Модульная система
Оценка 4.8

Модульная система

Оценка 4.8
docx
29.01.2020
Модульная система
Модульная система.docx

«Модульная система коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ТНР»

 

 

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся фундаментальной базой и средством дальнейшего обучения. Проблема изучения, диагностики и коррекции специфических нарушений письменной речи  у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач современной логопедии.

С каждым годом в  начальной школе увеличивается количество детей с трудностями в овладении письменной речью. Нарушение письма является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся 7 — 12 лет (89 % от общего числа обучающихся начальной школы).

Многие исследователи утверждают, что речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков, поэтому программа сопровождения учащихся с ТНР должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и раз­витие у детей коммуникативных навыков, навыков организации самостоятельной подготовки к занятиям и правильного распределения личного времени, планирования, самоконтроля и т. д.. Исходя из этого, на базе нашего учреждения была апробирована модульная программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи авторами которой являются Е.В. Меттус, А.В. Литвина, О.С. Турта, Е.Д. Бурина и др.

Логопедические занятия с младшими  школьниками, имеющими нарушения письменной речи, проводятся по определенной схеме, основанной на взаимодействии учителя-логопеда (и/или педагога-психолога) и ребенка (сопровождающего и сопровождае­мого). Взаимодействие способствует обучению сопровождаемого самостоятельному поиску путей и способов решения соб­ственных проблем, задач. Поэтому, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится ак­тивным участником такой деятельности, цель которой активизация его собственных ресурсов в процессе развития и обучения. В процессе такого обучения целесообразным считается объединить усилия не только логопеда и психолога, но и тесно взаимодействовать с учителями русского языка и классными руководителями.

В  соответствии с поставленными целями и задачами авторами  программы выделяются шесть модулей. Распределение упражнений по модулям услов­но, так как большинство предлагаемых учебных зада­ний полифункциональны.

Модуль А: Умение правильно воспринимать словес­ную или письменную инструкцию.

Модуль В: Умение планировать действия по выполне­нию задания.

Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконт­роль.

Модуль D: Умение самостоятельно оценивать резуль­таты своей деятельности.

Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вни­манием и темпом деятельности.

Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.

 

    Примеры игр и упражнений согласно модулям

Модуль А. Дети с нарушениями письменной речи нередко удив­ляют педагогов, выполняя не то, что им задано, постоянно переспрашивают учителя, когда инструкции уже даны. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, на­рушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Понимание инструкции тесно связано с развитием ком­муникативных навыков в процессе обучения. Упражнение  «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вмес­то буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключе­ния внимания, но основная цель для ученика — саморегуля­ция деятельности с учетом меняющейся инструкции. Игра «Внимание и счет». Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит де­тей поднимать карточку с цифрой, соответствующей по­зиции звука, которым отличается пара слов.
Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай — поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый. Игра развивает быстроту реакции, фонематическое воспри­ятие, навык фонематического анализа, способствует концент­рации внимания.

Модуль В. Особенность данного модуля в том, что если в начале обучения учащиеся действуют только по образцам, которые предлагает учитель, то на следующих этапах обучения дети сами планируют свое время и свои действия, самостоятельно составляют алгоритмы. Упражнение «Подготовься к занятию». На доске расположен ряд картинок с изображением ручки, простого каранда­ша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками. Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того как дети выполнят задание, уместно подвести итог: кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попро­сить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, до­бавляя картинки. Игра «Расскажи о звуке по плану-схеме»:

гласный                    или            согласный

ударный     безударный                  твердый              мягкий

                                         звонкий         глухой       звонкий     глухой

Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

Модуль С. Ученики с ТНР чаще всего не в состоянии осуществлять ито­говый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специаль­ных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важ­но убедить учеников в том, что самопроверка дает воз­можность получить за письменную работу более высокую отметку. («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».) Этапы самопроверки: I этап – поиск специфических (дисграфических) оши­бок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм. II этап – поиск орфографических ошибок в слове. III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. На I и II этапах работы возможно использование вспо­могательных приспособлений, позволяющих ребенку вы­делить слово из текста и сосредоточить на нем свое вни­мание. Таким приспособлением может служить провероч­ная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней гра­ни которого вырезаны «окошки» для выделения длинно­го и короткого слова (карточка-«проверялка»). Памятка для первой проверки:

                                  «Проверь свою работу»

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

Не пропустил ли ты букву?

Не добавил ли лишнюю букву?

Не написал ли вместо одной буквы другую?

Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

Модуль D. Важными для успешной учебы являются умения ста­вить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждаю­щих ребенка учиться, можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до награждения специальными сим­волами, с помощью которых отмечаются достижения. Символ успеха можно придумать совместно. Ученики начальной школы с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов. «Лесенка успеха»: завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каж­дый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки чело­вечка – себя. Если ученик считает, что был вниматель­ным, старательным и поэтому сдал логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объек­тивно дети оценивают свое письмо. «Я так чувствую...» Подводя итоги занятия, логопед может попросить детей нарисовать на полях тетради не­большой кружок и поставить в нем один из знаков препи­нания, обозначающих завершение предложения.

«Точка» - на занятии все было понятно.

«Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то не­понятно.

«Восклицательный знак» — все было понятно, есть уве­ренность, что знания по теме твердые.

Овал: …..Овал:  ?

Овал:   !Овал: .….…«Многоточие» — тема кажется непонятной.

 

 

 Этот прием является одним из средств обратной связи, вызывает рефлексию у детей. Не стоит без согласия ребенка «озвучивать» тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается «закрытой», то можно наде­яться на искренность ответов учащихся.

Модуль Е. Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произ­вольно управлять этими качествами. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения уп­ражнений тренировка основных свойств внимания в про­цессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников с ТНР. Упражнение «Ритмический диктант». Детям предлагается гра­фически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед. НапримерI II I II III III I .  Упражнение способствует концентрации слухового внимания, развивает произвольность в учебной деятельности, способность воспринимать слухо-речевой ритм. А также ряд других традиционных упражнений: «Собери слова из звуков», «Сложение и вычитание букв» и др.

Модуль F.  Основной задачей логопеда, психолога и учителя в обучении школьников с нарушениями письменной речи является, прежде всего,  формирование у них навыков общения в учебной ситуации. Решение этой задачи предполагает формирование следующих умений: четко формулировать вопрос; задавать вопросы, а не уходить от трудностей; принимать учительскую задачу, не подменяя ее собственной задачей; решать задачу, взаимодействуя со сверстниками — другими участниками группы, одноклассниками. Упражнение «Вежливая просьба». Группа выбирает водящего. Он будет выполнять просьбы участников игры и сообщать об их выполнении. Формулируя просьбу, игроки должны упот­реблять вежливые слова, написанные на доске, а получив ответ водящего, должны поблагодарить его. Игрок, забыв­ший употребить вежливые слова, становится водящим. Дети учатся формулировать просьбу, вежливо обращаться друг к другу, обогащают словарный запас. Игра «Камешек»: участники игры держат руки перед собой, прижав ладони друг к другу. У водящего между ладонями спрятан плоский камешек. Он обходит всех игроков, делая вид, что каждому кладет в ладони каме­шек. На самом деле камешек, конечно, оказывается у одного из игроков. Водящий начинает «искать» каме­шек, обращаясь с вопросом к одному из участников. Например:
Водящий: Лена, не у тебя ли мой чудесный камешек? Лена: Нет, Вова, его у меня нет. Я думаю, что он у Иры. Ира: Лена, ты, к сожалению, ошиблась. Чудесный камешек не у меня, но я предполагаю, что он у Светы...
Эту игру желательно проводить на 3-4 занятиях подряд. Игроки обязательно должны называть друг друга по имени, использовать «вежливые» выражения, написанные на доске.

Таким образом, можно утверждать, что результаты исследований в области сопровождения, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность такого комплексного мультидисциплинарного подхода к  проблемам развития ребенка. Техника консультативного сопровождения,  которая благополучна была апробирована на базе  ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова» (начальные классы), позволяет проанализовать проблемы учеников, использовать их собственные ресурсы и оказать им всестороннюю помощь.

 

 


 

Модульная система коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с

Модульная система коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с

В процессе такого обучения целесообразным считается объединить усилия не только логопеда и психолога, но и тесно взаимодействовать с учителями русского языка и классными руководителями

В процессе такого обучения целесообразным считается объединить усилия не только логопеда и психолога, но и тесно взаимодействовать с учителями русского языка и классными руководителями

Таким образом, дети записывают 2-3 предложения

Таким образом, дети записывают 2-3 предложения

Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяется

Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяется

Символ успеха можно придумать совместно

Символ успеха можно придумать совместно

ТНР. Упражнение « Ритмический диктант»

ТНР. Упражнение « Ритмический диктант»

Игроки обязательно должны называть друг друга по имени, использовать «вежливые» выражения, написанные на доске

Игроки обязательно должны называть друг друга по имени, использовать «вежливые» выражения, написанные на доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020