Модерация как инновационная педагогическая технология

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Модерация 24.02.docx

  «Модерация как инновационная педагогическая технология»

1.      Понятие « модерация», «технология модерации».

 

Модерация – это способ проведения учебных занятий, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

 Модерация – это структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.

Модератор – организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов.

Модератор обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и групповых результатов дискуссии.

        Основной дидактической целью использования метода модерации в образовательном процессе является развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие:

- способности учащихся к анализу информации и выявлению проблемы;

 - умения находить возможности и ресурсы для решения проблемы;

 - умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

- способности ведения переговоров и дискуссии (умение выслушать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);

- навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений .

Этапы процесса модерации:

1.     Знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы;

2.     Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения;

3.     Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов;

4.     Обобщение и конкретизация результатов работы;

5.     Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

 

2. Ключевые процессы модерации.

 

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • Мотивация всех участников образовательного процесса;
  • Мониторинг образовательного процесса;
  • Рефлексия педагога и обучающихся;
  • Анализ деятельности участников и оценка результатов.

 

Самое главное в модерации принципиально меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнёром, что кардинально меняет отношение к нему обучающихся - из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

3. Эффекты технологии модерации.

 

1.Эффекты от четкого целеполагания и учета потребностей учащихся:

·  Образовательный процесс становится понятным и желанным для детей;
·Цели образования становятся целями обучающихся;
·Приобретается  значительный мотивационный потенциал;
·Обеспечивается  высокая познавательная активность и самостоятельность.

 

2.Эффекты от самостоятельности  в процессе обучения:

· Формирование ответственности за результаты своей учебной деятельности;
·Развитие у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах;

 

3.Эффекты от групповой работы и сотрудничества: легкая адаптация в коллективе;

4. Эффекты от качественной коммуникации  на уроке;

5. Эффекты от визуализации:

·    Обеспечивается наглядность, четкое восприятие и понимание нового материала;
·    Оживляется образовательный процесс, позитивно воспринимается и положительно сказывается на результатах обучения.

6. Эффекты от мотивации;

·    Стимулирование познавательной активности и творческого процесса,
·    Раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.
·    Позволяет  долго сохранять работоспособность и хорошее настроение как у учащихся так и у педагога.

7. Эффект от мониторинга; 

·    Содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся,
·    Помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана.
·  Содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

8. Эффекты от обучения в сотрудничестве:

Обеспечивается  приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях.

9. Эффект от рефлексии;

·    Учащийся  достигает необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения,
·  Лучшие  понимание  своих потребностей и возможностей.
·    Вырабатывается  адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.

10. Эффекты от анализа и оценки: 

Педагог получает  четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

11. Эффекты от применения технологии;

·  Эффективное  управление процессами обучения, воспитания и развития:
· Образовательный процесс делается  более контролируемым, устойчивым.
· Позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на занятии.
· Позволяет педагогу  получать запланированные результаты.
·    Возрастает  доверие к учителю, повышается  его авторитета и уважение  у обучающихся.
·     Обеспечивается  полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков.
·    Целенаправленно и методично осуществляется  воспитание, развитие и социализацию личности учащегося.