МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Оценка 4.6

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Оценка 4.6
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
17.01.2017
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
На сегодня школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В статье представлены условия модернизации образования, которые становятся важной составной частью социальной политики многих современных государств. Раскрыты вопросы реформирования образования во всем мире, их актуальность, отражение реально сложного положения дел в данной социальной сфере.На сегодня школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В статье представлены условия модернизации образования, которые становятся важной составной частью социальной политики многих современных государств. Раскрыты вопросы реформирования образования во всем мире, их актуальность, отражение реально сложного положения дел в данной социальной сфере.
модернизация образования.doc

Кобзева О.Г.

Белгородская область Яковлевский район п. Сажное МБОУ «Начальная общеобразовательная школа
п. Сажное Яковлевского района Белгородской области»

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

На сегодня школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

За последние годы система образования существенно изменилась. Основными и важнейшими тенденциями развития являются:

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость развития сферы гражданского образования;

- необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- динамичное развитие экономики; потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого и социального капитала и т.д.

В представленных условиях модернизация образования становится  важной составной частью социальной политики многих современных государств. Сфера деятельности парламентов, правительств, политических партий, широкой общественности – проблемы образования. При введении нового, меняется и процедура принятия образовательных реформ. Иными словами, вопросы реформирования образования во всем мире сегодня исключительно актуальны, они отражают реальное сложное положение дел в данной социальной сфере.

Происходящие в социально-экономической и политической сферах, модернизированные процессы, имеют важное значение. В настоящее время известно несколько различных школ, которые концентрируют своё внимание на определённых факторах и критериях. Особенно можно выделить работы Г. Алонда, Д. Пауэлла, Л. Пая, У. Ростоу, С. Хантингтона С. Эйзенштанта, Д. Эптера, и др.

Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - главная задача российской образовательной политики.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

По мнению А.С. Ахиезера модернизация – это «явление цивилизационного масштаба, то есть она по своей сути форма, сторона перехода от традиционной цивилизации к либеральной, от общества, нацеленного на воспроизводство на основе некоторого статичного идеала, к обществу, рассматривающему повышение эффективности форм деятельности, развитие способности личности к собственному саморазвитию как основу общественной динамики» [4, с. 3-44].

“Модернизация” при всём своём многообразии определений имеет три основные направления: историческое, релятивистское и аналитическое. Историческая модернизация, как пишут авторы, «есть процесс изменений, ведущих к двум типам социальных, экономических и политических систем, которые сложились в Западной Европе и Северной Америке в период между XVII  и XIX веками и распространялись на другие страны и континенты” [1].

Релятивистские дефиниции сосредотачивают внимание на сущности процесса, где и когда бы он ни происходил. Модернизация – это:

- “момент, когда предпринимаются совокупные усилия для достижения более высоких желаемых стандартов” (С. Чодак);

- “приспосабливание традиционных институтов к новым функциям, которые отражают беспрецедентное возрастание человеческого знания, позволяющего установить  контроль над окружающей средой (С. Блэк);

- “общая социальная революция, заходящая столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества” (М. Леви) [8, с. 7].

Приведём пример американского социолога Н. Смелзер. Он определяет модернизацию как комплексное, многомерное явление, охватывающее шесть областей. Это экономика, политика, религия, семейно-брачные отношения, стратификация и, наконец, образование [5, с. 620-624].

На данный момент модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Изменения в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели в первоочередном порядке должны решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

В последние годы модернизация российского образования происходит в аспекте вхождения России в мировое образовательное пространство. В связи с этим трансформации глобального характера общества непосредственным и опосредованным образом определяют и качественные преобразования российского общества, и его подсистему – образование.  Понятие «глобализация» используется для определения широкого спектра явлений и процессов и трудно поддается описанию в рамках какой-либо общепринятой экономической, политологической или социологической теории. Наиболее распространенными в литературе являются определения, принадлежащие Р. Робертсону, У. Беку, Э. Гидденсу, Г. Терборну, М.Г. Делягину, В.Л. Иноземцеву и др. М.Г. Делягин связывает глобализацию с информационной революцией начала 1990-х гг., показывая ее как «процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых информационных технологий [2]. Иноземцев В.Л. говорит о глобализации как о вестернизации и американизации [3, с. 58-69].

Роль образования в условиях глобализации в решении задач модернизации России является приоритетной в современной образовательной политике. Процесс глобализации, который в основе своей носит финансово-экономический характер и направляется крупнейшими транснациональными корпорациями, все больше подрывает экономические и политические позиции ряда государств, наносит ущерб их суверенитету и национальному развитию, а сферу образования и культуры различных стран мира пытается подчинить единым стандартам.

Рассматривая слова такого опытного и авторитетного политического деятеля, как президент Франции Жак Ширак, “...сегодня глобализация просматривается как новая форма колонизации, которая пытается насадить повсюду однообразное отношение, или даже отсутствие какого-либо отношения к истории, к человеку, к богу. В ней есть некоторые положительные моменты, однако, будет плохо, если она станет синонимом стандартизации, единообразия, сведения всего к единому и наименьшему знаменателю, либо к торжеству только законов рынка, чуждых гуманистической культуре. Ответ на глобализацию может быть только один – культурное многообразие… Обязанность политиков и всех ответственных лиц – цивилизовать глобализацию, поставить на первое место интересы человека, всех людей” [7, с. 16-68].

Взаимосвязь между глобализацией и высшим образованием обсуждаются ныне на многих международных конференциях и совещаниях.  Образование находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, общественных и естественных наук, культуры, информации и коммуникации, другими словами, – они будут строить общество будущего. От них во многом будет зависеть реальное претворение в жизнь как позитивных сторон глобализации, так и ее негативных последствий. Именно в сфере высшего образования предстоит внимательно изучать явление глобализации, его движущие силы, последствия, воздействовать на эти процессы. Новый взгляд на образование как на социокультурную систему, способствующую гуманизации и гармонизации отношений человека и природы, человека и общества формируется сегодня. При этом формируются новые философски-мировоззренческие основания, ориентирующие на все многообразие форм человеческой жизнедеятельности.

Учеными высказываются аргументы о том, что преобразования, происходящие в образовании можно охарактеризовать как социокультурную интеграцию, которая предполагает прогрессивную эволюцию всего мирового сообщества. Работы, недавно появившиеся, по вопросам философии образования и проблемам глобализации (А. М. Буровский, В. И. Кудашов, Ф. Т. Валишин, Н. М. Канаев и др.) убедительно свидетельствуют о важности исследования данного вопроса, а сформировавшиеся концепции (например, А. И. Субетто [6, с. 99]) призывают к самому тщательному и всестороннему исследованию указанного направления.

Проблемы глобализации, а вместе с ними и рост международной открытости национальных культур, все основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно преломляются в системе образования. Во-первых, растет потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных университетах, в ответ на возрастающий объем и разносторонность содержания мирохозяйственных связей. Содержание национальных систем высшего образования стремится к “мировым стандартам”, которые вырабатываются наукой и техникой. Во-вторых, современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара, обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых центров. В-третьих, с глобализацией усиливается потребность в международной солидарности, основанной на ценностях общечеловеческой этики, что предъявляет к общеобразовательным системам новые требования в целевых ориентациях. Новые социокультурные ценности – это требование цивилизационного свободного рынка, гуманизация общественных отношений. Все эти процессы в своем развитии прямо зависят от распространения высшего образования, которое все более становится массовым.

Чтобы осуществился процесс интеграции высшего образования, который представляет собой сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, должно произойти превращение высшего образования в мировую социальную систему образования.

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1.        Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. – Englewood Cliffs, 1966. – P. 1.

2.        Делягин М. Мы можем не только выжить, но и извлечь из процесса стратегическую выгоду // http://2002.novayagazeta.ru

3.        Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. – 2004. – №4. – С. 58–69.

4.        Российская модернизация: проблемы и перспективы («круглый стол») // Вопросы философии. – 1993. – №7. – С.3–44.

5.        Смелзер Н. Социология /Пер. с англ. – М., 1994. – С. 620–624.

6.        Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. – СПб., 2004. – 99с.

7.        Философия образования и проблемы глобализации // Философия образования. –– 2003. – № 8. – С. 16–68.

8.        Штомпка П. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. – М., 1994. – С. 7


9.        Скачано с www.znanio.ru

Кобзева О.Г. Белгородская область

Кобзева О.Г. Белгородская область

Происходящие в социально-экономической и политической сферах, модернизированные процессы, имеют важное значение

Происходящие в социально-экономической и политической сферах, модернизированные процессы, имеют важное значение

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования

Рассматривая слова такого опытного и авторитетного политического деятеля, как президент

Рассматривая слова такого опытного и авторитетного политического деятеля, как президент

Содержание национальных систем высшего образования стремится к “мировым стандартам”, которые вырабатываются наукой и техникой

Содержание национальных систем высшего образования стремится к “мировым стандартам”, которые вырабатываются наукой и техникой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017