Педагогическое моделирование в достаточно короткие сроки (обучение в вузе) позволяет подготовить современного специалиста-профессионала, способного быть конкурентноспособным на рынке рабочей силы, то есть обладать необходимыми профессиональными компетенциями.
В современных условиях система образования призвана ориентироваться на развитие и формирование у студентов социальных компетенций, поскольку речь идет о подготовке студентов к жизни в обществе. Будущий профессионал должен уметь самостоятельно моделировать перспективы своего жизненного пути, проектировать предстоящую профессиональную деятельность.
Моделирование педагогического процесса как средство формиров.doc
Моделирование педагогического процесса как средство формирования
ключевых компетенций будущего специалиста
Развитие и формирование профессиональных компетенций у будущих
специалистов осуществляется в процессе системного и целенаправленного обучения,
где должны быть созданы все необходимые для этого организационнопедагогические
условия. Важнейшим из таких условий является успешное моделирование целостного
педагогического процесса.
Моделирование педагогических систем является одной из важнейших задач
современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и
внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим
идеям отечественной науки. Моделирование – это процесс создания иерархии моделей, в
которых учебновоспитательный процесс моделируется в различных аспектах и
различными средствами. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах
В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, Г.В. Суходольского, В.А.
Штофф и др.
Педагогическое моделирование в достаточно короткие сроки (обучение в вузе)
позволяет подготовить современного специалистапрофессионала, способного быть
конкурентноспособным на рынке рабочей силы, то есть обладать необходимыми
профессиональными компетенциями.
В современных условиях система образования призвана ориентироваться на
развитие и формирование у студентов социальных компетенций, поскольку речь идет о
подготовке студентов к жизни в обществе. Будущий профессионал должен уметь
самостоятельно моделировать перспективы своего жизненного пути, проектировать
предстоящую профессиональную деятельность.
Одной из важнейших задач образования на современном этапе общественного
развития является становление социального самоопределения личности студента. Для
этого необходимо даже построение предметного содержания осуществлять таким образом,
чтобы оно оказывало влияние на формирование механизма самоопределения личности
обучаемых (соотнесение интересов, склонностей, личных возможностей с интересами
общества и государства). Иными словами речь идет о необходимости успешного
моделирования целостного педагогического процесса и педагогическая модель должна
иметь не только дидактический, но социальнопедагогический характер. В этой связи необходимо говорить о переходе к инновационным формам
организации процесса обучения. К таким инновационным подходам в организации
обучения относят:
личностно ориентированное обучение;
создание благоприятных условий для развития креативности студентов и их
способности самореализации;
гуманизация и гуманитаризация образования;
формирование социально значимой системы ценностей;
применение разнообразных педагогических технологий развивающей
направленности (модульное, проблемное, проективное, ориентированное на деятельность и
др.);
моделирование целостного педагогического процесса и т.д.
Все эти подходы существенным образом отличаются от традиционного подхода в
образовании, ставящего своей целью овладение системой определенного объема знаний и
умений.
Системно организуемая личностноориентированная профессиональная подготовка
студентов предполагает интенсивное включение будущего специалиста в активную
познавательную деятельность, развития у него самостоятельности, творческой инициативы,
продуктивного мышления и других необходимых профессиональных и социальных
компетенций.
Компетенции способность на основе органического единства знаний, умений,
опыта и отношений осуществлять как привычную, так и новую профессиональную
деятельность [4].
Профессиональные компетенции позволяют специалисту профессионалу быть
адаптивным к изменяющимся условиям на рынке труда, предоставляют возможность к
самореализации в разнообразных сферах профессиональной действительности.
Педагогическое моделирование,
ориентированное на целенаправленное
формирование системы значимых профессиональных характеристик позволит выйти на
развитие ключевых компетенций будущего специалиста.
Педагогическое моделирование основано на ряде принципов.
1.
Принцип личностных приоритетов предполагает
центрацию на
личностных особенностях студента, склонностях, способностях, приоритетах, ценностях. Построение модели педагогического процесса в первую очередь базируется на принципах
гуманизации, демократизации, природосообразности и др.
2.
Принцип саморазвития направлен на создание таких педагогических
моделей, которые отличались бы динамичностью, могли варьироваться в зависимости от
конкретной учебновоспитательной и социальной ситуации.
3.
Принцип реальности
означает воспроизводимость разработанной
педагогической модели на практике в близких образовательных условиях.
Рассматривая сущность педагогической модели можно остановиться на ряде
трактовой понятия «модель».
Модель в переводе с французского означает – мера, образец, норма. Это аналог,
схема, структура и т.п.
Модель в переводе с латыни – образ, уменьшенный вариант – Упрощенное
описание сложного явления или процесса
Модель это искусственно созданный объект в виде схемы, физических
конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому
объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде
структуру.
Анализируя процесс создания образовательной педагогической модели можно
выделить ряд этапов ее построения.
1.
Выбор методологической основы для моделирования системы. В
современных условиях высшего и среднего профессионального образования такими
основаниями чаще всего становятся:
2.
личностноориентированная парадигма образования,
деятельностный подход в организации процесса познания;
развитие креативного и критического мышления и др.
Постановка
задач моделирования.
Четкое определение основной
дидактической цели. Ее уточнение и конкретизация для каждого этапа обучения.
3.
Конструирование модели. Уточнение основных ее компонентов, выявление
зависимости между ними, определение динамики ее развития и др.
4.
Апробация разработанной педагогической модели в эксперименте.
Анализ и интерпретация полученных результатов моделирования.
5.
Развитие педагогического моделирования в современной науке является
результатом осознания тесного единства системы образования и социокультурной сферы. Социальнопедагогические образовательные системы, являясь интегративными, призваны
осуществлять активное взаимодействие между всеми субъектами образовательного
процесса и социальной средой.
Именно педагогическое моделирование способно разрешить проблему
рассогласования между возросшими потребностями педагогической практики в социально
мобильной, творческой и свободно мыслящей личности и недостаточно высокими
результатами теоретического и практического профессионального образования.
Моделирование педагогического процесса
Моделирование педагогического процесса
Моделирование педагогического процесса
Моделирование педагогического процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.