Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа гуманитарной направленности «В мире волшебной сказки» для обучающихся I года обучения (5-6 класс) в творческом объединении «Словесность».
Оценка 4.7

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа гуманитарной направленности «В мире волшебной сказки» для обучающихся I года обучения (5-6 класс) в творческом объединении «Словесность».

Оценка 4.7
docx
01.09.2021
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа гуманитарной направленности «В мире волшебной сказки» для обучающихся I года обучения  (5-6 класс) в творческом объединении «Словесность».
Модифицированная программа по литературе.docx

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа гуманитарной направленности «В мире волшебной сказки» для обучающихся I года обучения             (5-6 класс) в творческом объединении «Словесность».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сказка является одним из основных эпических жанров народной литературы, небольшим по размеру произведением с вымышленным (фантастическим) содержанием, насыщенным чудесами и волшебством, связанным с магическими верованиями, которые зачастую переносятся на богатырей, героев, исполинов – людей, наделенных особым даром, пересекающих границы между миром, в котором царят реалистичные мотивы, и сферой воздействия сверхъестественных сил.

 

 Актуальность программы 

Сказки через их особый мир и ценности учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают позитивные модели поведения, склоняют к размышлениям, рефлексии и желанию найти ответы на множество вопросов, связанных с реальным миром. Благодаря им у молодого слушателя развивается любовь к природе. Изучение сказок других стран мира позволяет формировать понимание и уважение к людям разных культур.

 

Дополнительная общеразвивающая программа «В мире волшебной сказки» для обучающихся 5-6-х классов направлена на решение важнейшей задачи современного образования  –  становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Программа имеет общекультурную направленностьДж. Родари указывал на огромное значение сказки. «Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

 

Цели и задачи программы:

Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.

Задачи:

– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 – развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

-развитие ценностного отношения подростка к русскому народу, родной культуре, этическим нормам, нравственным ценностям, осознание значимости систематического чтения для своего дальнейшего развития, роли художественного чтения как способа самовоспитания.

– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 – овладение учеников алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста;

 – развитие речи и литературно-творческих способностей обучающихся, способности адекватно выразить себя в слове;

– использование опыта изучения произведений художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании обучающихся.

Методы:

- словесный (беседа, анализ выступлений, решение проблемных ситуаций и т. д.); - наглядный (показ видеоматериалов, наблюдения, показ педагога и т. д.); - практический тренинг (тренинг, упражнения).

 

Формы организации деятельности

Формы организации деятельности (групповые, коллективные, индивидуальные):

- фронтальная - одновременная работа всех обучающихся;

- коллективная - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между детьми;

- индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповая -организация работы по малым группам;

- в парах – организация работы по парам.

 

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей обучающихся, написание исследовательских проектов, участие во Всероссийских олимпиадах (тематических).

 

Достижение поставленных целей предполагает включение обучающегося в литературно-художественную и, шире — творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении подростком новых качеств личности: потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства; умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения; интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.

 

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами:

1. соотнесение своих поступков с поступками полюбившихся литературных героев, осмысление нравственных образцов и «примеривании» их на себя.

2.  оценивать  поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм

и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

3.  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

4.  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

5.  выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

6. выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

7. сопоставлять элементы художественных систем разных сказок  и определять их художественное своеобразие;

8. сопоставлять сюжеты и характеры героев разных сказок  и определять их художественное своеобразие;

9.  видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею;

10. сопоставлять эпизод сказки  с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации художников к одному произведению, разные киноверсии одной сказки);

11. использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов: с изменением лица рассказчика и др.);

12. создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.

Средство достижения этих результатов  –  тексты фольклорных и художественных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

 

Метапредметные результаты:

ü  Регулятивные УУД:

-  определять и формировать цель деятельности на занятии самостоятельно или с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

-  учиться  высказывать  своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

-  учиться работать по предложенному педагогом  плану;

- приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и конкурсов для других людей, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

 

ü  Познавательные УУД:

приобретение обучающимися знаний о роли чтения в жизни человека, о мире детской литературы, о круге чтения, о потребности чтения, о русских и зарубежных сказочниках, о видах работы с текстом и книгой, о способах выражения эмоций и настроения в процессе чтения, инсценировки сказочных произведений, об анализе поступков героев с точки зрения норм морали; ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-  умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-  делать выводы в результате совместной работы в группе;

-  преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать

небольшие тексты с анализом.

 

ü  Коммуникативные УУД:

-  оформлять  свои мысли в устной и письменной форме;

-  слушать и понимать речь других;

-  выразительно читать и пересказывать текст;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера/ исполнителя).

 

В основу программы легли определенные педагогические принципы:

 - принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности. - принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний открывается перед обучающимися благодаря работе их сознания, как главной личной ценности. Педагог не «преподносит» знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.

- принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению, условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений, навыков; - принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы. Позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития;

 - принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики «от простого к сложному, от известного к неизвестному».

 

Нормативно-правовое обеспечение программы

 

1. Конвенция ООН о правах ребенка

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об образовании»

4. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196)

7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

8. Письмо МО и Н РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»)

10. Инструкция по технике безопасности

11. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Сказочные шифры. (8 ч)

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.

Роль сказки в жизни человека,  моральные качества и законы общественной жизни,

“зашифрованные” в сказках.

Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные,

богатырские, авторские.

Истоки народных и авторских сказок: сказители. Собиратели сказок. Герои сказок.

Особенности путешествия героя в "чужой" мир. Миф и сказка.  Связь сказки с

мифологическими представлениями древних славян.  Выражение народного взгляда в

сказках. Понятие сюжета и композиции

Представления древних славян о мире и его устройстве

Процесс  познания мира древними людьми.  Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Язь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия. Символическая картина мира( пространство: верх-низ; небо-земля; правый-левый; время: день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский;  старший- младший; свой - чужой).

Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов

Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами славянской мифологии, обсуждение, как представляли себе мир древние славяне, словесное рисование.

Славянские боги.

Периодизации славянского язычества. Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Велес и др.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работа с текстом, составление энциклопедии славянских богов, создание иллюстраций.

Языческие персонажи.

Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции.

Форма организации: лекция, беседа, самостоятельная работа.

Вид деятельности:  работа с текстом, составление кроссворда, создание иллюстраций.

Литературоведческие основы сказки: специфика фантастики; характеристика персонажей;

характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.

Законы "сказочного мира": одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание

предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда

обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными

свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные

превращения и обращения; гиперболизация. Чтение сказок о зайце, лисе, медведе. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Постоянные эпитеты для характеристики героев. Анализ содержания сказок. Работа над иллюстрациями художников. Создание собственных иллюстраций. Чтение  в лицах. Литературные викторины.

 

 

 

 

Раздел 2. Особенности русских народных сказок (2ч)

Сказки как вид народной прозы.   Исторические корни русских сказок. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках. Истоки народных сказок- сказители.

Форма организации: лекция, беседа, практическая работа

Вид деятельности: работа с текстом, составление синквейна и кластера, ответы на проблемные вопросы.

Герои русских народных сказок: кто они?

Переходящие герои русских сказок: образы, характерные черты, магические способности.

Форма организации: лекция, беседа, словесное рисование

Вид деятельности: участвуют в дискуссии, рисуют словесный портрет героя русских народных сказок

 

Раздел 3  Волшебство народных сказок. (15 ч)

Особенности русских народных бытовых сказок.  Композиция, сюжет.  «Сбрехал». «Добрый поп». Интеллектуально-творческие игры на материале социально-бытовой сказки. Нравственное воспитание обучающихся на материале социально-бытовой сказки.

Развитие диалогической речи на материале социально-бытовой сказки.

 

Сказки о животных.  Особенности русских народных сказок о животных.  Разновидности

сюжетов, особенности вымысла.  Иносказательное выражение человеческого мира.  «Звери в яме», Лиса и дрозд». Интеллектуально-творческие игры на материале «животной» сказки.

Художественный текст и книжная иллюстрация: словесный и графический тексты как источники художественной информации. Экологические проблемы и их решение на материале «животной» сказки.

Волшебные сказки. Особенности времени и пространства.

Художественные особенности жанра. Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Подземный и надземный мир.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, рисуют карту волшебного мира

Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа, волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы.

Исторические корни русских сказок. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные

особенности жанра.

Волшебные сказки. Композиция. Сюжет. Герои

Волшебная сказка как единое целое. Герой сказки, его помощники, злодеи, волшебные предметы. Испытание героя.

Форма организации: беседа, практическая работа

Вид деятельности: создание альбома «Герои волшебных сказок»

Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира: общие черты героев: ума,

находчивости, ответственности за принятие решений, силы характера.

Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах,

музыке, в иллюстрациях к сказкам.

Сказочные приметы: начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений. Предметы быта в сказках. Образы сказочных персонажей на полотнах великих художников. Интеллектуально-творческие игры на материале волшебной сказки.

Развитие воображения, памяти, образного мышления и творческих способностей обучающихся на материале волшебной сказки.

Русская сказка в контексте славянской мифологии. Знакомство с древнейшими верованиями народа через фольклорную сказку. Символические образы и обрядность фольклорной сказки в восприятии подростков.

Сказка и развитие эстетического вкуса обучающихся. Русская сказка в контексте этнической культуры.

 Знакомство обучающихся с культурой и обычаями народа через фольклорную сказку. Сказка как своеобразный свод общерусского сказочного канона.

Тезаурус игр на материале фольклорной и литературной сказки.

ТРИЗ как инструмент развития логического и образного мышления обучающихся на материале сказки.

 

Сказки-легенды

Особенности жанра. Герои,  время и пространство.  Сочетание реальности и вымысла.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра

Авантюрно-новеллистические сказки

Особенности жанра. Герои,  время и пространство. Сказки об умных ответах как отдельный вид авантюрно-новеллистических сказок.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра

Бытовые сатирические сказки и анекдоты

Особенности жанра. Бытовые сказки как отражение мира. Классификация бытовых сказок.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: составление схемы, работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра

Практическое занятие: создание лэпбука «Русские народные сказки»

Создание лэпбука «Русские народные сказки» при помощи декоративно-прикладных материалов. Презентация своей работы.

Форма организации: практическая работа

Вид деятельности: Создание лэпбука «Русские народные сказки»

 

Раздел 4 Авторские сказки. (22ч)

Отличия и сходства  авторской сказки и народной. Сказка, написанная автором. Вера

сказки в самоценности благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение

Добра, призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Хранитель русских сказок - А.Н. Афанасьев Собиратель русских сказок - В. И. Даль.

Авторские сказки. Сходства и различия авторской сказки и народной.Здравствуй, сказка: литературные сказки русских писателей (А.Погорельский, Д. Мамин-Сибиряк, В. Гаршин)

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского«Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской.Литературные сказки русских писателей (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, В. Жуковский)

Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Обсуждение. Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Чтение. Обсуждение.

Сказка В. Жуковского «Мальчик-с-пальчик». Громкое чтение учителем. Обсуждение

 А.М. Волков «Волшебник изумрудного города».Таинственный каменный цветок П. Бажова

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал». В тридевятом царстве в пушкинском государстве (А.С. Пушкин:«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Сказки на экране (просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина).Викторина «Однажды в сказках Пушкина»

Сказки дедушки Корнея (К.И. Чуковский «Тараканище», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и др.)Добрый мир сказок Чуковского (просмотр мультфильмов)

Гуманистические идеи сказок В. Катаева («Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»)

Мир, который построил Маршак (сказки С.Я. Маршака)

Сказка на сцене (Маршак «12 месяцев»)

 

Раздел 5. Волшебный ларец  (14ч)

Сказочный мир братьев Гримм: волшебный сундучок сказок.

Сказки гуляют по свету. Сказки народов Западной Европы.

Великий сказочник Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка»,

«Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Снежная королева» и др.) Светлая грусть Андерсена

Подарок феи (сказки Ш. Перро «Волшебница», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица»)

Вторая жизнь сказок Перро (отражение сказочных сюжетов Перро в театре и кино)

Театральные сказки Е. Шварца («Золушка», «Снежная королева»)

Печальная тайна В. Гауфа

Уроки фантазии с Д. Родари («Сказки по телефону»)

Эта удивительная Пеппи (А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

Медвежонок Вини-Пух и другие герои А. Милна

В стране Муми-троллей

Викторина «Знаешь ли ты русские и зарубежные литературные сказки?»

 

Раздел 6.  Проба пера «Моя сказка»  (6ч)

Создание авторского текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое курса

 «Волшебный мир сказки»

 

п/п

 

 Кол-во часов

тема

Сказочные шифры. (8 ч)

1

 

1

В гостях у сказки: вводное занятие (введение в программу)

Классификация сказок. Понятие о народной и литературной

сказке.

2 -3

 

2

Сказочные жанры.     Сказка ложь, да в ней намек…Русские народные сказкиС мира по сказке. Сказки народов мира

4

1

Истоки народных и авторских сказок:

сказители. Собиратели сказок.

5-7

3

Миф и сказка. Выражение народного взгляда в

сказках. Понятие сюжета и композиции.

8

1

Литературоведческие основы сказки.

Законы "сказочного мира".

Особенности русских народных сказок (2ч)

9

1

Сказки как вид народной прозы.   Исторические корни русских сказок. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках. Истоки народных сказок- сказители.

 

10

1

Герои русских народных сказок: кто они?

Переходящие герои русских сказок: образы, характерные черты, магические способности

 

Волшебство народных сказок (15ч)

11

1

Эта старая, старая сказка… Русские народные сказки. Виды народных сказок.

12-16

5

Мудрость народа в бытовых сказках Социально-бытовые сказки. Особенности русских народных бытовых сказок. (по выбору)

1.    Ленивая жена

2.Оклеветанная купеческая дочь

3.Охотник и его жена

4.     Горшеня

5.    Солдат и царь в лесу

6.Сосватанные дети

7.Бедный мужик

8.     Вещий дуб

9.    Вор

10. Вороватый мужик

11. Выдали девку замуж

12. Горшечник

13.              Давно было...

14. Дорогая кожа

15. Дока на доку

16. Дурак и береза

17.              Жена-спорщица

18. Жена-доказчица

19. Знахарь

20. Иванушка-дурачок

21.              Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях

22. Как муж отучил жену от сказок

23. Мена

24. Морока

25.              Муж да жена

26. Набитый дурак

27. Одна глупая баба

28. Повез мужик в город три четверти ржи продавать.

29.              Самоцветный камень

30. Солдатская загадка

31. У одной бабы был муж глухой

32. Удалой батрак

33.              У мужика в сенях висел кусок сала

34. Шел солдат домой

35. Фома Беренников

36. Хорошо, да худо

37.              Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец

38. В одном селе жил-был старик

39. Бедный барин и слуга

40. Два приятеля

41.              Дедушка и внучек

42. Иван грозный и вор

43. Кому будет лучше в судный день

44. Наставление отца

45.              О поселянине и медведице

46. О цыгане

47. Попова корова

48. Солдат-сказочник

49.              Царь Иван и лапотник

50. Болтливая баба

51. Шемякин суд

52. Свинья на свадьбе

53.              Суд

54. Загадки

55. Мизгирь

56. Чёрт-заимодавец

57.              Мужик и медведь

58. Безграмотная деревня

59. Кочеток и курочка

60. Волшебный кафтан

61.              Солдатская школа

62. Про мужика-бедняка

63. Солдат и пельмени

64. Чего на свете не бывает

65.              Ворона и рак

66. Барин и собака

67. Мужик и барин

68. Лиса и дрозд

69.              Как барин овцу купил

70. Думы

71. Кашица из топора

72. Барин-кузнец

73.              По копейке блёстка

74. Солдатская шинель

75. Петухан Куриханыч

76. Сапожник на небе

77.              Поп и работник

78. Барин и мужик

79. Какофей

80. Поп и мальчик

81.              Поп Пахом

82. Поповские увёртки

83. Глупая барыня

84. Как дьякона мёдом угощали

85.              Беззаботная жена

86. Поп на том свете

87. Как дела в Ростове?

88. Добрый поп

89.              Как поп работницу нанимал

90. Беспамятный зять

91. Неумелая жена

92. Умный работник

93.              Горшок

94. Похороны козла

95. Заяц

96. Яичко

97.              Как Иван-дурак дверь стерёг

98. Разговор

99. Мужик и поп

100.          Хлыст и Подлыгало

101.          Наговорная водица

102.          За дурной головой – ногам работа

103.          Три калача и одна баранка

 

17-18

2

Жизнь  и быт народа –отражение в сказке (по выбору)

19

1

 Самые древние из сказок сказки о животных Сказки о животных. Особенности русских  народных сказок о животных.

20-24

4

Сказки о животных: (по выбору) 

1.  Звери в яме

2.         Лиса и дрозд

3.    Как лиса шила волку шубу

4.        Лиса и тетерев

5.         Лиса и журавль

6.    Кочет и курица

7.        Кот, петух и лиса

8.         Кот и лиса

9.    Лиса и рак

10.    Звери в яме

11.     За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

12.             Лиса заяц и петух

13.    Волк и коза

14.     Волк – дурень

15.             Лисичка-Сестричка и волк.

16.    Мужик, медведь и лиса

17.     Лиса – исповедница

18.             Лиса – повитуха

19.    Кот и лиса

20.     Мышь и воробей

21.             Напуганные волки

22.    Козлятки и волк

23.     О Ваське – Муське

24.             Рукавичка

25.    Петух и бобок

26.     Петух и курица

27.             Петушок

28.    Коза

29.     Коза Тарата

30.             Напуганные медведь и волки

31.    Старик и волк

32.     Волк-дурень

33.             Посулёно

34.    Журавль и цапля

35.     Бык, баран, гусь, петух и волк

36.             Про старушку и бычка

37.    Теремок

38.     Теремок (2-ой вариант)

39.             Лисица-девица и Котофей Иванович

40.    Лиса и кувшин

41.     Ворона

42.             Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

43.              Козьма Скоробогатый

 

 

25

1

Законы волшебной сказки. Мотивы русской  волшебной сказки. Признаки волшебной сказки. Художественный мир волшебной сказки

«Василиса Прекрасная»

26-29

 

4

Чудесные превращения в волшебных сказках. (по выбору)

1)        Арысь-поле

2)                 Безногий и безрукий богатыри

3)               Береза и три сокола

4)        Белая уточка

5)                 Ванюшка и царевна

6)               Вещий сон

7)        Волшебное кольцо

8)                 Горе

9)               Жар-птица и Василиса-царевна

10)    Заколдованная королевна

11)             Звериное молоко

12)           Золотой башмачок

13)    Иван-царевич и белый полянин

14)             Клад

15)           Колобок

16)    Конь, скатерть и рожок

17)             Лихо одноглазое

18)           Мудрая дева

19)    Мудрая девица и семь разбойников

20)             Мудрые ответы

21)           Несмеяна-царевна

22)    Ночные пляски

23)             Окаменелое царство

24)           Перышко Финиста ясна сокола

25)    Петух и жерновцы

26)             По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре

27)           Притворная болезнь

28)    Птичий язык

29)             Разбойники

30)           Сестрица Аленушка, братец Иванушка

31)    Сивко-Бурко

32)             Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке

33)           Хитрая наука

34)    Хрустальная гора

35)             Царь-девица

36)           Царевна-лягушка

37)    Царевна-змея

38)             Царевна, разрешающая загадки

39)           Чудесные лапоточки

40)    Леший

41)             Лутонюшка

42)           Кикимора

43)    Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне

44)             Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике

45)           Крошечка-Хаврошечка

46)                Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо

47)             Золотой петушок

48)           Мальчик-с-пальчик

49)                Маша и медведь

50)             Про Иванушку-дурачка

51)           Снегурушка и лиса

52)                Пузырь, соломинка и лапоть

53)             Баба-Яга и жихарь

54)  Гуси-лебеди

55)                Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст

56)             Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри

57)  Семь Симеонов

Шабарша

58)             Солдат избавляет царевну

59)  Кощей Бессмертный

60)                Марья Моревна

61)             Емеля-дурак

62)  Чудесный ящик

63)                Царь-медведь

64)             Чудесная рубашка

65)  Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

66)                Мудрая жена

 

 

30-31

2

Сопоставление и анализ русских сказок и

сказок народов мира: общие черты героев: ума,

находчивости, ответственности за принятие

решений, силы характера.

32

1

Наши любимые сказки: литературная викторина

 

Авторские сказки (22)

 

33

1

Хранитель русских сказок - А.Н. Афанасьев Собиратель русских сказок - В. И. Даль.

Авторские сказки. Сходства и различия авторской сказки и народной.

 

34-37

4

Здравствуй, сказка: литературные сказки русских писателей (А.

Погорельский, Д. Мамин-Сибиряк, В. Гаршин)

38

1

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского«Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».

39

1

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской…

40-43

4

Литературные сказки русских писателей (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, В. Жуковский)

44

1

 А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»

45

1

Таинственный каменный цветок П. Бажова

46

1

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

47-50

4

В тридевятом царстве в пушкинском государстве (А.С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)Сказки на экране (просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина). Сказки Пушкина еа полотнах великих художников.

51

1

Викторина «Однажды в сказках Пушкина»

52

1

Сказки дедушки Корнея (К.И. Чуковский «Тараканище»,

«Путаница», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и др.)

Добрый мир сказок Чуковского (просмотр мультфильмов)

53

1

Сказки  В. Катаева («Цветик-семицветик»,

«Дудочка и кувшинчик»)

54

1

 Сказки С.Я. Маршака. Инсценировка сказки «12 месяцев».

 

Волшебный ларец  (14ч)

55-56

2

Сказочный мир братьев Гримм: волшебный сундучок сказок.

57-58

2

Сказки гуляют по свету. Сказки народов Западной Европы.

59-60

2

Великий сказочник Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка»,

«Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Снежная королева» и др.) Светлая грусть Андерсена

61-62

2

Подарок феи (сказки Ш. Перро «Волшебница», «Красная

шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица»)

Вторая жизнь сказок Перро (отражение сказочных сюжетов Перро

в театре и кино)

63

1

Театральные сказки Е. Шварца («Золушка», «Снежная королева»)

64

1

 В. Гауф: сказки для взрослых и детей.

65

1

Уроки фантазии с Д. Родари («Сказки по телефону»)

66

1

Эта удивительная Пеппи (А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

67

1

Медвежонок Вини-Пух и другие герои А. Милна: герои книг и м/ф

68

1

Викторина «Знаешь ли ты русские и зарубежные литературные сказки?»

 

Проба пера «Моя сказка»  (6ч)

69

1

Выбор сюжета, собирание материалов для волшебной сказки.

70

1

 Работа над созданием сказки. Иллюстрации к своей сказке

71-72

2

 

Представление и анализ своего проекта, ,обсуждение сказок.

73-74

2

Защита исследовательских проектов.

 

 

 

 ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Входной контроль

2. Текущий контроль

3. Промежуточный контроль

Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня умений, знаний, навыков, возможностей детей и определения их природных качеств. Формы: наблюдение, тестирование.

Текущий контроль производится на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся.

 Формы:

 - педагогическое наблюдение - опрос, беседы, викторины, кроссворды на выявление знаний по пройденному материалу - анализ выполненных заданий, результативности участия детей в мероприятиях, приобретенных навыков общения, самооценка учащихся. Промежуточный контроль предусмотрен с целью выявления уровня освоения обучающимися программы и корректировки процесса.

Формы: - устный опрос - конкурсы, выставки

Диагностика уровня личностного развития обучающихся проводится по следующим параметрам: • культура речи • умение слушать • умение выделить главное • умение ставить задачи • самоконтроль • самооценка • мотивация • социальная адаптация

 

 

Учебные и методические пособия

Для педагога:

 

1.        Акулов П.И. Тверские сказки. Тверь, 1997.

2.        Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник. М.:

3.        Будур Н.В. и др. Зарубежная детская литература: Учебное пособие для

4.        Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2003.

5.        Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. Ростовна-Дону, 2006.

6.        Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

7.        Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М., 1972.

8.        Глушцова Л.А. Хранитель русских сказок // Читаем, учимся, играем.- 2011.- № 1.- с. 94-97.

9.        Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. М.,2002.

10.    Гончарова А.В. Золотые зерна. [Кн. 1:] Сказки, легенды, предания, ме-

11.    Гончарова А.В. Золотые зерна. Кн. 2: Сказки, народные рассказы Тверского края. Тверь, 2002.

12.    Детская литература и воспитание: Сб. тр. международной научной конференции «Детская литература и воспитание». Тверь, 2004—2010.Вып. 1—8.

13.    Зарубежные детские писатели в России: Биобиблиографический словарь / Под общ. ред. И. Г. Минераловой. М.: Флинта, Наука, 2005.

14.    Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред.

15.    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.,2006.

16.    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб., 2005.

17.    Калейдоскоп юбилейных дат: сборник сценариев для проведения мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 5.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 232с

18.    Кашкаров А.П. Как приохотить ребенка к чтению.- М: Феникс, 2016.-235с.

19.    Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам: рекомендательный указатель детской литературы // Школьная библиотека.- 2008.- № 10.- Вкладка с. 1 – 48.

20.    Крук Н.В., Котомцева И.В. Библиотечные уроки по чтению. Сценарии. 1-9 классы: в 2 ч. Ч.1. 1 – 4 класс.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.- 504 с.

21.    Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

22.    Милюгина Е.Г. Русская народная сказка в круге детского чтения: Учеб.пособие. Тверь:ТвГУ, 2001.

23.    Милюгина Е.Г. Теория литературы и практика читательской деятельности: Учеб. пособие. Тверь: ТвГУ, 2009.

24.    Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

25.    Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.,1980.

26.    Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 264 с.

27.    Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М., 1965.

28.    Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.,1994.

29.    Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.

30.    Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2008.

31.    Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека».- Вып.: 2008 – 2010 годы.

32.    Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

33.    Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь /

34.    Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. /Под ред. П.А. Николаева. М., 1996.

35.    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль,

36.    СПб., 2003.

37.    Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.- 408 с..- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 1-2).- Приложение к журналу «Школьная библиотека».

38.    Тихомирова И.И. Как нам воспитать вдумчивого читателя: сб. статей в 2-х частях.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1).- Приложение к журналу «Школьная библиотека»)

39.    учащихся пед. уч. / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1985.

40.    Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996

41.    Чаусова С. Для чего люди читают? Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя // Библиотека в школе.- 2010.- № 1.- с. 9 – 18.

42.    Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир.М., 1996.

 

Для обучающихся:

1.      Английская литературная сказка. М., 1998.

2.      Андерсен Х.К. Сказки (любое издание).

3.      Асбьернсен П. Сказки . (любое издание)

4.      Водяной. Екатеринбург, 1993.

5.      Гауф В. Сказки. М., 1988.

6.      Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки (любое издание).

7.      Городок в табакерке /Сост. С.Серов. М., 1989.

8.      Готорн Н. Книга чудес (любое издание).

9.      Гофман Э.Т.А. Золотой горшок (и др. сказки). М., 1991.

10.  Гримм Я. И В. Детские и семейные сказки (любое издание).

11.  Грэм К. Ветер в ивах. СПб., 1993.

12.  Жуковский В.А. Сказки (любое издание).

13.  Ирвинг В. Альгамбра (любое издание).

14.  Итальянская волшебная сказка. М., 1992.

15.  Итальянские сказки. М., 1991.

16.  Киплинг Р. Просто сказки. Книги джунглей. Пак с волшебных холмов.

17.  Коллоди К. Приключения Пиноккио (любое издание).

18.  Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье (любое издание).

19.  Лабулэ Э. Волшебные сказки. Рига, 1985.

20.  Линдгрен А. Сказочные повести (любое издание).

21.  Литературные сказки и легенды Америки. Челябинск, 1992.

22.  Льюис Кл.Л. Хроники Нарнии (любое издание).

23.  Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все (любое издание).

24.  Миронова Н.А. Как подружиться с книжкой.- М: Олма Медиа Группа/Просвещение, 2012.- 46с.

25.  Награды и феи (люб.издание). 1990.

26.  Нерваль Ж. Дочери огня. М., 1985.

27.  Одоевский В.Ф. Пестрые сказки. Сказки дедушки Иринея (любое издание).

28.  Перро Ш. Волшебные сказки (любое издание).

29.  Подарок тролля: Сказки писателей Скандинавии. Петрозаводск, 1993.

30.  Причудница: Русские стихотворные сказки конца XVIII – началаХХ веков. М., 1988.

31.  Пройслер О. Маленькая Баба-Яга. Маленькое Привидение. Маленький

32.  Пушкин А.С. Сказки (любое издание).

33.  Родари Дж. Сказочные повести (любое издание).

34.  Санд Ж. Бабушкины сказки. М., 1991.

35.  Сборник «10 знаменитых сказок» издательство «Росмэн»

36.  Сборник «Большая книга русских сказок» издательство «Росмэн»

37.  Серия книг «Литературные сказки для младших школьников» издательство «Энас-книга»

38.  Сказка серебряного века. М., 1994.

39.  Сказки американских писателей. Л., 1992.

40.  Сказки английских писателей. Л., 1986.

41.  Сказки немецких писателей. Л., 1989.

42.  Сказки русских писателей /Сост. Кл.Лукашевич. М., 1996.

43.  Сказки скандинавских писателей. Л., 1990.

44.  Сказки старой Англии. М., 1994.

45.  Сказки французских писателей. Л., 1988.

46.  Сквозь волшебное кольцо: Британские легенды и сказки. М., 1988.

47.  Сомов О. Сказки (любое издание).

48.  Сто любимых книг. Золотой список для детского чтения // Детская энциклопедия АиФ.- 2008.- № 9.- с.1 -88.

49.  Толкиен Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно (любое издание).

50.  Топелиус С. Сказки (любое издание) .

51.  Уайльд О. Сказки (любое издание).

52.  Французская литературная сказка XVII-XVIII веков. М., 1991.

53.  Французские сказки. Сказки французских писателей. М., 1988.

54.  Харрис Дж. Сказки дядюшки Римуса (любое издание).

55.  Цветок папоротника: Сказки русских писателей XVII–XX веков. М.,

56.  Черная курица: Сказки русских писателей. М., 1981.

57.  Эндэ М. Бесконечная книга (любое издание).


 

58.  Скачано с www.znanio.ru

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа гуманитарной направленности «В мире волшебной сказки » для обучающихся

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа гуманитарной направленности «В мире волшебной сказки » для обучающихся

Методы: - словесный (беседа, анализ выступлений, решение проблемных ситуаций и т

Методы: - словесный (беседа, анализ выступлений, решение проблемных ситуаций и т

Средство достижения этих результатов – тексты фольклорных и художественных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

Средство достижения этих результатов – тексты фольклорных и художественных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

Мир знаний открывается перед обучающимися благодаря работе их сознания, как главной личной ценности

Мир знаний открывается перед обучающимися благодаря работе их сознания, как главной личной ценности

Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Раздел 2. Особенности русских народных сказок (2ч)

Раздел 2. Особенности русских народных сказок (2ч)

Образы сказочных персонажей на полотнах великих художников

Образы сказочных персонажей на полотнах великих художников

Сказка В. Жуковского «Мальчик-с-пальчик»

Сказка В. Жуковского «Мальчик-с-пальчик»

Календарно – тематическое курса «Волшебный мир сказки» № п/п

Календарно – тематическое курса «Волшебный мир сказки» № п/п

Повез мужик в город три четверти ржи продавать

Повез мужик в город три четверти ржи продавать

Горшок 2. Похороны козла 3

Горшок 2. Похороны козла 3

Чудесные превращения в волшебных сказках

Чудесные превращения в волшебных сказках

Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст 2)

Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст 2)

Сказки гуляют по свету.

Сказки гуляют по свету.

Учебные и методические пособия

Учебные и методические пособия

Русские детские писатели ХХ века:

Русские детские писатели ХХ века:

Причудница: Русские стихотворные сказки конца

Причудница: Русские стихотворные сказки конца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2021