«Модульная система коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ТНР»
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся фундаментальной базой и средством дальнейшего обучения. Проблема изучения, диагностики и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач современной логопедии.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с трудностями в овладении письменной речью. Нарушение письма является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся 7 — 12 лет (89 % от общего числа обучающихся начальной школы).
Многие исследователи утверждают, что речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков, поэтому программа сопровождения учащихся с ТНР должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации самостоятельной подготовки к занятиям и правильного распределения личного времени, планирования, самоконтроля и т. д.. Исходя из этого, на базе нашего учреждения была апробирована модульная программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи авторами которой являются Е.В. Меттус, А.В. Литвина, О.С. Турта, Е.Д. Бурина и др.
Логопедические занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения письменной речи, проводятся по определенной схеме, основанной на взаимодействии учителя-логопеда (и/или педагога-психолога) и ребенка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению сопровождаемого самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем, задач. Поэтому, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником такой деятельности, цель которой активизация его собственных ресурсов в процессе развития и обучения. В процессе такого обучения целесообразным считается объединить усилия не только логопеда и психолога, но и тесно взаимодействовать с учителями русского языка и классными руководителями.
В соответствии с поставленными целями и задачами авторами программы выделяются шесть модулей. Распределение упражнений по модулям условно, так как большинство предлагаемых учебных заданий полифункциональны.
Модуль А: Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию.
Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания.
Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль.
Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.
Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.
Примеры игр и упражнений согласно модулям
Модуль А. Дети с
нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им
задано, постоянно переспрашивают учителя, когда инструкции уже даны. Эти
уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания
ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями
мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Понимание
инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе
обучения. Упражнение «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но
вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает им,
например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку. Прием способствует
развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика —
саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. Игра «Внимание и
счет». Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6.
Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции
звука, которым отличается пара слов.
Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай
— поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый. Игра развивает
быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа,
способствует концентрации внимания.
Модуль В. Особенность данного модуля в том, что если в начале обучения учащиеся действуют только по образцам, которые предлагает учитель, то на следующих этапах обучения дети сами планируют свое время и свои действия, самостоятельно составляют алгоритмы. Упражнение «Подготовься к занятию». На доске расположен ряд картинок с изображением ручки, простого карандаша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками. Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того как дети выполнят задание, уместно подвести итог: кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попросить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, добавляя картинки. Игра «Расскажи о звуке по плану-схеме»:
гласный или согласный
ударный безударный твердый мягкий
звонкий глухой звонкий глухой
Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.
Модуль С. Ученики с ТНР чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».) Этапы самопроверки: I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм. II этап – поиск орфографических ошибок в слове. III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова (карточка-«проверялка»). Памятка для первой проверки:
«Проверь свою работу»
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
Не пропустил ли ты букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
Модуль D. Важными для успешной учебы являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребенка учиться, можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются достижения. Символ успеха можно придумать совместно. Ученики начальной школы с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов. «Лесенка успеха»: завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и поэтому сдал логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. «Я так чувствую...» Подводя итоги занятия, логопед может попросить детей нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.
«Точка» - на занятии все было понятно.
«Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то непонятно.
«Восклицательный знак» — все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.
«Многоточие» — тема кажется непонятной.
Этот прием является одним из средств обратной связи, вызывает рефлексию у детей. Не стоит без согласия ребенка «озвучивать» тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается «закрытой», то можно надеяться на искренность ответов учащихся.
Модуль Е. Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произвольно управлять этими качествами. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения упражнений тренировка основных свойств внимания в процессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников с ТНР. Упражнение «Ритмический диктант». Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед. Например: I II I II III III I . Упражнение способствует концентрации слухового внимания, развивает произвольность в учебной деятельности, способность воспринимать слухо-речевой ритм. А также ряд других традиционных упражнений: «Собери слова из звуков», «Сложение и вычитание букв» и др.
Модуль F. Основной задачей логопеда, психолога и учителя в обучении школьников с
нарушениями письменной речи является, прежде всего, формирование у них навыков
общения в учебной ситуации. Решение этой задачи предполагает формирование
следующих умений: четко формулировать вопрос; задавать
вопросы, а не уходить от трудностей; принимать учительскую задачу, не подменяя
ее собственной задачей; решать задачу, взаимодействуя со сверстниками — другими
участниками группы, одноклассниками. Упражнение «Вежливая просьба». Группа
выбирает водящего. Он будет выполнять просьбы участников игры и сообщать об их
выполнении. Формулируя просьбу, игроки должны употреблять вежливые слова,
написанные на доске, а получив ответ водящего, должны поблагодарить
его. Игрок, забывший употребить вежливые слова, становится водящим. Дети
учатся формулировать просьбу, вежливо обращаться друг к другу, обогащают
словарный запас. Игра «Камешек»: участники игры держат руки перед
собой, прижав ладони друг к другу. У водящего между ладонями спрятан плоский
камешек. Он обходит всех игроков, делая вид, что каждому кладет в ладони камешек.
На самом деле камешек, конечно, оказывается у одного из игроков. Водящий
начинает «искать» камешек, обращаясь с вопросом к одному из участников. Например:
Водящий: Лена, не у тебя ли мой чудесный
камешек? Лена: Нет, Вова, его у меня нет. Я думаю, что он у Иры. Ира: Лена, ты,
к сожалению, ошиблась. Чудесный камешек не у меня, но я предполагаю, что он у
Светы... Эту игру
желательно проводить на 3-4 занятиях подряд. Игроки обязательно должны называть
друг друга по имени, использовать «вежливые» выражения, написанные на доске.
Таким образом, можно утверждать, что результаты исследований в области сопровождения, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность такого комплексного мультидисциплинарного подхода к проблемам развития ребенка. Техника консультативного сопровождения, которая благополучна была апробирована на базе ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова» (начальные классы), позволяет проанализовать проблемы учеников, использовать их собственные ресурсы и оказать им всестороннюю помощь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.