Модернизация образования на всех этапах

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. Решение одной из главных задач начального образования - формировать комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий потенциал младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь социума.
Иконка файла материала aktualnye_voprosy.docx
Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода и к преподаванию физической культуры. Основной целью физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного развития личности. Особое место здесь занимает укрепление здоровья школьников. Урок физическойкультуры должен выполнять свое прямое и главное назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний. [2] Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. В соответствии с этим изменилась цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия е жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий. Развитие личности невозможно без формирования нравственных ценностей. [4] Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся и включает в себя три ступени. На первой ступени (начальное образование) развитие познавательной и творческой активности организуется посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации. Закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. Решение одной из главных задач начального образования - формировать комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий потенциал младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь социума. Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать умения и навыки, необходимыедля будущей самостоятельной жизни в обществе. На данном этапе решаются задачи – формировать устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные умения, совершенствовать навыки научного труда, проектирования, творческой деятельности. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями элементарных моральных и правовых норм. На третьей ступени (средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, об общечеловеческих ценностях, формируются образовательные потребности, умение ставить творческую цель. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социальная ориентация, выбор жизненного и профессионального пути. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. [7] Формирование нравственных ценностей происходит в совместной деятельности школьника и взрослого. Воспитать личность может только тот педагог, который сам является личностью. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно- ориентированного образования. Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и учителя. В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми. Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим – мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения и развития. Воспитание культуры здоровья - важной и неотъемлемой составной части общей культуры человека - в большей степени относится к компетенции учителя физической культуры. Это включает в себя формирование установки на ведение здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, овладение навыками психологической гармонизациисвоего душевного состояния, разумное, без фанатизма, отношение к укреплению здоровья и многие другие жизненно важные умения и навыки. Физическая культура становится радикальным средством обеспечения жизнедеятельности. Поэтому всё большее значение приобретают научные знания, современные системы и технологи. У учителей физкультуры есть возможность наблюдать школьников в деятельности, приближенной к реальной жизни. Преодоление трудностей, командное общение, выражение своих чувств и эмоций в ситуациях успеха и неудач - всё это проявляется на уроках физической культуры. Выход за пределы класса, из статичного положения за партой, сам по себе раскрепощает ученика не только физически, но и психологически, делает его поведение более естественным. Для того чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, надо использовать технологии личностно- ориентированного обучения, технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: -реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью; - повышение уровня образованности в области физической культуры, - формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни; - развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. [5] Но самое главное, на уроке физической культуры – двигательная активность. Ведь ни для кого не секрет, что школьник умеющий подтянуться на турнике вызывает не меньшее, а порой, и большее восхищение одноклассников, чем тот, кто безошибочно может решить пример. Вот и надо давать возможность каждому проявить себя там, где это возможно. Ведь наша жизнь состоит из очень разных аспектов. Лично я, проработав 21 год в школе учителем физической культуры, могу уверенно, сказать школьник физически не развитый становится замкнутым, не общительным. Но есть и «обратная сторона медали». Проходящая в нашей стране модернизация структуры и содержания образования во многом вызвана значительным ухудшением здо- ровья учащихся. В школах, лицеях и гимназиях всё больше появляется учеников с ослабленным здоровьем, относимых к подготовительной и специальной медицинским группам. В некоторых учебных заведениях число таких учащихся составляет 20 - 30 %.[3]В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание или имеют слабые физическое развитие и физическую подготовленность. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физическим воспитанием. Согласитесь трудно стать полноценной личностью, когда три раза в неделю ты вынужден «просидеть» на скамейке в спортивном зале, иногда испытывая косые взгляды одноклассников. Конечно, хорошо когда есть возможность и с такими ребятами занимается специалист ЛФК. Но такая возможность есть, увы, далеко не в каждой школе. В нашей гимназии, увы, такой возможности нет. Именно с такими ребятами мы нашли интересный выход: не скучные рефераты ради оценок, а составление различных проектов и презентаций. Учащиеся основной группы здоровья также участвуют в этих работах. Между учениками уже начинает развиваться своеобразное соревнование. Лучшие проекты могут участвовать в научно- практических конференциях, выходить на районный и республиканский уровень. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс позволяет сделать урок физкультуры более интересным. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре. Или ещё пример: обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, сейчас мы совместно с детьми старших классов, разрабатываем в форме презентаций. Возможно, что учащиеся с интересом воспримут ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. По физической культуре можно предложить детям составить небольшие сообщения, иллюстрированные доклады, учебные проекты, учебные презентации,учебные исследования по темам: · История Олимпийских игр. · Олимпийские чемпионы · Олимпиада Сочи-2014. · Зачем гибкость школьнику? · Кто самый гибкий среди нас? · Кому нужна зарядка? · Сила нужна всем? · Чем измеряется выносливость? · Можно ли прыгнуть выше головы?· Что такое здоровый образ жизни? · Развитие внимания на уроках физической культуры. · Влияние занятий физической культурой на организм. · Лечебная физкультура и её роль. · Мир футбола «профессия или увлечение?». · Детский спорт [6] Такой подход приучает детей работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом. Он развивает у школьников критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности. Формирующиеся исследовательские уменияспособствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность,внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает коммуникативные навыки. А самое главное, что все ученики развиваются как личность через формирование общекультурных и исследовательских компетенций. 1. Киселев П. А., Киселева С. Б. Настольная книга учителя физической культуры: (подготовка школьников к олимпиадам всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие / М.: Глобус, 2008. 2. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков. Дрофа 2009. 3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано Учёным советом Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования . 4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. - 576 с. 5. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. 6. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011. 7. http://www.effecton.ru/775.html. sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm