Закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. Решение одной из главных задач начального образования - формировать комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий потенциал младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь социума.
Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода и к
преподаванию физической культуры. Основной целью физического
воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного
развития личности.
Особое место здесь занимает укрепление здоровья школьников.
Урок физическойкультуры должен выполнять свое прямое и главное
назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию
личности, обучению основам гигиенических знаний. [2]
Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и
физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и
эстетическое развитие.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа
формирования личности. В соответствии с этим изменилась цель физической
культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и
реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный
потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.
В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и
установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания
и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и
условия е жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее
сознание и самосознание.
Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого,
развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может
быть результатом разрешения
внутренних противоречий. Развитие личности невозможно без формирования
нравственных ценностей. [4]
Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию
познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с
возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся
и включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) развитие познавательной и
творческой активности организуется посредством создания условий для
последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей,
для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.
Закладываются основные моральные ценности, начинается формирование
личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные
способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.
Решение одной из главных задач начального образования - формировать
комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих
в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий
потенциал младшего школьника – помогает сформировать личность,
способную внести свой вклад в жизнь социума.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему
ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать умения и
навыки, необходимыедля будущей самостоятельной жизни в обществе.
На данном этапе решаются задачи – формировать устойчивый
познавательный интерес и интеллектуальные умения, совершенствовать
навыки научного труда, проектирования, творческой деятельности. Идет
обогащение сознания и мышления учащихся знаниями элементарных
моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя школа) углубляются, расширяются знания о
процессах, происходящих в различных сферах общества, об
общечеловеческих ценностях, формируются образовательные потребности,
умение ставить творческую цель.
Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и
социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская
позиция человека, его
социальная ориентация, выбор жизненного и профессионального пути.
Задача этого этапа
состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся
совершенствовали
готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели
строить индивидуальную и коллективную деятельность. [7]
Формирование нравственных ценностей происходит в совместной
деятельности школьника и взрослого. Воспитать личность может только тот
педагог, который сам является личностью. Пример учителя физической
культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над
совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является
важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-
ориентированного образования. Важнейшим признаком профессионализма
учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы
обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное
отношение. Движение в этом направлении сделает физическую культуру
средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и
учителя. В современном обществе необходим творческий поиск новых
подходов, концептуальных путей и содержательных
форм в работе с детьми. Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим –
мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится
преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической
литературе он находит интересные предметы объяснения трудного
материала, своеобразное построение урока.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким
использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно
повысить, эффективность обучения и развития.
Воспитание культуры здоровья - важной и неотъемлемой составной части
общей культуры человека - в большей степени относится к компетенции
учителя физической культуры. Это включает в себя формирование установки
на ведение здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, овладение
навыками психологической гармонизациисвоего душевного состояния, разумное, без фанатизма, отношение к
укреплению здоровья
и многие другие жизненно важные умения и навыки. Физическая культура
становится радикальным средством обеспечения жизнедеятельности.
Поэтому всё большее значение приобретают научные знания, современные
системы и технологи.
У учителей физкультуры есть возможность наблюдать школьников в
деятельности, приближенной к реальной жизни.
Преодоление трудностей, командное общение, выражение своих чувств и
эмоций в ситуациях успеха и неудач - всё это проявляется на уроках
физической культуры.
Выход за пределы класса, из статичного положения за партой, сам по себе
раскрепощает ученика не только физически, но и психологически, делает его
поведение более естественным.
Для того чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали
личность ученика, надо использовать технологии личностно-
ориентированного обучения, технологии сотрудничества и
здоровьесберегающие технологии.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву
считаются:
-реализация системы просветительской работы с учениками по
формированию у
учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры,
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в
регулярных
занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и
проектное
обучение основам здорового образа жизни. [5]
Но самое главное, на уроке физической культуры – двигательная активность.
Ведь ни для кого не секрет, что школьник умеющий подтянуться на турнике
вызывает не меньшее, а порой, и большее восхищение одноклассников, чем
тот, кто безошибочно может решить пример. Вот и надо давать возможность
каждому проявить себя там, где это возможно. Ведь наша жизнь состоит из
очень разных аспектов. Лично я, проработав 21 год в школе учителем
физической культуры, могу уверенно, сказать школьник физически не
развитый становится замкнутым, не общительным.
Но есть и «обратная сторона медали». Проходящая в нашей стране
модернизация структуры и содержания образования во многом вызвана
значительным ухудшением здо- ровья учащихся. В школах, лицеях и
гимназиях всё больше появляется учеников с ослабленным здоровьем,
относимых к подготовительной и специальной медицинским группам. В
некоторых учебных заведениях число таких учащихся составляет 20 - 30 %.[3]В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые
перенесли какое-либо заболевание или имеют слабые физическое развитие и
физическую подготовленность. Они надолго оказываются лишенными
активных занятий физическим
воспитанием. Согласитесь трудно стать полноценной личностью, когда три
раза в неделю
ты вынужден «просидеть» на скамейке в спортивном зале, иногда испытывая
косые взгляды одноклассников. Конечно, хорошо когда есть возможность и с
такими ребятами
занимается специалист ЛФК. Но такая возможность есть, увы, далеко не в
каждой школе.
В нашей гимназии, увы, такой возможности нет.
Именно с такими ребятами мы нашли интересный выход: не скучные
рефераты ради оценок, а составление различных проектов и презентаций.
Учащиеся основной группы здоровья также участвуют в этих работах. Между
учениками уже начинает развиваться своеобразное соревнование. Лучшие
проекты могут участвовать в научно- практических конференциях, выходить
на районный и республиканский уровень.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс позволяет
сделать урок
физкультуры более интересным. В презентации обязательно включаются
фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта,
что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по
отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые
при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре. Или ещё пример:
обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым
разделом программы, сейчас мы совместно с детьми старших классов,
разрабатываем в форме презентаций.
Возможно, что учащиеся с интересом воспримут ту же самую информацию,
которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.
По физической культуре можно предложить детям составить небольшие
сообщения, иллюстрированные доклады, учебные проекты, учебные
презентации,учебные исследования по темам:
· История Олимпийских игр.
· Олимпийские чемпионы
· Олимпиада Сочи-2014.
· Зачем гибкость школьнику?
· Кто самый гибкий среди нас?
· Кому нужна зарядка?
· Сила нужна всем?
· Чем измеряется выносливость?
· Можно ли прыгнуть выше головы?· Что такое здоровый образ жизни?
· Развитие внимания на уроках физической культуры.
· Влияние занятий физической культурой на организм.
· Лечебная физкультура и её роль.
· Мир футбола «профессия или увлечение?».
· Детский спорт [6]
Такой подход приучает детей работать с литературой, средствами массовой
информации и Интернетом. Он развивает у школьников критический подход к
источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает
значимость теоретических исследований для практической деятельности и
является наиболее перспективным для развития личности. Формирующиеся
исследовательские уменияспособствуют развитию у школьников таких
личностных качеств, как наблюдательность,внимательность,
самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает
коммуникативные навыки. А самое главное, что все ученики развиваются как
личность через формирование общекультурных и исследовательских
компетенций.
1. Киселев П. А., Киселева С. Б. Настольная книга учителя физической
культуры:
(подготовка школьников к олимпиадам всероссийским, региональным,
городским, районным, школьным). Методическое пособие / М.: Глобус, 2008.
2. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья
детей
и подростков. Дрофа 2009.
3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным
здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано
Учёным советом Государственного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования .
4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для
вузов. - М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
5. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.
6. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике
учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011.
7. http://www.effecton.ru/775.html.
sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm