Для современного спорта характерен стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников / 25 /. Характерной особенностью соревновательной спорта является всеохватывающий, научно обоснованной, заинтересованный поиск молодежи, которой по плечу большие тренировочные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования, обеспечивающие выход спортсмена на уровень мировых достижений.
«МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТСМЕНОВ В КОМБИНИРОВАННОМ ЭСТАФЕТНОМ
ПЛАВАНИИ»2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Анализ научнометодической литературы………………….…………..5
1.1. Методы прогнозирования в спорте…………………………………………..5
1.2. Динамика спортивных достижений в плавании и их моделирование………..7
1.3. Соревновательная деятельность спортсменов в комбинированном эстафетном
плавании…..…………………………………………………………10
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………..…13
2.1. Задачи исследования ………………………………………………………...13
2.2. Методы исследования…………………………………………………….…14
2.3. Организация исследования……………………………………………….…15
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………….16
3.1. Динамика спортивных достижений в комбинированной эстафете 4 по 100м у
мужчин на Олимпийских играх …………………………………….……………16
3.2. Взаимосвязь результатов спортсменов на отдельных этапах в комбинированной
эстафете 4 по 100м и индивидуальном плавании……………18
3.3. Оценка успешности выступлений отдельных пловцов на этапах
комбинированной эстафеты 4 по 100м у мужчин………………………………...19
Выводы и практические рекомендации………………………………..…………23
Литература…………………………………………………….……………..……24.3
ВВЕДЕНИЕ
Плавание – один из основных современных видов спорта. Это второй по
количеству очков и медалей вид Олимпийской программы. Поэтому не случайно
плаванию уделяется большое внимание во всех странах мира.
Для современного спорта характерен стремительный рост рекордов,
значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок,
острая борьба равных по силе соперников / 25 /. Характерной особенностью
соревновательной спорта является всеохватывающий, научно обоснованной,
заинтересованный поиск молодежи, которой по плечу большие тренировочные
нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования, обеспечивающие
выход спортсмена на уровень мировых достижений.
Прогнозирование спортивных достижений в индивидуальных номерах
программы соревнований по плаванию на основе математического описания
динамики результатов отдельных спортсменов. Рекордам отдельных стран и мира,
десяти сильнейших пловцов года посвящено немало работ / 6, 28 /. В то же время
практически не уделяется внимание прогнозированию рекордов в эстафетном
плавании вследствие меньшей вероятности выполнения прогноза изза увеличения
факторов, определяющих результат соревновательной деятельности в эстафетах: 4
по 100м и 4 по 200м вольным стилем, комбинированная эстафета 4 по 100м.
Целью настоящего исследования явилось изучение путей повышения
эффективности прогнозирования и оценки результатов соревновательной
деятельности в эстафетном комбинированном плавании 4 по 100м мужчины.
Полученные результаты исследования обладают научной новизной и могут быть
использованы для изучения факторов, определяющих результативность пловцов в
комбинированном эстафетном плавании, а спортивной практике для принятия
решений при определении состава участников эстафет и оценки уровня4
спортивного результата эстафеты и ее отдельных участников.5
Глава 1. Анализ научнометодической литературы
1.1. Методы прогнозирования в спорте
Искусство предвидеть будущее прошло много этапов. От неуверенных
предсказаний явлений природы в далекой древности, через первые успехи
философовматериалистов к современным методам научного познания. В
настоящее время проблема научного прогнозирования актуальна для многих в
общественной жизни, в том числе и для физической культуры и спорта.
Важность разработки проблемы прогнозирования в области спорта
обусловлена рядом причин: вопервых, значительным повышением политической и
социальной значимости спорта; вовторых, необходимого поиска новых путей
подготовки квалифицированных спортсменов, а также дальнейшего повышения
массовости физической культуры и спорта в стране; в третьих, значительным
усложнением и увеличением масштабности физкультурного движения и спорта, их
структуры и функций / 1 /.
Актуальность проблемы прогнозирования обусловлена тесной связью
прогнозирования с управлением подготовкой спортсменов. Известно, что для
успешного управления необходима четко поставленная и обусловленная цель.
Прогнозы как раз и являются такими, научнообоснованными ориентирами для
процесса управления / 27 /.
Прогнозирование спортивных достижений составляет исходный этап всей
работы по плаванию подготовки спортсменов на олимпийский цикл.
Необходимость прогнозирования спортивных результатов на будущее
олимпийское первенство отмечается многими авторами /24, 31 /.
Прогнозирование успешности соревновательной деятельности позволила бы
правильно и экономно распоряжаться экономическим потенциалом страны,
сохранить силы и направить деятельность человека в область, где он может
принести большую пользу, повысить надежность выступления спортсменов на6
соревнованиях / 32 /.
Точность прогнозирования в существенной степени зависит от качества
полученных данных и методов их обработки.
В принципе развитие спортивных результатов, спортивного уровня можно
оценить и прогнозировать почти во всех в идах спорта. В видах спорта с
измеряемыми результатами, полученными в относительно постоянных условиях,
это достигается достаточно легко.
В гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду
прогнозирование результатов наиболее затруднительно изза оценки сложности
программы и точности ее исполнения / 14 /.
Прогнозирование практически сводится к отысканию наиболее
подходящего в каждом конкретном случае вида математической функции,
отражающей динамику наблюдаемого процесса. Чаще всего используются:
линейная и степенная функции (обычно последняя дает более корректные
результаты). Рассчитав и подставив в уравнение функции соответствующие
числовые значения, мы получаем возможность судить о вероятностном результате
будущего чемпиона / 8 /.
Выбор типа экстраполяционной функции зависит от задач прогнозирования,
способа плавания и дистанций. В каждом конкретном случае могут быть
подобраны наиболее эффективные математические формулы. Практика показала,
что в плавании для прогнозирования олимпийских и мировых достижении й могут
применяться следующие элементарные функции: линейная, степенная,
экспоненциальная, квадратичная. Причем выбор вида кривых, обычно базируется
на личном опыте и интуиции авторов и идеи, что рост рекордов по мере
приближения к физиологическим пределам должен замедляться.
Следует отметить, что при длительной экстраполяции (6 – 8 лет вперед)
часто наблюдается расхождение прогнозируемых результатов с реальными. Это
обусловлено несколькими факторами:7
появлением принципиально новых тренировочных программ,
позволяющих существенно повысить уровень специальной
подготовленности пловца
расширяющих наше представление о человеческих возможностях
появлением выдающихся личностей – спортивных талантов,
условиями проведения крупнейших международных
состязаний, которые могут существенно отличаться от обычных.
1.2. Динамика спортивных достижений в плавании и их
прогнозирование
Прогнозирование соревновательной деятельности спортсменов необходимо
для определения модельных характеристик подготовленности пловцов,
соответствующих прогнозируемых результатам и планирования подготовки в
целом. Тренеру, прежде всего надо знать на каком уровне его воспитанникам
предстоит вести спор с конкурентами. Данная задача решается путем
прогнозирования динамики спортивных достижений. Спортивный прогноз это
вероятностное утверждение о результатах соревновательной деятельности в
будущем с относительно высокой степенью достоверности.
Многочисленные публикации / 6, 9, 10, 28, 36, 37 /, посвященные анализу
динамики спортивных достижений и прогнозированию рекордов основаны на
анализе динамике изменения прогнозирующей функции за какойлибо
предшествующий период с тем, чтобы определив закономерности ее развития,
прогнозировать результат на будущей период.
Методы прогнозирования я не свободны от некоторых недостатков, так как
не учитывают появления новых методик тренировок. Изменения техники, что при
водит к резкому повышению результатов. Рост рекордных скоростей в плавании за
последние четверть века определяется совокупностью факторов / 6 /:
повышение жизненного уровня людей8
бурный рост акселерации в послевоенные годы
грандиозный размах строительства закрытых плавательных бассейнов
массовое обучение плаванию детей дошкольного возраста
значение «удельного» веса плавания в Олимпийской программе
обострение борьбы за мировое первенство
Кардинальные изменения в процессе подготовки пловцов, призванных
оспаривать мировое первенство:
изменение больших по объёму и интенсивности тренировками,
проплывание более 15 км в день со скоростью в пределах 7090% от
максимальной.
применение эффективных и восстановительных средств,
всесторонней медицинской помощи и специального питания.
совершенствование техники плавание.
привлечение учёных, работающих в областях физиологии и биологии,
биохимии и биомеханики, медицины и психологии, гидродинамики и
кибернетики для подготовки пловцов экстракласса.
усовершенствование отбора детей в плавание и применение новых
тестов.
появление «глубоких» бассейнов (глубина более двух метров по всей
длине бассейна).
повышение результатов пловцов в связи с предпринятыми мерами по
устранению волн на поверхности воды бассейнов (волны, создаваемые
пловцами; волны, образуемые путем отражения от стенок бассейна).
бритье отдельными спортсменами волос на теле перед
ответственными стартами, использование гидрокостюмов. Это дает
им новое ощущение движений в воде и способствует повышению
результатов.9
В других работах подчеркивается, что темпы роста рекордов являются
следствием совершенствования подготовки. В частности, таких звеньев этой
системы, как ранняя спортивная специализация, тщательная первоначальная
подготовка, исключительно высокие тренировочные нагрузки, рациональные
планирование тренировочного процесса, достаточное материальнотехническое
обеспечение / 2 /.
В числе факторов стимулирующих мобилизацию функциональных резервов
организма пловца и адаптационные реакции. Следует, прежде всего, назвать
широкое использование тренировки в условиях среднегорья (200022000м и более
над уровнем моря), централизацию подготовки сильнейших пловцов с целью
обеспечения жёсткой конкуренции при выполнении программ тренировочных
занятий и при участии в контрольных соревнованиях.
Широкое распространение получили различные формы совместной
подготовки различных стран. Пловцы СССР тесно сотрудничали со спортсменами
ГДР и ряда других стран, принимая участия в совместных сборах и контрольных
соревнованиях / 25 /. А так как методы прогнозирования не учитывают
перечисленные факторы, то есть очевидно не имеет смысла брать и в расчеты
результаты 50летней давности, не дающие точного прогноза / 14 /.
Прогнозировать результаты на ближайший период следует на основе анализа
достижений не более 20летней давности.
На динамику роста спортивных достижений влияет много причин. Поэтому
невозможно точно предугадать какой именно результат будет показан в
ближайший год или на ближайших Олимпийских играх. Такой прогноз может быть
лишь приближенным. Накопленный опыт прогнозирования показывает, что в
случае нормального распределения примерно две трети всех результатов
находятся в пределах одной стандартной ошибки от наиболее вероятностного
прогнозируемого значения / 30 /.
Многими авторами отмечается, что результаты десяти сильнейших10
спортсменов мира лучше отражают тенденции развития плавания по сравнению с
мировыми рекордами или результатами победителей Олимпиад /6, 33 /.
Высокие темпы роста спортивных достижений являются характерной
тенденцией спортивного плавания. Для того, чтобы не потерять достигнутого в
отдельных номерах программы спортивного плавания и выйти на уровень
сильнейших пловцов мира, необходимо иметь представление о динамике роста
спортивных достижений и уровне рекордных результатов в будущем.
Таким образом, можно заключить, что при всей важности проблемы
прогнозирования рекордов единого подхода к этой проблемы нет. Есть множество
рекомендаций по учету различных факторов, влияющих на рост спортивных
достижений. Однако методик, которые на количественном уровне включают их в
модель пока нет. Главная дискуссия происходит – по выбору функции, которая
наилучшим образом описывает динамику результатов во времени, количество лет,
составляющих базу данных для экстраполяции. Повидимому при краткосрочном,
на один – два года предсказании вполне приемлема будет линейная модель с
небольшими базами данных (812 лет), однако при прогнозировании на более
длительные сроки необходим содержательный историкогеографический анализ с
попыткой определить момент смены периода. Здесь нельзя не учитывать
постепенное замедление прироста мировых достижений, в связи, с чем
предпочтительней будут криволинейные, в частности экспоненциальные модели.
К сожалению, не уделяется достаточно внимания прогнозированию
результатов в эстафетном плавании вследствие меньшей вероятности прогноза
вследствие командного характера соревновательной деятельности пловцов в
эстафетах.
1.3. Соревновательная деятельность спортсменов в эстафетном
плавании
Международные соревнования по плаванию до 1908 года проводились без11
унифицированных правил. Программа Олимпийских соревнований менялась по
желанию страны организатора. Так, первый раз эстафетное плавание проводилось
во Франции на Олимпиаде 1890 года 5 по 40 метров вольным стилем.
Олимпийские рекорды в комбинированной эстафете 4 по 100м у мужчин
Таблица 1.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
Год
1896 Афины
(Греция)
1900 Париж
(Франция)
1904 СентЛуис
(США)
1908 Лондон
(Англия)
1912 Стокгольм
(Швеция)
1920 Антверпен
(Бельгия)
1924 Париж
(Франция)
1928 Амстердам
(Голландия)
1932 ЛосАнджелес
(США)
1936 Берлин
(Германия)
1948 Лондон
(Англия)
1952 Хельсинки
(Финляндия)
1956 Мельбурн
(Австралия)
1960 Рим
(Италия)
Результат
нет
Страна
5 х 40 в/с (мужчины)
Германия
4 х 50ярд.в/с (мужчины)
2.04,6 сек. (США)
4 х 200м в/с (мужчины)
10.55,6 сек. (Англия)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
10.11,6 сек.
(Австралия)
5.52,8 сек. (Англия)
10.04,4 сек. (США)
5.11,6 сек. (США)
9.53,4 сек. (США)
4.58,8 сек. (США)
9.36,2сек. (США)
4.47,6 сек. (США)
8.58,4 сек. (Япония)
4.38,0 сек. (США)
8.51,5 сек. (Япония)
4.36,0 сек. (Голландия)
8.46,0 сек. (США)
4.29,2сек. (США)
8.31,1 сек. (США)
4.24,4 сек. (Венгрия)
8.23,6 сек. (Австралия)
4.17,1 (Австралия)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м комб. (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 100м комб (женщины)
8.10,2 сек. (США)
4.05,4 сек. (США)
4.08,9 сек. (США)
4.41,1 сек. (США)15
.
16
.
17
.
18
.
1964 Токио
(Япония)
1968 Мехико
(Мексика)
1972 Мюнхен
(ФРГ)
1978 Монреаль
(Канада)
12
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м комб. (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 100м комб (женщины)
4 х 100м в/с (мужчины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м комб.(мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 100м комб.(женщины)
4 х 100м в/с (мужчины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м комб.(мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 100м комб.(женщины)
4 х 200м в/с (мужчины)
4 х 100м комб. (мужчины)
4 х 100м в/с (женщины)
4 х 100м комб.(женщины)
3.33,2 сек. (США)
7.52,1 сек. (США)
4.03,8 сек. (США)
4.33,9 сек. (США)
3.31,7 сек. (США)
7.52,3 сек. (США)
3.54,9 сек. (США)
4.02,5 сек. (США)
4.28,3 сек. (США)
3.26,42 сек. (США)
7.35,78 сек. (США)
3.48,16 сек. (США)
3.55,19 сек. (США)
4.20,75 сек. (США)
7.23,22 сек. (США)
3.42,22 сек. (США)
3.44,82 сек. (США)
4.07,95 сек. (ГДР)
В табл. 1 приведены спортивные результаты комбинированной эстафете 4 по
100м у мужчин на Олимпийских играх. С ростом популярности плавания
программа международных соревнований постепенно расширялась. Это относится
и к эстафетному плаванию. С 1908 года в программу Олимпийских игр включена
эстафета 4 по 200м вольным стилем для мужчин, а с 1912 года – эстафета 4 по
100м вольным стилем для женщин. С 1960 года в программу по плаванию
включена комбинированная эстафета 4 по100м (первый этап – кроль на спине,
второй этап – брасс, третий этап дельфин, последний этап – кроль на груди) для
мужчин и женщин. В 1964, 1968, 1972 годах мужчины стартовали в эстафете 4 по
100м вольным стилем, впоследствии эта эстафета была исключена из программы
Олимпийских игр. В настоящее время, в соответствии с правилами ФИНА,
международные соревнования и фиксация мировых рекордов проводятся в
эстафетах 4 по 100м и 4 по 200м вольным стилем (последняя только у мужчин) и
комбинированной эстафете 4 по 100м у мужчин и женщин.13
Спортивные достижения в эстафетном плавании зависят от уровня
результатов участников эстафет. В тоже время следует отметить / 4 /, что для
лучших участников эстафеты характерны:
хорошая реакция на движущий объект,
отсутствие потерь времени при смене этапов,
высокие моральноволевые качества (стремление выступить в
эстафете лучше, чем в индивидуальных стартах).
Однако отсутствие интегрального критерия успешности выступления
пловца в эстафете тормозит разработку модельных характеристик участника
эстафеты и сказывается на качестве выбора участников эстафетного плавания.
Таким образом, вопрос оценки успешности выступления пловцов в эстафетном
плавании требует дальнейшей разработки.
Настоящая работа посвящена исследованию прогнозирования результатов
эстафетного плавания и оценки успешности выступлений участников эстафет.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1. Задачи исследования
Целью настоящего исследования явилось изучение путей повышения
эффективности прогнозирования и оценки результатов соревновательной
деятельности пловцов в комбинированном эстафетном плавании.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Определить математическую модель динамики результатов в
комбинированном эстафетном плавании на Олимпийских играх
2. Определить взаимосвязь индивидуальных результатов с результатами на
отдельных этапах комбинированного эстафетного плавания
3. Разработать методику оценки успешности выступления отдельных
пловцов и команд в комбинированном эстафетном плавании.14
Поставленные перед исследованием задачи решались с использованием
следующих методов исследования;
1. Анализ научнометодической литературы
2. Сбор и систематизация спортивных результатов в индивидуальных
стартах и комбинированном эстафетном плавании.
3. Математикостатистические методы.
2.2. Методы исследования
Анализ научнометодической литературы. В процессе исследования были
проанализированы около 30 источников на русском языке.
Сбор и систематизация спортивных результатов. Результаты
комбинированных эстафет 4 по 100м у мужчин для расчета модели динамики
спортивных достижений переводились из традиционной формы представления в
секунды.
Для определения взаимосвязи индивидуальных результатов пловцов с
результатом комбинированного эстафетного плавания на отдельных этапах были
проанализированы протоколы соревнований по плаванию: России, Европы. Мира,
Олимпийских игр. Индивидуальные результаты пловцов и результаты на
отдельных этапах комбинированной эстафеты переводились в секунды.
Математикостатистические методы.
Для выбора математической функции, описывающей динамику
достижений, использовались следующие зависимости: прямолинейная;
показательная; степенная.
Значения параметров перечисленных функций определялись методом
наименьших квадратов путем решения уравнений в электронных таблицах Excel.
О точности описания динамики спортивных достижений каждых из трех
полученных уравнений можно судить по ошибке аппроксимации. Для нахождения15
ошибки аппроксимации необходимо определить сумму квадратов разностей
между реальными и расчетными значениями рекордов по уравнению, разделить
сумму на степень свободы (п 1), а затем извлечь корень из полученного числа.
Для определения взаимосвязи индивидуальных результатов и результатов
пловцов на отдельных этапах эстафет использовался регрессионный анализ,
включающий расчет коэффициентов корреляции, коэффициентов уравнения
регрессии, стандартной ошибки уравнения регрессии. Анализ регрессионных
остатков / 12, 17 / относительно регрессионной модели проводился с учетом
пятибалльной градации оценок и их емкости / 26 /.
2.3. Организация исследования
Для определения математической модели динамики спортивных
достижений в комбинированном эстафетном плавании были использованы
мировые рекорды с 1960 по 2012 годы.
Результаты в индивидуальных номерах программы и в комбинированном
эстафетном плавании были проанализированы у 35 пловцов, специализирующихся
в способе кроль на спине, у 40 пловцов, специализирующихся в способе брасс, 36
пловцов, специализирующихся в способе дельфин, и у 38 пловцов,
специализирующихся в способе кроль на груди.16
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Динамика рекордов мира в комбинированной эстафете 4 по 100м у
мужчин
Данные о тенденциях развития достижений в комбинированной эстафете 4
по 100м можно получить, анализируя динамику мировых рекордов (табл.2).
Таблица 2
Динамика мировых рекордов в комбинированной эстафете 4 по 100м
мужчины с 1960 по 2014 год
№ Год
1.
1960
1968
2.
3.
1872
1976
4.
1996
5.
6.
2000
2003
7.
2004
8.
9.
2008
2009
10
.
Страна
США
США
США
США
США
США
США
США
США
США
Результат
4.05,4
3.54,9
3.48.16
3.42,22
3.34,84
3.33,73
3.31.54
3.30,68
3.29,34
3.27,28
Результат (сек.)
245,4
234,9
228,16
222,22
214,84
213,73
211,54
210,68
209,34
207,28
Методика подбора функций и определения параметров уравнений
динамики достижений в комбинированной эстафете была аналогична методике
анализа динамики рекордов в индивидуальном плавании / 6 /. Параметры
прямолинейной, показательной и степенной функций, описывающих динамику
рекордов комбинированной эстафеты 4 по 100м у мужчин, приведены в табл.3.
Параметры прямолинейной, показательной и степенной функций,
описывающих динамику рекордов комбинированной эстафеты 4 по 100м у мужчин
Таблица 317
№
Уравнения регрессии
1
2
3
.
.
.
Прямолинейная функция
У = 1,0426 * Х +243,20
Показательная функция
У = 27,3184 * Х + 258,05
Степенная функция
У = 0,0523 * Х + 2,42
Ошибка
уравнения
регрессии
± 2,91
± 1,75
± 3,11
Наиболее точное описание динамики спортивных достижений в
комбинированной эстафете 4 по 100м дает показательная функция. Ошибка
аппроксимации для показательной функции у мужчин составляет ± 1,75сек.
Уравнение показательной функции можно использовать для прогнозирования
результатов эстафеты.
Для прогнозирования уровня результатов комбинированной эстафеты
необходимо в уравнение показательной функции подставить календарное время
прогноза (Х) и произвести расчет наиболее вероятного уровня спортивных
достижений в комбинированной эстафете. Календарное время в уравнении есть
разность между годом прогноза и базовым годом 1960. Так, для прогноза на 2015
год, когда состоится Чемпионат мира в Казани, календарное время составит: 2015
– 1960 = 55. Вычисляя значения спортивных достижений, следует помнить, что в
уравнении показательной функции вместо календарного времени используется его
логарифм. Прогнозируемый результат в комбинированной эстафете у мужчин на
2015 год по уравнению показательной функции составит сек. или в традиционной
форме представления 3. 23,25 сек. Прибавляя и отнимая от данного результата
ошибку аппроксимации (± 1,75), получаем наиболее вероятный интервал
прогнозируемого результата 1. 67.90 – 1.67.45.
Знание прогнозируемого уровня результатов в комбинированном18
эстафетном плавании необходимо при перспективном планировании подготовки
спортсменов в командах на этапе высшего мастерства.
3.2. Взаимосвязь результатов спортсменов на отдельных этапах в
комбинированной эстафете 4 по 100м и индивидуальном плавании
Для определения взаимосвязи индивидуальных результаты пловцов на
отдельных этапах комбинированной эстафеты был применен регрессионный
анализ, включающий расчет коэффициентов корреляции, коэффициентов
уравнения регрессии, стандартной ошибки уравнения регрессии. Результаты
регрессионного анализа для отдельных этапов эстафеты приведены в табл.4.
Как видно из приведенных в таблице данных коэффициенты корреляции
между индивидуальными результатами и результатами пловцов на этапах
эстафеты достаточно высоки от 0,9678 до 0,9883.
Это говорит о том, что индивидуальные результаты в значительной степени
определяют уровень достижения пловцов на отдельных этапах комбинированного
эстафетного плавания. Высокие коэффициенты корреляции позволяют
использовать уравнения регрессии в качестве регрессионных моделей / 20 /.
Полученные уравнения регрессии тренер может использовать для
прогнозирования результата эстафеты по индивидуальным результатам пловцов.
Так участники эстафеты сборной команды России на чемпионате Европы имели
следующие результаты в индивидуальных номерах программы: Борисов Виталий
(на спине) – 54,80сек., Стрельников Кирилл (брасс) – 1.00,17сек. или 60,17сек.,
Коновалов Никита (дельфин) – 52,16 сек., Сырников Виталий (кроль на груди) –
48,88 сек. Подставляя результаты участников эстафеты в уравнения регрессии,
получаем результаты на отдельных этапах комбинированной эстафеты: 56,89 +
63,29 + 54,91 + 50,26. Сложив результаты, полученные для отдельных этапов
комбинированной эстафеты, получим результат эстафеты в целом: 225,35 сек. или
3.45.35сек. Реальный результат в комбинированной эстафете у пловцов сборной19
команды составил 3.45,92 сек., что всего лишь на 0,57 сек . хуже, чем
спрогнозированный по уравнениям регрессии.
Параметры регрессионного уравнения взаимосвязи индивидуальных
результатов с результатами пловцов комбинированной эстафеты 4 по 100м у
Таблица 4
мужчин
Уравнения регрессии
1 этап эстафеты (100м на спине)
Тэ1 = 0,9405 * Ти + 3,52
2 этап эстафеты (100м брасс)
Тэ2 = 1,0366 * Ти 2,66
3 этап эстафеты (100м баттерфляй)
Тэ3 = 0,8263 * Ти + 9,17
4 этап эстафеты (100м кроль на груди)
Тэ4 = 1,0824 * Ти 5,31
Результат эстафеты (по Ти )
Т эст. = 1,0916 * Ти 22,18
Коэффициент
корреляции
Стандартное
отклонение
уравнения
регрессии
0,47
0,66
0,68
0,68
1,76
0,9769
0,9895
0,9883
0,9678
0,9806
Условные обозначения: Тэ2, Тэ2, Тэ2, Тэ2 – время в секундах на отдельных
этапах комбинированной эстафеты 4 по 100м у мужчин. Ти – индивидуальные
результаты пловцов, выраженные в секундах, на дистанции 100м в своих способах
плавания.
3.3. Оценка успешности выступлений отдельных пловцов на этапах
комбинированной эстафеты 4 по 100м у мужчин
Полученные регрессионные модели взаимосвязи индивидуальных
результатов и результатов пловцов на отдельных этапах комбинированной
эстафеты 4 по 100м у мужчин могут быть использованы для оценки успешности
выступлений в комбинированном эстафетном плавании. Для этого необходимо от20
значения фактического результата, показанного спортсменом на своем этапе
эстафеты, отнять значение расчетного результата, определяемого по
индивидуальному результату (уравнение регрессии табл.3) и полученную
разность разделить на стандартное отклонение уравнения регрессии.
Конечный результат расчета оценивается с использованием следующей
градации оценок по пятибалльной систем (Решетников Н.В., 1981).
от + 1,65 и более низкий уровень (1 балл)
от + 0,67 до + 1,65 уровень ниже среднего (2балла)
от 0,67 до + 0,67 средний уровень (3балла)
от 0,67 до 1,65 уровень выше среднего (4балла)
от 1,65 и менее высокий уровень (5 баллов)
Рис.2. Оценка успешности выступления пловцов в комбинированной
эстафете 4 по 100м у мужчин на втором этапе (брасс)
Условные обозначения: Тэ2 – результат в секундах на втором этапе
комбинированной эстафете 4 по 100м у мужчин; Ти – индивидуальный результат в
секундах на дистанции 100м брасс.
На рис. 2 графически показана оценка успешности пловцов А и Б в
комбинированной эстафете 4 по 100м у мужчин на ее втором этапе.
Пловцы А и Б имеют одинаковый индивидуальный результат на дистанции
100м брассом – 66,00 сек.(1.06,00сек.), однако пловец А, показавший на своем
этапе в комбинированной эстафете 4 по 100м у мужчин более высокий результат,
имеет высокий уровень успешности выступления («5») по сравнению с пловцом Б,
результат которого в эстафете соответствует низкому уровню успешности («1»).
Оценим успешность выступлений пловцов сборной команды России в
комбинированной эстафете на чемпионате Европы 2012 года (табл.4)21
Таблица 4
Оценка уровня успешности выступления пловцов сборной команды России
в комбинированной эстафете 4 по 100м у мужчин на Чемпионате Европы 2012
года
№ Фамилия
Индивидуальный
результат (Ти)
1. Борисов
Виталий
54,78
2. Стрельников
61,29
Кирилл
3. Коновалов
52,38
Никита
4. Сырников
49,75
Виталий
5. Эстафета в
218,20
216,01
216,90
целом
Фактический
результат(Тф
)
54,80
Расчетный
результат(Тр
)
55,04
Разница
(Тф
Тр)
0,24
60,17
52,16
48,88
60,87
52,45
48,54
Оценка
(баллы)
0,51
(«3»)
1,06
(«4»)
0,43
(«3»)
+0,50
(«3»)
0,50
(«3»)
0,70
0,29
+0,34
0,89
Как видно из приведенных в табл. 4 данных Борисов Виталий, Коновалов
Никита и Сырников Виталий относительно своих индивидуальных результатов
показали средний уровень результатов на своих этапах, а Стрельников Кирилл
даже уровень выше среднего. Вследствие этого результат комбинированной
эстафеты следует признать успешным, т.к. Борисов Виталий, Коновалов Никита и
Сырников Виталий реализовали свои возможности, а Стрельников Кирилл показал
на своем этапе результат выше среднего. Результат успешности комбинированной
эстафеты составляет в сигмальном отклонении – 0,50, что соответствует средней
оценки («3»).
Значения успешности выступлений в эстафетном плавании во многом
зависят от потери времени при смене этапов / 3 /, моральноволевых качеств
пловца / 4 /. Поэтому методика оценки успешности выступлений в эстафетном
плавании может быть использована для дальнейших поисков факторов, влияющих22
на успешность и совершенствование подготовки пловцов. В процессе многолетней
подготовки пловцов необходимо следить за данным показателем и его
стабильностью, т.к. их знание поможет тренеру выбрать оптимальный состав
участников комбинированной эстафеты.23
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Динамика мировых рекордов в комбинированной эстафете наиболее
точно описывается уравнением показательной функции. Полученные
уравнение динамики мировых рекордов в эстафете могут быть
использованы для прогноза на 2015 год.
2. Определены регрессионные модели взаимосвязи индивидуальных
результатов и результатов пловцов на отдельных этапах
комбинированной эстафеты. Регрессионные модели могут быть
использованы для прогнозирования результатов пловцов на этапах
эстафеты по результатам в индивидуальных номерах программы
соревнований.
3. Разработана методика оценки успешности выступлений пловцов в
эстафетах. Методика может быть использована для анализа
результатов соревновательной деятельности в эстафетном плавании.
4. Оценка успешности выступлений пловцов на отдельных этапах в
комбинированной эстафете и ее стабильность может быть
использована тренером для определения оптимального состава
участников эстафет и поиска путей совершенствования подготовки
спортсменов в эстафетном плавании.24
ЛИТЕРАТУРА
1.
Баландин В.И., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М.: ФиС,
1986, 192 с.
2.
Вайцеховский С.М. Наступление на рекорды продолжаются. Спорт за
рубежом., 1972, №2, С. 23.
3.
4.
5.
Вайцеховский С.М. Сборник Плавание. вып.1, М., ФиС, 1981, с. 2427.
Вайцеховский С.М. Быстрая вода. М., Молодая гвардия, 1983, 175.
Важны З. Прогнозирование в системе спортивной подготовки. Спорт
за рубежом, 1978, №5
6.
Ваньков А.А., Еленский Г.Л. А что завтра? Сб. Плавание, М.: ФиС,
1975, С.12.
7.
Ваньков А.А., Еленский Г.Л. Цунами в бассейнах. Спорт за рубежом,
1974, №7, С. 811.
8.
Волков Н.И., Попов О.И. Историографический анализ рекордов в
плавании / ТиПФК. 1994, № 10, С. 31 – 37.
9.
Георгадзе Л.Г. О прогнозировании спортивных результатов на основе
экстраполяции случайных последовательностей. В кн.: Материалы научной
конференции «Кибернетика и спорт». М., 1965.
10.
Георгадзе Л.Г. К вопросу прогнозирования спортивных результатов.
Всесоюзный научнометодический семинар по проблеме «Кибернетика и спорт»,
Л., 1965.
11.
Губерман Ш.З., Гордон С.М., Скворцов Ю.Ф. Олимпийские
ориентиры. Прогнозы результатов соревнований по плаванию. Спорт за рубежом,
1980, № 9, С. 12 – 13.
12.
Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и
психологии. М., Прогресс, 1976, 495с.
13. Жалкин Д.Э., Скворцов Ю.Ф. Анализ динамики рекордов мира по25
плаванию в период с 1960 по 1990 год. / Актуальные вопросы подготовки
спортсменов в циклических видах спорта. Волгоград, 1993. СМ. 23 26.
14.
Еленский Г.Л. Прогнозы и прогнозирование. Спорт за рубежом, 1973,
№6.
15. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки/
В.Б.Иссурин. – М.: Советский спорт, 2010. – 288с.
16. Итоги подготовки и участия сборной команды СССР по плаванию в
ХIХ Олимпийских играх. Методическое письмо. Комитет по физической культуре
и спорту при Совете Министров СССР. М., 1969 С. 13.
17. Лакин Г.Ф. Биометрия. М., Высшая школа, 1973, 343 с.
18. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических
формул. – М.: Высшая школа, 1982. – 224 с.
19. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты:
учеб.для вузов физической культуры. – изд.5 / Л.П.Матвеев. – М.: Советский
спорт, 2010. – 340с.
20. Миснюк Н.С., Мастыкин А.С., Кузнецов Г.П. Корреляционно
регрессионный анализ в клинической медицине. М., Медицина, 1975, 192 с.
21.
22.
Плавание. Справочник. М., ФиС, 1976, 383 с.
Плавание: Учеб. Для интов физ.культ. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой. –
М.: ФиС, 1979. – 320 с.
23.
Попов О.И. Эргометрический анализ динамики мировых рекордов в
спортивном плавании на протяжении ХХ века. В кн.: Юбилейный сборник трудов
ученых РГАФК, посвященный 80летию академии. Т.1. М.: Физкультура,
образование и наука, 1997, С. 129 – 136.
24. Платонов В.Н. Основы подготовки национальных команд к Играм
Олимпиад: историкометодический аспект / В.Н. Платонов, М.М. Булатова, М.С .
Масри // Наука в олимпийском спорте. – 2005. №1. – 870.
25. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого26
класса. – М., ФиС, 1985. – 256с.
26.
Решетников Н.В. Статистика в исследованиях физической
подготовленности. – Теория и практика физической культуры, 1981, № 5, С. 43 –
45.
27.
Сахновский К.Т. К проблеме долгосрочного прогнозирования
возможностей пловцов. /Плавание. Киев, 1986. – 72 с.
28.
Скворцов Ю.Ф. Динамика результатов физической
работоспособности и подготовленности под воздействием тренировочных
упражнений у пловцовкролистов. Автореф. Дис. … канд. Наук. – М.: 1981, 21 с.
29.
Соревнования и соревновательная деятельность пловцов //
Спортивное плавание /под общ. Ред. В.Н. Платонова. – М.: Советский спорт, 2012.
С.445467.
30.
Спортивная метрология: Учеб. Для интов физ.культ. /Под ред. В.М.
Зациорского – М.: ФиС, 1982, 256 с.
31.
Суслов Ф.П. О стратегии соревновательной практики в
индивидуальных видах спорта в олимпийские годы/ Ф.П.Суслов// Теория и
практика физической культуры. – 2002. №11. – С.3033.
32.
Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн./под общ. ред.
В.Н.Платонова. –М.: Советский спорт, 2012. 544 с.
33. Филиппов И.И. Математикостатистические оценки и модели
мастерства и подготовленности спортсменов. В кн. Материалы итоговой научной
конференции ВНИИФК за 1974 год. М., ВНИИФК, 1976, С. 65 – 67.
34. Филиппов И.И., Чудинов В.И. Математические методы
прогнозирования спортивных результатов в измеряемых видах спорта. В кн.
Проблема современной системы подготовки высококвалифицированных
спортсменов. ВННИИФК, 1975, вып.2, С. 56 – 63.
35. Харре Д. Учение о тренировке. М., ФиС, 1971, 326 с.
36. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.:27
Статистика, 1977. – 200 с.
37. Шварц Г. Выборочный метод. М., Статистика, 1978, 213 с.
Исполнитель выпускной квалификационной работы:
студент 5 курса специализации «ТиМ плавания»
Грищенков В.И.
Научный руководитель:
профессор, к.п.н.
Морозов С.Н.
Зав. кафедрой
профессор, д.п.н.
Попов О.И.
Дата защиты: «___» _______ 2015 г.
Оценка за работу ____________________________________
Председатель Государственной аттестационной комиссии28
________________________________________________________