Конспект урока «Моделирование зависимостей между величинами»
Класс: 11
Раздел программы: Информационное моделирование
Тип урока: урок изучения нового
Цели обучения |
Планируемые образовательные результаты |
образовательные: умение определять зависимые величины при построении моделей; получение знаний о технологии обработки числовых данных в электронных таблицах, получение навыков построения графиков; развивающие: развитие умения анализировать результаты расчетов и устанавливать причинно-следственные связи, формирование основных умений работать с информацией; воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний; формировать культуру общения, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения. |
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Решаемые учебные задачи:
· ознакомить учащихся c математическим моделированием, рассмотреть способы моделирования величин.
· закрепить навыки работы в программе MicrosoftExсel.
· развить способности у обучающихся к использованию полученных знаний в разных областях научных дисциплин
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практическая работа
Оборудование:
Для учителя |
Для ученика |
Интерактивная доска ПК Презентация «Моделирование зависимостей между величинами» Приложение MS Office Excel |
Учебник «Информатика» 11 класс, Семакин И. Г. ПК Приложение MS Office Excel |
План урока:
Организационное начало (2 мин)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (3 мин)
Постановка цели урока (4 мин)
Объяснение нового материала (15 мин).
Закрепление знаний, умений и навыков (11 мин)
Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин)
Ход урока
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемый результат или УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: включение обучающихся в деятельность, мотивация |
|||
0-2 мин |
- Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. Назовите отсутствующих. |
Настраиваются на работу на уроке. Называют отсутствующих. |
Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Форма организации учебной деятельности: фронтальная Метод обучения: репродуктивный Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок. |
|||
2-5 мин |
- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Что мы называем моделью?
- Правильно, а что называется моделированием?
-Какие бывают модели? Что относится к информационным моделям?
. |
-Компьютерная информационная модель. -Модель – это объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал. Моделирование – это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений. Материальные и информационные. К информационным моделям относятся компьютерные модели. |
Умение выражать свои мысли (К). Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К). |
3. Постановка цели урока Цель этапа: установление учениками цели урока. |
|||
5-9 мин |
Как вы думаете, а что такое математическое моделирование? Что оно собой представляет?
-А что общего в формуле, графике, диаграмме?
-Молодцы! Построение математической модели постоянно требует зависимость одной величины от другой. -Посмотрите примеры зависимостей одних величин от других:
-Как думаете какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? - Давайте запишем тему урока «Моделирование зависимостей между величинами» в тетрадь.
-Какие цели поставим на сегодняшний урок? (учитель обобщает слова учеников) Итак, сегодня необходимо познакомиться с математическим моделированием, рассмотреть способы моделирования величин, а также закрепить умения работы в программе MicrosoftExсеl. |
Это модели, построенные с помощью математических формул, графиков, диаграмм.
-Используемые величины всегда зависимы между собой.
Ребята предлагают идеи, в итоге выходят на тему: «Моделирование зависимостей между величинами». Записывают темы урока в тетрадь.
Предлагают свои варианты.
|
Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). |
4. Объяснение нового материала Цель этапа: «открытие» нового знания Форма организации учебной деятельности: фронтальная Метод обучения: объяснительно-иллюстративный Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок |
|||
9-24 мин |
- Чтобы
реализовать математическую модель на компьютере необходимо владеть приемами
представления зависимостей между величинами. Рассмотрим различные методы
представления зависимостей. Любое исследование необходимо начинать с
выделения количественных характеристик исследуемого объекта. Такие
характеристики называются величинами.
- Правильно. Имя величины может быть смысловым и символическим. Например, «время» - это смысловое имя, а «t» - символическое имя. Ребята, приведите примеры смыслового и символического имен.
- Если
значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или
константой. Пример константы – скорость света в вакууме – с =
2,998*10^8м/с.
- А как вы думаете, какая величина называется переменной?
- Например, в описании процесса падения тела переменными величинами являются высота H и время падения t.
1) падения
тела на землю. Обозначим все переменные величины, также укажем их размерности
(размерности определяют единицы, в которых представляются значения величин).
Итак, t (с) – время падения, Н (м) – высота падения. Зависимость будем
представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного
падения g (м/с2) будем считать константой. В данном примере зависимость между
величинами является полностью определенной: значение Н однозначно определяет
значение t. 3) Теперь
подробнее рассмотрим пример про уровень заболеваемости жителей города
бронхиальной астмой. Загрязнённость воздуха будем характеризовать
концентрацией примесей – С (мг/м2), уровень заболеваемости – число хронически
больных астмой, приходящихся на 1000 жителей данного города – Р (бол./тыс.).
В данном примере зависимость между значениями носит более сложный характер,
так как при одном и том же уровне загрязнённости в разные месяцы в одном и
том же городе уровень заболеваемости может быть разным, так как на него
влияют и другие факторы.
|
- Имя, значение, тип
Приводят примеры.
Приводят свои примеры.
- Переменная величина – величина, значение которой может меняться.
-функциональный
|
Определение основной и второстепенной информации (П): Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П) Выделение необходимой информации, планирование своей деятельности, прогнозирование результата (П) Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Проявление познавательной инициативы (Р). |
5. Первичное закрепление Цель этапа: закрепление изученного материала на практике Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Метод обучения: проблемный, практическая работа Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок |
|||
24-35 мин |
-А теперь попробуем решить задачу, представленную на слайде: постройте табличную и графическую зависимости скорости от времени, если известно, что при t = 2 с, v = 8 м/с. Первоначальная скорость v0 =2 м/с. Для решения задачи воспользуемся программой для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel. Садимся за компьютеры, включаем MicrosoftExcel. Какие данные у нас известны?
-Отмечаем столбцы через t и v и вводим наши данные, понимая, что t0=0 с. -Ребята, посмотрите, вы видите зависимость? Как дальше пойдут изменения?
-Продолжите таблицу и постройте график по получившейся таблице.
Учитель ходит по классу проверяет выполнение задания, при необходимости корректирует действия обучающихся. |
-Начальная скорость – 2м/с, а также то, что на 2 секунде скорость была 8 м/с.
-Да, время будет изменяться каждые 2 секунды, а скорость соответственно 6 м/с.
Ученики при возникновении трудностей просят помощи у учителя. |
Анализирование и сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания (П). Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К). При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли. Самоопределение (Р). |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Метод обучения: репродуктивный Проектирование оценок: на данном уроке не ставились оценки |
|||
35-40 мин |
-Какие вы узнали формы представления зависимостей между величинами? - Что такое математическая модель? -Может ли математическая модель включать в себя только константы?
-А теперь, ребята, подойдите к интерактивной доске и выберете для себя картинку (я все помню, я много чего помню, я все забыл) и сложите ее в корзину.
Запишите домашнее задание: читать §17, №2,3. |
Отвечают на вопросы.
Оценивают урок и свою деятельность на нем. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усеваемого содержания (Л) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.