Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.
Оценка 5

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Оценка 5
Исследовательские работы +3
docx
химия
10 кл
17.09.2017
Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.
Многие годы занимаюсь разработкой разноуровнего развития учеников, учу всех, но много времени уделяю подготовке желающих заниматься по углубленным программам.Разрабатываю новые методы решения задач.Мои ученики получили 14 призовых мест на олимпиадах международных и мировых по химии.в данном материле представлен метод моделирования при решении задач, что позволяет сократить время на запиь, организовать и развить мыслительную деятельность, опробыван в гимназии города Балхаш, Караганде, Алматы.Наши ученики выпускники МГУ, НГУ, Каз Гу, Кар Гу и других ведущих вузов Казахстана, России отличаются неординарным мышлением и работоспособностью.Многие стали ведущими специалистами , защитили ДиссертацииРешение задач углубленного уровня для развития мышления, моделирование помогает экономии времени на оформление, приучает к постоянному поиску.Представлен и на семинарах для учителей и директоров школ области
Моделирование при решении задач, как средство развития мышления..docx
Решение олимпиадных задач стереотипными и нестереотипными методами. Применение моделирования при решении задач, как средства развития мышления (семинар для учителей) Используется и при подготовке к олимпиадам учеников  Задача 11. Смесь содержит равное число молекул этанола и уксусной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в такой смеси. Решение задачи 11 Пусть в смеси содержится по х моль С2Н5ОН и СН3СООН. Массы веществ равны: m(С2Н6ОН) =46 •х m(СН3СООН) = 60 • х, m(смеси) = 60 • х + 46 • х = 106 x. Массовые доли веществ в смеси равны: w(С2Н5ОН) = 46x/106x)=0,434 или = 43,4%, w(СН3СООН) = 60x/106x)=0.566 или 56,6%. Массовые доли веществ не зависят от количества смеси (от х). Ответ. 43,4% С2Н5ОН, 56,6% СН3СООН. Планирование решения задача 11 С2Н5ОН и СН3СООН Мг/моль 46 60 vмоль х х m г 46х 60х m смеси= 46х+60х=106 x. w(С2Н5ОН) = 46x/106x)=0,434 или = 43,4%, w(СН3СООН) = 60x/106x)=0.566 или 56,6%. Массовые доли веществ не зависят от количества смеси (от х). Ответ. 43,4% С2Н5ОН, 56,6% СН3СООН. Задача 12. Органика  Какой объем хлороводорода (п.у.) может прореагировать с 15 г смеси, состоящей из триметиламина, пропиламина и метилэтиламина? Решение . Амины, содержащиеся в смеси, — (CH3)3N, C3H7NH2 и CH3NHC2H5 — являются изомерами (общая формула C3H9N), поэтому количество прореагировавшего хлороводорода определяется только общим количеством аминов и не зависит от индивидуального содержания каждого из них в смеси. Решение задачи 12 Общее уравнение реакций: C3H9N + НСl = [C3H9NH]Cl (общ количество аминов) = 15/59 = 0,254 моль = v(HCl)* V(HCl) = 0,254*22,4 = 5,69( л). Ответ. 5,69 л НСl. Задача 12 моделирование Все вещества изомеры, формула общая 15г C3H9N + НСl = [C3H9NH]Cl М г /моль 59 М v л/моль 22.4 Количество 0.254моль 0.254 моль V л 5.69л Задача 15 • Смешали 1 моль оксида кальция, 2 моль карбида кальция и 3 моль фосфида кальция. Какой объем воды может вступить в реакцию с 16 г такой смеси? Сколько граммов гидроксида кальция при этом образуется? Решение задачи 15 Пусть в смеси содержится х моль СаО, тогда v(СаС2) = 2x, v(СазР2) = 3x. Общая масса смеси m= m(СаО) + m(СаС2) + m(Ca3P2) = 56x + 64•2x + 182 • 3х - 730 x = 15 г, откуда х = 0,0219 моль. При действии воды на смесь происходят реакции: СаО + H2O = Са(ОН)2, СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2 , Са3Р2 + 6Н2О = ЗСа(ОН)2 + 2PH3. В первую реакцию вступает х моль воды, во вторую — 4х моль, и в третью — 18 х моль, всего — 23 х моль воды. В первой реакции образуется х моль Са(ОН)2, во второй — 2 х моль и в третьей — 9x моль, всего — 12 х моль Са(ОН)2. v(H2O) =23x= 23*0,0219 = 0,504 моль, m(Н2О) = 0,504 • 18 = 9,07 г, V(H2O) = 9,1 мл. v(Са(ОН)2 =12x= 12*0,0219 = 0,263 моль, m(Са(ОН)2= 0,263 • 74 = 19,5 г. О т в е т. 9,1 мл Н2О, 19,5 г Са(ОН)2. Задача 15 моделирование 1 Пусть количество оксида 1 моль СаО + H2O = Са(ОН)2, 1моль 1моль 1моль СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2 , 2моль 4 моль 2моль Са3Р2 + 6Н2О = ЗСа(ОН)2 + 2PH3 3моль 18 моль 9моль Масса смеси=56+64*2+182*3=730г v(H2O)=23 моль, m=18*23=414г v(Ca(OH)2)=6 моль, m=12*56=672г Смеси 16г.значит 16/730=0.0219,тогда масса воды= 0.0219*414=9.07г или9.07 мл Основания=888*0.0219=19.44г Решение 15 моделирование 2 Пусть количество оксида х моль СаО + H2O = Са(ОН)2, 1 1 1 x x x СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2 2 4 2 2x 4x 2x Са3Р2 + 6Н2О = ЗСа(ОН)2 + 2PH3. 3 18 9 3 x 18 x 9x v воды=23x. m воды=23x*18=414x. v щелочи=12x. Масса—12x*74=888x найдем x. Масса смеси 16=56x+64*2x+182*3x=730x x=16/730=0.0219моль9,тогда масса воды= 0.0219*414=9.07г или9.07 мл Основания=888*0.0219=19.44г  Задача 16 органика смеси При сгорании смеси этиламина и паров метанола образовалось 43,2 г воды и 4,48 л газа (н.у.). не растворимого в растворе щелочи. Вычислите массовую долю метанола в исходной смеси. Решение задачи  16 Запишем уравнения реакций: 4 C2H5NH2+ 15О2 ­ 8СО2 + 2N2 +7H2O 2СН3ОН + ЗО2 = 2СО2 + 4Н2О.  Газ, не растворимый в растворе щелочи, — азот. Он выделяется только при сгорании  этиламина, v(N2) = = 4,48/22,4 = 0,2 моль,  v(C2H5NH2) = 0,2*2 = 0,4 моль,  m(C2H5NH2) = 0,4*45 = 18 г.  При сгорании 0,4 моль C2H5NH2 выделяется 1,4 моль воды, а всего воды образовалось  v(Н2О) = 43,2/18 = 2,4 моль Следовательно, 1 моль воды образовался при сгорании метанола.  v(СН3ОН) = v(Н2О)/2 = 0,5 моль, m(СН3ОН) = 0,5*32 = 16 г.  Общая масса смеси: m = m(C2H5NH2) + m(СН3ОН) = 16 + 18 = 34 г,  массовая доля метанола: (СН3ОН) = 16/34*100% =47,1%.  Ответ. 47,1% СН3ОН. Решение по схеме задачи 16                                                     4.48      4C2H5NH2+ 15О2 =8СО2 +2N2+    14H2O(1)    M=45г/моль                                             22.4 V=0.4                                    v  =0.2  m  = 0.4*45= 18г  0.4                                                               0.14(1) 2СН3ОН + ЗО2 = 2СО2 + 4Н2О   (2) Воды 43.2 г,v= 43.2/18=2.4  моль . значит на(1)воды1.4, а на(2) 1.0 моль=>cпирта 05 моль.,m=0.5*32=16г    wcп=16/16+18=0.471   или 47.1%   Задача 17 смесь органических веществ  Раствор смеси муравьиной и уксусной кислот вступил во взаимодействие с  0,92 г магния. Продукты сгорания такого же количества  смеси пропустили через трубку с  безводным сульфатом меди. Масса трубки увеличилась на 1,98 г. Вычислить молярные  соотношения кислот в исходном растворе. Решение 17 Запишем уравнения реакций:  Mg + 2HCOOH = Mg(HCOO)2+ H2  A) Mg + 2СН3СООН = Mg(CH3COO)2 + Н2 B)  2НСООН + О2 = 2CO2+ 2H2O C)  СН3СООН + 2О2 = 2СО2 + 2Н2О D)  Пусть в растворе было х моль НСООН и у моль СН3СООН,  тогда в реакции A) и B) вступило х/2 + у/2 молей Mg:  х/2 + у/2 = 0,92/24 = 0,03833. E)  По реакциям сгорания C) и D) образовалось х + 2у  молей воды, которая поглотилась безводным CuSO4:  х + 2у = 1,98/18 = 0,11. F)  Решая систему уравнений E) и F), находим:  х = 13/300 = v(НСООН), у = 1/30 = v(СН3СООН). х:у = 13:10.  Ответ. v(НСООН) : v(СН3СООН) = 13:10.  Решение задачи 17 методом моделирования х моль     2x Mg +      2HCOOH = Mg(HCOO)2+ H2  A) y моль      2y Mg +      2СН3СООН = Mg(CH3COO)2 + Н2 B) v(Mg)=0.92/24= 0.0383=x+y_  2x                                       2x 2НСООН + О2 = 2CO2+ 2H2O C)  2y                                           4y СН3СООН + 2О2 = 2СО2 + 2Н2О. D) (2x+4y) *18=1.98 , (2x+4y)=0.11 x+y =0.0383  решите систему  задача 18 (9 класс) В избыток воды массой А г поместили кусочек металлического натрия массой В г. Затем в раствор пропустили V мл хлороводорода (н.у.) до полной нейтрализации (без избытка). В растворе осталось одно растворенное вещество. Определите его массовую долю  ω  (%), выраженную через А, В, V. Напишите уравнения реакций. Решение задачи  18 B              X             Y 2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2 46                            80         2 X                         Z NaOH + HCl = NaCl + H2O 40                     58,5 Масса HCl : 36,5(V/22400) Масса раствора в итоге : A + B – (1/23)B + 36,5(V/22400) Масса растворенного вещества (NaCl): Z = (58,5/40)   X = (40/23)B*(58,5/40) = (58,5/23)B Ответ:   (%) = 100% (58,5/23)B +A ω  Задача 44 Оксид магния, полученный при прокаливании 50,4 г карбоната магния, растворен в  строго необходимом количестве 25% ­ной серной кислоты. Полученный раствор был  охлажден, результате чего выпал семиводный гидрат соли, а массовая  доля  безводной соли в растворе составила 26,2%. Рассчитайте массу выпавших  кристаллов. Решение задачи  44 Запишем уравнения реакций: MgCO3 = MgO + CO2, A) MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O. B) Найдем количества веществ, участвующих в реакциях: v(MgCO3) = 50,4/84 = 0,6 моль, v(MgO) = v(MgCO3) = = 0,6 моль = v(H2SO4) = v(MgSO4). Массы веществ равны: m(MgO) = 0,6*40 = 24 г, m(H2SO4) = 0,6*98 = 58,8 г, m(MgSO4) = 0,6­120=72 г, m(р­ра H2SO4) = 58,8/0,25 = = 235,2 г. Общая масса раствора составляет 24 + 235,2 = 259,2 г, в нем содержится 72 г MgSO4 Пусть из раствора выпало х моль MgSO4 • 7Н2О (М=246), тогда масса конечного  раствора составляет 259,2 ­246 *х г, и в нем содержится 72 – 120* х г MgSO4. По условию, массовая доля MgSO4 в конечном растворе равна 0,262: 72­ 120*х) / 259,2 – 246*х) = 0,262, откуда х = 0,0736 моль, m(осадка) = 0,0736­246 = 18,1 г. Ответ. 18,1 г MgSO4 • 7Н2О.  Задача 45 . Известно, что 40 мл  раствора, содержащего нитрат меди (II) и серную кислоту, могут  прореагировать с 25,4 мл 16,02%­ного раствора  гидроксида натрия (плотность раствора 1,18 г/мл), а прокаливание выпавшего при этом осадка дает 1,60 г твердого  вещества. Вычислите концентрации (в моль/л) нитрата меди (II) и серной кислоты в  исходном растворе, а также объем газа (при н.у.), который выделяется при внесении  2,5 г порошкообразной меди в 40 мл этого раствора.  Решение  задачи 45 Запишем уравнения реакций:  H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2Н2О,  Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2+ 2NaNO3,  Cu(OH)2= CuO + H2O.  По этим уравнениям можно определить состав исходного раствора:  v(CuO) = 1,6/80 = 0,02 моль,  v(Cu(NO3)2 = n(Cu(OH)2 = n(CuO) = 0,02 моль,  v(NaOH) = 25,4­1,18­0,1602/40 = 0,12 моль.  На реакцию с Cu(NO3)2 расходуется 0,02 • 2 = 0,04 моль NaOH,  оставшиеся 0,12 ­ 0,04 = 0,08 моль NaOH реагируют с H2SO4.  v(H2SO4) = 0,08/2 = 0,04 моль.  C(Cu(NO3)2 = 0,02/0,04 = 0,5 моль/л,  C(H2SO4) = 0,04/0,04 = 1 моль/л.  Известно, что кислые растворы нитратов способны растворять металлы аналогично  разбавленной азотной кислоте.  Медь растворяется в данном растворе   с  образованием NO. Для того чтобы определить количество выделившегося газа,  запишем уравнение реакции в  сокращенной ионной форме:  ЗСи + 8Н+ + 2NO3­ = ЗСи2+ + 2NO + 4Н2О.  Избыток­недостаток определим по количеству молей исходных веществ:  v(Cu) = 2,5/64 = 0,0391 моль,  v(H+) = 2 • v(H2SO4) = 0,08 моль,  v(NO3)­ = 2 • v(Cu(NO3)2 = 0,04 моль.  С учетом коэффициентов ионной реакции оказывается,  что в недостатке находятся ионы Н+, поэтому:  v(NO) = v(H+)/4 = 0,02 моль, V(NO) = 0,02 • 22,4 = = 0,448 л.  О т в е т. 0,5 М Cu(NO3)2, I M H2SO4; 0,448 л NO.  У меня решены многие задачи, собираю по темам, оформляю в тетрадях, собираю  методы решения учеников, систематизирую, на этом семинаре представлены  решения некоторых задач, используемых при подготовке к олимпиадам, для  заданий сильным детям, имеющим собственную программу подготовки, на уроках,  т.к при подготовке к олимпиадам дети проходят материал не только программы  школы, но и факультативов, решают задачи по общей химии, физической,  аналитической, поэтому для них составляется индивидуальная программа  подготовки и на уроках и во внеурочное время. В данном семинаре представлены  некоторые задачи, решаемые с использованием метода моделирования, что  помогает легче прогнозировать решение, оформлять, облегчает понимание  сущности, при обычной записи канва  решения теряется, внимание рассеивается,  кроме того это позволяет более корректно записывать решение. Как к этому  пришли? Большинство участников олимпиад высокого уровня мальчики, не  желающие много писать, считающие устно,  и девочки с логическим  мышлением,часто решение было настолько коротким, что члены жюри не понимало  их и не оценивало, именно это повергло меня найти метод краткого оформления,  понятного всем. Очень часто используем метод графов. Сначала я писала каждую  задачу на отдельном листе, на обратной стороне решение, что способствовало  самопроверке, потом аналогично в тетрадях по темам, потом собирала решеня  учеников и систематизировала, сейчас этому помогает компьютер. Чтобы научиться решать, надо много решать, я сама решаю и заражаю этим многих  детей.Не все становятся химиками, но умения, приобретеные на уроках и внеурочное время помогают им в дальнейшем обучении.На уроках, решая типовые задачи, я  тоже применяю метод моделирования.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.

Моделирование при решении задач по химии , как средство развития мышления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2017