении.ppt

Моделирование воспитательной системы в профессиональном образовательном учреждении

Содержание темы:

Понятие «воспитательная система». Её сущностная характеристика.
Компоненты воспитательной системы.
Стадии и этапы развития воспитательной системы.
Моделирование воспитательной системы.

Понятие «воспитательная система»


Рассматривая образовательное учреждение как совокупный субъект воспитательной работы, целесообразно поставить проблему обеспечения единства воспитательного процесса, которая решается посредством разработки воспитательной системы.

Понятие «воспитательная система»

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения и его структурных подразделений способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучающихся.

Понятие «воспитательная система»

Содействовать значит обладать следующими способностями:
диагностировать развитие личности обучающегося, студенческого и педагогического коллективов;
формулировать и обосновывать цель воспитательного процесса;
организовывать жизнедеятельность сообщества студентов и взрослых в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности обучающегося, педагога и родителя;

Понятие «воспитательная система»

Содействовать значит обладать следующими способностями:
интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, делать их наиболее эффективными;
создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную;
осуществлять научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности

Черты воспитательной системы (ВС)

ВС - система социальная

Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
ВС - система педагогическая
Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

Черты воспитательной системы (ВС)

ВС - система ценностно-ориентированная
Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности.

ВС - это система целостная

Состоит из компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

Черты воспитательной системы (ВС)

ВС - это система открытая
Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

ВС - это система целенаправленная
При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

Черты воспитательной системы (ВС)

ВС - система сложная
Сложность обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов.

ВС - система саморазвивающаяся и самоуправляемая
Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив

Воспитательная система:

ВС УПО

ВС группы

Система индивидуального
развития и поддержки
каждого
обучающегося

Обучающийся в ВС является:

- целью;
- объектом влияния воспитательной деятельности и декларируемых отношений;
- субъектом воспитательной деятельности и декларируемых отношений;
- результатом функционирования и развития всей системы (под влиянием, участием и управлением воспитательной системой учащийся развивается как личность).

Компоненты воспитательной системы

цель (как совокупности идей);
деятельность (обеспечивающей ее реализацию);
субъекты деятельности (организуют, участвуют, общаются);
отношения (объединения всех участников в общность);
среда системы (которая осваивается субъектом);
управление (обеспечивает интеграцию всех компонентов системы и ее развитие).

Стадии развития ВС

1 – становления;
2 – интенсивности;
3 – стабильного развития;
4 – завершающая стадия;
5 – стадия обновления и перестройки.

Этапы развития ВС:

1 этап – проектировочный;
2 этап – внедренческий;
3 этап – преобразующий;
4 этап - обобщающий

Моделирование ВС

1. Аналитический блок (проблемно-ориентированный анализ исходного состояния ВС УПО).
2.Концептуальный блок (построение желаемого образа УПО, разработка концепции воспитания).
3. Содержательный блок (проектирование содержания и технологий процесса воспитания в УПО).
4. Организационный блок (определение условий функционирования воспитательной системы)
5. Результативный блок (мониторинг качества воспитания).

Аналитический блок

Исходное состояние ВС УПО определяется на основе анализа следующих показателей:
а) основные параметры образовательного учреждения (профиль образовательного учреждения, устав программы);
б) воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды (воспитательное пространство образовательного учреждения, района, города, региона; социальный, этнический, культурный, материальный и технический потенциал образовательного учреждения);


Аналитический блок

Исходное состояние ВС УПО определяется на основе анализа следующих показателей:
в) достижения и проблемы в осуществлении воспитания обучающихся и жизнедеятельности образовательного учреждения (осуществляется на основе диагностики готовности педагогов к воспитательной деятельности (работе) и ее эффективности, диагностики воспитанности обучающихся на разных этапах обучения в образовательном учреждении);
г) соответствие результатов диагностики требованиям, предъявляемым социумом и современным рынком труда к уровню воспитанности выпускника образовательного учреждения.


Аналитический блок

Анализ исходного состояния воспитательной системы УПО позволяет выявить внутренние противоречия и проблемы профессионального образовательного учреждения связанные с качеством воспитательной работы.


Концептуальный блок



ВС конкретного УПО разрабатывается с учетом следующих факторов: открытости, воспитательной среды образовательного учреждения, социального, этнического, культурного и материального потенциала образовательного учреждения.

Концептуальный блок

Принимая во внимание перечисленные факторы, внедрение авторской концепции воспитания становится весьма затруднительным, поскольку воссоздать педагогические условия апробации авторской концепции воспитания в конкретном образовательном учреждении со своим уставом, традициями, спецификой профиля деятельности, без адаптации и модификации, практически не возможно.

Концептуальный блок

Как следствие, образовательное учреждение сталкивается с проблемой разработки своей концепции воспитательной работы, которая представляет собой целостный образ учебного заведения.

Содержательный блок


Строится на основе анализа и синтеза предыдущих компонентов структуры воспитательной системы.
В данном блоке осуществляется проектирование содержания воспитательной работы УПО, с учетом кадрового, организационно-нормативного, научно-методического, психологического, финансового и технического обеспечения функционирования системы в соответствии с этапами её реализации.

Организационный блок


комплекс организационно-педагогических условий воспитательной деятельности профессионального образовательного учреждения, который позволяет достигнуть положительной динамики на пути к реализации прогностической цели воспитательной системы

Организационный блок

К условиям относятся:
наличие государственной поддержки профессионального образовательного учреждения в реализации концепции его развития;
Ресурсное обеспечение ВС:
системообразующие формы организации воспитательного процесса (управление, со-управление)
формирование воспитательной среды, содействующей взаимодействию и самовыражению личности обучающихся и педагогов;
повышение квалификации педагогов в области воспитания

Организационный блок

К условиям относятся:

обеспечение готовности обучающихся и педагогов-воспитателей к взаимодействию;

- приоритетные (соответствующие профилю учебного заведения) виды деятельности.

Результативный блок


связан с результатами процесса воспитания и качеством реализации организационно-педагогических условий и предполагает проведение мониторинга качества воспитания

Результативный блок


Мониторинг качества воспитания – это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития воспитательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, условия и результаты воспитания, развития и саморазвития студентов (обучающихся).

Результативный блок

Оценка результатов функционирования ВС может осуществляться внешней экспертизой.

Внешнюю экспертизу осуществляют руководящие и методические работники органов управления образованием, преподаватели вузов, институтов повышения квалификации педагогических кадров, ученые из региональных и федеральных центров.