Данная модульная программа по физике предназначена для изучения блока «Основные положения молекулярно-кинетической теории» (10 класс). В программе выделены учебные элементы для изучения МКТ. Выделен учебный материал для интегральных когнитивных стилей и дифференциальных когнитивных стилей(содержание учебного материала и руководство по его усвоению).
Модульная программа блока «Основные положения молекулярнокинетической теории» (10 класс)
Ковалева Галина Николаевна, учитель физики БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №113»
модуль
.
ы
т
н
е
м
е
л
э
е
ы
н
б
е
ч
У
УЭ0
(ДЦМ)
М1.Основные положения
МКТ.
Усвоение основных
положений МКТ.
М2.Характеристики молекул.
Ознакомление с основными
физическими величинами,
характеризующими молекулы.
УЭ1. История создания МКТ.
М.В.Ломоносов.
Размеры молекул.
Число молекул.
Концентрация вещества.
УЭ2. Основные положения
МКТ.
Количество вещества.
Постоянная Авогадро.
УЭ3. Экспериментальные
основания МКТ.
Молярная масса вещества.
Масса вещества.
УЭ4. Статистические
закономерности
Выходной контроль
М3.Свойства вещества с точки
зрения МК представлений.
Сформировать умения применять
МКТ для объяснения
существования агрегатных
состояний вещества.
Газообразное состояние вещества
(строение, движение,
взаимодействие).
М4.Обобщение и контроль знаний.
Самоконтроль учебных
достижений, выявление ошибок и
их коррекция.
Выполнение дифференцированных
заданий для выявления уровня
усвоения содержания всех учебных
элементов модулей М1М3.
Жидкое состояние
вещества(строение, движение,
взаимодействие).
Твёрдое состояние
вещества(строение, движение,
взаимодействие).
Выходной контроль.
УЭ5. Выходной контроль.
Подведение итогов. ДЗ.
Подведение итогов. ДЗ.
УЭ6. Подведение итогов. ДЗ.
Модуль М1. 1й уровень сложности.
Характеристики молекул.
УЭ0:Постановка цели.
ДЦМ: Ознакомиться с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;
_________________________________________________________________________________________________________________
Учебный материал с указанием заданий.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Интегральные когнитивные стили.
Дифференциальные когнитивные стили. Содержание учебного материала.
( ИТ, ИЭ,ИД)
Содержание учебного материала.
(ДТ, ДЭ, ДД)
Руководство по усвоению учебного
содержания.
Таблица по теме «Характеристики
молекул». (см.приложение 1.)
План изучения материала:
1.оценка размеров молекул.
2.число молекул.
3.концентрация вещества.
Тело состоит из
8.204•10²(cid:9) молекул, найдите
количество вещества,
содержащегося в теле.
Руководство по усвоению учебного
содержания.
УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.
ЧДЦ: Знать методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.
Работайте с таблицей по теме
«Характеристики молекул».
Изучите §58(стр.142143)
(1 балл)
УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.
ЧДЦ : Воспроизводить формулу для расчёта количества вещества; знать постоянную Авогадро..
1.Работайте с таблицей. (см.
приложение1).Изучите
§59(стр.144145)
2.Решите задачу (1балл)
( Ответ: 8986моль)
Запомнить формулу количества
вещества и значение постоянной
Авогадро. Заучите их.(1балл)
УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.
ЧДЦ: различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества.
1.Найдите формулы для расчёта
массы одной молекулы и массы
вещества в §59. (1 балл)
2. Решите задачи (за решение
каждой 1 балл)
1.Ответ: 16•10ˉ⁶кг
2.Ответ: 0.33•10ˉ²⁶кг
3.Восмпользуйтесь обобщённым
алгоритмом решения задач такого
типа; примените его к решению
данной задачи, расписав пошаговые
действия, выполненные вами при
получении результата в задаче.(1
балл)
УЭ4. Выходной контроль.
1.Запишем формулу количества вещества:
2.Используя формулу: =ν m/M, выразим массу: m= •ν M
ν = N/Na
Na = 6.02•10²³мольˉ¹
1.Какую массу имеют
3*10²°молекул кислорода (О2)?
1.Какова масса воды, взятой в
количестве 100моль?
2.Вычислите массу одного атома
гелия He.
Обобщённый алгоритм решения задачи
Изучите текст § 58 (стр.142143)
Работайте с планом.
(1балл)
1.Изучите §59(стр.144
145).Работайте с таблицей (см
приложение1).
2.Решите задачу.(1балл)
(Ответ: 13.6 моль)
Запомнить формулу количества
вещества и значение постоянной
Авогадро. Заучите их.(1балл)
1.Найдите формулы для расчёта
массы одной молекулы и массы
вещества в §59. (1 балл)
2.Решите задачу. (1 балл)
Ответ: 1.8кг
3.Распишите пошаговые действия,
выполненные вами при решении
задачи. Сформулируйте
обобщённый алгоритм решения для
такого типа задач. Сравните свои
действия с действиями
обобщённого алгоритма. (1 балл)
Какое количество вещества
составляют 5.41•10²молекул?
= ν N/Na
3.Производим расчёт, ответ выражаем в килограммах.
4
1
3
2
Задания (вопросы)
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Итого
баллов
Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество
баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1
балл.
1. 0.032 кг/моль; 5.3*10ˉ²ºкг
2. 2.2кг
3. 0,098кг/моль
4. 12*10²(cid:9)
5. 200моль
ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.
Решите задачи:
1.Определить молярную массу и массу одной молекулы кислорода (О2).
2.Какова масса 50 молей углекислого газа (СО2)?
3.Определите молярную массу молекулы серной кислоты(H2SO4)/
4.Сколько молекул содержится при нормальных условиях в 0.6 кг
оксида азота (NO)?
5.Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке
массой 5.4кг?
УЭ5.Подведение итогов.
ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.
Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)
Учеб.
элемент
УЭ1
УЭ2
УЭ3
УЭ4
Итого
Оценка
Дифференцированное домашнее задание.
«Зачёт»: повторите изученный материал.
«Незачёт»:§5859; Упр.№11(57)
М1. 2й уровень сложности.
Характеристики молекул.
УЭ0:Постановка цели.
ДЦМ: Ознакомиться с физическими величинами, характеризующими молекулы; сформировать умения рассчитывать параметры молекул;
Воспроизводить формулы количества вещества, молярной массы, концентрации вещества, массы вещества;
Давать определения количества вещества, концентрации вещества, числа Авогадро;
Уметь применять теоретические знания при решении задач в несколько изменённых условиях.
_____________________________________________________________________________________________________________________
Учебный материал с указанием заданий.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Интегральные когнитивные стили.
Руководство по усвоению учебного Содержание учебного материала.
Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий.
Поставьте себе итоговую оценку:
912 Баллов – «Зачёт»;
≤8 Баллов – «Незачёт»
Сдайте лист контроля учителю.
Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом
своей работы на уроке.
Дифференциальные когнитивные стили.
Содержание учебного материала.
5
1
12
6
7
8
Руководство по усвоению учебного ( ИТ, ИЭ,ИД)
содержания.
УЭ1.Размеры молекул. Опыт Р.Влея. Число молекул. Концентрация вещества.
ЧДЦ: Уметь объяснять методики определения размеров молекул; воспроизводить формулы для расчёта числа молекул и концентрации вещества.
Изучите текст § 58 (стр.142143)
Работайте с таблицей по теме
Работайте с планом.
«Характеристики молекул».
Запишите формулы для расчёта
Изучите §58(стр.142143)
Запишите формулы числа молекул,
числа молекул, концентрации
вещества.
концентрации вещества.(2 балла)
План изучения материала:
1.оценка размеров молекул.
2.число молекул.
3.концентрация вещества.
таблица по теме «Характеристики
молекул». (см. приложение 1.)
(ДТ, ДЭ, ДД)
содержания.
Какова концентрация 100моль ртути содержащихся в 2 м³?
УЭ2.Количество вещества. Постоянная Авогадро.
ЧДЦ: Уметь объяснять связь между количеством вещества, числом молекул, концентрацией вещества и постоянной Авогадро. Применять
формулы при решении задач в несколько изменённой ситуации.
1.Работайте с таблицей, (см.
приложение1).Изучите
§59(стр.144145)
2.Решите задачу (2 балла)
( Ответ: 301*10²³мˉ³ )
Сформулируйте обобщённый
алгоритм решения для задач
такого типа. Распишите пошаговые
действия, выполненные вами при
получении результата. Сравните
свои действия с действиями
обобщённого алгоритма решения
задач такого типа.(2 балла)
УЭ3.Молярная масса вещества. Масса вещества.
ЧДЦ: Различать формулы для расчёта массы одной молекулы, молярной массы и массы вещества. Решить задачи на применение формул
в несколько изменённых условиях.
1.Найдите формулы для расчёта
массы одной молекулы и массы
вещества в §59. Выпишите
необходимые соотношения в
тетрадь.(2 балла)
1.Изучите §59(стр.144
145).Работайте с таблицей (см
приложение1).
2.Решите задачу.(2 балла)
(Ответ: 301*10²³мˉ³)
Распишите пошаговые действия,
выполненные вами при решении
задачи. Сформулируйте
обобщённый алгоритм решения для
задач такого типа. Сравните свои
действия с действиями
обобщённого алгоритма. (2 балла)
Обобщённый алгоритм решения задачи
Используем формулу концентрации вещества: n=N/V
Выразим число молекул из формулы количества вещества: N= •ν Na
Произведём вычисления, запишем ответ.
1.Найдите формулы для расчёта
массы одной молекулы и массы
вещества в §59. Выпишите
необходимые соотношения в
тетрадь .(2 балла)
Что имеет большую массу и во
сколько раз: 5 молей алюминия или
1 моль свинца?
Что имеет большую массу и во
сколько раз: 4 моль свинца или 2
моль серебра? 2. Решите задачу (2 балла)
Ответ: mpb/mal=1.5
3. Сформулируйте обобщённый
алгоритм решения для задач
такого типа. Распишите пошаговые
действия, выполненные вами при
получении результата. Сравните
свои действия с действиями
обобщённого алгоритма решения
задач такого типа.(2 балла)
УЭ4.Выходной контроль.
ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.
Решите задачи:
1.Какой объём будут занимать 10²атомов алюминия?
2.Какую массу имеет водород (Н2), количество вещества которого
соответствует 2.7кг алюминия?
3.Масса 14.95*10² молекул инертного газа составляет 5кг. Какой это
газ?
4.Сколько молекул воздуха содержится в комнате объёмом 60м³ при
нормальных условиях?
5.Определите массу одной молекулы серебра.
УЭ5.Подведение итогов.
ЧДЦ: заполнить лист контроля; оценить знания.
Лист контроля ( ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД)
Учеб.
элемент
УЭ1
УЭ2
УЭ3
УЭ4
Итого
Оценка
Дифференцированное домашнее задание.
«хорошо»: повторите изученный материал
«Зачёт»: решите задачу: определите линейные размеры молекул воды.
Задания (вопросы)
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
5
2
22
Итого
баллов
3
6
7
8
Обобщённый алгоритм решения задачи
1.Определить молярные массы веществ.
2.Выразить из формулы =ν m/M массу вещества: m= •ν M
3.Произвести вычисления масс веществ.
4.Найти отношение масс данных веществ, записать ответ.
2.Решите задачу. (2 балла)
Ответ: mpb/mag=3.8
3.Распишите пошаговые действия,
выполненные вами при решении
задачи. Сформулируйте
обобщённый алгоритм решения для
такого типа задач. Сравните свои
действия с действиями
обобщённого алгоритма. (2 балл)
Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество
баллов и занесите в лист контроля. За каждый правильный ответ – 1
балл.
1. 0.016м³
2. 0.2кг.
3. неон (М=20.17*10ˉ¹³кг/моль)
4. 1.6*10²
5. 1.79*10ˉ(cid:7) кг.
Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий.
Поставьте себе итоговую оценку:
1822 баллов – «хорошо»;
1217 баллов – «зачёт»
≤11 баллов – «незачёт»
Сдайте лист контроля учителю.
Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом
своей работы на уроке.
«Незачёт»:§5859, Упр.№11(57)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.Таблица по теме: «Характеристики молекул»
№ Наименование
Обозначение
Примечание
Формула
Единица
измерения
Дополнительная
формула
1
2
3
4
5
6
Относительная молекулярная
масса вещества
Количество вещества
Число молекул
Молярная масса вещества
Масса одной молекулы
Масса вещества
Mr
ν
N
М
mo
m
Mr=mo
1/12mo
= ν N/Na
N = *ν Na
М = mo•Na
mo = М/Na
m = moN
моль
кг/моль
кг
кг
= ν m/М
N = m*Na
М
М = Мr•10ˉ³
m = M•ν
m = p•V
moс = 1,995•10ˉ²⁶кг;
moсмасса атома углерода
Na= 6.02•10²³мольˉ¹
постоянная Авогадро
Модульная программа по физике 10 класс МКТ"
Модульная программа по физике 10 класс МКТ"
Модульная программа по физике 10 класс МКТ"
Модульная программа по физике 10 класс МКТ"
Модульная программа по физике 10 класс МКТ"
Модульная программа по физике 10 класс МКТ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.