Моделирование зависимостей между величинами

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Моделирование зависимостей между величинами.docx

Конспект урока «Моделирование зависимостей между величинами»

            Класс: 11       

                        Раздел программы: Информационное моделирование

Тип урока: урок изучения нового

Цели обучения

Планируемые образовательные результаты

образовательные: умение определять зависимые величины при построении моделей; получение знаний о технологии обработки числовых данных в электронных таблицах, получение навыков построения графиков;

развивающие:           развитие умения анализировать результаты расчетов и устанавливать причинно-следственные связи, формирование основных умений работать с информацией;

воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний; формировать культуру общения, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать  положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.

Предметные:

  • дать понятия «величина», «константа», «переменная», «тип величины», «математическая модель»;
  • знать основные свойства величин
  • знать виды и способы отображения зависимостей
  • уметь определять зависимые величины;
  • уметь правильно строить табличную и графическую модели;

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
  • осуществление поиска нужной информации.

Метапредметные:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;  ориентироваться  на понимание причин успеха в учебе строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.

Решаемые учебные задачи:

·         ознакомить учащихся c математическим моделированием, рассмотреть способы моделирования величин.

·         закрепить навыки работы в программе MicrosoftExсel.

·         развить способности у обучающихся к использованию полученных знаний в разных областях научных дисциплин

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практическая работа

Оборудование:

Для учителя

Для ученика

Интерактивная доска

ПК

Презентация «Моделирование зависимостей между величинами»

Приложение MS Office Excel

Учебник «Информатика» 11 класс, Семакин И. Г.

ПК

Приложение MS Office Excel 

План урока:

Организационное начало (2 мин)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (3 мин)

Постановка цели урока (4 мин)

Объяснение нового материала (15 мин).

Закрепление знаний, умений и навыков (11 мин) 

Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин)

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат или УУД

I. Организационный момент 

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность, мотивация

0-2 мин

- Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. 

Назовите отсутствующих.

Настраиваются на работу на уроке. Называют отсутствующих.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Метод обучения: репродуктивный

Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок.

2-5 мин

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? 

-Что мы называем моделью? 




- Правильно, а что называется моделированием?





-Какие бывают модели? Что относится к информационным моделям?

 

.


-Компьютерная информационная модель.

-Модель – это объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал. 

Моделирование – это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.

Материальные и информационные. К информационным моделям относятся компьютерные модели.

Умение выражать свои мысли (К).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К).

3. Постановка цели урока

Цель этапа: установление учениками цели урока.

5-9 мин

Как вы думаете, а что такое математическое моделирование? Что оно собой представляет?

 

-А что общего в формуле, графике, диаграмме?

 

-Молодцы! Построение математической модели постоянно требует зависимость одной величины от другой.

-Посмотрите примеры зависимостей одних величин от других:

https://lh6.googleusercontent.com/LDhfNpWkRrpeAgkg2PY_k8HxRSZN2JWmoSaPXRxWxS_KZ3ELqt9YUS52zWZfmOHLSQGFzXjwlVH8M_ALd_3mbpnEx9Rn8A3XssQAyGkpuOB9c-93mxhZXgqcgJVx3a8EC9XfZNw

 

-Как думаете какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Давайте запишем тему урока «Моделирование зависимостей между величинами» в тетрадь.




-Какие цели поставим на сегодняшний урок? (учитель обобщает слова учеников)

Итак, сегодня необходимо познакомиться с математическим моделированием, рассмотреть способы моделирования величин, а также закрепить умения работы в программе MicrosoftExсеl.

Это модели, построенные с помощью математических формул, графиков, диаграмм.

 

-Используемые величины всегда зависимы между собой.










Ребята предлагают идеи, в итоге выходят на тему: «Моделирование зависимостей между величинами».

Записывают темы урока в тетрадь.

 

Предлагают свои варианты.




Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование (Л).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

4.  Объяснение нового материала

Цель этапа: «открытие» нового знания

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок

9-24 мин

 

- Чтобы реализовать математическую модель на компьютере необходимо владеть приемами представления зависимостей между величинами. Рассмотрим различные методы представления зависимостей. Любое исследование необходимо начинать с выделения количественных характеристик исследуемого объекта. Такие характеристики называются величинами. 
Давайте вспомним, какими тремя основными свойствами обладает величина?

 

- Правильно. Имя величины может быть смысловым и символическим. Например, «время» - это смысловое имя, а «t» - символическое имя. Ребята, приведите примеры смыслового и символического имен.

 

- Если значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или константой. Пример константы – скорость света в вакууме – с = 2,998*10^8м/с. 
А какие постоянные величины вы знаете, ребята?

 

- А как вы думаете, какая величина называется переменной?

 

- Например, в описании процесса падения тела переменными величинами являются высота H и время падения t. 


- Третьим свойством величины является ее тип. Тип определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин: числовой, символьный, логический. Мы будем рассматривать величины, числового типа.


А теперь вернемся, к нашим примерам,

1) падения тела на землю. Обозначим все переменные величины, также укажем их размерности (размерности определяют единицы, в которых представляются значения величин). Итак, t (с) – время падения, Н (м) – высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с2) будем считать константой. В данном примере зависимость между величинами является полностью определенной: значение Н однозначно определяет значение t. 
2) Давление газа. P(H/м
2) – давление газа, t (°С) – температура газа. Давление при нуле градусов P0 будем считать константой для данного газа. И в данном примере зависимость полностью определена: значение t однозначно определяет значение P.

3) Теперь подробнее рассмотрим пример про уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой. Загрязнённость воздуха будем характеризовать концентрацией примесей – С (мг/м2), уровень заболеваемости – число хронически больных астмой, приходящихся на 1000 жителей данного города – Р (бол./тыс.). В данном примере зависимость между значениями носит более сложный характер, так как при одном и том же уровне загрязнённости в разные месяцы в одном и том же городе уровень заболеваемости может быть разным, так как на него влияют и другие факторы. 
Рассмотрев три этих примера, делаем вывод, в первом и втором примере зависимость является функциональной, а в третьей нет. Если зависимость между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель. 


Математическая модель – это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики. Первый пример отражает физический закон. Данная зависимость является корневой. В более сложных задачах математические модели представляются в виде уравнения или систем уравнений. В третьем примере зависимость можно представить не в функциональной форме, а в иной (это мы будем рассматривать на следующих уроках). 
Пример падения тела рассмотрим в табличном и графическом виде. Проверим закон всемирного падения тела экспериментальным путем (в табличном и графическом виде). Будем бросать стальной шарик с шести метровой высоты, 9 метровой и так далее (через 3 метра), замеряя начальную высоту положения шарика и время падения. По результатам составим таблицу и нарисуем график. 


Если каждую пару значений H и t из данной таблицы подставить в формулу для первого примера, то формула превратится в равенство. Значит, модель работает хорошо.
В данном примере рассмотрено три способа моделирования величин: функциональный (формула), табличный и графический; однако математической моделью процесса можно назвать только формулу. 


- Ребята, а как вы думаете, какой способ моделирования наиболее универсальный? 


Формула более универсальна, она позволяет определить время падения тела с любой высоты; имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график.
Информационные модели, которые описывают развитие систем во времени, называются динамическими моделями. В физике динамические модели описывают движение тел, в биологии – развитие организмов или популяций животных, в химии – протекание химических реакций и т.д.









- Имя, значение, тип




Приводят примеры.






Приводят свои примеры.

 

- Переменная величина – величина, значение которой может меняться.










































-функциональный











Определение основной и второстепенной информации (П):

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Выделение необходимой информации, планирование своей деятельности, прогнозирование результата (П)

Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Проявление познавательной инициативы (Р).

5. Первичное закрепление

Цель этапа: закрепление изученного материала на практике

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Метод обучения: проблемный, практическая работа

Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок

24-35 мин

-А теперь попробуем решить задачу, представленную на слайде: постройте табличную и графическую зависимости скорости от времени, если известно, что при t = 2 с, v = 8 м/с. Первоначальная скорость v0 =2 м/с.

Для решения задачи воспользуемся программой для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel. Садимся за компьютеры, включаем MicrosoftExcel. Какие данные у нас известны?

 

-Отмечаем столбцы через t и v и вводим наши данные, понимая, что t0=0 с.

 -Ребята, посмотрите, вы видите зависимость? Как дальше пойдут изменения?

 

-Продолжите таблицу и постройте график по получившейся таблице.

 

Учитель ходит по классу проверяет выполнение задания, при необходимости корректирует действия обучающихся.

 

-Начальная скорость – 2м/с, а также то, что на 2 секунде скорость была 8 м/с. 

 

-Да,  время будет изменяться каждые 2 секунды, а скорость соответственно 6 м/с.

 

Ученики при возникновении трудностей просят помощи у учителя.

Анализирование и сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания (П). 

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К).

При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли. Самоопределение (Р).

6.  Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Метод обучения: репродуктивный

Проектирование оценок: на данном уроке не ставились оценки

35-40 мин

-Какие вы узнали формы представления зависимостей между величинами?

- Что такое математическая модель?

-Может ли математическая модель включать в себя только константы?

 

-А теперь, ребята, подойдите к интерактивной доске и выберете для себя картинку (я все помню, я много чего помню, я все забыл) и сложите ее в корзину.

https://lh4.googleusercontent.com/jTPCzRDF8XxLhTpwmXidmZmlK3PJT0DLjy2iUgN_7rTN_Lhjc5SfqwxnwNjbUzDJQr7uk_Vmzr6adYsLVMXAtzsDaJ_4AaB05bdD8ev5XnWb41NAJtZsUwPXWl6cc1n_G3Ph1AQ

Запишите домашнее задание: читать §17, №2,3.

Отвечают на вопросы.




Оценивают урок и свою деятельность на нем.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усеваемого содержания (Л)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)